В глубину содержания через Господа, молитвенное настроение, личные отношения с авторами источников

Хотелось сказать, что в начале, когда содержание подается для чтения, обязательно мое участие состоит в том, что нужно обратить внимание учащихся на автора, содержание текста которого сейчас будем изучать. И я посвящаю этому порой немало времени, минут 10 иногда уходит и больше, чтобы познакомить студентов с этим автором. И в начале говорю, для чего это важно. Из опыта мы вспоминаем, что содержание понимается более глубоко тогда, когда появляются личные отношения с авторами. И Господь участвует в уроках, а я постоянно слышу участие Господне в нас. «Без Бога не до порога».1

Например, такой случай вспоминаю. Я им рассказывала о священномученике Иларионе Троицком. Причем его многие знают, а мне стоило только начать, как вступили в беседу и в свободное общение многие студенты. Стали рассказывать случаи из его жизни. И вдруг Наташа Агафонова говорит: «Можно мне сходить за иконкой?». И она приносит икону священномученика Илариона Троицкого. Она не знала, что этой иконой ее благословил ее духовный отец. И вдруг узнает, что это Иларион Троицкий, и сейчас его труд мы будем изучать. Все приложились к иконе благоговейно и вот как-то это самое, о чем наставляет нас протоиерей Дерновцев, начало быть. Теперь я сознательно поддерживаю эти действия, приношу иконку, когда есть такая возможность, рассказываю об авторе этого труда от души в душу, чтобы пошло к студентам. И вообще в этот день очень большое значение для меня имело одно из действий. Когда я читаю дома зачала Евангельские на этот день, то как-то особенно трепетно вижу связь с темой урока и словами, сказанными апостолом или в Евангелии. И это молитвенное настроение со мной идет, я с ним иду на уроки. Оно какими-то действиями, допустим, с иконой или с каким-то рассказом передается студентам.

И вот эта молитвенность придает нам возможность дело урока устроить на уже духовно-нравственном уровне. Это одно из действий осознанных. Так было помню, в день Августовской иконы Божией Матери, и, хотя с темой это вроде бы не связано, но мы в этот день с первым классом проходим очередную тему. Я говорю им в начале урока, после того, как оргмомент прошел, видя, что это тоже к оргмоменту относится непосредственно, потому что они собираются во всем лучшем. Богословские науки, истины, таинства, свойства Церкви надо изучать так, чтобы это проходило жизненно, — вот в этом, в основном, и вся помощь моя, как сопровождающего. Очень, конечно, стараюсь, чтобы эта жизненность студентов не терялась, этим я озабочена в течение всего урока, сама молюсь за них, и если у них какой-то затор, то мы выясняем, новый вопрос на углубление содержания подается.

И так урок обычно заканчивается, потом домашнее задание или самостоятельная работа или доработка на правильность чтения.



1 В. И. Даль. Пословицы русского народа. М., 1984г., стр. 26.