Отчет сопровождающей объединение на семейном поселении, Куйда Екатерина

Екатерина Куйда, 5 класс 2010 г.

Положительная часть отчета

В этом году на поселении я была сопровождающей семей в объединении. Распределение семей по объединениям происходило без меня, большинство людей было мне неизвестно, поэтому просто ждала, кто же придет. На смене у меня было 6 семей, в их числе 8 взрослых (2 отца и 6 матерей) и 10 детей. Две семьи были из Отрады — свободно входящие, т. к. из-за повседневных трудов, хозяйства и своих домов не во всех событиях могли участвовать. Остальные семьи были все первый раз.

Какие цели, задачи ставились тобою:

  1. в устроении поселения;
  2. в служении.

Цели:

  1. Как бы ни было мне трудно, выйти на это служение и пройти его до конца.
  2. Если в объединение придут люди некрещеные, обязательно поучаствовать в них, не пройти мимо.
  3. Устроить паломничество по святыням Волгограда для всего поселения.

Задачи:

  1. Ничего не навязывать людям, а идти от их обычной жизни, из чего и родился замысел поселения: привести к естественной потребности стать в свой чин.
  2. Быть правдивой с людьми.
  3. Где что-то вижу и знаю — не молчать, где не знаю — советоваться.
  4. Самой почувствовать свой чин: место сопровождающего, над которым есть старший объединения.

Во все годы на семейном поселении у меня было смущение, что я не смогу работать со взрослыми людьми, у них серьезные проблемы и вопросы, до которых я не доросла, и что я вообще их трудности просто не замечу и не пойму; в чем же им нужна помощь от нас, как от устроителей? Но получилось совсем не так, как я думала. Уже со второго дня в моем объединении стали появляться трудные ситуации, которые приходилось решать, не откладывая на завтра. И уже с начала смены я ясно увидела большое поле деятельности, что в каждой семье есть свои трудности, психологические трудности, перевёртыши в отношениях. И у меня был большой вопрос: как правильно поступить? Начать работу с каждым или остановиться на ком-то одном и посвятить ему всю смену? Но увидела, что оба варианта неправильны. В первом варианте — большое самонадеяннее, а мера моих возможностей очень мала, а во втором — несправедливость по отношению к остальным поселянам, которые тоже ждут участия. И здесь я решила исходить из подаваемых ситуаций, решать их, не проходить мимо, участвовать в ту меру, в какую могу. Видела, что ситуации нарочно не придумаешь, они посылаются, значит сюда и нужно обратить внимание.


Из чего, откуда ставились тобою цели?

Цели и задачи мною ставились из опыта разных служений на поселениях, из разумения себя и своей жизни и как плоды размышлений на подготовке к поселению.


Как предполагать эти цели осуществлять?

Все вышесказанное исходило из сердца, до смены я не давала себе в этом ясного отчета, ясность и осознание приходили постепенно уже во время смены. Специальных планов, заранее обдуманных, я не строила, была просто решимость идти с этим к людям, хотя не один раз приходилось себя перебарывать, когда решимости не хватало.


Какие из поставленных целей, задач получилось исполнить? Из чего это видно? Какие получилось исполнить больше, чем ожидалось? В чем это больше заключается?

Милостью Божией первую цель удалось осуществить, притом что каждый день считала дни, было трудно, но смена была хорошая, на мой взгляд, лучше, чем в прошлом году. Паломничество тоже удалось, были искушения, но были и плоды, благодаря которым родилось новое событие на смене для детей — «Спецоперация Мамаев Курган». На паломничестве еще раз порадовалась Промыслу Божиему. Когда мы приехали на Мамаев Курган, как мы ни спешили, на смену караула мы опоздали, а следующая смена только через час. В наших планах не было столько времени проводить на одном месте, и все немножко расстроились, но экскурсовод наш везде нас задерживал, так что мы попали на вторую смену караула. И там произошло чудо: наши ребята, которые были разболтанными, тут же подтянулись, собрались, глядя на солдат, и до конца поездки пытались так же маршировать и слушаться. После этого они стали просить научить их строевым командам и маршировке, что и привело устроителей к новому событию.

Некрещеных людей в моем объединении не было, но Промыслом Божиим к нам приехал один мальчик, крещеный, но как выяснилось, совсем ничего не знающий о храме и Таинствах. У меня тут же появилась задача сделать все от себя возможное, чтобы подвести его к Таинству, но Господу было угодно, чтобы этим человеком была не я. Слава Богу, его тетя с большим вниманием и чуткостью маленькими, но уверенными шагами стала вводить его в Церковь. К рассказу об этом мальчике я еще вернусь. Здесь же еще хотела сказать, что таких историй у меня стал открываться образ моего места служения сопровождающего. Сначала казалось, что я должна это сделать, а оказывается, я могу только подвести к этому, намекнуть, подсказать, подумать, где-то даже только воздохнуть, а совершаться все будет совсем не моими руками, я остаюсь только созерцателем дел Божиих.

Разумение себя и своего служения

В служении что тобою движет?

  1. представление о своем служении;
  2. чувство служения;
  3. деятельное осуществление.

Все три позиции присутствовали в моем служении, т. к. каждый год служения я оказываюсь в новом качестве, естественно, сначала вхожу представлением о нем, теми рассказами, что услышала от других, своими наблюдениями. Было чувство служения, я бы сказала, опыт других служений, там уже происходили знакомства и встречи с разными людьми, и этим развивающимся чувством людей каждый год входила в новое служение.

Служение было новым, поэтому деятельное его осуществление было в том, что я здесь и сейчас пыталась его почувствовать. Как это было? В самых разных мелочах, например, приближается какое-то событие — помнит ли о нем отец нашего объединения, я не знаю. Мои действия: сразу же хочу всех собрать и напомнить, но останавливаю себя: «Стоп. Кто старший в объединении? Отец. Ты кто? Сопровождающий. А что я должна сейчас делать?» В одних случаях я напоминала об этом отцу, и он принимал уже решение, в других — говорила кому-то из объединения, и они уже собирали всех, а иногда давала место тишине, не торопила события. Почему еще так делала? В моем объединении старший отец приехал на смену вместе с женой. С первых же дней смены она стала говорить, какой у нее трудный муж, как она намучалась и приехала сюда с надеждой, что-то изменится. Женщина очень ясно и убедительно говорила, я даже поверила и озадачилась, что же мы с ним будем делать. А потом, присмотревшись и прожив несколько ситуаций вместе, увидела, что причина всего этого вовсе не в нем, а в самой жене. У нее уже имеются психологические трудности с ним, а я знакомлюсь с ним с чистого листа и могу трезво посмотреть на поступки. Не спешила делать выводы, но через неделю увидела, что человек не такой, каким его преподает жена. Мать воспитывала его одна, образа отца у него совсем нет, и еще она постоянно ему говорила, что он ни на что не способен. Он этому верил, и только придя в храм, стал понимать, что это просто клеймо, и он изо всех сил пытается этому противостоять и поверить, что в него Господом вложены тоже разные способности, при том, что со стороны видно, что в нем их очень много, человек творческий, старательный и очень ответственный. Поэтому, чтобы принять какое-то трудное решение, ему нужно относительно долго подумать, пока внутри произойдет этот труд, и еще ему нужно на это чуть больше времени, чем женщине. А она его торопит, злится или, еще хуже, что чаще и случается, решает все за него, а потом еще и жалуется на свою судьбу. При этом он сникает, не чувствует в себе сил. Когда же на поселении появилось пространство свободы, где он смог проявлять свою самостоятельность, он ожил. Помню, как-то в начале смены женщины нашего объединения спросили его жену: «А он вообще когда-нибудь улыбается?» Он действительно совсем не улыбался, но потом мы увидели, что у него очень красивая улыбка. Поэтому, видя и зная все это, в моей ситуации сопровождающего чувствовала, что нужно поступать так: давать в первую очередь свободу отцу, верить в него и помогать это делать нашим женщинам. Отец оказался очень мудрым человеком, не зря он сначала все хорошо обдумывает, решения его всегда были основательными. Из своего опыта он хорошо чувствовал ребят в объединении и мудрыми советами помогал нашим мамам, так как видел, что их воспитание похоже на воспитание его детства. По-отцовски обращался с детьми, они все его слушали и уважали, а в конце смены благодарили за участие. Даже сама жена сказала: «Это он сейчас здесь раскрылся в своем мужестве, дома он не такой».


Умеешь ли ты выделять угодные и неугодные Богу действия и расположения твоего служения? Какие действия и расположения в твоем служении были угодны Богу, какие — нет? Чем ты это знаешь?

Угодным Богу было расположение быть правдивой. В начале смены я ставила перед собой такую задачу, потому что быть с человеком сейчас так, а потом иначе — это нечестно. Сейчас попробую объяснить. Например, на детском поселении выкладываюсь всей душой — и это хорошо, это от всего сердца, но потом, после смены я ведь не продолжаю с ними поддерживать связь — они уехали, я о них забыла. Или другое — в Отраде много людей, с кем-то я в близком общении, с кем-то постольку-поскольку, а с кем-то совсем никак. И вот ко мне в объединение приходят люди из Отрады, с которыми у меня обычно редкое общение. И вот я могу сейчас так же, как с детьми, полностью выложиться, но знаю, что после смены у меня будет прежнее общение, и уже в представлении этого становится стыдно. А могу правдиво с ними быть, тоже от всей души, но не надрываясь, а ровно, и такой, какая есть на самом деле. Здесь еще очень помогли слова одной женщины на знакомстве, она педагог, сказала следующее: «Раньше я приходила в класс и вся уходила в детей, потом я поняла, что в такие моменты я стараюсь занять место их родителей, и они действительно ко мне очень привязывались. Мне стало страшно: я не имею на это никакого права. И стала искать правильное отношение с ними». Эти слова заставили меня задуматься и следить за своими действиями.

Но в это расположение правдивости входило и неугодное Богу — это раздражение, когда не могла с ним справляться, из него что-то говорила. При этом результата хорошего не было. Потом, уже обдумав все, находила подходящий момент и снова, но уже с другим расположением, говорила с человеком, но это было не со всеми. Неугодным Богу было еще то, что это раздражение появилось на некоторых детей в детском саду, отчего мне потом было тяжело.

Это все знаю совестью, ее укорами.


Насколько в твоем служении ты был из духовных, нравственных и церковно-профессиональных оснований?

В этой смене получилось положить маленькое начало труда в научении семейным отношениям, поступкам, действиям. Говорю «начало», потому что люди приехали первый раз, у меня не было цели кого-то из них переделывать или перевоспитывать, была задача, чтобы люди все попробовали, побыли во всех событиях, имели свое отношение ко всему. Затем стала проясняться трудность в отношениях (сейчас говорю о семье, которой коснулась в начале отчета). И начался наш общий труд в ее разрешении.

Сначала я присматривалась, потом стала по чуть-чуть говорить, что видела со стороны, приводя конкретные поступки и действия, которые как мне виделось, были неправильными, вспоминая педагогику и разные лекции, объясняла, почему это неверно. А потом и сама женщина попросила меня, если что-то замечу, тут же ей говорить, так как она живет по привычке и не замечает своих неправильных действий. Приходилось ей говорить, подсказывать, как лучше поступить в отношениях с мужем, а где-то даже в отношениях с другими людьми ради мужа. Мне просто стало очень неприятно, когда в очередной раз в отсутствие мужа, так сказать, «между нами девочками» жена стала говорить о недостатках своего мужа, снова все стали охать и ахать, давать советы, только я не уверена, что в такие моменты она к ним прислушивалась. И тогда после того, как все разошлись, я попросила ее остаться и рассказала слова одной нашей молодой женушки о том, что нужно говорить о муже, а если она действительно ищет выход из своей ситуации, то нужно не рассказывать о плохом, а спрашивать, как научиться доброму, ясно называя все своими именами. При мне больше таких случаев не было, а были ли они вообще, не могу сказать точно. Видела, что такое научение дает больше ясности людям, не просто им разъяснить, а по возможности здесь и сейчас показывать, как это можно применить в жизни, в поступке.

Это же качество — научение действиям и поступкам — видела у одного папы своего объединения, как он учил своего сына слушать батюшку. «Ты почему ешь? Смотри, все дети думают над вопросом батюшки. Громче говори, батюшка тебя не слышит. Руку тяни», — и другие слова. Они прямо направляли поступки ребенка, он тут же пробовал это делать, а папа ясно подсказывал ему следующее.

Не могу сказать, что это были только церковно-профессиональные основания, они шли из нравственного чувства, из участия в людях, из неравнодушия к ним.


Из каких оснований формировались твои отношения с другими устроителями, со старшими поселениями, училища, духовником? Мера соборности — потребность слышать, чувствовать себя частью целого и реально обретаться в этом. Какова мера соборности была у тебя?

Сравнивала смены прошлого и этого года. В этом году единство между устроителями чувствовала намного больше. В первую очередь очень благодарна нашему старшему поселения — Родиону Николаевичу, в прошлом году с моей стороны было много замечаний в его сторону, были обиды, а в этом — искренняя благодарность. Чувствовала его заботу, собирались педагогические советы, особенно, когда он не отказался и собрался с моим объединением для подготовки к празднику Казанской иконы Божией Матери, когда я лежала с температурой. Видела его заботу и участие и в других объединениях, продолжала это чувствовать и на анализе смены. Вижу в этом большую роль его помощницы — верной спутницы жизни, она помогала и как устроитель поселения — в событиях ей посильных и особенно своим вдохновением и дарением жизни. Видела эту соборность с их стороны и сама к ним тянулась.

С другими устроителями все было немного по-другому. Если в прошлом году не хватало педагогических советов и все были сами по себе, то в этом году педагогические советы были, но появились и конфликты между нами. Сейчас возникает ассоциация с детским садом, с которым была в этой смене. Самые маленькие детки до 2-х лет в основном играют сами по себе: в песке, с игрушками, сами себе агукают; с 2-х до 3-х постоянно забирают игрушки друг у друга, плачут, а с 3-х до 5-ти — находят общие игры, пусть на 10–15 минут: мяч, прятки, но вместе. Выводы из короткого наблюдения приблизительно 12 ребятишек: через это отбирание игрушек дети учатся быть вместе, сначала они сами по себе, а здесь начинают замечать, что рядом есть еще кто-то, но как с ним нужно быть, ребенок еще не совсем понимает, и почему он от него сейчас плачет, тоже не поймет: я ведь тоже хочу эту игрушку… И здесь нужна помощь взрослого, научить играть вместе, то есть это переходный период.

Наблюдая за разными людьми, заметила, что те, кто вместе проходили какие-то трудности, очень крепки в отношениях друг с другом. Правильно проходя конфликты, обретаешь правдивые отношения. В прошлом году был камень преткновения между мной и старшим поселения, были сделаны выводы, прощены обиды, и в этом году — это светлое воспоминание, причем я вижу большой труд именно со стороны старшего, хотя и сама трудилась. Батюшка однажды на чине прощения на мои слова, что я за него цепляюсь, сказал: «Но и растение, когда растет, тоже цепляется», т. е. через решение конфликтных ситуаций начинается новый виток жизни.

Со своей стороны в ходе анализа увидела неправильные основания, которыми провоцировала конфликты — это искание человеческой справедливости и приравнивание людей к себе: почему я могу, а другие нет, почему я делаю, а другие нет, от этого шла претензия и требование к другим. Это разумела, но не было сил с этим справляться. Пока в ходе написания отчета один человек не спросил меня о моей жизни. Вопрос всего из трех коротких слов, но мне стало стыдно, все прокрутилось в памяти, появились силы трудиться над последними двумя докладами. Дай Бог, чтобы это состояние продержалось подольше.

Разумение служения

Что существенное, что обслуживающее в твоем служении?

Существенным в моем служении вижу труд над замыслом поселения и работу с людьми, а уже сами труды, послушания и события ставлю на второй план, они служили больше условиями для встречи с собой, так было на смене в этом году. Приближается какое-то событие, задается действие, и вдруг происходит какая-то ситуация, и начинаем ее решать. Например, когда вводили в труд над «Капелькой мужества», одна женщина из моего объединения выскочила вперед, перебила слова старшего папы, сбила тему объявления. После чего отец сразу же собрал совет объединения, где пришлось поднять тему старшего отца объединения, доверия ему, пояснить неправильные действия, которые сейчас произошли. А потом на совете провести серьезную работу с каждым членом объединения, где я первый раз увидела настоящий труд по жизни, а не труд ради «Капельки», вспоминали различные ситуации трудностей. И серьезное отношение к этому началось уже с ребят, когда они называли, над чем будут трудиться: например: «Не объедаться и не раздражаться на маму, когда она называет меня не моим именем, а именем брата», — и т. д. Так же в этот труд вошли и взрослые, но с ними нужно было долго разбирать их ситуации, труд брали в отношении материнства, отцовства, гражданства.


Опиши реальное людей. Их отношение к жизни в поселении, его ценностям, друг к другу, к старшим, младшим? Как ты это знаешь? Как знаешь, что это так? Какая перемена произошла за время поселения, что тому причиной, удержится ли и будет ли развиваться по приезду домой?

Большинство поселян моего объединения были первый раз на поселении, поэтому их отношение было отношением знакомства. Очень ярко это было видно у одной семьи — мама и двое ребятишек, они всего год в Церкви, для них все ново, и в их живых ясных глазах была видна призывающая благодать, они во все входили искренне и поэтому везде имели свои плоды. В отличие от одной женщины в моем объединении. С ней была, можно сказать, противоположная ситуация. Последний раз на поселение она приезжала десять лет назад, поэтому была в смене, как первый раз. Первое ее отношение почувствовала в магазине, когда предложила взять книгу «Правда об о. Анатолии». Реакция отличалась от других покупателей, суть ее фразы была в том: «Зачем себя оправдывать». В события она входила осторожно, потом уже выяснилось, что она много плохого наслушалась об о. Анатолии и решила приехать с одной из целей — это проверить, правда ли то, что говорят. Слава Богу, никто в объединении никого не переубеждал, просто жили, но в проявлениях характера не проходили мимо. А так как эта женщина очень яркий человек, как в своих добрых качествах, так и в плохих, мимо нее тоже не прошли. И на очередном сборе объединения ей так и сказали, что ее поведение было просто безчинным и проч.

Если сказать в общем, все советы объединения проходили с явным участием Божиим, не было обид друг на друга, было ощущение совета в большой семье. Так было и в этот раз, после совета женщина подошла ко мне и спросила: «Екатерина Федоровна, а что значит слово „безчинный“?» — А я ей: «Знаете, я над этим не задумывалась, но сейчас пришел такой ответ: если посмотреть на само слово, о чем оно говорит: „безчинный, без чина“, т. е. в данной ситуации вы были без чина, не в своем чине, не понимали чина другого: там не слышали отца, здесь — себя как мать, и от этого возникают конфликты». Женщина озадачилась, несколько раз на смене она еще вспоминала это слово, купила все батюшкины распечатки о чинах, т. е. несмотря на ее проверяющую осторожность, она уехала с этой озадаченностью, произошло касание ее души.


В чем и у кого проявляется потребность правильного родительства, супружества, воцерковления, у кого какая несостоятельность, что обрелось за время поселения? Как ты это знаешь?

Возвращаюсь сейчас к мальчику, о котором говорила в начале отчета. На первом знакомстве объединения на вопрос: «Зачем вы приехали? Чего ожидаете?» — он сказал, что приехал из интереса, ничего подобного не видел, захотелось узнать. И здесь на поселении началось его воцерковление, он оказался хорошо подготовленным к этому и открытым душой и сердцем ко всему. С помощью тети он приготовился к Таинствам Исповеди и Причастия, но потом, как оказалось, продолжал жить, как дома, вне Церкви. Он дрался, давал сдачи, и тетя его в этом поддерживала, Слава Богу, объединение, а в первую очередь отец объединения не могли этого оставить. И на одном из советов подняли вопрос об этом. В такие моменты я только благодарила Господа за Его Милость, задумывалась, что же делать, как тут же подавались все условия. Я ставила перед собой задачу подвести его к Таинствам, а здесь уже начиналось его воцерковление. Отец, который раскрылся в своем отцовстве с сердечной заботой о душе этого мальчика, сказал ему удивительно глубокие слова, что «это в Ветхом Завете давали сдачу, а в Новом Завете Господь нас учит прощать, вспомни Его Самого на Кресте. Сейчас ты вернешься в свою школу, и тебя снова будут обижать, а ты терпи, пусть ты девять раз из десяти дашь сдачу, а на десятом сдержишься, и это будет твоим мужеством». Мальчик настолько был открыт ко всему на поселении, что я видела, он услышал все слова, сказанные ему и на совете, и в личном меду нами разговоре. После его отъезда тетя сказала, что последними его словами были: «Я буду ходить в храм». Господи, сохрани его в этой ревности.


Наиболее характерные проявления самостоятельности, значит и ответственности в действиях, поступках, поведении, в событиях, в областях жизни.

Пример самостоятельности и ответственности за свои поступки увидела у одного мальчика из своего объединения. Перед трапезой он подошел к одному папе из нашего объединения и стал просить прощения за то, что сломал детский стульчик, за которым кушает его дочь. А папа, недолго думая, говорит: «Как теперь ее кормить?» Он: «Может, на руках держать». Папа: «Вот бери сам ее, корми» Мальчик говорит: «Хорошо». Папа: «Корми, корми». При этом, я думаю, он сам не ожидал, что мальчик за это возьмется. А он и вправду взял эту девочку — младенца, посадил себе на коленочки и стал пытаться ее кормить: то суп охлаждает, то хлебушек дает, то огурчик, а она все не ест, видит, что чужой ее держит, родителям смешно, но они прячут свой смех, а у мальчика растерянность: хочет накормить, а ребенок от всего отказывается. Здесь было очень ярко видно его готовность нести ответственность за свой поступок. Потом после трапезы он с другим мальчиком прибежали самые первые в магазин, купили клей и скотч и пошли ремонтировать стульчик.

Уразумение учений

Из содержания учений подтвердились в опыте и помогали на смене знания из возрастной, семейной и антропологической педагогики, Апостола, труды над докладами последних двух лет. Недоставало практической педагогики, особенно, когда была с детским садом, разумела их возраст, чувствовала, что хорошо было бы сделать, но не хватало практической педагогики, разработок об этом возрасте, занимательных игр и занятий, а также материальной подготовки: специальных площадок, качелей, горок, игрушек, карандашей, мест для занятий… Поэтому выходили из положения, как могли, делили детей на младших и старших, и с ними ходили за ягодами, старались обратить детей друг к другу, особенно в играх, учили делиться игрушками, смотрели мультики, были моменты и просто пустоты. Теперь видится, что и для самых маленьких при подготовке поселения нужно все обдумывать, ведь вместо мультиков можно было собраться в специальные аудитории и что-то интересное почитать и рисовать, пустоту занимать полезными играми, которые нужно заранее найти и разучить, и плодов могло бы быть больше.

Сообразование

Чему ты научился за смену, как церковный педагог, в обращении с подростками, научил ли ты этому других?

Промыслом Божиим хорошую школу почувствовала в этой смене, когда была поставлена с детским садом. За все годы обучения в училище никогда не была с малышами. В этом году собиралась выйти преподавать урок в первом классе, но и не сложилось. А здесь вместо родительской школы — детский сад. У меня была благодарность Богу за такой Промысел обо мне: во-первых, вместо лекций и занятий у меня — сразу практика, во-вторых, есть возможность попробовать себя со всеми возрастами. Из всей смены почти восемь дней была с этими детьми, вспоминались занятия по педагогике, делала наблюдения, могла поделиться этим с другими сестрами.

А еще пришла к выводу, что чему-то научилась в обращениях со взрослыми людьми, за плечами есть знания, которыми могу делиться и помогать им. Особенно это почувствовала в проведении советов объединения и в индивидуальном общении.

В общиноустроении.

Не скажу, что научилась, но заметила, где это возможно на поселении. В моем объединении это было в одном случае, когда прошло первое занятие по истокам на родительской школе и два отца моего объединения задержались на ужин, так как один у другого спрашивал исток. Пришли на ужин преображенные и в полной идиллии между собой, глаза сияли, даже поведение одного из них изменилось, было непривычным. Общиноустроение здесь вижу в том, что у одного была трудность, а другой имел, что сказать, и, открывшись друг другу, поучаствовали друг в друге и оба получили пользу. Здесь еще вижу и Промысел Божий: один был приведен в объединение, чтобы разрешить свою трудность, а другой — чтобы на уровне устроителя помогать нуждающимся и самому снова ожить в том, что у него уже есть, по-новому оценить то, что имеет.

А в других случаях это были советы, на которых все могли высказаться и поучаствовать в другом, не проходить мимо, не ждать лекционного урока от сопровождающего, а из опыта своей жизни помогать друг другу. Дивилась Промыслу Божиему, как Господь собирает людей, дополняющих друг друга.

Выводы из работы над отчетом

1. Важнейшие мысли, которые ты выносишь из работы над отчетом.

Нужно быть очень осторожной в работе с людьми, не торопиться со своими выводами и советами, всегда давать место тишине, в которой обязательно участвует Господь, сердечно наблюдать за происходящим, а потом уже аккуратно начинать общение с человеком, внутренне всегда себе говоря, что я могу ошибаться.

Если хотим привлечь внимание родителей к устроению поселения, предварительно нужно собираться составом устроителей и уже с конкретными предложениями выходить к ним.

2. Над чем тебе нужно трудиться в ближайший год?

Продолжать труд над теми шагами, которые выписала в ходе работы над двумя последними докладами, в этом есть личная нужда, и в этом еще раз убедилась на поселении.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.