Отрада Православная

Размышления кающегося грешника

Святитель Филарет Московский

I.

Каждый человек имеет свое небо и землю, духъ и плоть, внутренне и внешнее, остаток первобытнаго совершенства и хаос греховнаго растления, из котораго действием благодати постепенно устраивается новая тварь (2 Кор. 5, 17; Гал. 6, 15). Возникая изъ нравственнаго ничтожества, он находит себя землею неустроенною и пустою, закрывает глубину его сердца от него самого. Но на слезныя воды покаяния нисходитъ Дух Божий, и слово Божие производит в немъ вышний светъ, который чемъ выше сияетъ, темъ более отделяется, и становится ощутительнее собственная тьма человек.

II.

За днем покаяния следуетъ день очищения и отрады, въ который Богъ устрояетъ твердь въ духе и сердце, отделяя вышния воды от нижнихъ, кроткия и чистыя слезы благодати от чувственныхъ слезъ горести и сокрушения.

III.

По заключении водъ сокрушения въ некоторыхъ пределах, человекъ открываетъ въ самопознании новую страну сухую, неукрашенную, безплодную, обнаженную предъ светомъ правосудия Божия, неорошенную никакими утешениями благодати. Но после сего испытательнаго томления, силою возсозидающаго слова, из мертвой сухости начинают произростать благия чувствования и добродетели, сперва слабыя и кратковременныя, потомъ твердыя и возвышенныя, долженствующия принести плоды правды. И то и другое состояние есть добро в путях Божиих, хотя ведомая ими душа в начале и не понимает ихъ.

***

14. Христианин всегда скромен и кроток: похвалою не надмевается, унижением не обижается, веселится тихо, говорит благоразумно, никого не оскорбляя, везде и со всеми обходится благодостойно, чей-либо гнев укрощает молчанием либо ласкою.

15. Христианин всегда бывает послушен не только властям, но и всем умным и опытным людям; не навязывает им своих мнений; возражения и опровержения их выслушивает спокойно; основательныя доказательства принимает охотно; в противном случае, спорит кротко и миролюбно, высказывая не самолюбие свое или остроумие, или находчивость, или объем сведений, а — одно желание знать истину или правду.

21. Христианин постоянно и неизменно любит всех близких к сердцу его, всех родных, друзей и знакомых, — любит в Боге.

А моя любовь ко всем порывиста, стремительна, но и не продолжительна, если ею не удовлетворяется мое самолюбие.

О, Боже, прости непостоянство любви моей; благослови меня любить всех, ради Тебя, безкорыстно!

32. Христианин подражает Христу, Спасителю своему, кроткому, смиренному, милосердому, праведному, прощавшему врагов своих, не имевшему льсти в устах, чистейшему, долготерпеливому, трудившемуся, покорному воле Отца Небеснаго, творившему волю Его, молившемуся, страдавшему безропотно… Оттого все христианския добродетели, как звезды небо, украшают душу христианина; а венец ея — внутренний мир; т. е. лад всех сил души: воображения, памяти, разума, воли, совести, и покой ея в Боге, происходящий от живаго ощущения благоволения Божия к ней, после того, как она сделалась образом и подобием Христа Спасителя. Такой мир или покой приобретается после долговременнаго уравновешивания сил души, после соблюдения всех заповедей и исполнения всех добродетелей — от покаяния до любви к Богу.

34. Христианин-дитя, воспитываясь на лоне матери, в объятиях отца, приучается повиноваться им и почитать Отца Небесного и благодатную Мать свою Церковь, — по примеру Христа Спасителя, растет, укрепляясь возрастом и духом, исполняясь премудростию и укрепляясь благодатию у Бога и людей (Лк. 2, 40, 52).

35. Христианин-отрок, подобно прародителям своим, находится в раю невинности, пред ним древо жизни с обетованием и древо смерти с заповедию: он имеет всю возможность не простирать руки к плоду запрещенному, — властен он остаться на пути правды и непорочности, все удерживает его, — и благодать крещения, и голос совести, и родители, и воспитатели…

36. Христианин-юноша, воспитанный в христианском законе, исполнен страха Божия, который обуздывает всякое своеволие его, послушен и почтителен к старшим себя, сострадателен, скромен, стыдлив, целомудрен. Подобно Спасителю своему, он во всем творит волю Господню, поучается в законе Господни день и ночь и, учась наукам, никогда не оставляет всемирнаго училища св. Церкви.

37. Христианка-девица, пока принадлежащая одному Богу, должна быть свята телом и душой; она хранит девственность свою; отличительныя ея свойства — целомудрие, смирение, кротость, скромность-стыдливость, послушание, сострадательность и молитвенная сосредоточенность в Боге. От этого ее все уважают, и вольности в обращении с ней никто себе не дозволяет.

38. Христианин зрелых лет твердо и неуклонно исполняет свои обязанности, мужественно борется с пороком во всех его видах, благоразумно употребляет дары счастия, великодушно переносит удары несчастия, всегда готов на всякое дело благое, удален от всякой лжи и неправды, воздержен и строг к самому себе, великодушен и милосерд к ближним своим, кроток, искренен, любвеобилен ко всем, непамятозлобен даже к врагам своим.