Письмо митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ВЛАДЫКЕ КЛИМЕНТУ, МИТРОПОЛИТУ КАЛУЖСКОМУ И БОРОВСКОМУ

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Климент!

Пишу это письмо как искренний отклик на Ваше выступление на только что состоявшихся Рождественских чтениях. Вы говорили о важном значении для всего Отечества предмета «Основы православной культуры» (ОПК), о том, что за последние несколько лет много сделано в деле преподавания в общеобразовательной школе этого предмета. Результат — сотни тысяч откликов людей по всей стране в поддержку преподавания ОПК. Одновременно Вы поставили задачи, выполнению которых должен служить предмет в духовно-нравственном воспитании нынешнего поколения школьников. Вот важнейшие из них.

«Предмет должен охватывать всё пребывание молодого человека в школе и учитывать его возрастные особенности. Он должен учить детей отличать добро от зла, развивать потребность совершать добро, воспитывать качества патриотизма, способствовать выработке собственной жизненной позиции и формировать ориентацию на базовые ценности российской культуры. В сфере социализации этот предмет призван воспитывать в учащихся достойных представителей своей Родины. В сфере профессиональной деятельности предмет должен формировать добросовестное отношение к труду, честность, развивать навыки совместной деятельности и достижения согласия и соборности».

Более тридцати лет я работаю с детьми, родителями, учителями. Сначала школьным учителем в Москве, затем заместителем директора школы по воспитательной работе, затем педагогом-организатором микрорайона при ЖЭКе, два года председателем Московского совета педагогов-организаторов при ГорОНО г. Москвы, ныне пятнадцать лет священником, директором и преподавателем Свято-Сергиевского епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики.

Из большой многолетней практики я знаю, насколько серьезные и высокие задачи поставлены в Вашем выступлении. Насколько трудно их выполнение, особенно в наше время мощных разлагающих влияний в современной субкультуре.

Неудивительно, что сегодня опыт преподавания «Основ Православной Культуры» в школах встречается со многими препятствиями. Прежде всего — это атеизированность сознания немалого числа родителей, старших школьников и многих школьных учителей. Второе — это неустойчивость кадров, тех учителей, которые искренне хотят преподавать ОПК в своих школах, но не всегда могут устоять перед отчуждением коллег в своей школе, либо сами со временем остывают в желании преподавать, оставаясь вне собственного воцерковления. Третье — несовершенство и разностильность методики ведения предмета, которые в итоге приводят к потере и рассеянию школьников, к концу года их остается много меньше, чем начинали. И четвертое — слабость поддержки других учителей, административной и юридической опеки.

Отдел религиозного образования и катехизации в лице председателя отдела архимандрита Иоанна (Экономцева) и руководителя секции приходского просвещения иерея Игоря Киреева вышел с предложением провести в мае в Москве 2дневный семинар для руководителей отделов религиозного образования и катехизации, катехизаторских курсов, учителей ОПК и воскресных школ, в рамках которого:

  • продолжить дело, начатое на конференции в Калуге;
  • положить начало семинарам, на которых возможно было бы оперативно передавать друг другу опыт удачных решений по всем вышеназванным трудностям.

Как один из участников этой инициативы отдела, пишу это письмо с предложением внимательно всмотреться на семинаре в опыт Костромской области и епархии. Здесь сопротивление атеистически настроенных учителей и родителей снимает другая программа, идущая впереди ОПК — программа «Истоки». Приказом Костромского областного Департамента образования эта программа как региональный компонент введена в качестве обязательного предмета (1 раз в неделю в сетке часов) во все школы области. Ошибочно ее называют краеведческой в силу малого знакомства с ее содержанием. На деле она как раз наиболее удачным образом решает большинство задач, которые поставлены в Вашем выступлении на Рождественских чтениях. Другое ее достоинство — она без сопротивления принимается всеми. В разработке этой программы задействовано 200 человек — ученых, методистов, учителей.

«Основы православной культуры» введены факультативно и не во всех школах. «Истоки» во многих школах в Костромской области поставлены в сетку часов. При этом соблюдается добровольность посещения школьников, имеется желание родителей и ревность учителей, преподающих предмет. После занятий по «Истокам», на которых присутствуют все школьники области, число детей на факультативных уроках по «Основам православной культуры» значительно увеличивается. Что особенно важно — закрепляется устойчивость и продолжительность добровольного хождения на эти уроки. После ОПК и «Истоков» дети и родители с искренним желанием идут в воскресные школы приходов. Здесь на занятиях используются сильные стороны истоковской методики и подходов. В результате на занятиях по «Истокам» дается начальный импульс учителям, детям и родителям. Далее он поддерживается и возгревается на уроках ОПК и затем в воскресных школах.

В каждом департаменте образования на всех уровнях: областном, городских и районных отделах — устроены методкабинеты по преподаванию «Истоков», в духовно-нравственном центре епархии работает методкабинет по ОПК.

Сила «Истоков»:

  1. в их ненавязчивом и постепенном характере содержания. Из урока в урок передается детям содержание нравственных и духовных ценностей как стержневая основа личности, благодаря которой человек живет, любит и созидает в своей семье и в Отечестве. Отечестве православном, благодатно устроенном на церковных традициях и обычаях;
  2. в пробуждении во всех участниках занятий личностного ресурса нравственных и духовных возможностей, т. е. личностных истоков. Дети, родители и учителя начинают искать, ждать этих уроков и по ним вести себя в семье и в обществе;
  3. в живой преемственности, возникающей в ходе занятий между поколениями (взрослые — дети, в занятиях раз в один-два месяца участвуют и родители) и между сверстниками ради нравственных и духовных достояний друг друга.

Примечательная особенность Костромского опыта в том, что вопросы предоглашения и оглашения решаются в нем на серьезном профессиональном уровне и затрагивают все ключевые позиции — организацию дела, содержание и грамотное методическое оснащение двух сторон — просвещения и в особенности воспитания школьников и родителей. Достоинством опыта, приносящим наибольший эффект, является единство подходов, единство методического обеспечения и преемственность при переходе от «Истоков» к ОПК, от них — к воскресной школе. При этом каждая из программ существует автономно, не перекрывая другие. Это важно, если идти к удовлетворению разнохарактерных запросов детей и родителей при сохранении добровольности посещения и личной заинтересованности. Наконец, в Костромском опыте успешно решаются вопросы подготовки кадров по обеим программам и дальнейшего их усовершенствования.

С 3 по 6 ноября 2007 г. по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра в г. Нерехта Костромской области состоялся семинар «Истоки — жизненные призвания — Отечественный язык». Участвовало около 100 человек из 12 регионов России. Семинар был проведен ради наполнения программ «Истоки» и ОПК содержанием жизненных призваний, разработанных мною в Волгоградском Свято-Сергиевском училище, и работами по «Отечественному языку», т. е. слову Отца Небесного, как Его завета людям. Над этим более тринадцати лет трудится Василий Васильевич Семенцов, кандидат педагогических наук, директор школы «Гуманитарий» в Царском Селе, г. Пушкин.

Под жизненными призваниями имеются ввиду: сыновство, супружество, родительство, гражданство, которыми личность входит в семью и Отечество, созидая их. Это призвания любви детей к родителям, родителей к детям, супругов друг к другу, граждан к согражданам. Сугубо пробуждается оно в вере, очищается и освящается в любви ко Христу и Святому Духу. Поврежденные грехом и страстями, призвания любви получают в Церкви очищение и освящение, вне Церкви не могут осуществляться полноценно. В поврежденном состоянии они, наоборот, действуют разрушительно и для семьи, и для Отечества, порождая ссоры, скандалы, столкновения народов, войны. Тема жизненных призваний близка всем, в том числе и неверующим людям. Встреча с поврежденностью призваний ведет к поискам Церкви, Христа, церковного в общении со Святым духом и в Нём восстановления нравственного и духовного здоровья в жизненных призваниях.

Занятия по «Отечественному языку» позволяют детям и взрослым распознавать в современном, так называемом родном языке заветы Отца Небесного о нравственном и праведном характере жизни, мыслей, поступков и чувств. Труд над умением слышать в произносимых словах завет Отца Небесного приготавливает и прямо подводит детей и взрослых к слову Евангелия, к способности неформального и нерационального его восприятия.

На майском семинаре 2008 года, который Отдел религиозного образования и катехизации предлагает провести в Москве, содержание опыта Костромской области и епархии могло бы стать достоянием участников из разных регионов страны. Немало времени можно было бы посвятить не только содержанию, но и организации перенесения этого опыта на места в различные регионы страны.

Там, где невозможно внедрение «Истоков», но уже есть в школах ОПК, правильно будет содержание ОПК положить на хорошо разработанную истоковскую методическую основу. Этому переложению посвятить часть времени на семинаре. При этом ОПК не заменит «Истоки», но собственная его эффективность возрастет на порядок. Введение в основу «Истоков» и ОПК жизненных призваний и Отечественного языка даст делу духовно-нравственного воспитания и образования тот фундамент, без которого нет развития полноценной личности, способной к деятельному созиданию в семье, обществе и в целом в Отечестве.

Отдел предлагает провести на семинаре обсуждение общецерковного документа «Задачи, принципы и формы организации катехизаторской деятельности Русской Православной Церкви». Обсуждение на одном семинаре Костромского опыта и общецерковного документа по катехизации позволяет подойти ко всему процессу предоглашения и воцерковления со стороны преемственности содержания, поддержки и развития пробуждающегося религиозного чувства, деятельного развития нравственных и духовных началдетей и взрослых.

Со смиренным испрашиванием Вашего благословения, протоиерей Анатолий Гармаев, настоятель прихода Сорока Мучеников Севастийских и директор Волгоградского Свято-Сергиевского епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики.

Приложение

Это выдержка из выступления на каком-то собрании в 2007 году, где обсуждался вопрос о значении «Основ православной культуры». Нет ни автора, ни ссылок, но содержание стратегически важное.

«За пятнадцать лет церковной свободы многие верующие прошли через попытки интенсивной катехизации родных и близких. Чем это оборачивалось? Очень часто разрушением отношений в семье. В итоге приходилось отступать и прислушиваться к долготерпению Божию, всматриваться в Его промысел о наших близких.

С внедрением ОПК во все школы, во все классы происходит та же попытка интенсивной катехизации. С теми же ответными результатами. Масштаб другой — общественный. Похоже, назревает не семейного уровня драма. И это при том, что много доводов за ОПК.

Ведь ОПК как основу всей отечественной культуры нужно знать. Конечно. Только не для всех это очевидно.

В духовно-нравственном содержании это полезная программа. Несомненно. Но не все её хотят. Она должна встать в ряд гуманитарно-исторических дисциплин. Возможно. Только не все так думают. Надо её внедрить директивно. Могут оказать сопротивление. Во всяком случае, в семьях много раз так бывало.

Идею коммунизма тоже внедряли директивно. Правда, с годами это начали делать „педагогически грамотно“. Сначала нужно было увлечь идеей и прекрасным будущим. Потом позвать, потом научить и потом уже строить. С ОПК даже этих шагов никто не выстраивал».