«Ты неправильно поклон делаешь»

Поклоны очищают и освящают и тело и душу

Статья с azbyka.ru
(старец Порфирий Кавсокаливит)

— Ты делаешь поклоны? Сколько? Ну-ка, сделай поклон, я посмотрю.

Я положил один-два поклона.

— Ты неправильно делаешь, — сказал отец Порфирий. Тогда он был уже совершенно слепым, однако его слова прозвучали так, как будто он меня хорошо видел. Затем он позвонил в свой колокольчик и пригласил в келью одного монаха.

— Пожалуйста, — сказал он, — покажи брату, как я научил вас делать поклоны, совершая свое молитвенное правило.

Брат тотчас же стал быстро и ровно класть поклоны. В его поклонах была сила и жизнь.

— Видишь? — спросил меня Старец. — Сначала ты касаешься пола руками, а не коленками. Твое тело движется в воздухе, оставаясь как бы в подвешенном состоянии. Для этого нужны сильные руки.

И еще надо с силой запечатлевать себя крестным знамением. Твердо касайся рукой лба, плеч.

Мы в скиту, когда все вместе совершали в храме свое монашеское правило, то было слышно только, как — жжих-жжих — шелестели наши рясы, одновременно мы с силой осеняли себя крестным знамением.

Ты видел, как крепко мать обнимает своего ребенка? Она это делает с чувством.

Ко Господу мы тоже должны относиться с чувством.

Во время монашеского правила и душа, и тело должны иметь теплое чувство к Богу.

Делай больше земных поклонов, выполняй положенное правило. Поклоны очищают и освящают и тело и душу.

PS. Кстати, правильный земной поклон не делается постепенно сперва одна нога, потом другая. Делается враз, лучше с использованием подручника (специальная простеганная подушечка)

Поясной поклон по указанию Типикона (понед. 1 седм. Великаго поста) совершается стоя: «елико может человек право стоя поклонитися, дондеже достанет рукою земли». Это сейчас вообще редчайшее явление — большинство чуть сгибаются в поясе, или кивают головой, или с прямой спиной наклоняются в тазобедренном суставе (по японски»). Ну не может же быть что у всех проблемы со спинной!

Как об этом писал Граф Ю. П. Граббе в работе " Как подобает стоять во храме православному христианину» еще в 1928 г.

«Обычно в нашем интеллигентном обществе принято считать второстепенным, когда и как класть поклоны; считается, что каждый должен класть их тогда и так, как ему это по душе. Таким образом, нарушается единство молитвы, она делается уже не общей, а индивидуальной, хотя молящиеся и стоят в одном помещении».

р. Б. Елена.