Доклад «Приуготовление себя, как будущей мамы»

Светлана Матиек, 1 класс, 2006 г.

Когда откладывают исполнение надежд — это
часто жизнь растраченных возможностей.
Когда погибают надежды — это
часто жизнь потерянных возможностей.
Но надежда всего лишь цветок,
не корень ведь это,
Но только цветок, не плоды в конце лета.
Его посади, поливай, до света вставай,
И труд твой тебе принесет урожай.

Царица Александра.

Обоснование

Матерь Божия, благослови.

Поиск темы доклада для меня был очень мучительным. Все время уходила в свои проблемы, они обступали, давили и гасили мою жизнь. И только через несколько дней одна сестра, которой я очень благодарна, помогла прийти к роднику моей души, который уже долгое время живет, плещется и зовет.

Когда именно забил этот родник, я не знаю, но уже давно во мне струится желание быть мамой. Люблю послушания в семьях, много их приезжает на службы, и я приглядываюсь — кто же она такая, мама? И как Господь промышляет: даже во время написания этого доклада попала в семью моей одноклассницы, где я наблюдала образ ее мамы и образ отношений с дочерьми, а дочерей с ней.

Есть еще одна причина моего желания, дающая ему устойчивость, но о ней я здесь говорить не буду.

Желание быть мамой — только возможность пойти в путь, как я уже поняла, узкий и многотрудный. Кто-то сказал: «Секрет сего дня — в хорошо проведенном вчерашнем дне».

Поэтому очень для меня важно осмысливать неправильное отношение к своей маме и изменяться по мере своих сил. И еще, трудясь над этой темой, я хотела бы выяснить: что самое главное в материнстве, и могу ли я уже как-то готовиться к этому?

Ведь гражданина и члена Церкви должна воспитать мать.

«Кажется, не очень великое дело совершается в детской, где начинает подрастать дитя; а между тем здесь начинается его подготовка ко всему великому и малому, дурному или хорошему, что оно в жизни совершит.

Может ли быть какое-нибудь дело выше этого» (1, стр. 228).

Основная часть

«Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его. Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания» (Сир., гл. 3).

У меня все увеличивается печаль, что испортились мои отношения с мамой. А кто виноват? Я замечаю ее неправильные, на мой взгляд, поступки, слова, раздражаюсь на какие-то черты характера, обижаюсь, замыкаюсь и не иду навстречу.

И на далеком расстоянии от дома я все больше начинаю видеть свою неправду. Как маме трудно со мной! Сейчас я задала себе вопрос: как я знаю маму? И сколько же хорошего открыла в ней!

Моя мама, если так можно сказать, сердце семьи. Она центр и соединяет всех нас. Своим чутким сердцем мама слышит духовную жизнь каждого, его проблемы, внутренний мир. Это я знаю по письмам, в которых она делится со мной своими мыслями, тревогами, трудностями. Мама заботится о внутреннем устроении каждого. Благодаря маме я приехала сюда и учусь в училище. Потому что она поняла, что мне тут будет хорошо, хотя со стороны родных не было понимания. И не помню такого, чтоб она меня заставляла сделать что-то по ее капризу. Все для нас, для нашей пользы.

Моя мама сейчас несет самый настоящий подвиг любви. Любви к папе, к нам, детям, бабушке. Мама жертвует своими интересами, желаниями, нуждами ради нас, почти не получая ответа, особенно от меня.

Один брат сказал: «Мама — это друг, к которому можно прийти со всеми своими проблемами, рассказать даже то, что другу своему не расскажешь, и она поймет и поможет». И подруга говорит: «Мама — друг, первый советник. Всегда поймет душевное состояние, выслушает и научит, как поступать, но не бежит заступаться».

Доверие детей матери — это очень важно. Это просто необходимо. Я не могу сейчас прийти к маме с какими-то внутренними проблемами и открыться ей. Почему? Что делали мамы, чтоб с детьми у них были доверительные отношения? Что сделала царица Александра, чтоб в 20 лет княжна Татьяна ей писала:

«Моя дорогая, милая Мама,

Сегодня я была такой дурой!

(…) Мне было очень приятно, но из-за какого-то глупого упрямства я не хотела это показывать. Когда ты спросила меня, не хочу ли я поехать, я сказала, что не знаю, это была неправда. (…) Я была так счастлива утром, это просто бес в меня вселился, что я так отвратительно себя вела. Пожалуйста, прости меня, милая, бесценная Мама. (…)" (3, стр. 354).

И в ответе я вижу, что царица Александра поняла ее настроение, услышала и утешила. Вот откуда растут доверительные отношения.

Сейчас я испытываю полное доверие и благодарность к человеку, которой первой стала открывать то, чем я живу, свои проблемы, и она меня слышала, помогала, открывала духовный мир, учила жить. К ней я могу прийти с любой радостью и горем.

С мамой я тоже разговаривала, к ней приходила, она многому меня научила и во мне сформировала, но о чувствах, переживаниях на тот момент, в которых бы она помогала мне разобраться и направила, мы не говорили. У моей подруги такие отношения с мамой были и есть, поэтому мама для нее друг и первый советник

Царица Александра пишет: «Любовь детей к родителям выражается в полном доверии к ним. Для настоящей матери важно все, чем интересуется ее ребенок. Она так же охотно слушает о его приключениях, радостях, разочарованиях, достижениях, планах и фантазиях, как другие люди слушают какое-нибудь романтическое повествование» (3, стр. 287).

У меня возникает вопрос: от каких действий матери устанавливаются искренние, доверительные отношения? Одно действие я нашла в таких словах царицы Александры: «Одним из несчастий нашего времени является то, что тихие семейные вечера вытесняются делами, развлечениями, вращением в обществе» (3).

Отсутствие совместного общения постепенно разъединяет членов семьи. У меня остались в памяти светлые моменты, и я этого не застесняюсь, не промолчу по гордости, а все-таки скажу. Из-за таких моментов жизнь становится радостнее, светлее, и сердца согреваются.

«Наполните любовью свои дни. Забудьте (про) себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас. Завтра может быть слишком поздно. Если сердце жаждет слов ободрения, благодарности, поддержки, скажите эти слова сегодня. Беда слишком многих людей в том, что их день заполнен праздными словами и ненужными умолчаниями, что они откладывают на потом свою заботу о ком-то. Мы не можем достаточно ясно представить себе, что многие вещи, если не сделать их сейчас, не следует делать вообще» (3, стр. 415).

Я спросила у мамы моей подруги: каково ей быть мамой? И она ответила, что это очень большая ответственность. Половину ее сердца занимает радость, а половину — ответственность. Ведь детей дарует Бог как драгоценность, вверенную в руки матери. И с этой драгоценностью она должна будет предстать пред Судом Божиим и дать ответ.

Но как сохранить ребенка в вере, в Церкви?

Сколько сейчас случаев, когда дети с младенчества, отрочества в храме, а в подростковом и юношеском возрасте охладевают и уходят. Одна, ныне покойная схимонахиня на этот мучивший вопрос спросила, читает ли мама Псалтирь за детей. И сказала, чтобы в молитве своей просила даровать детям страх Божий. Страхом Божиим дети сохранятся в Церкви. Если ребенок не родится со страхом Божиим, то его не привить. Страх Божий может даровать только Господь.

Открываю книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, читаю: «…Страх Господень — дар от Господа и поставляет на стезях любви. Начало премудрости — бояться Бога, и с верными она образуется вместе во чреве» (гл. 1).

Я уже чуть раньше задумывалась о страхе Божием и о том, что его у меня нет. И сейчас возник вопрос: ведь нет у меня страха Божия, может, можно без него? И нахожу ответ у св. Климента Александрийского: «Страх — начало любви и потом в нее переходит. Страх Божий, собственно, не боязнь Бога, а боязнь отпасть от Бога и впасть в грехи и страсти» (4).

Авва Дорофей говорит, что страх Божий побуждает к хранению заповедей: сначала уклонение от зла, потом творение благаго.

Старец Паисий Святогорец говорит: «Если с младых ногтей дети получают помощь и наполнятся Христом, то они останутся близ Него навсегда. Даже если подрастая, они немножко собьются с пути по причине возраста или дурной компании, то снова придут в себя. Ведь страх Божий и благоговение, которым были напоены их сердца в юном возрасте, никогда уже не смогут в них исчезнуть» (5, стр. 102). Поэтому начинать молиться матери о даровании малышу страха Божия нужно, когда он еще в животике.

«Материнское внимание дает ребенку жизнелюбие и жизнеспособность. Очень важно, чтобы мать постоянно памятовала о своем малыше размышлением и молитвой к Богу, содержала его в своем чувстве, будучи сама исполнена благодарности Богу за него. (…) В этом случае душа материнская питает детскую душу. (…) Из этого общения матери с чадом берет свой исток материнская молитва. (…) Молитвенное единение составляет живую Церковь, единство Церкви. Молитвенное единение матери со своим малышом позволяет им быть малой семейной Церковью» (6).

Но сколько ни желай хороших поступков своих детей, если сама не такая, то и они такими не будут. Потому что ребенок слышит не наставления, а впитывает движения души мамы.

У царицы Александры Феодоровны в дневнике написано: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни» (3, стр. 285).

«Ты сама должна быть наставницею своей дочери, тебе должна подражать ея неопытная юность, — она не должна видеть в тебе ничего порочного. Душа ея, предназначенная быть храмом Божиим, должна учиться у тебя думать и говорить только то, что возбуждает и поддерживает страх Божий» (7).

Я только сейчас на вечернем правиле услышала, что, оказывается, каждый вечер прошу Бога: «Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое». И утром ангела хранителя: «Молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем». Теперь и о себе буду молиться, чтоб Господь научил меня страху Своему.

Старец Симеон Благоговейный говорит: «Должно всегда иметь страх Божий и каждодневно обследовать и обсуждать, что доброго и что худого сделано тобою, и доброе предавать забвению, чтобы не впасть в страсть тщеславия, а о противном тому проливать слезы с исповедью и напряженную молитвою» (4).

В чем существо материнства?

Ответ на свой вопрос я нашла у старца Паисия:

«От любви человек растет, зреет. Просто любить кого-то — это еще мало. Надо любить человека больше, чем себя самого. Мать любит своих детей больше, чем себя.

Иная девушка до замужества может спать до 10 утра (…) сделать работу ей лень (…) хочет, чтоб все ее обслуживали. Несмотря на то, что в ее в женской природе есть любовь, она не развивается, потому что не переставая принимает помощь от других. Однако, став матерью сама, она начинает походить на самозаряжающееся устройство (…) чем больше в работе, тем больше заряжается — потому что в ней не переставая работает любовь.

У нее есть и благородное великодушие, и мужественная стойкость, потому что она нашла свою цель. Она стала матерью, и у нее появились жертвенность, любовь.

Мать достигает большей любви и жертвенности, чем отец, потому что отцу не представляется столько благоприятных возможностей приносить себя в жертву.

Женское сердце приходит в негодность, если та любовь, которую она имеет в своем естестве, не находит себе выхода.

Когда женщина не становится матерью, то помогая тем, кто находится в нужде, она могла бы пустить в дело ту любовь, которая уже присутствует в женском естестве, извлечь из нее пользу.

Женщине необходимо приносить себя в жертву. Мужчина — даже если он не возделает в себе любовь, особого ущерба не терпит. Однако женщина, имея в себе любовь и не направляя ее в нужное русло, уподобляется включенному станку, который, не имея исходного сырья, работает вхолостую, трясется сам и сотрясает других» (5, стр. 87 — 91).

Господь сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37).

Жертвенная любовь к ребенку часто ставит дитя на место Бога. Поэтому жертвенная любовь должна основываться на страхе Божием, тогда воспитание будет совершаться ради Господа для Царствия Небесного.

Из сказанного делаю вывод, что существо материнства — жертвенная любовь. Она присуща женскому естеству и требует реализации. И в себе я чувствую потребность жить для другого. Но подход был такой, что как появится семья, дети, тогда и смогу начать так жить. А оказывается, уже сейчас могу и просто необходимо трудиться над очищением и умножением жертвенной любви. А очищать есть от чего. Я привыкла жить для себя и ради себя. Поэтому хочу начать труд над жертвенностью.

Заключение

Благодаря труду над этой темой я по-новому увидела свою маму и сколько всего она для меня сделала и делает.

Также выяснила, что женской природе присуща любовь и потребность приносить себя в жертву. И она требует реализации. Если любовь не находит себе выхода, то сердце приходит в негодность.

Правильным основанием жертвенной любви, для того, чтоб она не поставила предмет своей направленности на место Бога, является страх Божий. Только с ним можно воспитывать детей для Царства Небесного.

Увидела необходимость труда:

  1. Над терпением против раздражительности:
    • в раздражении промолчать;
    • идти к молитвенному самоукорению;
    • исполнить порученное дело или просьбу.
  2. Над чуткостью и искренностью:
    • если почувствую внутри движение чуткости или искреннее желание сказать, выразить свои чувства, то не погребать их в себе из-за разных заморочек, чтобы они не угасли, а исполнить;
    • поможет развивать чуткость: поставить себя на место человека, вспомнить свои переживания, тогда легче, сердечнее смогу отнестись к другому.
  3. Над жертвенностью ради заботы о другом:
    • отклик на нужду;
    • если чуткостью услышала, что нужна помощь, то не отмахиваться, а пойти и сделать так, как подсказала совесть.

Литература

  1. Священник Алексий Грачев. Что необходимо знать каждой девочке. — М: «Даниловский благовестник», 1998.
  2. Библия.
  3. Государыня императрица Александра Феодоровна Романова. Дивный свет. — М.: Российское Отделение Валаамского Общества Америки, 2003.
  4. Архимандрит Ювеналий. Добролюбие. Избранное для мирян. — Издание Сретенского монастыря, 2000.
  5. Паисий Святогорец. Семейная жизнь. — М.: Суроти, Салоники, изд. «Святая гора», 2005.
  6. Священник Анатолий Гармаев. Этапы нравственного развития ребенка. — Минск, «Лучи Софии», 2005.
  7. Протоиерей Г. Дьяченко. Искра Божия. — Изд. Антикварного книжного отделения при Магазине Древности и Редкостей М. Я. Параделова¸ М., 1903.