История возникновения Свято-Сергиевского училища

История возникновения Свято-Сергиевского училища

Беседа с протоиереем Анатолием Гармаевым (2011 г.)

В 1993 году по приглашению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа я приехал в Волгоград с 13 студентами Московских курсов христианской педагогики и культуры преподобного Сергия Радонежского. Эти трехгодичные курсы были организованы по благословению руководителя сектора просвещения протоиерея Глеба Каледы при отделе религиозного образования и православной катехизации Патриархии. Отец Глеб был и куратором наших курсов. В Москве эти курсы просуществовали 4 года. Был произведен первый выпуск. Но по приглашению владыки Германа и по благословению моего духовного отца, архимандрита Кирилла Павлова, я оставил Москву и приехал в Волгоград. Вместе со мною согласились поехать 13 человек, из них трое москвичей, остальные иногородние.

В августе 1993 года состоялся набор, и в сентябре открылся пастырско-педагогический факультет Царицынского православного университета. В таком качестве мы пробыли 2 года. Когда же речь зашла об аккредитации факультета, стало ясно следующее: программа обучения, заложенная на пастырско-педагогическом факультете, — сугубо церковная, светских дисциплин мы не вводили. Предполагалось, что факультет будет воспитывать кандидатов в священство и педагогов именно церковных, т. е. для церковных детей, подростков и молодежи. Мною изначально не предполагалось, чтобы наши выпускники работали в общеобразовательной школе или в каких-либо светских учреждениях. Требования же аккредитации, наоборот, заставляли оставить на каждом курсе только два церковных предмета, а остальные — до десяти предметов — должны были все быть обычного светского характера: либо факультета педагогического со всеми его педагогиками и психологиями, либо социального факультета. На это, конечно, я не был согласен. Не для этого я ушел из светской среды. Все это можно было делать и в Москве, в обычной светской школе, где я и был сначала учителем, потом заместителем директора по воспитательной работе, затем сотрудником лаборатории института школьной педагогики Давыдова. Если заниматься чисто светским образованием, то для этого открывались достаточно хорошие возможности в самой Москве. Но, как раз оставив светское образование, я перешел в церковную область для устроения московских курсов и полностью занимался ими как основной своей работой. И, приехав в Волгоград, я все силы направил на подготовку именно церковных педагогов и священников. Поэтому, конечно же, невозможно было согласиться на требования аккредитации.

История возникновения Свято-Сергиевского училища

Совершенно очевидным стало и то, что среди современных людей, лишь новоначально верующих осуществлять подготовку церковных педагогов на уровне высшего образования невозможно. Людям необходимо освоить церковную жизнь хотя бы как минимум на уровне среднего образования. Поэтому встал вопрос о перемене статуса. Это и произошло. Мы выделились из состава университета как среднее учебное заведение и получили название Свято-Сергиевских курсов церковной педагогики и Православной катехизации с двух-, а потом трехлетним обучением.

Но в скором времени стало ясно, что за три года невозможно обучить предполагаемым профессиям. Поэтому курсы были преобразованы в училище с четырехлетним, а через год с пятилетним обучением. С 1997 года мы развивались уже как пятилетнее среднее учебное заведение. Задача состояла в том, чтобы сформировать учебный процесс, предметы и обучающие практики. Причем эти обучающие практики должны были иметь три характера: первый -богослужебная практика, коль готовятся кандидаты в священство, чтецы, певчие, ризничие, алтарники. Вторая практика — педагогическая, т. е. взаимообращение с детьми и подростками. И, наконец, третья практика — это, собственно, практика церковной жизни в укладе, потому что вся церковная педагогика есть педагогика укладная. Это не педагогика технологий, методов и средств воспитания. Это прежде всего педагогика взаимообращений людей друг с другом, более сформированных в церковном и нравственном порядке с менее сформированными. В итоге жизнь в укладе и есть освоение самой благочестивой жизни.

И над этим работа пошла с особой интенсивностью, когда образовался педагогический совет из первых выпускников. Сначала он был малочисленный — всего лишь 4–5 человек, но потом он из года в год пополнялся выпускниками училища и дошел однажды — в 2005 году — даже до 18 человек. Это позволило нам, во-первых, очень внимательно и глубоко вникнуть в предметы, ибо каждому из преподавателей была дана возможность основную часть рабочего времени посвящать разработке своего предмета.

История возникновения Свято-Сергиевского училища

Предметы двух направлений — церковные и педагогические. Внутри каждого направления тоже два подразделения: история и само предметное содержание.

Во-вторых, появилась возможность заняться всерьез практикой, т. е. обучением умениям, деятельному обращению с подопечными. И, наконец, третье направление — это, собственно, сам уклад училища, где параллельно шла работа над укладом в подсобном хозяйстве.

С первых же лет возникновения нашего училища Я понял, что существовать на одни пожертвования мы не сможем. Нужно свое подсобное хозяйство, которое бы как-то покрывало наши нужды, особенно в питании. И Господь благословил это дело. Бабушка одной нашей заочницы из Ахтубинского района неожиданно вдруг привезла нам четыре своих телочки. С них и началось наше хозяйство. Так появился коровник, до сих пор существующий. В результате мясные, молочные продукты у нас — все свои. Потом к этому прибавился огород, пасека.

В хозяйстве постоянно находились разнорабочие — люди, потерявшие свои семьи, жилье и не знающие, куда бы пристроиться. Среди них было немало пьющих и даже спасающихся от наркотиков молодых ребят. Мы таких принимали. Их число составляло от 15 до 70 человек, особенно в осенне-зимний период. Так называемые бомжи просились к нам, и мы их всех принимали, потому как, с одной стороны, было их жалко, а с другой стороны, была надежда кого-то выручить, воцерковить, и поставить.

В этом мы имели мало успеха, потому что большинство их весной уходило от нас. Но мы надеялись, что эти пять месяцев, проведенные с нами, имели какое-то значение в их последующей жизни или же в жизни за гробом. Поэтому, имея такое хозяйство, нужно было устраивать и уклад этого хозяйства и жизнь в нем, правила жизни, правила взаимообращения, постепенное воцерковление всех, кто там жил.

Территориально училище сначала располагалось в центре города. Первое время проживали в общежитии технологического института, ныне университета. Обучение происходило в здании, принадлежащему Казанскому собору. Потом на Ангарском поселке тому же университету были переданы полуподвальные цокольные помещения. Один из таких полуподвалов был отдан нам, и мы там занимались и проживали.

В 1999 году заведующая больницей № 24 предложила владыке корпус, который пустовал уже два-три года, и она не знала, что с ним делать. И вот Иванова Любовь Константиновна Иванова, ныне покойная, очень захотела, чтобы при больнице был православный уголок, комната. Она очень обрадовалась, когда владыка предложил ей целое училище. Мы переехали, подписав договор аренды, и заняли целый этаж в двухэтажном здании — это около 500 квадратных метров. Училище разместилось здесь как жилыми комнатами, так и классными аудиториями. Мы пробыли в этой больнице 6 лет, пока был арендный договор. На сегодняшний день при больнице остался храм Сорока Мучеников Севастийских, и мы до сих пор продолжаем окормлять больных, беседовать с ними, совершать молебны раз в неделю и раз в месяц литургию. Регулярно, особенно больных хосписа, наш священник Сергий Мотовилин исповедует и причащает. Большинство их в хосписе умирает, и поэтому напутствие их перед смертью есть основное наше служение в этой больнице.

Каждый год устраивались летние поселения. Первое время было три смены — июнь, июль, август. Потом только две — июнь, июль. В августе мы вместе с студентами занимаемся проектированием нашего предстоящего обучения в году и следующего лета с детьми, подростками и семьями.

История возникновения Свято-Сергиевского училища

Первые годы детское и семейное поселения располагались нав одном лагере, в одно и тоже время. Потом, с появлением Отрады, поселения разделились. Семейное поселение устраивали в Отраде, а детское- в Комарово. С этого времени летние поселения стали двухсменными. Детским поселением руководил о. Сергий Попов, а семейным — я.

В связи с поиском места для размещения семейного поселения мы обошли разные туристические базы. Проводили поселения на базе геодезистов за Волгой, потом в лагере имени Комарова и, наконец, пути поиска привели нас в нынешнюю Отраду. Тогда это был брошенный лагерь имени Павлика Морозова, который принадлежал заводу имени Ермана. Когда я приехал его посмотреть, то он был «открытвсем ветрам». В качестве сторожей здесь жила одна семья, где мать, к сожалению, была сильно пьющим человеком, и дела сторожения эта семья не выполняла, тем более, что завод не платил им зарплату. Лагерь же растаскивался. С весны до осени здесь останавливались время от времени различные компании с выпивкой, курением и шумными увеселениями. Жгли костры из досок, отодранных от стен, из оконных рам, дверей. Не было ни дверей, ни стекол в окнах, в ряде корпусов были выдраны полы. Правда, сами стены, крыши более-менее были еще в порядке. Городская администрация объявила, что лагерь висит в воздухе: завод имени Ермана отказался от него и якобы передал его муниципальным властям. А муниципальные власти не приняли лагеря. И в результате он оказался бесхозным.

На нашу просьбу позволить нам въехать в лагерь для проведения летнего поселения городская власть дала согласие, и мы въехали. Проведя одно лето, стали хлопотать о том, чтобы лагерь был передан нам в собственность. В течение двух лет это получилось сделать. Завод имени Ермана был рад, что наконец его лагерь кто-то заберет. Муниципальные власти согласились, и городская дума передала нам этот лагерь в собственность.

Спустя какое-то время Светлоярский район, на землях которого находится лагерь, передал нам в собственность и землю под лагерем. В результате мы на сегодняшний день являемся владельцами этого участка.

Хозяйство было перевезено в Отраду. Здесь сразу же начало работать летнее поселение, соответственно и службы совершались в храме Серафима Саровского — бывшей пионерской комнате, которую мы отремонтировали и утеплили. Затем начали ремонтировать и утеплять корпуса с тем, чтобы в итоге можно было в них разместиться самому хозяйству и людям их уже было здесь 70 — 75 человек.

В период, когда мы как училище находились на территории больницы, началось введение нового церковного устава, оформление всех приходов по новому уставу. Тогда по благословению владыки мы официально оформились как приход «Сорок мучеников Севастийских». Храм Сорока мучеников уже действовал, нужно было оформить его как приход.

По указу владыки мы были сформированы как Свято-Сергиевское епархиальное училище. С образованием Прихода «Сорок мучеников Севастийских» стали училищем при приходе. Но статус остался прежним — епархиальное училище.

История возникновения Свято-Сергиевского училища

В училище, а потом в приходе действовало 3 храма: это храм Сорока мучеников Севастийских, передвижной (на время летних детских поселений) храм преподобного Сергия Радонежского и храм преподобного Серафима Саровского.

Под окормлением училища всегда находился Дом престарелых. Первое время там не было ни храма, ни молитвенной комнаты. Мы каждое воскресенье приезжали туда всем составом наших учащихся и преподавателей, ходили по палатам, совершали молебны, четыре раза в год соборовали до 300 человек, исповедовали, причащали.

С появлением там священника и молитвенной комнаты, превратившейся потом в храм, большой потребности в нашей опеке уже не стало. Так постепенно сократилось наше участие и присутствие там. Но потом тот священник перешел в другое место, и благословением владыки был назначен священник нашего училища — о. Сергий Мотовилин. С того времени Дом престарелых полностью вошел в наше окормление. Мы еженедельно совершаем там службы. В результате храм Ксении Блаженной в Доме престарелых стал нашим четвертым приходским храмом.

Семь лет назад, когда закончилась аренда, мы всем составом училища переехали в Православную Отраду. С тех пор вся деятельность и жизнь общиноучительного трудового уклада разворачивается в православном поселении Отрада.