Доклад «Чуткость к ближнему», Михаил Кравченко

Михаил Кравченко, 2004 г.

Заповедь новую даю вам: да любите друг друга.

Обоснование

Почему я взял эту тему?

Потому что внутренне со скорбью чувствую, что в жизни постоянно убегаю именно от этой темы. Что мне недостает чуткости. И я вижу, что с каждым днем она все больше и больше отходит на задний план. Сердце становиться грубым, жестким, почти не способным ни на какой живой отклик, искреннее участие в ближних. Вижу, что без чуткости мне в церковной жизни нет развития. Без чуткости и сострадания к людям, животным, предметам жизни я просто не смогу служить людям и угождать Богу. Не смогу жить в своей семье.

Хочется написать доклад не для отписки, а написать его от сердца.

В глубине души я чувствую, что именно в чуткости мне надо сейчас упражняться и укрепляться. Потому что, имея ее, я могу обретать отношения, чуткость к Богу, к ближним. Причем в чуткости и сострадании есть какая-то мера ответственности за ближнего.

Оказалось, что чуткость я как раз очень слабо слышу, чуткость к ближнему перекрыта чуткостью к себе, к своим нуждам.

На какие вопросы я хочу ответить в моем докладе:

  1. Для себя выяснить, что есть чуткость истинная (по своему существу).
  2. Чем и как она питается и поддерживается.
  3. Что ей во мне противится, что воюет во мне против чуткости к ближним, что запирает ее.
  4. Как начать труд по обретению чуткости.
  5. В каких сферах и как можно трудиться, развиваться и упражняться в чуткости к ближним.

Основная часть

К сожалению, оказалось, что чуткость я как раз мало имею как естественное проявление души. Чуткость истинную, безкорыстную. Чуткость к ближним во мне большей частью перекрыта чуткостью к себе, к своим нуждам. Чтобы в этом поподробнее разобраться, я решил посмотреть, в чем проявляется чуткость к себе.

  1. В обиде. Например: у меня есть точное понимание своей нужды, желание этого достигнуть, когда это не получается, я обижаюсь.
  2. Пример: идет общинное собрание, все студенты должны присутствовать обязательно, но у меня есть еще свои планы и желание их осуществить, и в душе надеюсь, что собрание пройдет быстро, и я успею погулять, сходить в магазин и почитать интересную книжку. Однако получается совсем наоборот, не так, как я хотел: собрание затягивается, я вижу, что ничего не получается, но сижу, терплю, сжав зубы, а в душе обида на устроителей.

В желаниях предметов, событий, какие уклонения от событий я пережил из-за чуткости к себе?

Опишу один из недавних случаев. После рассказа одного из братьев я захотел купить велосипед, но надо было на него заработать деньги. Где их заработать? А тут как раз подвернулся такой случай. И вот здесь заработала чуткость к себе: я пошел зарабатывать деньги на велосипед, в то время как надо было писать доклад. Господи, прости мя, грешнаго.

Вот еще пример. Очень явное уклонение, когда я сижу на лекции и содержание начинает идти против моих греховных оснований, тотчас включается чуткость к себе, это внутреннее эго, и увлекает меня в сон.

Чуткость к себе рождает различные притязания: на успех в обществе, найти хорошее место и устроиться в нем. Ожидание чего-то хорошего от Бога, ближних, от событий (в земном смысле) — это и есть самоугодная вера

Чтобы определить, в какой мере у меня имеется чуткость, я решил проверить себя по ближайшему долговому кругу и ответить на вопрос: как и где я мог поучаствовать, но не поучаствовал? Почему? Что тому причиной?

Сначала по отношению к маме: сам за собою знаю, что многие из своих обязанностей перед мамой я не выполняю или выполняю, когда меня уже достаточно сильно подгоняют обстоятельства. Хотя для этого я мог найти и время, и возможность, и силы. Почему? Я думаю, здесь проявляется сильный покров нечуткости и безпечности по отношению к маме. Часто себя ловлю на том, что слова, которые говорит мама, пропускаю мимо ушей, тороплю ее, чтобы быстрее убежать.

По отношению к батюшке. У меня была обязанность убирать землю, поливать цветы, стирать вещи. Но эти обязанности я исполнял редко и часто тоже из-под палки.

По отношению к своей крестной дочке. Надо бы чаще ездить, появляться, а я езжу редко.

Почему, что тому причина?

Причина в том, что я не хочу посвящать время ближнему, не хочу его отнимать у себя.

Затем я решил обозначить сферы чуткости.

Чуткость к нуждам:

  • личным;
  • ближним;
  • семейным;
  • общинным.

В какую меру я каждую из этих нужд слышу?

Личные нужды: когда эти нужды затрагивают мой интерес или же мне нравится их исполнять, я исполняю их без усилий. Если же касается бытовых дел — постирать, убраться, то тут я уже немного заставляю себя.

Нужды ближних — исполняю, когда слышу действительную нужду, когда есть время и возможность, но не всегда, когда лень, просто отказываюсь.

К семейным нуждам чаще отношусь с безпечностью, исполняю в основном когда подгонит мама, сам редко делаю (поехать на дачу, домой).

Отношение к нуждам общины таково: не могу еще относиться к ним как к своим, есть желание исполнить, когда покрыты все нужды мои и всех моих близких.

Далее я решил ответить на вопрос, как я сам понимаю: что есть чуткость?

Чуткость можно рассмотреть как внимание к ближнему, когда я не могу не обратить внимания на его грустное лицо, не согреть его участием.

Я решил выделить степени слышания нужды ближнего и себя проверить по ним:

  • Вижу, но не делаю.
  • Вижу, переживаю, но остаюсь на месте.
  • Вижу, откликаюсь.
  • Вижу и не могу не откликнуться.

Вижу, но не делаю — в основном это по отношению к ближним, которые мне неприятны. Бывает и по отношению к себе, когда надо что сделать (постирать, убрать) против желания.

Вижу, переживаю, но остаюсь на месте. Например, объявляется, что в Отраде нужна помощь — копать огород, но у меня уже запланировано ехать на свою дачу, я вижу, внутренне переживаю, что не могу поехать, и «остаюсь на месте».

Семейная сфера — в большинстве случаев вижу, переживаю, но остаюсь на месте. Например, сделал ремонт, но осталось немножко, а у меня нет сил доделать. Вижу, делаю, но не до конца. Иногда чувствую, что с мамой надо поговорить, что ей тяжело, плохое настроение, но если у меня самого плохое настроение или какие-то дела, то остаюсь на месте, переживая.

Вижу, откликаюсь — в основном, когда у меня есть возможность, время и расположение к ближнему. Знаю за собой случаи, когда откликался, борясь с собой, принуждая себя, но потом в труде и помощи душа открывалась, и становилось легко.

Вижу и не могу откликнуться — обычно это происходит, когда необходима срочная помощь. Например, нужно разгрузить машину. Или когда вижу, что маме очень плохо, она очень расстроена, и я сразу иду к ней.

Я решил трудиться над чуткостью в этих сферах. Но для начала посмотреть, что говорят св. отцы о чуткости. Что есть чуткость? В чем она выражается, чем питается?

У святых отцов чуткость именуется словом сострадание.

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

«Если брат и сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: „идите с миром, грейтесь и питайтесь“, но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак. 2, 15, 16). Здесь ап. Иаков показывает, что одни слова без дела любви бывают безплодны. Как печь без огня не может быть теплою, так и человек, не имеющий в себе Бога, не может иметь любви к ближним.

«Перед образом Спасителя в терновом венце молится дитя. Вокруг все тихо и спокойно. В кроватке рядом спит маленькая сестренка, блаженная ангельская улыбка озаряет личико. Мать, утрудившись за день, отдыхает в соседней комнате. „Господи, — шепчут детские уста, — помилуй мою маменьку, мою бабыньку, мою сестренку Тоню, нашу собачку Жучку и нашего рыжего кота Ваську…“ — И курчавая детская головка низко-низко клонится к земле… А потом снова: „Господи, помилуй мою маменьку, мою бабыньку, мою сестренку Тоню, нашу собачку Жучку и нашего рыжего кота Ваську“, — и опять головка тихо-тихо склоняется к земле».

Любовь неиспорченного детского сердца… Всех ему жалко: и маменьку родную, труженицу, и бабыньку старенькую, и сестренку, и домашнюю собачку Жучку, и рыжего кота Ваську.

«В круге радиусы связуются в центре, и чем ближе к нему, тем ближе друг ко другу; по мере удаления от центра они делаются более и более далекими и разобщенными между собою. Так и люди, чем дальше от Бога, тем дальше друг от друга». Из этого отрывка можно заключить, что развитие в чуткости может происходить по-настоящему, когда человек верующий и находится в мире с Богом.

Хочу привести отрывок из главы «Идем к любви» из книги свящ. Анатолия Гармаева «Культура семейных отношений».

«Что же будет происходить в семье, где супруги ставят перед собой задачу следовать Христу и обрести смыслы церковной семьи: через множество ситуаций, возникающих в семье и за ее пределами, происходит перестройка сознания и освобождение от эгоистических мотивов своего отношения к другому. Преображается человек. Утверждение себя сменяется утверждением другого. Вместо стремления любой ценой достигнуть результатов, добиться успеха среди людей и превосходства над своей половиной появляется стремление услышать, понять другого.

Стремление услышать, понять — это огромный труд души. Одно — души маловерующей или в отношениях с ближними неверующей, забывающей о Боге, не памятующей о Нем; и другое — души верующей, когда человек смиренного сердца в обращении с ближними ищет в себе благодатного присутствия Бога, ибо без Него не может делать ничего достойного Бога, угодного Ему. Не сразу человек это обретает, и потому, годами совершаемый, это будет труд, направленный на изменение и созидание себя. Потому что вне такого умения души понять, уразуметь другого невозможно. Понять значит самому стать на позицию другого. В безкорыстной самоотдаче другому ради заповедей Божиих и происходит интенсивное изменение человека.

В этой инверсии устремленности заключается центральная тайна человеческого общения».

Добавлю выдержку из книги «Помощник и Покровитель», составленной прот. Григорием Дьяченко, из главы «Мысли о любви к ближним».

«Если мы будем пить из сосуда, наполненного водою и поставленного в водохранилище, то сколько бы ни пили, сосуд не оскудеет; но если вынем его из водохранилища и станем утолять жажду, то вода постепенно станет убывать, и наконец сосуд опустеет. Никогда не иссякнет и любовь к ближнему в нас, если не будем отделять ее от неиссякаемого Источника любви и совершенства („Цветник духовный“).

Митр. Филарет: „Видя груду золотоносной земли, незнающий презрит ее, а знающий не презрит ради крупиц золота, в ней заключенных; подобно сему, смотря на человека, представляющего неприятный вид необразованности, грубости, безпорядка, порока, невнимательный презрит его, а внимательный пожалеет, но не презрит, потому что в сей неблагообразной глыбе есть золото — существо человека, и особенно его душа.

Эгоизм — первое звено длинной цепи всяких пороков. Если любовь есть пламень, то самолюбие есть самосожжение.

Любы, сказано, не радуется о неправде, радуется же о истине. Нам приходится часто видеть неправедныя, греховныя дела человеческия или слышать о них, и мы имели грешный обычай: радоваться таким делам и выражать без стыда радость свою безумным смехом. Худо, не по-христиански, нелюбовно, богопротивно мы делаем. Это значит, что мы не имеем в сердце христианской любви к ближнему: ибо любовь не радуется о неправде, радуется же о истине. Перестанем вперед так делать, да не осудимся вместе с делающими неправду“».

Согласно вышесказанному, когда приходит ко мне ближний, я не всегда вижу в нем образ Божий. В хорошем человеке я вижу, но в человеке мне неприятном мне еще трудно увидеть образ Божий.

У старца Паисия я, к сожалению, не нашел именно про чуткость к ближнему, но привожу цитату, где он говорит о том, что истинное благоугождение ближнему и есть истинное благоугождение Христу. Это во многом относится и к чуткости к ближнему, а именно, каким должно быть расположение сердца, чтобы была чуткость через Бога к ближнему.

«Вот на что нужно обратить внимание: как сделать благоугождение ближнему чистым, то есть как удалить из него человекоугодие для того, чтобы и это человеческое приношение (т. е. благоугождение ближнему) пошло ко Христу. Если кто-то старается якобы по-православному упорядочить церковные проблемы, а подлинная цель его в том, чтобы получше упорядочиться самому, то есть он имеет в виду свою личную выгоду, то как такой человек благословится Богом?

Надо, насколько возможно, сделать свою жизнь такой, чтобы сблизиться с Богом. Надо всегда обличать себя и стараться исполнять Божию волю.

Исполняя Божию волю, человек состоит в родстве и тогда, не прося у Бога, он принимает, непрерывно берет воду из источника, родника».

Из этого отрывка можно и должно вывести, что мне, желающему обрести чуткость к ближнему, нужно непременно обращаться к Господу нашему Иисусу Христу за помощью, чтобы Он научил меня быть чутким к ближнему; что только через Бога мы можем быть по-настоящему чуткими к ближним.

Здесь я хочу привести краткую молитву: «Господи, повсюду всем дающий жизнь и дыхание и непрестанно оказывающий любовь Свою ко всем людям! Соделай в том и меня подобным образу Твоему, чтобы и я неутомимо, Тебя ради и по Твоему примеру любил благороднейшее создание Твое — ближнего моего, поступал с ним, как любовь того требует, чрез Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь».

Какой итог можно подвести: движение к истинной чуткости к ближним может быть только через Господа. В каждом ближнем, худом или хорошем, надо стараться рассмотреть образ Божий, полюбить в нем это богодарованное естество, то хорошее, что в нем есть. Что чуткость есть безкорыстная самоотдача другому.

Заключение

В конце хочется сказать вот о чем: трудность воплощения моего доклада в жизнь в том, что я мало жизни чувствую в этом докладе. Себя я подвигаю больше рассудочно, идя по действиям. Однако же я четко сознаю, что, не обретя чуткость к ближнему, я не смогу стать просто хорошим семьянином, не говоря уже о служении ближним.

Итак, какой труд я решил взять для обретения и развития чуткости в себе:

  1. Просить у Господа помощи, чтобы он помог, просветил меня Своею силою, дал силы для служения ближнему.
  2. Стараться услышать и понять нужду ближнего.
  3. Трудиться над откликом, подвигать себя на отклик ближнему.
  4. Больше участвовать в матери, утешать в трудностях, стараться уделять больше времени близким мне людям.
  5. Стараться быть в правильном расположении к Богу и ближнему.
    Быть у жизни учеником и не стыдиться этого.

В случае, если оказал «медвежью услугу», укорять, винить себя перед Богом, испрашивать у ближнего прощения.



Список литературы

1 Сост. прот. Григорий Дьяченко. Помощник и Покровитель.

2 Старец Паисий.

3 Архимандрит Тихон (Агриков). У Троицы окрыленные. Воспоминания.

4 Свящ. Анатолий Гармаев. Обрести себя.