Отнесение

Прот. А. Гармаев:

— Теперь, если вопросов нет, то отнесение, пожалуйста, — вторая ступень.

Иванов P. Н.:

— Я увидел большой багаж разных педагогических наработок: использование цитат Святых Отцов, поговорок, метод дидактической беседы для подведения к выводам, чтобы через вопросы человек сам пришел к выводу, не навязывать ему, а чтобы он размышлял, использование рассуждения и очень хорошая подборка точных и емких содержаний. Они небольшие, но точные и ложатся туда, куда надо. Потом их можно неоднократно использовать.

Утарбаев Б. X.:

— Обращаю внимание на соотнесение точности и знания, лаконичности преподавания, когда в одной фразе можно преподать книгу. А «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен». (Притч. 10:19) Я помню из «Общей педагогики», сейчас она антропологическая, что многозаботливость боится одного — до конца исполненного дела. Это способность разумно преподавать и извлекать из содержания нужные выводы. Сейчас еще одна фраза для меня звучала, очень серьезная, об осуждении — когда ты заведомо осуждаешь человека и хочешь его научить чему то, Игнатия Брянчанинова: «Самомнение проявляется в явном желании учить других и в тайном осуждении их». Т. е. первое, явное, даже идешь в самоукорение и доходишь до понятия, научить, вроде, хочешь, но лежит под этим то, что ты его осуждаешь, оказывается, и поэтому хочешь научить. А когда ты его не осуждаешь, то у тебя даже и сил нет учить. Вот я сейчас всмотрелся в себя — над этим надо работать.

Важные моменты преподавания, которые я сейчас посмотрел, они в методике как итоги. Я ощутил это по результатам на себе. Большое содержание прошел, и оно готовит тебя к дальнейшему росту. Ты потом в него вникаешь и пользуешься им. Через эту фразу ты входишь в то настроение и содержание, которое преподавалось.

Гладкова Л. Г.:

— Хорошо, что Александр Борисович вводит точное определение, которое берет из святых отцов и высоко чтимых отцов Церкви, как опорный знак в содержании; хорошо, что делает ссылки на катехизис. Это то, чего нам недостает, и это еще надо бы и заучивать. Таково пожелание мое личное, и теперь я себе эту задачу поставлю: определения, взятые из катехизиса, заучивать близко к тексту. Это важно для нас, для студентов, важно для нашей жизни. Не всегда же книгу имеешь с собой. Батюшка тоже давал благословение, чтобы заучивать из Катехизиса.

Утарбаев Б. X.:

— Позвольте еще сказать, что надо иметь именно чуткость к Промыслу Божию о студентах. И как я вижу, вы работаете со студентами именно так. Для этого у вас масса содержания и ваш талант, который не зарываете. Тут нужно очень большое сердце, чуткость должна быть. Я вижу в вашей методике импровизации, это потому, что всегда локатор мысли включен: еще не знаешь, какая частота пойдет, но надо соответственно реагировать. В этом плане постоянное внимание возможно при большом опыте и при отличном владении содержанием. Это конкретный хороший образец.

Аликбаев А. Б.:

— Я о существе антропологии не говорил, потому что я конкретно этого предмета не касался. Помню, когда батюшка нам преподавал: «Не учиться, а спасаться в учении нужно». Это, кажется, на одном из Рождественских чтений. Получается, из православной антропологии зная о человеке, о его свойствах, можно, без разделения духа, души и тела, увидеть в себе, а где у меня сейчас болит и почему болит, и при помощи Божией потихоньку избавляться, но обязательно руководствуясь святыми отцами. И, конечно же, чтобы это было не только в стратегии, но и тактика важна обязательно. Пошаговость тоже должна быть, четкое разумение, а что мне нужно, прежде всего. Сейчас в антропологии у нас первый вопрос — это грех, почему он плох. Что есть грех? Прежде всего, что, а затем почему он плох, как я знаю, что он плох — вот такие действия. Наше существо, получается, — лечиться при помощи Божией, но, зная, что я есть, и кто я есть.

Прот. А. Гармаев:

— Если говорить о широте, глубине и долготе преподавания, присутствии в преподавании, то это сейчас как раз очень ясно представлено. Я сейчас представляю, как при искреннем, видимо, несении армейской службы вырабатывался характер точных действий, точных слов, ясной задачи, ясной цели. Это срабатывает и в уроках, отсюда такая широта и в то же время точность и лаконичность.

Относительно глубины — это как раз восемь уровней, но тут, видимо, надо еще работать. А вот относительно долготы, тоже, конечно, хорошо, скорее всего, жизненная стратегия тоже срабатывает здесь, каждое содержание от глубины смотрится. Размышление над содержанием, эвристические беседы, подводящие студентов к выводам, вопросы по содержанию имеют в виду осуществление его в жизни каждого из студентов. И вот эта цель — положить содержание в долготу, а именно в последующую жизнь, а долготу эту протянуть до Царства Небесного, за пределы земной жизни, я так услышал, она присутствует, и приведение студентов к размышлению в долготу — это, конечно, важно. И оно как раз здесь есть, можно над этим продолжать работать, можно в этом тоже находить лаконичность и точность. Начало этому есть, оно схвачено, а дальше уже дело мастерства.



1 В.И. Даль. Пословицы русского народа. М., 1984 г., стр. 26

2 И. Снегирев. Русские народные пословицы. М., 1848 г., стр. 49

3 В.И. Даль. Пословицы русского народа. М., 1984 г., стр. 191