Пояснительная записка

Прот. Анатолий ГАРМАЕВ

От автора. В видеокурсе «Введение в практическую катехизацию», рассчитанном на два года, мне хотелось взглянуть на катехизацию, как на часть воцерковления человека, как на один из этапов его вхождения в жизнь Церкви со стороны, прежде всего, Божией — как Господь это благословил в Евангелии, как апостолы это раскрыли в апостольских посланиях и затем как это происходит в жизни в действиях Промысла Божия к человеку. Вслед за этим на каждом занятии предлагаемого курса трудиться навстречу Богу, сообразуя свою волю воле Божией.

К сожалению, сегодня катехизацию церковные люди чаще воспринимают как от себя исполняемое служение в Церкви, а не как сообразование своих действий действиям Бога. В результате катехизация идет больше со стороны человека и в том порядке и содержании, какие он может предложить. Собственная церковная жизнь катехизатора, естественное при этом желание, чтобы воцерковлялись близкие и все окружающие и потребность распространить это воцерковление на большие массы людей — всё это рождает самостоятельную деятельность катехизатора, не обязательно, а то и вовсе не согласованную с действиями Бога. Более того, сам катехизатор, имея стаж церковной жизни меньше десяти-пятнадцати лет, не всегда сознает свой путь воцерковления, не отдает отчета, что с ним происходило и происходит. Катехизацию ведет так, как сам ее чувствует, от себя знает и от себя может предложить. В таком случае и воцерковляемые им люди не сознают, что с ними происходит, мало ведают свой церковный путь и тем более участие Бога в них.

В таком положении дела меня не раз убеждали встречи на Августовском педсовете с теми, кто занимается катехизацией, доклады и сообщения на Международных образовательных Рождественских чтениях, проводимых в Москве, которые мне приходилось много слышать.

В Волгоградском Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики все эти годы мы ставим вопрос: а Божье благословение, Господень Промысел, каков по отношению к человеку, ищущему спасения? В попытках ответить на него и далее попробовать сообразовать наше воцерковление с благословениями Божьими и сообразоваться с волей Божьей мы встречались со множеством самых различных неожиданностей. Прежде всего, в самом человеке, который порою вовсе не собирается знать, чего хочет от него Господь? Он знает, что сам хочет, живет тем, что в нем ожило по действию Божьего призывания, прилагает свою призванность к своим земным желаниям, и всё. Увидеть свой период, свой этап церковного развития не всякий человек готов, а когда он желает его увидеть, оказывается, не всякий человек способен и может.

Более того, оказалось, что для этого требуется дополнительная помощь со стороны опытных людей, сопровождающих воцерковление человека. В разработке этой помощи, собственно, и заключались труды нашего училища все семнадцать лет. И это при том, что наши учащиеся — это люди, желающие подготовиться к активному служению в Церкви. Среди братьев половина — желающие служить в священническом сане, что и осуществилось. Половина из окончивших училище сегодня священники. Они трудятся в разных местах как нашей Волгоградской епархии, так и по России и Украине.

Сестры поступают в училище как ради собственного воцерковления, так и для того, чтобы помогать воцерковлению других. Несмотря на то, что с самого поступления в училище уже обезпечена от каждого эта личная потребность и личное его желание активного труда, однако, когда дело касалось необходимости разумения себя, разумения своего места в воцерковлении, и этапа в нем, мы встречались со множеством трудностей. Например, с сильной интеллектуализацией сознания человека, которая мешает увидеть себя, мешает прийти к простым отношениям с Богом, тем более мешает встрече с подлинным собою. О другой, более серьезной трудности сказано выше — неумение распознавать волю Божию или, следующее затем, нежелание встречаться с волей Божией, как она есть.

Двухлетний видеокурс, который мне хочется сегодня представить — это результат наших совместных с учащимися и сотрудниками семнадцатилетних трудов в училище. Он состоит из четырех семестров, три из них по 12 занятий и последний семестр — 15 занятий. Между 1 и 2, 3 и 4 семестрами рекомендован пятидневный семинар. «Три пути — жизненный, путь служения и Господень путь — в жизни человека» — первый семинар. «Евангелие в нашей жизни» — второй семинар. Между первым и вторым годом обучения в летний период предлагается принять участие в православном семейном поселении. В задачу поселения входит освоение церковного уклада и в нем восстановление трех видов призваний человека: семьянина, гражданина, христианина. Поселение устраивается так, чтобы потребности и побуждения призваний рождали собственно церковный уклад. Внешне он задан церковным годом, уставом, правилами поселения, традиционными событиями. Но собственно жизнь во внешнем устроении зависит от людей — пойти или не пойти на то же богослужение или праздник семьи, придя присутствовать, или жить, или участвовать в творении жизни, жить и творить жизнь к плодам или провести время безплодно — это будет следствием характера личности, ее развития. Личность наполняет собою церковный уклад, своим развитием дает ему жизнь и жизненность, устойчивостью в добродетелях дает и устойчивость укладу.

Каждое занятие продолжительностью — три с половиной часа работы включает в себя: обмен выполненными домашними заданиями, лекцию, беседу по теме занятия, групповую работу по усвоению содержания, упражнения по различению добродетелей и их действий, домашнее задание.

Помимо содержательных занятий, курс включает в себя семь занятий труда над единодушием и восемь занятий труда над единогласием. Церковное единодушие и единогласие сильно отличаются от житейского опыта того и другого. Поэтому эти занятия — самая трудоемкая часть двухгодичного курса. В то же время наш опыт Свято-Сергиевского училища показывает, что эти занятия особенно становятся побудительными для дальнейшего деятельного воцерковления. Человек, всерьез трудившийся на них, опытно разумеет выражения со словом деятельное, когда затем встречается в трудах отцов Церкви с такими словами, как деятельное покаяние, деятельное самоукорение, деятельная молитва и подобными им.

Домашнее задание служит выполнению четырех задач:

  1. Встрече с содержанием, раскрывающим образ Церкви в ее четырех свойствах — Единая, Святая, Соборная, Апостольская. В итоге — встрече с образом общиноустроения.
  2. Овладению правилами чтения, данными святителем Феофаном Затворником ради церковного характера чтения.
  3. Овладению начальными умениями трудиться над текстом, чтобы содержание доводить до сердца и воли, тем создавая себе мостик к усвоению содержания в характер, жизненные поступки, поведение.
  4. Овладению навыками работы с дневником, испытания себя, тем самым побуждению себя к самоукорению, нравственной и духовной ревности, к покаянию.

Кто может заниматься в двухгодичном видеокурсе? Заниматься могут люди, ищущие воцерковления, имеющие разный стаж церковной жизни — от двух-трех лет до тридцати и более лет пребывания в Церкви. Как миряне, так и священники.

Те, кто пребывают в периоде призывающей благодати — три-пять лет церковной жизни — получат за время обучения на курсе навыки, умения и образ церковных действий, без которых дальнейшее наступает охлаждение к вере раньше, чем человек начнет обретать надежду на Бога и любовь к Богу и ближним — таких церковных действий, которыми обретается уразумение, т. е. разумно-опытное уяснение для себя воли Божией и сообразование с нею своей воли, а отсюда — жизни, поведения и пребывания в Церкви-организме согласно благословениям Божиим.

Те, кто находятся в переходном периоде воцерковления — от шести до тридцати, иногда и больше лет церковной жизни — когда благодать призывающая сокрывается в сердце человека ради собственных его трудов навстречу Богу, а собственных сил и ревности для этих трудов у него оказывается мало, получат за время обучения на двухгодичных курсах поддержку в силах и ревности, сделают опытный пересмотр оснований своей церковной жизни, которая у большинства людей верующих реально нуждается в большем сообразовании с волей Божией, курсы позволят им открыть для себя духовно-общинный характер Церкви, т. е. каждого конкретного прихода, увидеть таинственную связь между личным воцерковлением и общиноустроением, между Церковью, как общиной и собственными трудами над своим спасением, в котором спасения не может быть вне Церкви, а следовательно, вне общины.

Те, кто пребывают в периоде собственно воцерковления, когда благодать Божия содействует их деланиям и трудам над восстановлением в себе внутреннего сокровенного сердца человека, получат в занятиях курсов возможность проверить себя в путях Господних, а в реальной практике общения с домашними или ближними в своем приходе стать участниками церковного домостроительства, когда благодать Божия прилагает к Церкви всё новых чад, быть участниками этого домостроительного действия благодати.

Очевидно, что заниматься на двухгодичных курсах, а тем более дойти в них до конца, труднее всего будет тем, кто находится на переходном этапе воцерковления. Когда ревность житейская всё больше отводит от путей Божиих, от церковной глубины жизни и всё более увлекает во вседневные заботы и гражданское, а равно церковное внешнее служение, тогда следование Господу, — «следуй за Мною» (Мф. 9, 9; 16, 24) — требует от человека, желающего продолжать воцерковление, напряжения личностных сил, восстания над собой. В безсилии это труднее всего делать. В этом случае курс «Введение в практическую катехизацию» обещает поддержку:

  1. содержанием, прямо обращающим человека к его призваниям любви — семьянина (любовь сыновняя, супружеская, родительская), гражданина (любовь к соотечественникам и к Отечеству), христианина (любовь к Богу, святым и к собратьям во Христе);
  2. освоением умений этой любви по слову святых: не имеешь любви — делай дела любви;
  3. собранием соревнителей, т. е. тех, кто совместно будут заниматься на курсах и своею ревностью к занятиям на курсах и своею ревностью к занятиям, к углублению своей церковной жизни станут придавать силы для прохождения занятий, для воцерковления, для восстановлений призваний любви. Тем более этого будет много, если они, занимаясь на курсах, станут служить ближним.

Легче всего даются занятия людям, начальным в Церкви, потому что воскрыляет сама благодать Божия. Люди третьего периода воцерковления станут, если таковые найдутся, главной опорой и поддержкой в группе занимающихся на курсах. При том, что будет у них польза для самих себя, они смогут своею любовью, участием и опытом много помочь остальным — придать сил, разобраться в затруднениях, преодолеть и развеять искушения, дойти в конечном итоге до конца. Наряду со многими иными приходскими служениями, работа с занимающимися на курсах — это уже собственно апостольское служение: чтобы собралось малое стадо, чтобы оно сохранилось, а в условиях нашего апостасийного времени укрепилось в верности Христу, Его Церкви. Это одно из важнейших служений, которое до сего дня потеряно — служение катехизаторов, крестных родителей, которые будут крестными не только для детей, но прежде всего для взрослых. Только им не нужно становиться в менторскую позицию. Чем более искренне катехизатор сам будет выполнять задания курсов, тем больше пользы он сможет принести своим примером.

Участие в курсах людей одного прихода и разного возраста церковной жизни приведет к образованию общины в приходе, или, как минимум, к ее началу.

Участие священника в занятиях курсов сблизит с ним людей и его самого с ними. Придаст общиноустроительным настроениям прихожан и ему самому особую жизненность.

В программе курса «Введение в практическую катехизацию» нет систематического изложения первого раздела катехизиса — веры. Практика и содержание курса направлены на два последующих раздела — надежды и любви. Поэтому содержание веры для совсем новичков в Церкви нужно усвоить на предваряющих курсах, либо самостоятельно, либо, оставаясь в жизни прихода, повременить с занятиями практической катехизации. Приступить к ней спустя год-два активной церковной жизни.

К сказанному добавим. Практическая катехизация имеет три раздела освоения — содержание, введение, т. е. первичные навыки и умения, и опыт, который обретается собственно в жизни между занятиями и чтениями. Содержание изложено в книге прот. Анатолия Гармаева «Практическая катехизация». Ее можно прочесть за несколько дней. Введение, т. е. освоение первичных навыков и умений, необходимых при воцерковлении человека, совершается в рамках предлагаемого курса в течение двух лет серьезной работы над собой. Вместе с тем за это время будет прочитано, услышано и обсуждено в пять раз больше содержания, чем то, что содержится в книге «Практическая катехизация».

Наконец, опыт, т. е. овладение в ходе жизни умениями жить по-новому — по-новому вести себя, по-новому относиться к людям, делам, событиям, во всём этом осваиваясь жить по духу новой жизни. «Это значит, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — прийти в сродство веры. Бог даровал всем один духовный образ рождения; у всех нас одно Отечество на небесах; все пьем из одной и той же чаши. Всё это для высшего дружества и общения, для соединения нас во едино узами высшей любви» (Слово на Евангелие от Иоанна, гл. XVI в. конце).

Форма и порядок устроения занятий

Могут быть четыре формы устроения занятий: приходская, межприходская, семейная и в рамках учебного заведения.

В приходской форме собираются на занятия люди одного прихода. Помещение выбирается согласно числу занимающихся. Хорошо, если стулья в рядах не прикреплены к полу. Их можно свободно перемещать для групп в 3 человека в первых трех семестрах и в 4 человека в последнем, 4-м семестре. Для занятий устанавливается телеэкран как можно больший, к нему приставка для воспроизведения видеодисков.

Руководство занятиями дается полностью с телеэкрана или экрана компьютера, с которого задания даются ведущим или появляющимися на экране титрами. Телетехник, устанавливающий телеаппаратуру, включает и останавливает действие на экране согласно тому, какие указания даются титрами на экране. Сам телетехник также учится на курсах и работает в группах. При этом он имеет часы и следит за временем, отпущенным для работы в группах.

Кто-то должен быть ответственным за устроение курсов. Он с благословения настоятеля дает устные и письменные объявления для сбора учащихся, имеет ключи от помещения, составляет списки занимающихся, согласует день и время занятий. Лучший день для занятий — в субботу утром или днем за 4 часа до богослужения. Хуже — вечером в середине недели. Продолжительность занятия, если строго следовать за указаниями на экране, три — три с половиной часа. Если включать оргвопросы, например, по подготовке пятидневного семинара, летнего поселения или пить чай перед или после занятия, время соответственно увеличится. Начинается занятие с молитвы и завершается молитвой. Для обучения на курсах нужно иметь один комплект видеодисков на всех и каждому занимающемуся иметь книги, указанные в списке изучаемой литературы (в последующем предполагается издание хрестоматии для курсов с полным набором нужных для чтения содержаний). Книги нужны для чтения дома при выполнении домашних заданий. У кого нет соответствующих книг, должны позаботиться о ксерокопиях книг, взяв для этого на время книгу у тех, у кого она есть. Также всем нужно иметь две общие тетради. Одну для ведения дневника, другую — для выписок при чтении и работе с книгами.

В межприходской форме собираются на занятия люди из разных близлежащих приходов. Всё устроение занятий такое же, как в приходской форме.

В семейной форме на занятия собираются члены семьи. В них могут участвовать подростки с 15–16 лет. Особенное значение имеет участие в семейных занятиях крестных, т. е. кума и кумы. Воцерковление крестных вместе с родителями детей приведет к тем традициям Церкви, в которых сугубое место и значение в жизни семьи имели крестные. Не в жизни детей только, но в жизни всей семьи, когда церковная среда для детей, имеющая решающее участие в их жизни, состояла не из родителей только, но из собрания родителей и крестных. Равно в семейной форме могут участвовать в занятиях родственники семьи и родственные семьи. Могут участвовать и соседи.

Порядок занятий такой же, как в приходской форме.

В рамках учебного заведения, т. е. в духовных училищах, семинариях курс может быть устроен для состава учащихся, лучше всего во время второго и третьего года обучения. Курс «Введение в практическую катехизацию» может восполнить собою отсутствие воспитателей или планомерно совершаемой воспитательной работы в духовном учебном заведении. С одной стороны, он служит собственному пробуждению учащихся в призваниях христианина, гражданина, семьянина, с другой стороны, дает образ и опыт их последующей работы с людьми в собственном служении на приходах, с третьей — служит пробуждению общинных отношений между самими учащимися в рамках одного курса, класса и в итоге всего училища, семинарии.

В православных гимназиях и школах курс может быть использован для церковного собирания педагогического и обслуживающего состава гимназии и школы. Два года занятий с регулярностью раз в неделю или три года с регулярностью раз в две недели много дадут для формирования единого на одних церковных основаниях собранного коллектива. Очевидно, что вместе с углубленным воцерковлением взрослых, появлением общинных отношений среди них и образованием живой церковной среды из их числа изменится характер отношений с детьми и весь микроклимат учебного заведения.

В заключение нужно сказать, что в любой форме устроения занятий со стороны организаторов потребуются усилия не столько для того, чтобы собрать людей, сколько для того, чтобы люди удержались на курсах. Особенно в тот период, когда нужно будет преодолевать себя сначала ради выполнения домашних заданий, затем ради реального изменения себя среди домашних, в приходском общении или на работе, и, наконец, ради того, чтобы продолжать ходить на занятия, не пропускать, не бросать. Возможно, что для устойчивости посещения и работы на занятиях нужно будет придать им статус учебных курсов с выдачей аттестата или удостоверения. Соответственно и придать им вид целостного устроения, ради чего издать приказ об устроении курсов и зачислении учащихся, служить молебны на начало года и на завершение, после праздничного богослужения собираться на общую трапезу в составе учащихся курсов, в этом составе выезжать в паломническую поездку, участвовать в житейских и бытовых нуждах семей, помогать друг другу и т. д. В итоге курсы станут центром живой церковно устроенной жизни прихода, семьи, собрания семей или учебного духовного заведения.

В своей практической части курс потребует немалых усилий от участников. Возможно, по этой причине нужны будут не только летние каникулы продолжительностью 2–3 месяца, но и каникулы между семестрами протяженностью до одного месяца. Кроме того, праздничный календарь богослужений года будет причиной перенесения занятий на неделю и иногда на две недели. После пятидневного семинара требуется перерыв как минимум в одну неделю.

Как приобрести видеокурс?

Для приобретения видеокурса нужно выслать деньги — 1200 руб. за первый год обучения или 2500 руб. за два года обучения с заявкой по адресу:

400031 г. Волгоград, ул. Голубева, д. 1а,

епархиальное училище, Оринчай Ольге Павловне.

Слушатели курса могут просить размножить те или иные занятия для себя, чтобы слушать их повторно дома. Это можно делать без ограничений.

Если каких-то книг для выполнения домашних заданий нет, тексты можно взять на сайте прихода Сорока Мучеников Севастийских и Свято-Сергиевского епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики: www.otrada-volga.ru в разделе «Заочное обучение». Самим нужно размножить, чтобы текст был у каждого, кто занимается на курсах.

О трех курсах воцерковления

Настоящий курс «Введение в практическую катехизацию» является вторым. Предваряет его двухгодичный курс для людей маловерующих или неверующих, но положительно настроенных к Православию. Его название: «Развитие призваний семьянина и гражданина». Предваряющий курс имеет миссионерские цели и задачи. Третий двухгодичный курс — «Школа семейного благочестия» — естественное продолжение «Введения в практическую катехизацию». После курса «Введение» многие тайны благочестия в семье будут яснее.