Воспитание терпения у детей Три вида терпения телесное, душевное, духовное

Холопова Мария, студентка 3-го класса

«В жизни человека есть особый период, называемый детством. Детство — это время, когда в растущем человеке развиваются все его силы, как душевные, так и телесные, происходит процесс познания окружающего мира, образуются навыки и привычки», — читаем мы в книге священника Евгения Шестуна «Православная педагогика».

Но уже с рождения помимо богодарованных сил постепенно развивается и овладевает ребенком грех. «Поэтому, — пишет святитель Феофан Затворник, — должно так вести и направлять силы души и тела, чтобы не отдать их в плен плотоугодию, пытливости, своеволию, услаждению, — ибо это будет плен греховный — а, напротив, приучать отрешаться от них и преобладать над ними, таким образом, сколько можно обессиливать их и доводить до безвредности». В этом труде ребенка над собой особое значение имеет добродетель терпения.

«Без терпения и мужества, — поучает авва Дорофей, — никто не может совершить ни одной добродетели. Если кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения, а у кого нет терпения, тот решительно ничего не может совершить. Поэтому и сказано: „В терпении вашем стяжите души ваша“» (Лк. 21:19).

Святитель Тихон Задонский пишет, что «терпение убо есть добродетель, которая во всякой противности, печали и скорби приключающейся предается Воле Божией и изволяет все страдати, нежели пред Богом согрешати». Значит, терпением должно преодолевать в себе все скорби.

«Кто приобрел чувство или навык неутомимого терпения, — говорит преподобный Иоанн Лествичник, — тот не убоится ни страдания, ни трудов».

Святой праведный Иоанн Кронштадский поучает: «Самолюбие и гордость наша обнаруживается особенно в нетерпении и раздражительности, когда кто-нибудь из нас не терпит ни малейшей неприятности…»

Многие праведники наших дней, трудившиеся над обретением добродетелей, испытывали скорби, преодолевая их терпением. Среди них иеросхимонах Сампсон, блаженная Матрона, блаженная схимонахиня Макария.

Своей жизнью, а также наставлениями, поучениями, упреждениями святые угодники Божии дают нам образ преодоления немощей и воспитания терпения.

Из слов Святых Отцов можно определить, что есть терпение.

Терпение — это несение всякой скорби, преодоление своих немощей, совершаемые верою и упованием на Бога.

Скорбь же бывает телесная, душевная и духовная. Отчего ребенок несет скорби? Какие немощи он имеет? Как различить их? Как искоренить из его сердца пороки?

«Старайтесь узнать, — пишет епископ Ириней, — какие у вас самые главные пороки, и употребляйте все силы к тому, чтобы преодолеть их, кто хорошо знает самого себя, тому не слишком трудно узнать другого… старайтесь, прежде всего, узнать свои слабые стороны и исправлять их».

Рассмотрим, что есть телесные скорби.

Телесные скорби несет ребенок тогда, когда у него начинаются разные телесные недомогания. Например, болезни, скудость физических сил или мышечная слабость, физические боли, повреждения, развращенность, расслабленность тела или неприученность переносить различные неудобства. Возможно ли в таких случаях само тело научить терпению? Что есть терпение физиологическое?

Скудость физических сил или мышечную слабость тело преодолевает выносливостью. Дело требует продолжительности, а выносливости хватает всего лишь на половину времени.

Когда нет выносливости в ребенке, это значит, что он способен выполнять лишь кратковременные дела, а продолжительные — уже не может, не научен. Поэтому необходимо, прежде всего, научить ребенка выносливости. «Одна выносливость — в преодолении расстояний: ходить пешком, другая — в труде: трудиться до упора времени (до обеда, дотемна), третья — в различных телесных упражнениях (зарядка, игра, спортивные занятия). Современные дети в большинстве своем лишены всех трех возможностей. Вместо пешего хождения сегодня у детей — различные коляски, каталки и виды транспорта; вместо труда — праздность и „счастливое детство“ с его безчисленными развлечениями, вместо телесных игр и занятий -компьютерные игры и тесный заасфальтированный и покрытый газонами двор. Новый образ детства властно входит в жизнь. Глубокая безответственность и безпечность родителей, хуже того, активная их поддержка и даже нравственно ослепленная настойчивость нового бездуховного мировоззрения тому причина. Весь образ жизни, особенно в городе, противится воспитанию в детях выносливости.

Болезни и телесную развращенность, неприученность переносить различные неудобства (холод, зной, ветер, мокрую погоду) преодолевает закалка. Это хождение босиком, обливание и обтирания холодной водой, купание, ношение легкой одежды, походы в любую погоду. Святитель Феофан Затворник пишет о жесткой и грубой постели, особенно для мальчиков, простой и натуральной пище без сладостей, изысканностей, хранении постов с младенческого возраста. Известно, что на Руси в прошлые века дети постились наравне со взрослыми независимо от возраста.

Физические боли и повреждения преодолеваются привыканием к ним. Не нужно кричать, упав или порезавшись. Пусть тело привыкнет к боли. Одним этим многие боли преодолимы без истерик и криков» (из лекций по «Практической педагогике» свящ. Анатолия Гармаева).

Для детей, по словам свт. Василия Великого, должны быть приличным образом определены упражнения и правила касательно сна и бодрствования, времени, меры и качества пищи.

Из книги «Методика Закона Божьего» узнаем, что Святые Отцы советуют приучать детей к труду и активной деятельности, советуют для этого дозволять детям гимнастические упражнения, игры, прогулки, приучать их к физическим занятиям и ремеслам, а также и к физическим работам в собственном смысле: копать землю, носить воду, рубить дрова. Девочек — готовить пищу, вышивать, шить, приучать их к разным искусствам и ремеслам сообразно их способностям.

Вообще, по слову святоотеческих наставлений, христианское воспитание в области телесного развития ребенка должно держаться системы строгой, почти суровой: физические силы с раннего детства должны быть направлены на приучение к терпению и выносливости, к лишениям во всем, что сколько-нибудь выходит за пределы физической необходимости. В результате должно получиться не только здоровое, выносливое тело, но также крепкий, устойчивый дух, сильная воля, способная управлять жизнью тела и подчинять ее требованиям христианского долга.

Рассмотрим теперь, что же есть душевное терпение?

Оно появляется в тех случаях, когда тело собственными силами и возможностями не может преодолеть своей болезненности, слабости, изнеженности. В такие моменты ребенок может испытывать различные душевные недомогания, например, малодушие, трусость, лживость, душевную лень, чувственность. «Все меньше в детях великодушия, смелости, правдивости до конца, душевной бодрости. Обретение всех этих свойств неизбежно требует терпения. Потерпеть — значит не впасть в малодушие: каприз, истерику, нытье, плач, раздражение, детскую ярость,-то есть устоять, удержаться.

Потерпеть — значит не испугаться трудностей, принять и понести порученное дело, не впасть в робость перед неожиданным заданием, перед трудным характером человека, сложной жизненной ситуацией.

Потерпеть — значит согласиться на наказание за провинность и не убегать от него с помощью лжи, то есть преодолевать душевные недомогания (свои „неохоты“ и „нехочухи“), чтобы приобрести бодрость.

К сожалению, сегодня много детей воспитывается без отцов, и немало мам, которые не имеют душевного терпения с детства и теперь не умеют, не могут дать его образ и воспитание. Вместо этого сплошь и рядом дети могут часами безпомощно пребывать в различных проявлениях малодушия; быть трусливыми и упираться перед речкой, боясь зайти в воду; перед собакой, боясь пройти мимо; перед делом, не решаясь взяться за него; могут лгать, изворачиваться, оправдываться, впадать в меланхолию, ипохондрию и вяло отмахиваться от предложений и поручений, избегать своих обязанностей, „нюнить“…

При всем при этом мама будет из-за собственного безсилия „срываться“ на ребенка, не умея и не зная, чем помочь ему, как вывести его из этого состояния. Немало случаев, когда мать сама может впасть в подобное же состояние, тем усиливая и поддерживая немощи ребенка» (из лекций по «Практической педагогике» свящ. А. Гармаева).

Епископ Ириней поучает, что величайшее зло и пагуба для человека — чувственность. Ее очень много сейчас в детях. Немало «помогают» в этом нынешние бабушки и дедушки. Первый гнусный плод этого зла есть леность, отвращение к труду и ко всему доброму, где требуется какое-либо усилие и напряжение. «Чувственный не знает наслаждения труда и разумной деятельности. Это всегда для него тяжесть, бремя, проклятие, но никогда — средство добродетели, серьезная, важная обязанность и установленный Богом порядок. Чувственный человек боится телесного труда, так как он причиняет безпокойство его изнеженности. Он боится умственного труда, так как тот требует напряжения духовных сил».

А священномученик Владимир, митрополит Киевский, предлагает исполнять следующие правила, чтобы избежать развития чувственности:

  1. «Не изнеживайте детей, но всеми мерами укрепляйте их телесный организм. Дети нежного воспитания имеют, большею частию, слабое, болезненное телосложение, а в болезненном, изнеженном теле живет, по большей части, и больная душа.
  2. Приучайте детей своих к трудолюбию и правильной деятельности. Труд укрепляет телесные силы и сохраняет здоровье души; напротив же, праздность ослабляет тело и портит душу».

Там, где есть душевное недомогание, лень или же малодушие, там терпением обретается способность исполнять послушание дальше. Как это можно увидеть? Когда у ребенка душа совсем расслаблена, он должен сделать над собой усилие, превозмогая лень, и продолжать делать дело, хотя его тянет, например, лечь в постель или пойти поиграть. Вот здесь то, если воспитатель хочет взрастить у дитяти такой плод, как душевное терпение, необходимо:

  • определить цель: куда он поведет ребенка, чтобы обрести данный плод;
  • поставить задачи: что нужно сделать, чтобы этот плод созрел;
  • определить, какими действиями ребенок будет выполнять поставленные задачи.

Душевное терпение подается личным участием в ребенке, живым деятельным примером, устным пояснением. Живое личное участие проявляется тогда, когда воспитатель из своего терпения подает образ изнемогающему от расслабления ребенку, говоря, чтобы он потерпел. Далее педагог опирается уже на собственный образ терпения ребенка.

Подавать живой пример — значит показывать человека, который реально сейчас, в данный момент, что-то терпит. Ребенок, опираясь на свой образ терпения, видит терпящего человека и также преодолевает свое расслабление.

Устный пример — рассказы о святых праведниках, особенно о случаях из их детства. Тому пример — жизнь блаженной старицы схимонахини Макарии, когда та еще маленькой девочкой была брошена семьей в военные годы. «Я была тогда маленькая, легонькая. Я под сарай залезу или в сено закопаюсь. Как народ повстречаю, по самую шейку в воду садилась. Так в зиму и осталась на морозе. На снегу тяжело, голая по улице ползла, никто не покрыл, — со слезами рассказывала она, — под сарай залезу, закидаюсь кой-чем, а то в снег зароюсь. В снегу выкопаю ямку, комочком лягу, под лицо руку положу, так и сплю. На мне все истлело, тело было заскорузлое. И питалась — грязную воду пила. Бересту сверну, зачерпну, — какая была вода мутная. Снежок кушала: чистенького снежка щипну… и в рот. А кто хлеба даст, то он замерзнет, не укусишь. А летом траву ела, цветочки ела. Солнышко запечет — голову греет, а подо мною мокро — снег тает. А я сама кое-в чем, одни лохмотья, грудь лишь прикрыта. Заберусь на завалинку, на соломку, мне теплешенько, хорошо, и молилась Господу».

Из этого примера видно, как блаженная превозмогала скорби телесные и душевные и находила успокоение в Боге.

Терпение же духа необходимо при различных духовных недомоганиях и немощах. Например, при разных страхованиях: бесовских, боязни темноты, страхе оставаться одному. Что еще относится к немощам духовным? Это — впадение в различные духи: дух уныния, злобы, тоски, истерик, праздности, вольного веселия, дух сластолюбия. «Здесь необходимы со стороны родителей любовь и строгость. Любовь отвлекает ребенка от увлечения худым духом или застаивания в нем, напояет силою потерпеть обстоятельства, послушаться и делать, как говорят. Строгость просто и со властью отсекает действие худого духа в ребенке, не позволяет духу развиться и овладеть ребенком и, напротив, приводит в бодрость и укрепление в добре.

Самих же детей нужно учить послушанию, а в делах добрых — самоотвержению. Важнейшим навыком детства должен стать навык поступать по совести, против совести никогда не ходить. Хорошо, если удастся родителям воспитать в детях страх Божий. К сожалению, для большинства современных семей это неосуществимо — слишком глубоки следствия неверия в предыдущие годы и в предыдущих поколениях.

Деятельным преодолением худых духов является детская исповедь и покаяние. Этому нужно детей учить. Затем поддерживать в них ревность веры. Когда же не удается преодолевать совсем худой дух, учить детей оставаться живыми к Богу упованием, надеждой на Него. Это и будет терпение духа» (из лекций по «Практической педагогике» свящ. А. Гармаева).

Подведем итог сказанному:

  1. Чтобы научиться различать, какие немощи есть у ребенка, необходимо вначале научиться различать свои.
  2. При воспитании телесного терпения обязательно давать телу нагрузки и закалять тело.
  3. Воспитывая душевное терпение, опираться на имеющийся образ терпения как в себе, так и в ребенке; подвигать его в действия великодушия, смелости, правдивости, бодрости, преодолевать чувственность.
  4. Подавать живой образ, т. е. самому так жить и обращать внимание на других, живущих так же.
  5. Самым трудным является воспитание духовного терпения, т. е. научение детей богообщению, молитве, исповеди, посту, воздержанию, совести, страху Божию, послушанию, упованию на Бога.

Ребенок тогда будет выполнять любое послушание, когда через почитание он будет опираться на опыт старших, на тех, кто подает образ жизни. Здесь важно указать, почему ему нужно потерпеть, ради чего он это делает и ради кого.

И терпеть свои скорби, уповая на Бога.