Доклад «Начальный труд над добродетелью правдивости», Инна Тузова

Инна Тузова, 2004

Обоснование темы

Господи, научи мя оправданием Твоим.

Пс. 118, 12.

Тема этого доклада связана с моей душевной потребностью: быть с ближними без подозрений, осуждений, не оправдываться. Оправдание же ближних дает пространство жизни, взаимную свободу. Я была лишена этой свободы из-за подозрений в неискренности братьев, сестер, о. Анатолия, членов общины. Принимала недобрые помыслы, доверяла им, а душа лишалась мира, единодушия с ближними, переставала им сорадоваться. Поэтому я не хотела ходить на трапезы, тяготилась в училище. Стала искать выход из этой ситуации полгода назад. Нашла его в труде над правилом оправдания ближнего. Это упражнение стало открывать во мне самомнительные установки, которые не позволяют мне пребывать с ближними в «ныне», в их добром, запрещают доверие. Услышала сердцем, как мое недоверие оборачивается недоверием со стороны ближних. Я с помощью воспитателя семейки через ведение дневника увидела механизмы своего осуждения. А от осуждающих помыслов помогли частое их исповедание, приобщение Святых Христовых Таин, испрашивание молитв о себе у братьев и сестер. Во время Великого поста трудилась над неосуждением ближнего. Но к концу поста правило оставила, ревность ослабела из-за неточного разумения себя. У меня не было точных шагов к исправлению. И Господь проявил плоды таких моих «трудов» во время анализа Пасхальной седмицы, когда нужно было отвечать на вопросы перед камерой. Что тут во мне поднялось! Начались подозрения в неискренности происходившего. Вопросы, сомнения, споры, доводы, т. е. мысленный мусор, близкий к ропоту. Но в то же время в голову пришла мысль: «Ведь с нами здесь Господь, и есть благословение владыки вести съемки». И ясно услышала в тот момент, что во мне нет мира, значит Бога, а есть болезненное самомнение и уязвимое самолюбие, которое готово в любой момент осудить. Осуждение, к сожалению, стало моей привычкой. А братья и сестры участвуют в анализе в полноте, искренне. В душе возникла скорбь о себе Богу, раскаяние. Сердце со временем пришло в мир, расположилось к ближним. И начался труд поиска оправдания. Мне стало ясно из опыта, что недостаточно одних временных упражнений для оправдания, но нужно жить по правде словом, мыслью, делом.

Как же мне начать трудиться? С чего начать? Что есть сама добродетель правдивости? Как она проявляется во мне? И в ней ли я нахожусь? Что запрещает этот труд? Как удержаться в правдивости? Какие шаги, упражнения нужны? Поиск ответов на эти вопросы стал причиной написания моего доклада.

История вопроса

Многие святые отцы пишут об оправдании ближних добрым помыслом и укорении себя. Я затрону те труды, на которые опираюсь в докладе.

Сам Господь наш Иисус Христос Своей жизнью подает высший пример оправдания в Евангелии, когда не осуждает грешницу, взятую в прелюбодеянии (Ин. 8, 7, 11). Когда оправдывает на кресте убивающих Его: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). «Я пришел не судить мир, но спасти мир».

Авва Дорофей, пройдя в начале иноческой жизни через опыт подозрительности, подает нам пример оправдания ближнего, предостерегает от ошибок осуждения. Показывает, что самоукорением мы спасаем свою душу. К этому опыту из «Душеполезный поучений» я прибегаю в докладе.

Опыт внутренней духовной борьбы с «левыми» помыслами и возделывания добрых описывает старец Паисий в труде «Духовная борьба». Старец научает отвергаться злых помыслов, которые несправедливо обижают других, препятствуют приходу божественной благодати. Старец с любовью дает советы всем измученным грехом людям. Помогает начать духовную жизнь, потому что «заповеди даны для всех» и «рай тоже один для всех».

Еще я обращалась к трудам о. Анатолия Гармаева — «Пути и ошибки новоначальных» и лекция о правдивости за 2003 год. В них дан точный, исполнимый образ правдивости мыслью, словом и действием, обретения оправдания. Из попечения о спасении раскрыты защитные механизмы подозрительности, которые ведут к осуждению, пересудам, самооправданию.

Основная часть

…братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

Флп. 4, 8.

Предмет моего труда в докладе — добродетель правдивости. Правдивый, по словарю Даля, — не уклоняющейся от правды, на ней основанный. Святитель Тихон Задонский пишет о существе правдивости: «Правда есть такая добродетель, которая учит нас всем должное отдавать. Она во всех десяти заповедях Божиих изображена, как и всякая истинная добродетель» (3, стр. 756).

Авва Дорофей в своих поучениях говорит, что человек часто против правдивости утверждается в разной лжи или мыслию, или словом, или делом.

Как пишет священник Анатолий Гармаев в лекциях по учению о добродетелях, правдивый — тот, кто видит реальность, говорит, думает, как есть на данный момент.

Как же во мне эта добродетель проявляется? Господь дал ее услышать после Причастия, когда на меня неожиданно «налетел» брат и жестко обличил. Я не раздражилась, не стала оправдываться и осуждать его. Поняла свою вину: нечуткость к нужде другого брата — укорила себя, попросила прощения у Бога. Со временем мне все тяжелее становилось укорять себя, видеть свою вину, а не чужую, больше поступала не по совести, раздражалась, роптала на укорения.

Тогда в какой же правде я чаще нахожусь? И правда ли это? Оказывается, это правда грешника. Я думала, что быть правдивой — это всем все говорить, как есть. Так и поступала неразумно, без любви. Одних сестер раздражала, других обижала такой «правдой», у третьих опускались руки. В других ситуациях я не только не оправдывала мыслью ближних, но осуждала словом, подозревала в неискренности, имея свое мнение. Не проверив на деле, верила худым словам. Заметила за собой, что трудно говорю правду из-за страха наказания или боязни испортить отношения, или упасть «в грязь лицом». Если обо мне говорит правду младший, то я внешне не отвечаю, считая его «малявкой» и не принимаю сказанные слова. Какие же механизмы мешают мне быть правдивой?

  1. Сильный механизм самооправдания словом, сердечным движением. Его почувствовала, когда стала трудиться избегать подозрительности. Н. Д. Гурьев пишет: «Всякий оправдывающий себя уже самим оправданием обнаруживает скрываемое сознание собственной вины, ибо невиновному и в голову не придет оправдываться» (7, стр. 113).
  2. Механизм человекоугодия. Т. е. желание угождать людям, чтобы они обращали на меня внимание и способствовали достижению моих целей (стр. 136).
  3. Механизм осуждения ближних. Когда считаю себя правой, а другого человека принижаю, рассказываю о дурных чертах его характера, совершаю суд над ближним, как судья, не помня слов Спасителя: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7, 1, 2).

Вижу, что осуждение проявляется у меня в надмении, самоуверенности, а корень всего — самолюбие, славолюбие, которые иссушаются с помощью Божией.

Что же мне поможет, чтобы выйти из 3-х греховных механизмов и быть в правде человеческой? Т. е. поступать с ближними так, как хочу, чтобы поступали со мной — со всей искренностью, доверием?

I. Труд над оправданием ближних. Как пишет старец Паисий: «Посредством добрых помыслов человек очищается и приемлет благодать от Бога, потому что злые помыслы несправедливо обижают других и препятствуют приходу божественной благодати, несущей мир душевный» (5, стр. 21). Вот пример добрых помыслов старца:

  1. Слава Богу, что Он попустил ситуацию для искупления греха.
  2. Сколько раз я сам давал повод к осуждению.
  3. Оправдывай немощи ближнего.

II. Укорение себя. Из поучений аввы Дорофея (поучение 17, стр. 184):

  1. Подвизайся во всем укорять самого себя и разумно исполнять заповедь считать себя ни за что.
  2. Веруй, что все случающееся с нами бывает по Промыслу Божию, и тогда без смущения будешь переносить все находящее на тебя.
  3. Не желай, чтобы все делалось, как ты хочешь, пожелай, чтобы оно было так, как будет, и так будешь мирен со всеми.

Чтобы обрести добродетель правдивости, ее нужно увидеть в себе и ближних. В этом мне помог куратор доклада. Эту добродетель увидела в сестре во время моего служения на клиросе. Она без лицеприятия говорит правду, не теряя доброго равного расположения к братьям и сестрам. Не пересуживает, оправдывает добрым словом. Снисходит к немощам, когда ошибаются на клиросе. Когда же ее ругают, не оправдывается.

С чего же мне начать путь восхождения к правдивости?

Митрополит Московский Филарет советует:

«Надобно учиться постепенно, сперва:

  1. осуждать себя за осуждение ближних,
  2. потом удерживаться от осуждения словом, когда мысль на это подвигается,
  3. далее удерживать самую мысль.

Кто довольно знает и судит себя, тому недосужно судить других» (9, стр. 107).

Из этого следуют шаги моего усовершения по лестнице правдивости, от рассудочного исполнения к сердечному.

1-й шаг.

На замечания, оскорбления, обличения, насмешки, уязвления не оправдываюсь, молчу в тишине. По сознанию пытаюсь принять их от Бога, как заслуженные. Начинаю укорять себя перед Богом, понуждать себя (чаще после ситуации). А ближнего оправдываю добрым помыслом (чаще после ситуации). Непостоянно веду дневник.

2-й шаг.

Внешне мочу, но внутри раздражаюсь на обличения. Стараюсь сразу укорять себя, как только сердце раздражилось, и оправдать ближнего. Стараюсь ежедневно вести дневник. Появляется сердечный вкус к неосуждению.

3-й шаг.

В момент испытующей ситуации сохраняется внешне и внутренне мир. Благодарю Бога и ближних за ситуацию. Веду дневник постоянно.

Сейчас я пытаюсь трудиться над 1-м шагом, т. е. внешне молчать на обличения, принимать их от Бога, не осуждать ближних словом, просить прощения у Бога и ближних. Это очень трудно для меня, только вхожу в 1-й шаг.

Авва Дорофей (в 14-м поучении, 2, стр. 157) пишет о правильном внутреннем устроении во время труда над добродетелью: «Человек, желающий создать дом душевный, не должен не радеть ни об одной стороне своего здания, но ровно и согласно возводить…». Поэтому труд над правдивостью словом и оправданием мыслью, укорением себя идет одновременно. Чем больше говорю правды, тем правдивее помыслы и чище совесть. Своими силами этот труд не исполнить.

«Скажем или сделаем что-либо, повергнем немощь нашу пред Богом, и благость Его поможет нам во всем», — слова аввы Дорофея (поучение 17; 2, стр. 184).

Нужны еще и условия для сокрушения греховных оснований — «безчестия и укоризны суть лекарства, врачующия гордость» (2, стр. 184).

Как же воспитать ум в правде?

Как пишут Святые Отцы, ум должен поучаться правде, т. е. ясно и точно знать Закон Божий. Много для ума пользы от чтения притчей Соломоновых, Толковой Псалтири, которые подвигают к воцерковлению (4, стр. 152).

В этом году летом на семейном поселении я буду помощником рода. Взрослых позову к совместному труду над добродетелью правдивости словом, мыслью.

Предложу 3 шага работы, описанных мною выше в докладе. Ожидаемый мною плод — пробудить желание труда под правдивостью. Другой серьезный плод — увидеть причину осуждения в себе. Моя задача — помочь взрослым увидеть в себе самих механизмы, запрещающие правдивость. И найти совместно путь к обретению добродетели индивидуально, если будет желание у взрослых. Не ожидаю многого. Господь любит моих подопечных больше и знает, как воспитывать. Я же буду вслушиваться в Промысел Божий о них.

С детьми, как видится, по прошлому моему опыту, предстоит труд над примирением, чтобы они:

  1. признавались в своей виновности, не перекладывая на других;
  2. не отвечали на обиду;
  3. примирялись друг с другом, с Богом.

Позову в действия примирения взрослых через примирение детей, если будет необходимость — это 6 шагов повинения:

  1. Услышать обличение.
  2. Согласиться с ним.
  3. Признать вслух свою вину.
  4. Попросить прощения у ближних.
  5. Покаяться Богу, примириться с Ним.
  6. Впредь так не поступать (8).

Труд с подростками направлен на оправдание родителей, к их почитанию, снисхождению к немощам по любви. Зовущий образ даю в своих беседах, в беседах с духовником. В труде с подростками обращаюсь к жизненно-важному для них, иначе труд не состоится.

Заключение

Тема моего доклада связана с начальным трудом под добродетелью правдивости словом, мыслью.

Существо правдивости — всем должное отдавать. Как это возможно мне совершать? На данном этапе из греховной правды перехожу в человеческую через укорение себя, оправдание добрым помыслом ближнего, принятие обличений от Бога по грехам.

Что запрещает во мне правдивость?

  1. Осуждение ближних
  2. Самооправдание.
  3. Человекоугодие.

В докладе описаны 3 шага труда над внутренним устроением меня и с согласия — взрослых на поселении. По шагам могу проверить движения по лестнице правдивости.

1-й шаг. Труд над молчанием на обличения, внешне. Обличение пытаюсь принимать от Бога по сознанию, как заслуженное. Начало самоукорения. Начало оправдания добрым помыслом ближнего (после ситуации). Непостоянный дневник.

2-й шаг. Внешне молчание, труд над внутренним раздражением на обличения. Стараюсь сразу укорять себя, как только раздражилась, и оправдать ближнего. Стараюсь ежедневно вести дневник. Появляется сердечный вкус к неосуждению.

3-й шаг. В момент испытующей ситуации сохраняю мир. Благодарю Бога и ближних за ситуацию. Веду дневник постоянно.

Перспективная лестница труда для взрослых состоит из 3-х вышеперечисленных шагов, 6-ти шагов повинения:

  1. Услышать обличение.
  2. Согласиться с ним.
  3. Признать вслух свою вину.
  4. Попросить прощения у ближних.
  5. Покаяться Богу, примириться с Ним.
  6. Впредь так не поступать.

Труд с подростками направлен на оправдание родителей. Труд с детьми — на примирение друг с другом.

Господь пусть благословит мои труды, на Него упование.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Список литературы

1 Библия.

2 Авва Дорофей. Душеполезные поучения. — Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994 г.

3 Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям Свт. Тихона Задонского. — М., «Самшит», 1996 г.

4 Священник Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных. — Волгоград, 2001 г.

5 Паисий Святогорец. Духовная борьба, том III. — Издательский дом «Святая гора». М., 2003 г.

6 Простые беседы о нравственности. — Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1994 г.

7 Н. Д. Гурьев. Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. — «Свет Православия». Издание Макариев-Решемской обители, 1998 г.

8 Лекция о. Анатолия Гармаева по учению о добродетелях «Правдивость, искренность, честность, простота, ответственность, взаимообращение» (5.11.03 г., распечатка).

9 Н. Е. Пестов. Наши ближние. — Православное братство святого апостола Иоанна Богослова. М., 2003 г.