Методические наработки по устроению подобных семейных поселений

Что главное в устроении подобных поселений?

В 5-летнем курсе обучения нашего училища православной катехизации и церковной педагогики подготовка, проведение и анализ семейного поселения являются главным этапом практической катехизации для студентов-старшекурсников (4-й, 5-й и иногда 3-й) и преподавателей училища.

Летнее поселение (вначале детское, а потом семейное) — это то практическое служение детям и семьям, к которому студенты и сотрудники готовятся весь церковный и учебный год с сентября по июнь. И уже на самом поселении они на деле показывают наработанные за год навыки и умения: укладной церковной жизни и педагогического мастерства.

Таким образом, с одной стороны — студенты выходят на поселение в служении практических катехизаторов, а с другой стороны — переживают данную катехизацию своим личным опытом в ходе годового круга общиноучительного уклада жизни в Православной Отраде.

Практическая катехизация включает в себя три состава:

  1. Знания — это изучение и освоение церковных и педагогических учений.
  2. Воспитание христианского характера (внутреннее и внешнее благочестие человека).
  3. Усвоение церковного уклада жизни (годового, недельного, дневного).

Если есть труд над каждым составом по отдельности и всеми вместе — тогда есть область практической катехизации в жизни данного человека (студента, сотрудника, ребенка и т. д.).

Отсюда следует, что главное для устроения подобных поселений — это наличие правильно подготовленных устроителей, которые бы не просто исполняли внешне дело своего служения, а входили в событие (со-бытие, совместное бытие, жизнь) с приехавшими людьми и Богом. И все содержательные методические наработки и планы использовали бы как инструмент и орудие для подготовки и осуществления данных событий. Только тогда эта методика будет иметь силу и необходимость исполнения в жизни.

Любое поселение (и детское, и семейное) готовится и совершается тремя группами его участников:

  1. Устроители поселения (сотрудники и студенты училища) — те, кто вырабатывает главную тему, замысел поселения, его ход в конкретных делах и событиях, и прикладывают все усилия, чтобы все это осуществить в жизни смены и после нее.
  2. Приехавшие люди (супруги, папы, мамы, дети) с их нуждами, проблемами, ожиданиями, их сегодняшним духовным состоянием и периодом развития по отношению к воцерковлению.
  3. Господь в Своем Промысле — невидимо, но постоянно заботящийся и пекущийся о всех нас. Невидимо — для физического взгляда, но видимо — для веры христианина.

Далее (ниже) мы будем постепенно вносить методические содержательные наработки для желающих устраивать подобные поселения. Ваши отзывы и вопросы пишите в комментариях.

Песенные вечера — что это такое и как мы их проводим.

Песенные вечера — любимое для души время отдохновения людей. Обычно вечера бывают с определенной тематикой, например: песни о Родине или песни военных лет; песни нашего детства или юности; песни о дружбе и любви…

А бывает, группа старших или молодых сестер за ужином, во время чаепития вдруг запевает, и все присоединяются к ним. Следующую песню запевают братья, и вся трапезная, полная людей, слушает братское пение. Все радостно оживают в пении, перекликаясь братскими и сестринскими голосами. Иногда и сам батюшка в установившейся вдруг тишине запевает любимую песню. Такой вечер продолжается, пока душа людей не насытится песней.

Песенный духовный ужин отличается от обычных вечеров своей молитвенностью и благоговением — на нем поются псалмы, стихиры, песни духовного содержания. Происходит молитвенное наполнение души — наступает умиротворение. Песня — это тоже общение, общение души, глаз, сердец. Она собирает во что-то общее, единое. Каждый чувствует себя близким другому и делится своей радостью со всеми. Душа открывается, высвобождается от чего-то… наступает ощущение полета. Песня собирает и как широкая, могучая река уносит всех за собою. Заявить тему вечера может каждая семья. На песенный вечер все приходят подготовленными.

В настоящее время песни, которые мы поем, собраны и изданы в сборниках:

«Песни Страны Детства».

«Рождество Твое, Христе Спасе».

«Общинные песни».

«Песни за костром».

«Пасхальные песнопения и песни».

«Капелька мужества» — что это такое и как мы ее проводим.

Очень долго искала, почему мученики за Христа с радостью шли на мучения, что ими двигало, чем они держались в испытаниях, чтобы не предать Христа…

Недавно услышалось, что Православие зиждется на личном спасении, на соединении человеческой воли с волей Творца, что воля как сила души имеет важнейшее место в деле спасения. Она есть способность «держаться» и «нести бремя». И как любую силу надо тренировать, так и в мужестве надо упражняться всю жизнь. Вся жизнь человека должна быть службой Богу, постоянным стремлением к соединению с Ним, уподоблению Ему во всем. А это значит — уподоблению той любви, которой возлюбил нас Господь — любви крестной. Пытающемуся идти этим путем необходимо волевое качество личности — мужество.

По Святым Отцам мужество — это стояние в добре до конца.

Погибший за веру в чеченской войне воин Евгений Родионов говорил, что мужество — это непреклонное расположение воли к добру.

Мужество — это когда несмотря ни на что, ни на гнев, ни на насмешки, придирки других пробиваешься к свету, теплу, добру. Как нежный подснежник пробивается сквозь колючий мартовский снег. Мужество есть власть над страхом, возникающим от воображения опасности или гибели.

Когда-то на Руси давать зарок или обет было делом обыкновенным. Это обещание Богу отвергнуться чего-то плохого в себе или сотворить благо ради своего спасения или спасения ближних, родных, ради восстановления отношений любви с Богом и ближними.

Наша «Капелька мужества» — это тоже своего рода обет Богу, только маленький, совсем капелька мужества. Испытания на «Капельку мужества» проходят в течениу трех дней. Труд берется над восстановлением жизненного призвания. Например:

  1. Детки берут труд над восстановлением призвания сыновства:
    • слушаться родителей с первого раза;
    • говорить родителям добрые слова.

    В одной семье был приемный мальчик 5-ти лет с диагнозом ЗПР, гиперактивный, агрессивный, с рассеянным вниманием, скудным для его возраста речевым запасом, очень, очень редко реагировал на окружающих, в основном у него была какая-то своя жизнь. Когда в объединении был совет о трудах «Капельки мужества», этот мальчик жил своей жизнью, не обращая внимания на взрослых. Когда речь зашла об этом мальчике, взрослые предложили ему целовать маму каждое утро и вечер. Не скрою, что была мысль: «Напрасные труды». Удивительно, но он услышал, и мама до сих пор радуется, что сын стал относиться к ней теплее. Старается говорить «Доброе утро» и «Спокойной ночи».

  2. Подростки и взрослые — на восстановление призвания гражданства:
    • носить воду в умывальник;
    • ободрять в трудах тех, кому тяжело.
  3. Родители:
    • не раздражаться на детей;
    • говорить с ребенком только тогда, когда придешь в мир душевный.
  4. Супруги:
    • каждый день говорить жене о3-х ее хороших качествах;
    • быть внимательной к мужу.

Труды «Капельки мужества» бывают двух видов:

  1. Отвергнись зла. Например: не говорить плохие слова, не раздражаться и т. п.
  2. Сотвори благо. Например: принести воды бабушкам, откликнуться на нужду ближнего, делать поклоны с Иисусовой молитвой за тех, кто тебя обижает и т. п.

Труд «Капельки мужества» у многих способствует тому, чтобы человек научился прилагать свои усилия на пути спасения («Царствие Божие нудится») — призывать помощь Божию, чтобы расположить волю к добру.

Если труд капельки мужества выбран верно, то он чаще всего продолжается после трех дней, но уже негласно. Об этом знает только Господь и человек, взявший на себя подвиг стояния в добре до конца, и духовник.

Устроитель поселения

Людмила Мурзина, студентка 5 курса

Область отдохновения.

Отдых — одна из немаловажных областей в жизни человека. Он нужен, чтобы восстановиться в силах для дальнейшего служения. Как часто мы не умеем отдыхать, как часто видишь людей, которым после выходных дней нужно еще время, чтобы войти в привычный ритм жизни. Отдых отдыху рознь.

Отдых — это спокойствие душевное, когда тебя ни в чем не обличает совесть, когда в твоем сердце любовь не к себе любимому, а к Богу и ближним. Так уж устроено Богом, что каждая клеточка нашего организма знает, что такое жертвенная любовь. Посмотрите на маленькую ранку. Безчисленное множество кровяных клеток устремляется на защиту организма от инфекции. Так и мы, исполняя заповеди «Возлюби Бога» и «Возлюби ближнего своего», находим в этом успокоение душевное. Т. е. отдых — это единодушное времяпрепровождение с родными и близкими ради возрастания в Боге.

Игры — дело непростое. На Руси детские игры всегда были подготовкой ко взрослой жизни, где учатся взрослым образам (например, «Дочки-матери) и правилам общения с ближними.

Для взрослых игры работают на снятие страхов, ложных установок. В играх человек раскрывается, становится самим собой, искренним, открытым и простым. Игры способствуют раскрытию добродетелей.

Например:

На семейном поселении проходит показ сказок без слов и звуков.

Правила игры. Все участники (в данном случае дети) делятся на равные группы. В каждой группе дети от 2 до 12 лет. Старшим девочкам — помощницам 10–12 лет (они называются мамами) заранее объясняется роль мамы. Мамы настраиваются на заботу и попечение о младших.

По жребию каждой группе достается своя сказка, и девочкам-мамам надо с заботой организовать младших ребят так:

  1. чтобы каждый знал свою роль,
  2. при показе сказки зрители могли бы угадать ее.

Наблюдения. В этой игре девочки-подростки, до игры бегавие сами по себе, дерзкие ко всем, на глазах повзрослели, внутренне собрались, почувствовали ответственность, стали проявлять творческую жизненность. Это было точное обращение к их будущему жизненному призванию — родительству.