Что такое православное семейное поселение

Алексей Голик

Что необходимо нам о нем знать, дабы не путать его с другими действиями, к которым мы привыкли?

Во-первых, поселение — это не курорт, куда выезжают отдыхающие для праздного времяпрепровождения. Но каждый год находятся люди, которые, приезжая к нам, ожидают найти здесь «злачное место».

Поселение — не деревня, хотя и у нас в Отраде есть хозяйство и живность. Только при сердобольных бабушках, которые, вскочив с первыми петухами, до изнурения работают на огороде, и несмотря на это, чуть ли не в постельку подают нам, изволившим проснуться к полудню, горячие пирожки на блюдечке, деревня становится курортом.

Поселение — это не семинар, ибо на семинаре происходит труд над изменением только мировоззрения, а поселение охватывает все стороны жизни человека.

Поселение — это и не санаторий, где можно поправить здоровье.

Что же такое православное поселение?

Православное поселение — это собрание людей, как устроителей, так и всех, кто приехал, чтобы пожить в православном укладе, помогающем выровнять, или для кого-то — выстроить отношения в семье.

Уклад поселения

Уклад есть церковные отношения жизни, воплощающие устав.

Устав — это писаные правила или правила, передаваемые из уст в уста, благодаря которым живут православные общины.

На поселении есть также правила. Чтобы жить в этих правилах, человеку надо отложиться от себялюбия. Со своими самостями жить в укладе нельзя.

Уклад — это устав, исполняемый самой жизнью, потому самости тесно в укладе. Уклад помогает выровнять отношения в семье. Хотя правильней будет сказать, — помогает увидеть неровность семейных отношений, ибо за столь краткий срок (три недели) исправить что-либо не так просто. Потом уже, дома, надо будет продолжать трудиться дальше.

Уклад охватывает не одну, а все сферы жизни человека. Живя в укладе, человек высвобождается не только в силах души, но и постепенно становится человеком Божиим. В этом преимущество наших предков: они вели здоровый образ жизни не только относительно тела, но и души, и духа.

Еще об укладе. В житиях святых все святые искали монастыри со строгим укладом жизни. Поэтому уклад — это не только устроение жизни, но еще и порядок ее. Правильнее будет сказать, уклад — это порядок, при котором начинают быть ладные отношения. Так, в семье, если ребенок хранит порядок в комнате, то у него с родителями ладные отношения. Но ребенка прежде надо научить наводить порядок в комнате. Внешний порядок будет состоять в чистоте комнаты, где каждая вещь имеет свое место. А внутренний порядок заключается в хранении самого порядка, где ребенок обретает уже мужество. Этот пример известен еще с древней Спарты: от мальчиков требовалась аккуратность, дабы через нее они обрели мужество.

Уклад охватывает все стороны жизни человека: отношение к Богу, ближнему, самому себе, к вещам. Есть определенные правила, научающие и определяющие порядок жизни. Через исполнение этих правил начинают быть ладные отношения с Богом, ближними, совестью, порядок в вещах. На поселении все эти правила живут. Задача устроителей — донести смыслы этих правил так, чтобы они не легли тяжким бременем на поселян, но были бы желанны, и люди исполняли бы их в своей жизни после поселения.

В укладе одно из ведущих мест занимает труд. Основная цель труда — обрести церковный образ исполнения послушания. Здесь есть два момента:

  1. Исполнить дело в срок, качественно и до конца.
  2. Исполнить дело угодно Богу. Это уже труд над заповедями. Их апостол Павел дает две: трудиться, чтобы иметь пропитание себе и своей семье (нравственная основа труда) и трудиться, чтобы уделять нуждающемуся (духовно-нравственная основа).

На поселении мы полагаем труд только над первой, вернее сказать, пытаемся увидеть, как ее должно исполнять.

Содержание жизни поселения

Необходимо пройти три ступени познания, дабы начать исправляться.

Первая ступень состоит в том, чтобы узнать, как правильно поступать.

Вторая — согласиться с этим познанием.

И третья ступень начинает быть только тогда, когда человек обрел решимость исполнять это в жизни.

Содержание жизни поселения как раз и есть то действие, усвоение которого помогает сделать первый шаг. Оно имеет свою направленность благодаря проводимым на поселении лекциям по церковной педагогике и духовным беседам со священником.

Сама по себе педагогика не дает никаких рецептов. Если ребенок ворует или непослушен, то какие-либо шаблонные действия, при помощи которых он вдруг не только перестал бы красть, но и стал бы милостивым, применять к нему нельзя. Педагогика не дает такого рецепта, хотя и имеет приемы, методы и способы воспитания. Здесь следует сместить акцент: педагогика не воспитывает, а помогает родителю вырасти в педагога, дабы вести ребенка к ценностям душевным и духовным, а не читать ему мораль, каким он должен быть.

«Моя личная ценность в том, что ценно в Церкви. И к этой ценности я веду своего ребенка. То же, что не ценно Церкви Божией, и для меня не ценно». Только с такой позиции можно говорить о церковной педагогике, слушая лекции о. Анатолия. Чтобы спасти ребенка от разгула страстей, надо уклонить его от них, а, может быть, и прямо отсечь последние. И так как нельзя насильно дать ему веру, то дать ребенку хотя бы то, что не противно духу Церкви, например, классическую музыку и благочестивые народные песни. Другой подход к знаниям церковной педагогики может обратиться против ребенка, и родителям придется вскоре пожинать горькие плоды своего воспитания.

На поселении могут звучать лекции не по всем разделам педагогики. Но их содержание будет присутствовать и в классе, и на родовом совете, и в обычной беседе со старшими.

Какие же разделы педагогики есть на поселении?

Во-первых, семейная педагогика.

Она рассматривает особенности воспитания ребенка в семье. Здесь педагог — сам родитель. Разлад в семье может происходить по причине нераскаянных родовых грехов.

Во-вторых, практическая. Она вводит ребенка в освящающие средства Церкви: богослужение и молитву, а так же научает, как воспитывать в детях такие добродетели, как мужество, терпение, послушание, доброволие.

В-третьих, общая церковная педагогика.

Еще несколько слов об учении о семье, как малой Церкви. Учение раскрывает, что такое семья вообще, какие периоды и этапы она проходит в ходе своего развития, с какими трудностями может встретиться и как их преодолеть в семейной жизни.

Нравственные беседы по книге «Тихий разговор с совестью» священника А. Гармаева обычно проходят после утреннего правила.

Цели и задачи поселения

Семейное поселение устраивается, прежде всего, для помощи семье в практическом усвоении церковного порядка жизни.

В этом большое значение имеет уклад. Пребывание человека в укладе создает некоторое напряжение в отношениях, чего не бывает при жизни человека в обычных (привычных) отношениях дома, в семье, на работе.

Причина проста — на многие проявления самости налагаются запреты: это нельзя, а это можно только с разрешения, да и то лишь в определенное время. Начинает казаться, что нет никакой жизни. Для кого? — Для самости. Оказывается, вся наша жизнь протекает в самости, а тут ее запрещают. Что же теперь делать? — Терпеть. Но нет никаких сил. И вот здесь первая задача для всех поселенцев — выдержать до конца, выстоять, не сбежать, быть во всех предлагаемых действиях безропотно.

Основное на поселении — это жизнь в укладе. Ропща, человек теряет все обретенные плоды. Некоторые люди допускают ошибку: не отличив уклад от педагогики, они едут на поселение, чтобы послушать лекции о. Анатолия, забывая при этом, что эти лекции ничего не дадут тому, кто бегает от церковного порядка жизни и не собирается менять свой нрав. Как бы ни хотел человек перевоспитать другого, в первую очередь ему надо изменить свой порядок жизни.

«Цель жизни православного христианина, — как учит прп. Серафим Саровский, — стяжание Духа Святаго Божия. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое дело — суть средства для стяжания Святаго Духа Божьего. Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: всяк иже не собирает со Мною, тот расточает» («Святый преподобный Серафим Саровский, его жизнь, подвиги, с приложением наставлений для монашествующих». Москва, 1990 г. Издательство «P. S.». Московская Патриархия, репринтное издание Русского Св.Андреевского скита на Афоне, 1903 г., Одесса, стр. 51).

Одна из целей поселения — обратить внимание человека на то, идет ли он по пути спасения или нет. Преподобный Авва Дорофей говорит: «Господь хочет, чтобы мы желали воли Его благой, бывающей по благословению, т. е. всего того, что делается по Его заповеди: чтобы любить друг друга, быть сострадательными, творить милостыню и тому подобное. Вот воля Божия благая. Что же значит благоугодная? Не всякий делающий что-либо благое, делает это благоугодно Богу. Случается, что кто-нибудь находит сироту убогую и красивую собою; она нравится ему по красоте своей, и он берет ее и воспитывает, как сироту убогую, но вместе, как и красивую собою. Вот это воля Божия благая, но не благоугодная. А благоугодная та, когда кто делает милостыню не по какому-нибудь побуждению человеческому, но ради самого добра, из одного сострадания: сие благоугодно Богу» («Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания», Издание Оптиной Пустыни, Тула, 1991 г. Репринтное воспроизведение издания 1900 г., с. 165).

И нам в помощь для размышления над этим вопросом даны Заповеди Божии и вытекающие из них правила Церкви и правила нашего поселения, дабы совершать их в жизни самого поселения, а затем дома и на работе.

Плоды поселения

Из целей и задач непосредственно вытекают и плоды поселения.

Что же мы подразумеваем под словом «плод»?

Плод есть нечто обретенное или пережитое в виде навыка, опыта, вкуса, то есть то, что обретается в самом человеке. Над целями и задачами мы будем трудиться вместе. Над плодами же каждый трудится самостоятельно, решая поставленные задачи и достигая целей. И то, что при этом нами обретается (внутреннее), — есть плоды.

Например, дежурство по кухне. Плод — единодушие. Цель — приготовить трапезу в срок, качественно и до конца, закончить дежурство в полном составе, никого не потеряв. Задачи — своевременное разведение огня, обеcпечение водой, собирание продуктов, молитва во время приготовления пищи, накрывание столов, организованное обслуживание, назначение чтеца во время обеда, послушание старшему, исполнение возложенных обязанностей, недопущение никакого зла или ссоры. По окончании дежурства, убрав кухню и трапезную, — сдать старшей, провести анализ дежурства, во время которого тоже есть задачи: всякое нестроение и зло обличать с незлобием.

Какие же плоды возможно обрести во время поселения?

Первый — единодушие друг с другом. Авва Дорофей называет единодушие «матерью всех добродетелей». Мы на сегодня в своем большинстве не только не знаем силы этой добродетели, как она совершается в жизни, но и зачем она нужна.

Далее — внутреннее внимание к себе, различение полезных и неполезных действий, навыков, привычек.

Глубже этого третий плод — удержание себя от зла.

Можно пережить опыт общения друг с другом, соревнования. Кто-то спросит: «Неужели мы не умеем общаться?» — Умеем. Но как умеем? Многие на опыте знают, что «язык мой — враг мой». Из Святого Писания известно, что не может из одного источника течь сладкая и горькая вода. И прп. Амвросий Оптинский замечал: «Многих видел спасающихся молчанием, многоглаголанием же — ни единого». Если мы посмотрим на наше общение с позиций Церкви, то увидим подтверждение этому. В лучшем случае, это разговор ни о чем или о своей работе, покупке одежды, каких-то вещах. К сожалению, о них мы говорим как о чем-то важном, существенном в нашей жизни, забывая, что все эти богатства тленные. В худшем случае, это зависть или осуждение другого: «Вон как разбогател: дом построил, машину купил. А ведь на одну зарплату этого не сделаешь…».

«Когда кто видит, что хочет что-нибудь сказать по страсти, то если промолчит, хорошо сделает, ибо он умолчит Бога ради. Если же хочешь говорить по Богу, не заботься о том, что сказать, иначе ты не исполнишь заповеди, но предоставь это дело Богу, и Он вложит во уста твои, что сказать для пользы». Помним ли мы об этом? А ведь первую часть этого слова нам непременно надо исполнять, ко второй же стремиться. Кто-то может возразить: «Я работаю катехизатором при храме, и все мои слова — сплошная проповедь Евангелия». А так ли это? Не из тщеславия ли говорятся эти слова, о чем также упреждает старец?

Кто-то может встретиться со своими немощами, и здесь как раз время обратиться к Богу с покаянием. Для кого-то это будет самая искренняя молитва.

«Похвала, — по словам блаженного Григория, — рождает соревнование, соревнование же — добродетель, а добродетель — блаженство».

Что это за соревнование, которое рождает добродетель? Конечно, христианский дух соревнования далек от современных соревнований. В Церкви я соревную ближнему своему. Он ревнует об угождении Богу, и я стремлюсь так же ревновать, но не ищу быть первым, а ищу быть ревнующим. Мне не надо лавров и рукоплесканий.

Действия поселения

Центральное действие поселения — родовой совет, т. к. на нем происходит сплочение людей, собранных в род. Во время совета мы смотрим, как прожили день: стремились ли угодить Богу, помочь ближнему; какие наши греховные навыки запрещали нам это сделать; как можно исправиться и начать жить, угождая Богу и служа ближним.

На совете вспоминаем проповедь и лекцию, которые слышали утром. Ведь после них все уходят вдохновленные, а к вечеру некоторые уже не помнят, что утром была вообще какая-то лекция. Другие помнят и начинают делать так, как услышали, но встречаются с тем, что ради исполнения слова должны изменить отношения с ближними, со своими детьми, с теми, кого совсем не могут выносить или наоборот, в ком души не чают. И вдруг открывается, что эти «отношения» представляют для человека такую ценность, что ради них он оставляет позвавшее его слово. Третьи видят необходимость в изменении своего образа жизни, но часто, даже не отдавая себе ясного в этом отчета, чувствуют внутреннее неудобство от одной мысли о предстоящих изменениях.

Помочь человеку преодолеть все это — наша задача. Ведь люди и приезжают к нам, чтобы посмотреть, насколько они на самом деле живут евангельским словом. И потому вечером на родовом совете воспоминаем услышанные утром лекцию и проповедь. Воспоминаем подробно потому, что слова их подобны семени, что сеет Господь в наших сердцах, побуждая к действию и исправлению.

Устроительное слово — одно из действий, помогающее людям правильно войти в поселение, раскрывает его цели и задачи, указывает направления жизни и трудности, с которыми человек встретится во время своего проживания. Поселение поможет правильно их преодолеть, подскажет, как в течение трех недель обрести полезные плоды. Правильно составленное и ясно прочитанное устроительное слово позволяет прибывшим, верно войдя в поселение, прожить его с большей пользой.

На поселении есть и другие действия, которые помогают высвободить душу из вредных устремлений.

Дежурство на кухне помогает собраться, обрести единодушие, пройти через тяжелые, узкие условия жизни, отложиться от самоугодия. Кухня — одно из центральных событий в плане обнаружения родовых затруднений, личных немощей, сложностей характера. Кухня это очень сильно проявляет. Если человек, неся послушание на кухне, преодолевает себя, то это всегда бывает серьезным преодолением.

Или хороводы в духе русских народных традиций. Да, они не несут в себе той полноты и глубины, которая была у крестьян XV–XVI веков. Но своим содержанием они помогают отойти от современной эстрадной поп- и рок-музыки. Хороводы бывают не всегда, а по праздникам. Так, издревле, они заводились на праздники Троицы, апостолов Петра и Павла. В пост же — никогда.

В песнях времен Великой Отечественной войны столько нежности, верности, любви. Но для большинства молодежи они неведомы. Здесь же, на многоголосье, посвященном какому-либо празднику или событию, люди их заново открывают для себя.

В семейный день нет никаких трудовых событий. Мы советуем проводить его не в праздности. Подъем, утреннее правило согласно распорядку, а дальше можно поехать в город или остаться на поселении, занимаясь своими семейными делами.

Правильно организованные действия вскроют самые больные точки, ибо правильно организованная цель, к которой надо стремиться и которую должно достигнуть, достигается часто преодолением самости.

Ожидания и установки

Какие могут быть ожидания у поселян?

Ожидания современного человека — это самое тяжелое испытание на поселении. Неправильные чаяния вызывают недовольства и могут разразиться скандалом. Некоторые приехавшие даже могут собраться уехать в середине смены.

Нередко бывает, что кто то, поговорив с человеком, уже знакомым с поселением, узнавшим или обретшим на нем что-то ценное для себя, своей жизни, тоже решается приехать в Отраду, дабы и с ним там произошло подобное. Приехав на поселение, он живет в ожидании этого. Проходит день, два, неделя, но ничего не происходит. В одном случае человек уезжает, затаив обиду, и больше никогда не возвращается. В другом случае он ругается на все, что несогласно с его ожиданием: с ранним подъемом, трудами, со старшими, которые требуют исполнения всех действий. Кто-то ожидает, что на поселении у него изменятся отношения с детьми; кто-то надеется стать любящим Бога и ближних; кто-то уповает на лекции; кто-то — на личную беседу; кто-то едет со своей нуждой, ожидая, что «мне там дадут нужный рецепт» или «мне там помогут».

Жизнь на поселении действительно может повлиять на человека и как-то его изменить. Человек непременно возьмет для себя что-то полезное. Но только ожидание этого очень мешает правильно войти в поселение. Эти установки запрещают труд над собой.

Верная установка, когда человек самому себе задает вопрос: «Что я собираюсь делать на поселении? С правильным ли настроением сердца я намерен трудиться? Желаю ли я изменить свое расположение сердца или, хотя бы, увидеть, есть ли разница между тем, чего я хочу достичь и моим действительным положением?» Наверняка кто-то об этом даже слышит впервые. Надо не плыть по течению, а ответственно входить в жизнь поселения.

Часто приходится встречаться с человеком, который говорит: «Все, так дальше нельзя!» После разговора с ним выясняется, что сам делать-то он ничего и не хочет. Он может даже, зная, что делать, спрашивать у всех совет и получать один и тот же ответ, ибо ему это не надо, т. к. ему хочется чего-то другого. Да, это крайний случай, хотя без преувеличения скажу, что все, приезжающие на поселение, приезжают с явными и подсознательными установками и ожида-ниями. И если человек не расстанется с ними в первые дни, то он уедет либо ничего не обретя, либо бранясь на всех устроителей.

Также возможно ожидать, что все друг с другом будут обходиться ласково, бережно, с кротостью, с чуткостью относиться к «немощам». Подобно и устроители могут ожидать, что поселяне будут отзывчивыми, безпрекословно послушными, ищущими стать смиренными и т. д. Но надо готовиться не к этому, а к обратному. Хотя старшему, конечно же, надо быть чутким.

Трудности

Конечно, описать все трудности, которые могут возникнуть в ходе поселения, невозможно. Отмечу лишь самые распространенные из них.

Во-первых, это телесные трудности, связанные с привычкой к комфорту. Велика привычка жить в благоустроенной квартире или в доме со всеми удобствами. Здесь же — туалет не близко, озеро вместо ванной, студеная вода из колодца, кухня вся на дровах, которые надо нарубить в лесу. А если еще и в палатках ютиться?! Многие люди очень болезненно переживают такую смену обста-новки. Конечно, надо потерпеть. Господь хочет, чтобы мы обрелись в терпении, и поэтому переместил нас в эти жалкие условия.

При всем старании нам не удалось на данный момент создать больших удобств. Стоял вопрос — открывать поселение или нет. Ради жаждущихвоцерковления решили открывать, а условия потерпеть.

Мы исповедуем, что Господь — Вседержитель, т. е. все содержит в Своей власти. Видит Господь и нашу нужду, но оставляет ее так, как есть. Ради нашего терпения. Если в это не верить, то, значит, Господь не Вседержитель, а в создавшихся условиях виноваты устроители поселения.

Во-вторых, трудности душевные. Апостол Павел говорит: «Друг друга тяготы носите и тако исполните Закон Христов» (Гал.6, 1,2).

Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Так как, будучи человеком, невозможно быть безгрешным, то он (ап. Павел) убеждает не относиться строго к грехам ближнего, но переносить их, чтобы потом и его грехи мог переносить другой» («Толкования на послания св. апостола Павла блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского». Москва, Профиздат, 1993 г., стр. 315). Таким образом, там, где мы можем соприкоснуться с недостатками своих ближних, нам предстоит понести душевные трудности.

Кто-то не сошелся характерами, или, наоборот, так сошлись, что «водой не разлить». Кто-то замкнут или медлителен, а кто-то очень раздражителен. Помощь нужна всем. Невоспитанность или безнравие может проявиться даже в тех, от кого и не ожидаешь, причем в самый неожиданный момент.

Еще тяжелее бывает, когда тот, кто учит, как надо поступать и жить, вдруг сам согрешает и не исполняет того, к чему призывает других. Как больно это может быть для кого-то!

Да, у наших ближних могут быть немощи. Они, так же как и мы, небезгрешны. Поэтому не нужно относиться к их грехам строго, но переносить их терпеливо, чтобы потом и наши грехи смог кто-либо понести. И так исполним закон Христов, сообща исполним, взаимно помогая друг другу. Например, проворный пусть помогает медлительному, а медлительный пусть сдерживает его горячие стремления. Таким образом, и первый не согрешит при содействии второго, и второй — при содействии первого.

Подавая друг другу руки, при такой взаимной помощи каждый своим содействием ближнему восполняя то, чего не достает ему, будет исполнять закон Христов. И долг любви требует носить тяготы друг друга, потому что в любви заключается исполнение заповедей Христовых.

Недостатки особенно будут проявляться в трудах, в служении на кухне, на огороде, при уборке помещения. Кто-то не может делать быстро то или иное действие, а кто-то просто ленится. Это надо различать и уметь помочь и тому, и другому. Если видишь, что твой брат в лени, погибает, то не оставь его.

Конечно, кому-то легче сделать дело самому, без посторонней помощи, чем послужить ближнему. Да, именно послужить. Господь сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди, обличи его между тобою и им одним. Если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех сви-детелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви. А если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф.18:15 — 17). Послужим мы брату тогда, когда делать это будем ради обретения его Господу и Его заповедям. Не для того, чтобы себе брата обрести, но обрести Богу. Если брат примиряется с нами, то он обретается Христу. И тогда мы служители брату ради Христа.

В-третьих, трудности духовные. Это пребывание в различных духах: самоугодия, саможаления, уныния, праздности, превосходства, себялюбия. Проявляются они, чаще всего, в труде и в общении. Надо что-то сделать, а брат или сестра вдруг «заболели» саможалением, да так, что и подняться с постели не могут. Сегодня этим недугом страдает почти вся молодежь, подростки и дети. Воспитанные под лозунгом «Детям — счастливое детство», они в большинстве своем неспособны к труду, но очень способны к праздности. Ради нее они готовы мгновенно управиться с любым делом, а потом сбежать. Или, наоборот, тянут-тянут время, а потом, сделав кое-как, стремятся исчезнуть.

Недуг надо врачевать, во-первых, давая труд и требуя его исполнения в срок, качественно и до конца, а во-вторых, исправляющихся поощрять. С тем же, кто не хочет трудиться над собой, поговорить на родовом совете и посмотреть, что можно применить к нему, возможно и наказание. Может быть, дать дополнительный участок работы.

Дух самоугодия ищет хорошо устроиться в жизни. В лучшую комнату, удобное место за трапезой, лучший кусок хлеба, удобных себе людей, выгодное место в группе. По духу превосходства человек обо всем и на все имеет свое суждение. С людьми может вести себя свысока, всегда или часто наставляет, легко приходит в осуждение и долго его держится. Всегда ищет справедливости по отношению к себе и не очень старается сам быть справедливым. Не знает самоукорения. Ему трудно сказать другим «прости».

Хочу предложить одно правило, в котором нам всем будет полезно поупражняться. Это правило звучит так: «Ныне и присно».

Т. е. ныне пребыть на поселении во всей своей полноте, отложив всякое попечение о незавершенных домашних делах или важных встречах с кем-то. Пусть это будет там, далеко. А здесь идет та жизнь, в которой вы сейчас живете. И чтобы полнее прожить ее, необходимо оставить все, что осталось дома, на работе, и отдать себя в жизнь ныне. Это просто, потому что это реальность, а не мечта.

Митрополит Антоний Сурожский говорит: «Чтобы молиться, надо жить сейчас». Т. е. ныне, а не в будущем и прошлом. Для современного человека это непривычно, ибо мы, к сожалению, больше живем воспоминаниями, мечтами, а не реальной жизнью.

Жизнь рода

(Из лекций иер. А. Гармаева)

Начало смены

Члены рода в первой половине смены мало что знают и мало на что настроены в плане поселенческих событий. Все чаяния, которые они имеют, не связаны с поселенческими событиями. О том, что именно в поселенческих событиях они получат значительную часть удовлетворения своих чаяний, они еще не знают, ибо у них нет такого опыта.

Чаяния, которые у них есть, в основном имеют характер индивидуальный. Это видно прямо по людям. Они будут стремиться осуществить их личным образом: в личных отношениях с батюшкой, в личных отношениях с кем-либо из знающих старших, в лично избранных участках жизни поселения.

В составе рода могут быть всякие раздирающие движения. Если взрослые еще как-то следуют тем правилам, которые им предлагаются, то подростки, особенно первые 5–7 дней, идут в «раздрай» и «разнос». С одной стороны, у них есть возможность всегда испытывать нового педагога, и они тщательным образом это делают. Одновременно они смотрят, что будет делать педагог. Если он в чем-то растеряется, они сразу же «сядут ему на голову» и, игнорируя его, будут жить так, как хотят. Чтобы этого не произошло, должна быть совершенно отчетливая ориентированность на строгое послушание старшим поселения и непременное введение всех членов своего рода в нужные события поселения, начиная от утренних и вечерних правил и заканчивая самыми различными участками трудовых послушаний.

Устроение жизни рода. Родовые советы

Это устроение исходит из чаяний событий. Если идти не от чаяний, то события окажутся натянутыми, лишь бы чем-то занять род.

В первую очередь, центральным делом, где надо положить особенный труд, является родовой совет, о котором уже упоминалось выше. Равно как у подростков, помимо того, что они участвуют в родовых советах, может быть еще подростковый совет внутри подростковой группы.

Что такое родовой совет? Это выявление затруднений дня, частичное их разрешение и определение ближайших шагов, которыми можно разрешить выявленное затруднение.

Что такое ближайшие шаги, которыми можно это разрешить? Беседа с батюшкой или же исповедь, специально утроенное занятие, разрешающее эту ситуацию (с батюшкой или с кем-нибудь из членов рода).

Сферы затруднений, в которые попадают люди, очень различны. Так, по трем чаяниям будет, как минимум, три сферы затруднений. В любом из этих трех чаяний обязательно будут различные затруднения.

Первый родовой совет обычно носит характер знакомства. Люди рассказывают о себе, своей семье, и для чего они приехали на поселение. Выявляются и разного рода трудности, какие пришлось преодолеть, чтобы приехать. И здесь видится удивительная россыпь неожиданных Промыслов Божиих, вспомоществований Господних, даже в некоторых случаях совершившихся чудес. Когда такие откровения становятся достоянием всех, это сильно укрепляет всех в вере.

Обычно на совете присутствуют и дети, и взрослые. С самого начала задается условие, что родовой совет никем и ни при каких обстоятельствах не пропускается. В это время нет никаких общепоселенческих послушаний или каких-либо личных дел. Ничто не должно мешать родовому совету. Старшие поселения очень жестко контролируют эту ситуацию. Во время родовых советов даже трудовику запрещается взять себе в помощь кого-либо. Кухня сначала трудится всем родом, а потом также садится на родовой совет. Единственное, что может быть причиною выпадения, это болезнь, тяжелое состояние. В остальных случаях в родовом совете непременно участвуют все.

Первую неделю родовые советы идут каждый день, потом же — через день.

На вопросы родового совета первыми отвечают дети. По кругу (обязательно движение по кругу) надо ответить каждому (полным ответом или неполным — это уже личное дело). Таково правило родового совета.

С одной стороны, люди стесняются, с другой стороны, просто не знают, как и что говорить, им мешают разные внутренние зажимы. Потому им надо помочь. На родовом совете помощники родов говорят обязательно. Более того, полезно бывает, когда они начинают первыми, задавая пример. А уже с третьего-четвертого совета они могут начинать говорить в свободном порядке.

Чтобы люди не восприняли помощника рода как следящего за ними «инспектора» или «подсадную утку», последние должны быть искренними и начинать первыми, говоря так, как оно есть, нисколько не скрывая своих возникших затруднений.

Дети, ответив на все вопросы родового совета, отпускаются. Обычно им уделяется от 20 до 40 минут в зависимости от их числа в роду.

Когда говорят дети, родители обращаются к ним пятыми по счету. Т. е. до родителей ребенку задают вопросы четыре других члена рода. И только пятым может задать вопрос сам родитель.

Причина очень простая. Кто более всего заинтересован в определенных ответах ребенка? Родитель. Кто более всего пристает к ребенку, начиная его «тормошить», порой не в настроении, не в духе? Родитель. Чтобы этого не произошло, существует такое строгое правило. Но дитя иногда умеет «вставить» маме: «Мама, ты правило не соблюдаешь, ты должна быть пятая». Дети есть дети.

Непозволительны укорения, обвинения, обличения, претензии. Все обсуждения совершаются в мирном настроении, расположении и участии друг в друге.

Объем и глубина ответа на вопрос определяются самим человеком. При этом задаваться вопросы могут в любом объеме и глубине. Но задающий вопрос не может настаивать на этом.

Цели родового совета

  1. Прийти в мирное расположение духа.
  2. Найти решение своих жизненных поступков для исполнения завтрашнего и последующих дней.
  3. Второй, третий и четвертый родовые советы проводить, исходя из чаяний.

Первый родовой совет — это знакомство и одновременно снятие ожиданий. Процедура снятия ожиданий очень сложная и требует большого радения. Оставшиеся ожидания — это причина разной степени скандалов, которые случатся потом в роду.

Что такое ожидание?

  1. Человек, наслушавшись восторженных рассказов о поселении, приехал, чтобы пережить тот же самый восторг. Но кто же может это ему гарантировать? У того, кто это рассказал, может быть, была особенная, совершенно личная ситуация, разрешение которой он получил на прошлом поселении. Но ее вовсе не пережили остальные присутствующие. Иногда жизненные затруднения бывают очень большими. Для их разрешения требуется порою либо глубокая исповедь, хороший опытный духовник, либо продолжительное время, либо сугубый Промысел, поставленные обстоятельства, через которые все вскроется. Где гарантия того, что это произойдет здесь, в этот период? Человек неожиданно озадачивается: «Как? Я же очень хочу!». Но это вовсе не гарантировано на поселении.
  2. Другая причина ожиданий — личные чаяния. Ожидание привело человека на поселение. Он имеет какую-то очень глубокую потребность. Мера и глубина этой потребности есть серьезное ожидание. Если оно не будет удовлетворено, то человек уедет из поселения, в лучшем случае, с досадой, а в худшем, с озлоблением, раздражением или негодованием, как это уже было. Личное ожидание — это ожидание, сформированное чьими-то рассказами, понаслышке. Их надо сразу усечь под самый корень, и чем жестче, тем лучше.

На втором родовом совете проговариваются трудности воцерковления. Здесь много различных вопросов. Среди них — бытовые трудности и их перенесение. Казалось бы, трудности воцерковления — это вопрос, казалось бы, о молитве или о богослужении.

Родовые советы касаются только вопросов поселения. Почему же тогда трудности быта возникли в воцерковлении? Задача помощника рода как раз заключается в том, чтобы объяснить, что все обстоятельства нашей жизни, и особенно бытовые, являются в Промысле Божием важнейшими условиями воцерковления. В них надо найтись, быть в правильных расположениях сердца, воли и ума. Правильных расположениях — значит, по вере исполненных.

Центральный вопрос воцерковления. Здесь очень много поможет святитель Феофан Затворник. В «Начертаниях христианской нравственности» расписаны расположения сердца по отношению к имуществу ближнего или по отношению к обстоятельствам, в которые он попадает. Эту книгу надо сделать своею настольною книгою, дабы учиться быть в правильных расположения ума, сердца и воли в разных бытовых ситуациях.

Трудности воцерковления — это затруднения в построении отношений по вере, согласно вере.

Все личные затруднения связаны, оказывается, у многих с семейными нестроениями. Человек ищет личного утешения. Возникает нужда в этом личном утешении из-за семейных неурядиц. И когда человек начинает по вере устраивать свое сердце, оказывается, решаются все его семейные и личные чаяния.

У детей тоже обнаружится масса всяких трудностей. Один ребенок боится в туалет ходить ночью, другой вообще к такому туалету не привык, третий бегает грязнулей.

Третий родовой совет раскрывает затруднения в общении с людьми, в том числе с ближними, родными, указывает пути их преодоления по вере. Потребуются правила общения — родительские, супружеские правила. Святитель Феофан Затворник с его «Начертаниями христианской нравственности» — помощник тому.

Четвертый родовой совет — личные затруднения в жизни поселения и как их преодолеть согласно вере.

Пятый совет — затруднение воцерковления (пошел новый круг) — здесь уже назреет все в отношениях с Богом, т. е. молитва, богослужение.

Шестой — затруднения в общении с людьми и родными на заданную тему в течение дней, прожитых после последнего родового совета.

Седьмой совет — личные затруднения за прошедшую неделю, какие правила веры человек пытался применить в жизни поселения, и что из этого вышло? Какие из правил веры особенно трудны?

Все правила веры даны у свт. Феофана. Для их уяснения проводятся родовые беседы, на которых помощник рода о них рассказывает. В том числе уясняются и правила, данные в книгах о. Анатолия.

На восьмом родовом совете решается, что из рекомендаций, проповедей, лекций или занятий, услышанных во время поселения: в первом круге — было особенно значимо, во втором — особенно трудно.

Вот пример восьми родовых советов. Хорошо бы еще провести девятый — итоговый родовой совет. Его важность в том, что человек осмысливает прожитое, размышляя над вопросами:

  1. Что было для меня летнее поселение?
  2. Что я возьму с собою в мою будущую жизнь?

Каждое событие, которое заложено в поселении, имеет врачующий характер или для тела, или для души, или для духа. Одно для тела, другое для души, третье для духа, а четвертое — для всего сразу. И поэтому обязательно надо участвовать во всем, как бы трудно ни было. Этот акцент на посещении всего, что будет в поселении, и закладывается в основание.

Существует динамика пребывания человека в поселении. Эти этапы неизбежны для каждого. Неизбежность была показана еще в Евангелии. Не говорил ли Господь апостолу Петру, что он Его предаст? Говорил. Что на это ответил апостол Петр? — «Да никогда». А тем не менее, его душенеобходимо было прожить болезненное обстоятельство, обнаружившееся в поступке, а не на словах падшего человека. И он его прожил.

Падшего человека все равно познать надо. Но познать не самосознанием, а в реальном совершении жизненных поступков. И от этого никуда не деться. С пакостью, которая есть в наших душах, придется встретиться на том или ином этапе своей жизни. И, встретившись, преодолеть.

Преодоление есть болезненный процесс, потому как падшая натура будет стремиться осуществиться в своем. Человеку же надо стремиться духом своим не удовлетворить ее желание. Это борьба между желанием осуществиться со стороны падшего в человеке и его несогласием с этим и будет создавать ту трагедию боли, болезненности настроений, в котором человек совершенно безсилен что-либо сделать. Все силы уйдут на то, чтобы сопротивляться этому пад-шему желанию.

Человек внутренне удерживается от греха, хотя грех все время влечет его согрешить. Это и есть муки Креста Господня. Господь, будучи раздираем миллиардами грехов, пережил их во всей власти и силе своей, но не осуществил ни одного из них. Не осуществить тянущий тебя грех и есть адовы муки и муки креста Господня. Господь сумел это претерпеть по причине Своего Божества. Человек может это преодолеть только по причине Божеского участия в себе. Преодолеть эти внутренние крестные муки, т. е. преодолеть свою страсть без помощи Божией невозможно.

Все прибывшие на поселение проходят несколько периодов. Первый — притирка к обстоятельствам. Потом — притирка друг ко другу. Далее — внутреннее сжатие всех недоработок, т. е. внутри все взрывается, хочет тут же переделать на свой лад или же сбежать. Силами приличия человек будет это в себе удерживать.

Поэтому первые три дня он обычно еще как-то себя хранит, но спустя пять суток все полезет наружу во всей своей красе. Тогда узнает каждый, что он «самодур, ни к чему неспособный, лентяй, тряпка, халатный». Мало того, что человек это скажет, он еще приведет помощника рода к старшему поселения. Потом, неудовлетворенный старшим, пойдет к батюшке с требованием: «Непременно удалите от нас эту фурию или этого подонка!» — «Но, к сожалению, — ответит батюшка, — возможности такой нет. Это единственная фурия, больше такой не найти. И заменить ее нечем. А этот подонок тоже никем не заменяем — остальные и того хуже».

Воцерковляться, значит, обретать церковный характер отношений со всеми. Здесь надо просто потерпеть.

Да, поселение, конечно, приготовлено, чтобы во многом попытаться помочь прибывшим. Здесь будут и лекции батюшки, и проповеди, и исповедь, и покаяние, здесь может быть и беседа с братьями, с сестрами, сотрудниками училища, в том числе взаимные встречи друг с другом. Все это будет помогать в решении проблем. Но даже столь богатая помощь может оказаться всего лишь одной третью, ибо две трети все равно зависит от самого человека. Если эти две трети человек выложит, то будет ему полнота помощи, если же нет, то только одна треть и будет. Насколько человек будет искренен, насколько он сможет раскрыть свое сердце в беседе с духовником, насколько он может быть откровенен на родовом совете, насколько у него хватит ревности посещать все действия, которые будут задаваться, насколько он будет в них активно участвовать, настолько он и получит ответы на свои ожидания. Практически две трети в решении этих проблем будет зависеть от самого человека.

Таким образом, задача устроителей — поставить человека в необходимость реального труда, со своей стороны полагаемого.