Отчет сопровождающего семейного объединения, Дионисий Иванов

Дионисий Иванов, 5 класс, 2006 г.

В духовной цели

Я держался правила: «Не даст ли Бог сейчас через ближнего более, чем я знаю». Об этом правиле я говорил на собеседовании своим подопечным — мамам объединения.

В нравственной цели

Участвуя в ближнем, я старался показать ему ситуацию со всех сторон, обращая его тем самым к Промыслу, чтобы в уповании на Бога, а не своими силами ходить.

Еще ощущалась взаимоответственность за подопечных со стороны воспитателя объединения, а так же чувство соборности и единства по отношению к самому воспитателю у меня лично ради общего дела всех.

Профессиональная цель

Ставилась для развития в совместном событии детей и родителей в научении труду, отношению к правилу апостола, а также для кого делается труд.

Положительная часть отчета

Общиноустроение в целом на поселении получилось.

Это видно по устроению праздников, особенно Казанской иконы Божией Матери, где приняли участие со взрослыми дети, также в присутствии на богослужении и таинствах, помощи в клиросном служении самих поселенцев. В подготовке и участии на многоголосьях праздников Петра и Февронии и Царственных Страстотерпцев. В участии в приготовлении праздничных трапезных столов семей и соревнителей.

Общиноустроение во мне лично было в том, чтобы объединить общинные семьи во взаимопомощи друг другу, где условием для мам было при вхождении в труды обмен на это время детьми. Любой ребенок — мой ребенок — это правило негласно руководило мною в жизни поселения, уделял постоянное внимание, как дети ведут себя в храме и в трапезной, на молитве.

Поставленная и обозначенная заранее цель — формирования общения в совместной деятельности — прослеживалась в трудах и подготовке к праздникам. Внутри этой цели я напоминал о значении трудов, кому и для чего они совершаются. Родителей оповещал о том, чтобы они обращали детей не только к самому делу, а к тому, для чего оно совершается.

Но здесь, если нет умения, то сначала надо научить делать хорошо, а потом уже учить отношению в назначении его.

Вот пример. «Коля, как трудишься, давай посмотрим». — «Я уже все цветы полил». — «Давай проверим». — Стали щупать землю: мокрая только вокруг цветков, а сами они все сухие. — «Коля, я тебе показал, где и как поливать?» — он показывает на макушки цветов. Ему не показали, куда лить воду и зачем, не научили, а лейку в руки дали, даже не объяснили самой цели полива — для роста цветов, а их в храм Господу. И так я сделал вывод: научение делу — первое, и тут же одновременно кому и ради чего это, тогда уже дело переходит в труд.

В нрав, в характер своей личности я закладывал:

Как сугубое для осуществления своих целей — прежде всего правило «Не учить, а участвовать в людях, взрослых и детях». Видя худое в другом, обращаться в молитвенном сострадании к Богу о ближних. Стать ему близким человеком и заботником о нем.

Войти в его положение и понять его. В радении о человеке все это исходило изнутри моей души как естественное движение.

Главное здесь — встать самому на его место.

Для осуществления своих целей на поселении я приготовил такие средства: книгу «Психопатический круг в семье» для руководства родителей правилами.

Из поставленных задач удалость исполнить — участие в ближнем, его нуждах и трудностях, утешение и помощь организовать родителей в труды, занятия и трапезы. В формировании готовности общения в совместной деятельности — удалось, когда мамы с детьми трудились на своих участках, радея об общем деле, а не просто проверяя, детей как те потрудились.

В какую меру правильные основания или истоки, откуда ставились цели, удалось сохранить, что и в какую меру растерялось?

Цель готовности к общению на уровне истоков в совместной деятельности, как я сейчас вижу, помогает общаться из знания дела опытом личным.

Растерялось отношение к труду в ту меру, как появилась задача сделать и не стало отношения, ради кого. Постепенно было оставлено и само дело. Позже я предположил, что родители не справились потому, что дав урок детям, сами не соизмерив своих сил и не обозначив себе урока, взялись доделывать все остальное, и силы их быстро иссякли. Причина в том, что труд назначается и соизмеряется своим не как детям, а будущим родителям, гражданам своего отечества и членам общины. Тогда будет серьезный подход к труду и мере урока.

Разумение себя

В служении мною двигало:

  1. В исполнении своих обязанностей держать события так, чтобы подопечные участвовали в них добровольно. Быть инструктором в устроении их жизни на поселении и помощником в исполнении всего содержания по ходу смены.
  2. В служении мною движет чувство находящихся рядом подопечных, в попечении об устроении их отношений друг к другу. Пока подопечные мне вверены, я ощущаю свое служение к ним.
  3. Из чего исходит мое деятельное осуществление? Оно исходит из чувства ответственности за подопечных. Я должен подготовить места, чтобы всех посадить за трапезой, на занятиях вместе за одним столом. Обезпечить чтобы у всех мам была возможность быть на занятиях и других общих событиях, организовать их по очереди для сидения с младенцами.

Из чего складывается мой полноценный образ служения:

Из плана устроения поселения, советов опытных людей, своих представлений, опыта предыдущих смен, но более из объективного взгляда на подход к конкретным ситуациям и людям. Сопровождение во время трапезы объединения совершалось из поставленной заранее обязанности хранить дисциплину и благочестие. Далее я развивал этот порядок личной интуицией, как лучше по ситуации это устроить для удобства и лада всех, а не для безвольного хранения закона.

К трудам до поселения было дано содержание, и далее устроение трудов необходимо сопровождающему передать и помочь усвоить, соучаствовать этим в взрослых и детях.

Позвать также в испытание на выживание и в другие события. Моя обязанность еще увидеть, чем человеку может быть это полезно, своей чуткостью услышать потребность этого испытания для развития чего-то доброго, для укрепления в человеке этого в дальнейшую жизнь.

Как я сам теперь вижу, сопровождающему необходимо иметь самоотвержение и чуткость к ближнему. На занятиях и лекциях охватывать все содержание, чтобы донести тем, кто пропустил по какой-то причине.

Проводить советы из понимания реальной ситуации по живой необходимости, так как опыт показал, что можно ежедневно кратко подытоживать день, помогая вместе друг другу.


Умею ли я выделять угодные и неугодные Богу действия и расположения моего служения?

Угодные Богу действия я вижу те, когда я шел к людям от живого. Пример. Надо собраться и спланировать совет для всех объединений, но у нас младенцы и маленькие дети, и в установленное время мамам неудобно. Можно собраться вечером, когда дети будут спать, здесь правильно, то что под людей подстраивался уклад событий. Также и если трапезы затягиваются, то соизмеряя возможности детей и их режим, отпускать их раньше вместе с мамами.

Должна быть и дисциплина, но требуя, не перегибать палку.

Не угодны Богу были те действия, когда я, не чувствуя ситуации, требовал соблюдать колокольчик батюшки между блюдами, иногда это было очень долгим ожиданием и дети утомлялись, так как трапеза была рассчитана для более взрослых детей; я этот делал ради правила, теряя чуткость к подопечным.

Сопровождающему необходимо всегда иметь отношения с подопечными из живой ситуации и людей вести, учитывая их возможности.

Я говорю это всегда из видения доброго в ребенке, как это может быть проявлено в нем через те или иные ситуации, так как каждый имеет свою индивидуальность и это-то как раз важно и ценно.

Увидеть и различить богодарованное в ребенке есть одна из важных задач педагога. Самое же главное в сопровождении, как мне видится, это радоваться вместе с ближним доброму, идя вместе с другими единодушно.


Умею ли я закреплять угодные Богу действия?

Могу сказать, что у меня естественно происходит в попечении, когда я живу совместно с другими этим событием, и это бывает в том, чтобы услышать другого и помочь ему организоваться в точности так, как ему было бы удобно в укладе внутри семьи, не ломая его режима. Также и ответственностью донести содержание занятий до всех. Это все закреплено у меня в чувстве долга.


В каких действиях служения я был нечестен?

Тогда, когда всех настраивал на урок по норме, а сам урок не держал, но вкушал за трапезой не соотносясь со сделанным.

Еще неправильным было действие, когда поссорившихся детей я за трапезой лишил сладкого, так как само вкушение может быть ограничено в отношении только труда, а поведение пересекается другими наказаниями, но я это узнал позже.

Еще нечестным был поступок, когда я в выделенный для всех свободный день в смене, не предупредив объединения и не спросив, как они хотят провести это время, свободно уехал по своим нуждам. После приезда чувствовалось, как будто я вообще бросил своих подопечных на самотек.

Я вижу, это моя индивидуальность в обособленности и занятости собой и от себя хождение.


Насколько в служении я действовал из духовных, нравственных и церковно-профессиональных оснований?

Из духовных оснований я был, когда, слыша жалобы на жизнь и неустроенность в семье и вникая в ситуацию, пытался обратить родителя к тому, что хочет Господь здесь совершить Своим водительством и всеведением для спасения.

Из нравственных и церковно-профессиональных оснований я был во время трапезы, когда обращал детей к дисциплине и порядку за столом, пример которого соблюдался всеми. Вкушают первыми и берут со стола сначала взрослые, потом дети по возрасту, во время вкушения все слушают чтение. Здесь имело место правило: когда говорит старший, то оставь все свои дела и слушай старшего.

Этот порядок и правило применялись в обращении к детям из опыта предыдущих лет поселений.

Также и в трудах и на совете по трудам я обращался ко всем так, чтобы было у всех личное разумение труда, а не заданной работы. Это все из церковно-профессиональных оснований.


Как менялись взрослые, дети при моих действиях.

Во время трапез, советов и трудов объединения дети и взрослые очень реагировали на мои слова и поступки, сказанные и сделанные из внимания и участия к ним, я это заметил. А вот на занятии по истокам я, когда начал всех знакомить с этой программой, то произошло, наоборот, повторение за мной неправильных действий, я заметил в себе полное невладение этим содержанием и неумение правильно его донести всем.

Начиная говорить всем о своем истоке, я не сумел дойти в себе до его глубины, и когда потом подошла очередь каждому проговорить свои истоки, то они почти все так же поверхностно отвечали, как неправильно показал и повел людей я.

Трудность вхождения в исток я ощущаю в себе до сих пор.

Мне кажется сейчас уже, что идти в исток возможно в полной мере только при искренности отношения к ближним.

Из каких оснований формировались мои отношения с другими устроителями?

С батюшкой и с другими старшими предметом этих отношений в основном было обустройство и устроение поселения в бытовом и содержательном действиях, в нравственном отношении людей друг к другу.

Мера участия в соборности исходила у меня из понимания людей, что им нужно и как устроить осуществление их потребностей.


Что умею и что не умею:

  1. Приводить к ответственности подопечных в отношении радения их о трудах на своем участке и воспитания детей — здесь вижу свое не вполне сформированное умение.
  2. Коллег по служению:<
    Часто приходилось призывать всех к тому, чтобы убрать оставленную мебель на улице под дождем.
  3. Привести себя к ответственности ради подопечных умею.
    Себя организовать (собрать) не всегда удавалось содержательно в проведении совета и занятия, чувствовалось неумение.
  4. В трудах и устроении событий поселения: умею собраться лично в силах до конца.
  5. Людей: с трудом и везде по-разному, так как для этого надо владеть объективно ситуацией.

Каковы шаги моего развития от поселения к поселению?

а) В назначении поселения стали видны цели, задачи и замысел всего устраиваемого.

Если в первых поселениях я только стремился к выполнению распорядка, уклада и событий с детьми, то позже стал устраивать события в научении детей жить в них, потом же устраивал события и само дело для родителей и детей в научении и участии к замыслу поселения. В этом году мне увиделось само поселение как зачин той жизни, которая будет продолжаться дома у каждого за пределами поселений.

Само дело, показанное как зовущий образ на поселении, вижу, является условием для соединения в нем каждой живущей здесь в общине или приехавшей семьи. Труды, молитва, празднования и прославления святых есть образ сообразования этого с домашним укладом воцерковления.

В умениях и навыках: я стал различать в детях и взрослых их отношение к труду, расположения родителей к детям и детей к родителям. Также различать меру их возможности участия в общинно-укладной жизни.


В нравственных добродетелях:

От ответственности к заботе о подопечных я вел их к взаимопомощи друг другу.

Сам соблюдал правило и других направлял в него: «Любой ребенок — мой ребенок»

В христианских добродетелях — от послушания, совести и веры к самоотвержению ради служения подопечным.


В разумении себя:

Раньше было внешнесобытийное анализирование своих поступков, а теперь уже видно то состояние, с каким я совершал события и жизнь смены.

В разумении служения я раньше лишь видел, правильно или неправильно совершил служение, а теперь уже — ради чего и для кого оно совершалось, в событиях — чему оно меня научает перед Богом, ближними.

В разумении себя в ситуации — по совести и вере умение быть в мере смирения.

Разумение служения

Что существенное, что обслуживающее в моем служении:

а) В отношении к Богу — это молитва своя, молитва о подопечных и просьба других о молитве.

В отношениях к подопечным существенное моего служения — это мои взаимоотношения и единодушие с семьями, а обслуживающее — привлечение их к живому участию и сопровождение в событиях смены. Еще существенное в формировании отношений друг с другом и отношений к событиям, заданным поселением через меня как сопровождающего. Существенное в отношении к Церкви — это прославление в праздниках с подопечными и участие в них (в их подготовке также).

В целях и задачах: существенное — это само отношение к делу и друг к другу в нем, а обслуживающее — это исполнение и устроение самого дела.

В событиях и действиях существенное — это выстраивание отношений с тем или иным предметом его. Если это труды, то выстраивание отношений, располагаясь в труде к тому, для кого оно совершается. В событиях: многоголосье и праздничные трапезы располагают к тому, ради кого (святого) это событие.

В испытаниях существенное — ради чего они проводятся и что нужно проверить в себе каждому, правильно расположить к испытанию человека.

Все это существенное моего служения, а обслуживающее — это устроение деталей и содержания события, заданий для закрепления и развития сил души и умений.


Какое место занимают добродетели в моем служении:

Послушание и самоотвержение у меня были на первом месте, рядом молитва как наполнение этого в богообщении и труд как радение о деле для ближних.


Опишу реальное людей.

В объединении семей потребность правильного родительства больше была замечена мной у матушки Людмилы и Ольги Мелешковой. Это было видно в их трудах с детьми на участке за трапезой, в стремлении научить детей благочестию за столом.

У других желание и стремление к правильному образу родительства есть, но оно для них не самое главное в жизни. У одной мамы более всего акцент стоит на сложной ситуации с болезнью ребенка и своим духовным надрывом, за которым ей трудно увидеть все остальное, хорошее. Труд как ценность не только самого исполненного дела, а как условие воспитания сына ради общения с ним не взят ей в ценность.

Другая мама, если она содержание о родительстве или о чем бы то ни было не понимает, то считает ненужным для себя и не стремится, чтобы ей его доносили, хотя занятия посещает. Труд видит более как дело, заданное для выполнения, а не как воспитание отношения к тому, ради кого оно делается. И тут ей не содействует, а прямо противоположно еще задает другую жизнь муж, не понимая этого замысла уклада.

Наиболее характерные черты самостоятельности в трудах проявлены у матушки Л., в том, как она сама организововала детей и всегда держала свой участок под контролем. В трапезной также следила, чтобы они вкушали соответственно сделанному уроку, и если они нарушали правила поведения за столом, то просила меня как сопровождающего выводить их из-за стола.

Другая мама все устраивала на поливе, и дети, собранные в урок точно знали, сколько и за что они трудятся, кому приносят труд. Самостоятельно участвовали в занятиях с детьми две мамы из четырех, которые имели преподавательскую способность, другие мамы пропускали занятия, поручив детей другим.

Активное участие в испытаниях на выживание приняла одна мама, которая проявила там инициативу и совет в прохождении всей группы этапов.

Характерное проявление безответственности было, когда я, распределив мам по графику очередного дежурства — сидения с младенцами и детьми, вдруг узнал, что весь установленный мною порядок был нарушен и дети вообще были оставлены в нагрузку другим воспитателям.

Как сейчас я вижу, вообще самостоятельность свободна, если она предоставлена на выбор родителям, когда им это возможно, и главное здесь — цель воспитания детей этими событиями. Теряется свобода этой самостоятельности тогда, когда цель воспитания перебита у родителей другими внешними задачами.

Неразумна самостоятельность, когда все оставлено на самотек, например, должны быть труды, а мне надо готовить обед, потому что муж кушает в семье дома и жена не успевает организовать детей в труде. Но почему бы не поставить детей на участок, дав им положительный урок и не подойти к нужному времени для проверки сделанного и тогда уже каждый кушает столько, сколько потрудился.


Что обрелось за время поселения?

Поселение, как я знаю, есть деятельный образ для взятия в зачин уклада жизни в деятельное исполнение.

Одной маме поселение помогло увидеть образ трудов как воспитания в этом ребенка. Другая мама тоже восприняла их как возможность воспитания и приучения к ним детей.


Их отношение к жизни поселения?

Всем понравились и были наиболее понятны занятия по теме: «Обращаться с ребенком как» Ю. Б. Гиппенрейтер и еще испытания на «Капельку мужества».


Составлю идеальный образ служения:

Сопровождающий семейного объединения является помощником семьи и каждому отдельному подопечному в ознакомлении с содержаниеми общинно-укладной жизни поселения.

Зовет в активное участие в событиях смены всех добровольно и сам обязательно присутствует в них, владеет организацией и устроением событий. Идет в те события, куда приглашает его семья и участвует там в кругу семьи третьим лицом. Является устроителем полностью двух любых отдельных событий смены. При заезде семей радушно приветствует их, знакомится и помогает в обустройстве их жительства. Знакомит их с поселением и распорядком ближайших событий.

Проводит первый совет объединения по бытовым затруднениям, по благоустройству (со своей задачей сопровождающего разрешить все трудности и снять ожидания приехавших как внутреннюю цель).

Также проводит следующие советы: по вопросу взаимоотношений друг с другом; о воцерковлении и отношениях с Богом, о своей ступени воцерковления и своей меры участия в церковных действиях.

В последующие дни смены обязанность сопровождающего — устраивать и быть в обязательных событиях объединения, таких как труды по быту или по кухне.

Забота сопровождающего — донести всем содержание и значение трудов как дела и воспитания трудом как разумного отношения к исполнению этого дела «для чего и для кого».

Сопровождающему необходимо обладать чуткостью видения подопечных в их отношении к трудам, друг другу, ко всей жизни поселения.

Последующие советы объединения устраивать и проводить из возникающей живой потребности, нужд подопечных в ходе смены.

Быть в соборном конструктивном общении с другими устроителями и взять к этому правило: «Любая ситуация — моя ситуация».

Обо всех критических случаях и недопониманиях сразу доносить старшему поселения.

Свои ошибки и недоумения разрешать на педсовете.

Самому сопровождающему иметь правило: «Не учить, а участвовать в каждом». В общении на советах и других событиях пользоваться правилом «Не даст ли Бог через другого более, чем я знаю».

В жизни смены — «Любой поселенец — мой подопечный».

Помнить и держать цель, задачи и замысел поселения, вести свою перспективную лестницу личного плана служения своему объединению и подопечным.


Что было существенным в подопечных?

Желание обрести правильное отношение с ребенком было видно из занятий по теме «Общаться с ребенком как» и самостоятельным заданиям, которые проделали родители. Эти личные наработки родителей на опытно поставленных занятиях есть добрый зачин к дальнейшему исполнению.

Чем целое объединения:

  1. Собирает — в трудах и советах по воспитанию, анализу разумения жизни, занятиями, участием в нуждах другого.
  2. Разрушается на уровне:
    • событий, обособленных только для своих интересов;
    • нестремления участвовать в общем укладе и деле взаимопомощи.

Какое место в собирании целого имеет в моем служении духовный труд, молитва, самоукорение.

В особых сложных моментах по необходимости читал Псалтырь за отдельных людей в объединении.


На каком этапе подсобытия развивается во мне образ поселения?

На III этапе педсобытия.

Уразумение учений

Что открылось по-новому благодаря опыту: правильное отношение к труду в плане воспитания детей и взрослых.

Как стал видеться теперь мне образ поселения? — По значению его для людей.

Что мне понадобилось для этого:

  • Правила родительские и супружеские; но не удалось их полностью применить в поселении.
  • Собеседование было проведено по разумению истока «Доверие», но далее не было возможности закончить полностью всю тему.

Я вижу, что собеседование необходимо для устроения семейной жизни, и оно обязательно должно быть проведено, хотя бы вглубь разумения и уразумения себя.

По содержанию доклада моей темы я вижу нехватку в поселении бесед, которые пошли бы в помощь над личным трудом молитвы домашней, а также и напомнили бы труды физические в богообщении.

Еще на советах объединения можно было бы дать в руководство родительские и супружеские правила.

Проводить краткие итоговые советы дня для родителей после отбоя, когда им удобно, это помогло бы увидеть целую картину дня и запланировать следующий.


Без каких учений и существенного содержания невозможно устроение?

  1. Православного поселения — без учения о Церкви.
  2. Общинного поселения — без учения о семье и истории Церкви.

В поселении будет недоставать главного, если не будет общего уклада, совместных трудов и событий взрослых с детьми. Если не будет правил: апостольского, общения, родительского, супружеского.

С отсутствием уклада поселение может во время проживания вернуться к мирской жизни. Появится вседозволенность, распущенность и потеряется общинность.

При отсутствии правил появится равнодушие к жизни смены, а к другим людям — претензии и требования.

Если будут отсутствовать труды-то это будет не церковно-воспитывающее поселение.

Сообразование

Чему я научился в поселении как церковный педагог?

В обращении с подопечными направлять взрослых и детей в дело как в труд. Научился понимать детей маленького возраста, общаться с ними легко. Со взрослыми уметь наблюдать Промысел Божий в некоторых моментах жизни, в обстоятельствах.

Выводы из работы

Поселение дает образ совместного дела в обретении его как труда.

Первое: важно научение самому делу, а потом уже и отношению к нему. Важное значение в поселении имеют правила, регулирующие жизнь как здесь, так и дома.

Поселение дает задел к выходу из экстремальных ситуаций жизни и возможность проверить и развить себя.

Совместная деятельность есть центральное в формировании отношений детей и взрослых.

Родители должны видеть своих детей как будущих семьянинов, граждан и патриотов, идя с ними в ногу как со взрослыми.

Над чем мне нужно трудиться в дальнейшем?

Над видением реальных семейных ситуаций в отношениях друг к другу из евангельских заповедей в условиях современной жизни. И замечать, чем семья держится твердо в событии.

Учиться ясно и точно доносить предмет своего слова. Преодолевать свой страх и неуверенность и в случаях неудачи обращаться с просьбой к Богу.

Как я знаю, что это потребность не на один миг? В служении, участвуя в людях мне удавалось это преодолевать.