Ход прославления Собора арх. Михаила (21 ноября)

СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕЗПЛОТНЫХ

Чтец 1-й: таково название праздника, который мы сегодня отмечаем. Собор — собрание, притом собрание единства. Ангелы меж собою едины, у них нет разделения. Они едины в верности Богу, в прославлении Его имени, едины в исполнении воли Божией по спасению человека.

И первое, чем мы можем отметить сегодняшний праздник — если мы будем иметь единство между собой:

(Певческая группа поет Песнь святого Амвросия, епископа Медиоланского):

«Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем, Тебе, Превечнаго Отца, вся земля величает. Тебе вси ангели, Тебе небеса и вся Силы, Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф! Полны суть небеса и земля величества славы Твоея…».

Чтец продолжает:

Архистратиг Михаил со всеми Небесными силами призывает нас сегодня на свое торжество — торжество единства в Боге на Собор Ангельский. Приити на их Собор — значит приити на единство с Богом и ближними. И мы поем так, как пели Ангелы: «Слава в Вышних Богу и на земли мир…», и возвеличим Ангелов, помогающих нам: «Величаем вас, Архангели и Ангели, и вся воинства, Херуфимы и Серафимы, слявящие Господа».

(Величание повторяется чтецом или поется).









Чтец: II часть. Небесная иерархия.

2-й чтец: Благочестно праздновать Собор святых Ангелов Святая Церковь приняла по преданию Богодухновенных отцев после того, как отвергла древнее нечестивое почитание ангелов.

Празднование Собора святых Ангелов установлено совершать в месяце ноябре — девятом от марта — первого месяца от сотворения мира — для обозначения числа чинов ангельских. Об этом пишут св. Дионисий Ареопагит, ученик св. Апостола Павла, бывшего восхищенным до третьего неба и видевшим различие чинов св. ангелов.

Девять чинов ангельских разделяются на три иерархии — в каждой по три чина: высшую, среднюю, и низшую.

Первую — высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют:

  • Серафимы
  • Херувимы
  • Престолы

Шестокрилатии Серафими, как видел пророк Исаия: Серафими стояху окрест Его, шесть крил единому и шесть крил другому. (Ис. Гл. 6,2). Они огнеобразны, пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к таковой любви, как показывает и самое имя их, ибо Серафим с еврейского значит: пламенеющий.

3-й чтец: (читает стихотворение А. С. Пушкина «Пророк») *

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у перепуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход.

И дольней лозы прозябанье,

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык.

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замерзшие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глаз ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

*Вместо этого стихотворения можно взять другое по своему усмотрению.

2-й чтец (продолжает):

Херувимы предстоят в несказанной светлости, сияющие всегда светом Богопознания, ведением таинств Божьих и глубины Его премудрости, сами просвещаемые и других просвещающие. Имя их Херувим — с евр. Значит многое разумение или излияние премудрости, и так как через Херувимов другим ниспосылается премудрость и подается просвещение умных очес для Боговидения и Богопознания.

Пред Сидящим на престоле предстоят Богоносные Престолы, ибо на них, как на разумных престолах (св. Максим — Исповедник) разумно почивает Бог. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному Давидом: сел еси на престоле, судяй правду (пс. 9,5)

Чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие: они служат Его правосудию, прославляют оное, и изливают силу правосудия на престолы (предел власти) земных судей, помогая царям и владыкам производить праведный суд.

В средней иерархии:

  • ГОСПОДСТВА
  • СИЛЫ
  • ВЛАСТИ

ГОСПОДСТВА — господствуют над прочими, следующими за ними чинами, будучи сами свободными. Добровольно и с радостью служат Богу. Они ниспосылают силу к благоразумному владению и мудрому управлению поставленным от Бога на земле властям, дабы те хорошо управляли порученными им областями.

Затем — они учат владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею и быть выше всякого искушения.

СИЛЫ, исполненные Божественной крепости, исполняют немедленно волю Всевышнего и Всемогущего Бога, крепкого и сильного. Они творят и превеликие чудеса и ниспосылают ту же благодать чудотворения угодникам Божьим, достойным таковой благодати, чтобы те могли творить чудеса — исцелять всякие болезни и предвозвещать будущее.

СВЯТЫЕ СИЛЫ помогают людям в несении послушаний и носят немощи немощных, укрепляют человека в терпении, чтобы он не изнемогал в скорби, но с крепким духом и всяким мужеством переносил все напасти со смирением, благодаря за все Бога, все устраивающего к нашей пользе.

ВЛАСТИ — называются так потому, что имеют власть над диаволом и укрощают власть бесовскую, отражают наводимые ими на людей искушения и не допускают бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали. Власти утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах; борющимся со страстями помогают отгонять злые помыслы, вражьи наветы и побеждать диавола!

Три чина в низшей иерархии:

  • Начала
  • Архангелы
  • Ангелы

НАЧАЛА — имеют начальствование над низшими ангелами, направляя оных к исполнению Божественных повелений. Им поручено также управление вселенной и охранение всех царств и княжеств, земель и всех народов, племен и языков, ибо каждое царство, племя и народ из небесного чина, называемого Началами, имеют особого для себя хранителя и управителя всей своей страны.

3-й чтец: Из книги пророка Даниила чтение:

«… В 24-й день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра, и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его, как топаз, лице его как вид молнии; очи его, — как горящие светильники, руки его и ноги его по виду — как блестящая медь, и глас речей его — как голос множества людей. (ст. 4–6, гл. 10.)

И сказал он мне: «Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне (ст.11)

И он сказал: «знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании: и нет никого, кто поддерживал бы меня, кроме Михаила, князя вашего. (ст. 20–21)

АРХАНГЕЛАМИ называются великие благовестники, благовествующие о великом и преславном (событии). Служение их состоит в том, чтобы открывать пророчества, познание и различение воли Божией. Святой Григорий Двоеслов говорит, что Архангелы укрепляют в людях святую веру, просвещая ум светом познания святого Евангелия и открывая таинства благочестивой веры.













АНГЕЛЫ — всех ближе к людям. Они возвещают тайны и намерения Божии и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога.

Они приставлены для хранения каждого из нас, верующих: людей добродетельных поддерживают от падения, падших поднимают и никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили, ибо всегда готовы помогать нам, если только мы сами пожелаем.

Над всеми девятью НЕБЕСНЫМИ ЧИНАМИ АНГЕЛОВ чиноначальником поставил Бог святого архистратига Михаила, как верного служителя Своего.

Во время пагубного впадения в гордость сатаны, его отступления от Бога и ниспадения в бездну, архистратиг Михаил, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул: «Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками Божественного света!

Вонмем, как они ради гордости внезапно впали во тьму, и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница и сокрушилась на земле». (св. Григорий Двоеслов. Толкование на св. Евангелие)

Стихира на хвалитех после Славы, глас 5. Певческая группа поет:

Идеже осеняет благодать твоя, Архангеле,/ оттуду диаволя прогонится сила:/ не терпит бо света твоего видети спадый денница/ Тем молим тя, огненосныя его стрелы, яже на ны движимая,/ угаси ходатайством твоим,/ избавляя нас от соблазнов его,/ достохвальный Михаиле Архистратиже.

3-й чтец: III часть. Земная юдоль. Из книги Откровения святого апостола Иоанна Богослова чтение:

«Была война на небе: Михаил и ангелы его воевали против дракона и низвержен был великий дракон, змий древний, называемый диаволом и сатаною, с его ангелами на землю» тогда в злобе своей он начал вредить Церкви Христовой и продолжает вести брань со святыми. (Апок. гл. 12).

1-й чтец:

Из книги К. С. Льюиса «Письма Баламута»:.

«… Мой дорогой Гнусик! Люди живут во времени, но Бог предназначил их для вечности. Поэтому Он, как мне думается, хочет, чтобы они были сосредоточены либо на вечности, (т. е. на Нем), либо на настоящем, несли нынешний крест, принимали нынешнюю благодать, благодарили за нынешнее радости.

Наше же дело — отвратить людей и от вечности, и от настоящего! Имея это в виду, мы иногда искушаем человека жизнью в прошлом. Но этот метод имеет ограниченную ценность, ибо люди все-таки кое-что о прошлом знают; в этом отношении прошлое походит на вечность. Гораздо лучше, чтобы они жили в будущем. Биологические инстинкты направляют все их страсти именно в эту сторону, так что мысли о будущем распаляют и надежду и страх. Кроме того, будущее им неизвестно и, побуждая думать о нем, мы возбуждаем их тягу к нереальному.

… Все пороки укоренены в будущем, а благодарность обращена к прошлому, в то время как любовь — к настоящему. Страх, жадность, похоть, честолюбие обращены вперед.

Бог не хочет, чтоб люди отдавали будущему свои сердца. Мы же хотим.

Нам нужен человек, терзаемый кошмарами будущего, гонимый идеями близящегося рая или ада на земле, готовый преступить заповеди Бога сейчас, если мы внушим ему, что этим он приблизит или отвратит то, чего ему даже не доведется увидеть при жизни.

Нам хотелось бы, чтобы род людской непрестанно и в страшных муках пытался ухватить руками разум, чтобы род этот никогда не был честен, добр, и счастлив; и все, даруемые ему в настоящем, нес бы на алтарь будущих времен.

Твой любящий дядя Баламут».

Певческая группа:

«Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне» (9 раз)

Певческая группа поет: Тропарь, гл. 4.

«Небесных воинств архистратизи,/ молим вас присно мы недостойнии:/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняющие ны припадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,/ яко чиноначальницы вышних сил.

Пауза 10 — 15 сек.

Чтец 1-й:

Письмо 2-е «… Мой дорогой Гнусик! Меня удивляет твой вопрос. Ты интересуешься, важно ли, чтобы подопечный знал (или не знал) о твоем существовании. Что до настоящей фазы борьбы, на этот счет была инструкция низшего командования. Наша политика и состоит в том, чтобы скрываться. Разумеется, так было далеко не всегда. Перед нами мучительная дилемма. Когда люди не верят в нас, нам не получить тех отрадных результатов, которые дает прямой террор. С другой стороны, когда они в нас верят, мы не можем делать из них материалистов и скептиков. Во всяком случае, пока еще не можем. Надеюсь, в свое время мы научимся так разбавлять науку эмоциями и мифами, что вера в нас (под измененным названием) проберется и обоснуется в них, тогда как душа человека останется закрытой для веры в Бога.

Я не забыл своего обещания и обдумал, сделать ли подшефного крайним патриотом или крайним пацифистом. Все крайности, кроме крайней преданности Богу (а нашему Врагу) следует поощрять. Не всегда, разумеется, но в настоящее время безусловно. Бывают времена прохладные и самодовольные, тогда мы помогаем людям еще крепче уснуть. В другие времена, готовые вспыхнуть раздорами, наша задача — подливать масла в огонь. Каждая маленькая группа людей, связанная общим интересом, постепенно вскармливает тепличное благодушие друг ко другу. По отношению же ко всем прочим у них развивается гордость и даже ненависть, проявляемые без всякого стыда, что они санкционированы делом и освобождают от личной ответственности. То же самое происходит и в маленьких группах, первоначально возникающих во имя служения Богу (нашему Врагу). Мы хотим, чтобы Церковь была маленькой, чтобы принадлежащие к ней приобрели замкнутость, скованную напряженность, самодовольную непогрешимость. Сама Церковь, конечно, надежно защищена, (и нам еще никогда не удавалось придать ей характерные черты фракции). Но некоторые группировки, входящие в нее, радовали нас превосходными результатами.

Если твоего подопечного удастся сделать совестливым пацифистом, он автоматически окажется членом маленького, громогласного, сплоченного сообщества… Не допускай одного, чтобы он рассматривал жизненные дела как материал для послушания Богу (а нашему Врагу). Если ты сделал мир целью, а веру средством, человек уже почти в твоих руках.

Если митинги, брошюры, политические кампании, движения и дела значат для него больше, чем молитва, таинства и милосердие, — он наш. И чем больше он „религиозен“ в этом смысле, тем крепче мы его держим. Я мог бы показать тебе целую клетку таких у нас внизу. Потешный уголок.

Твой любящий дядя Баламут».

(пауза 10-15сек. И певческая группа сначала тихо, потом громче поет: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне» — 9раз).

1-чтец: письмо 3-е: «Мой дорогой Гнусик! В прошлом письме ты мельком упомянул, что твой подшефный все ходит в одну и ту же церковь… о чем, спрашивается, ты думаешь? Почему до сих пор нет донесений о причинах его постоянства? Если он так упорен не от безразличия, дела наши плохи, понимаешь ты это или нет? Конечно, тебе известно, если человека нельзя вылечить от посещения церкви, самое лучшее — отправить его на долгие поиски церкви, для него подходящей. Пусть побродит до тех пор, пока не станет ценителем и знатоком церквей.

Поиски подходящей церкви склоняют человека к критике там, где Бог хочет видеть его Своим учеником. Богу желательно, чтобы мирянин в церкви был действительно критичен, т. е. не принимал ложного и безполезного и при этом совершенно некритичен — не судил и не рядил, а доверялся немудрствующему, смиренному приятию того животворящего начала, которое несет ему Церковь.

Приводит это к тому, что простейшие слова очень многое могут сказать человеку и его душе (что прямо противоречит нашей политике). Любая проповедь или книга, воспринимаемые человеком с таких позиций, для нас очень опасны…

Так что возьмись за дело поэнергичней и как можно скорее, пошли этого дурака по ближайшим церквам. Воспользовавшись нашей служебной картотекой, я присмотрел для него две соседние церкви… У обеих есть одна общая черта — (хорошая, на мой взгляд) — они тяготеют к группировкам. Я, кажется, уже предупреждал тебя, что если твоего подопечного не удается удержать вне церкви, его надо активно привлечь к какой-нибудь группировке вокруг нее. И помни, чем этот дурак теплохладнее, тем лучше… Творя зло, мы вовсе не обязаны опираться на их догматы…

Твой любящий дядя Баламут».

Певческая группа после паузы в 10 секунд тихо поет:

«Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне» — 9 раз. Затем поют стихиру: глас 6:

Ангели Твои, Христе, престолу величества во страсе предстояще, / и Твоим светлолитием присно осияваеми, / в вышних песнопевцы Твои / и совета Твоего служителие / от Тебе ниспосылаеми, / дают просвещение душам нашим.

И кондак, глас 2:

Архистратизи Божии, / служителие Божественныя славы, / ангелов начальницы и человеков наставницы, / полезное нам просите и велию милость, / яко безплотных архистратизи.

3-я ЧАСТЬ. ОКОНЧАНИЕ.

3-й чтец: Ангелы света полны любви и блаженства. Ангелы желают людям добра и стараются делать добро. Они видят безпредельную благость Господа к грешным людям. Они подобно нам, ВСЕМ, что имеют, обязаны благодати и милосердию Божию. Сознавая это, ангелы Божьи желают возблагодарить Господа за милосердие, Им оказанное и сами всеми мерами стараются оказать его другим, стремятся сделать приятное Богу благотворением Его созданиям.

Певческая группа:

Ангельски в мире торжествующе, / Сущему на престоле славы Богу седящему возопиим песнь: / Свят еси, Отче Небесный, / Свят еси, Соприсносущное Слово, / Свят еси и Душе Всесвятый.

Затем все встают и поют Величания:

  1. Величаем вас, архангели и ангели и вся воинства, херувими и серафими, славящие Господа.
  2. Величаем тя, Архистратиже Божий Михаиле, архангели и ангели и вся воинства, херувими и серафими, славящие Господа.

КОНЕЦ И БОГУ НАШЕМУ СЛАВА



Список литературы:

1 Св. Дионисий Ареопагит. Небесная иерархия.

2 Православный богослужебный сборник. Изд.: Мсковская патриархия, — М.1991

3 К. С. Льюис. Письма Баламута. Изд: Дом Надежды — М. 2009