13948 Сикстинская мадонна - можно ли поставить ее изображение в один ряд с православными иконами?

13948 Сикстинская мадонна — можно ли поставить ее изображение в один ряд с православными иконами?
_Святыни_Иконы__Вопрос-ответ_
Доброго времени суток! Батюшка подскажите, мне свекровь подарила в оправе как иконку вырезку изображения картины сикстинской мадонны. Я православный человек, крещенная. Можно ли поставить ее в ряд с православными иконами, которые находятся у меня дома. Спасибо!

  • Ответить

12.10.17 Thu 20:39 — протоиерей Анатолий Гармаев
Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)
Это произведение живописи, но не икона. Гениальное Чувственно-художественное отображение Матери Божией с младенцем. Живопись — это талантливое и в данном случае гениальное отображение на полотне человеческой натуры. Икона — отображение в образе человека поселившегося в нем неба. Поэтому натуру мы можем созерцать, как произведение искусства, как явление человеческой культуры. Но молиться в нем некуда. Оно не содержит в себе неба. Икона — это явление неба на земле. Поэтому к произведению человек может обращаться эстетическим чувством и разумным созерцанием, а к иконе он обращается верою. Можно ли поставить произведение искусства и верою обращаться к нему. В человеческих делах люди порой делают всякое. Но если говорить о вере и поклонении Богу через произведение живописи, тогда речь будет идти о поврежденной вере — суетной сере (суеверии), помраченной вере, т. е. слепой, не знающей, кому поклоняться. Такой слепой, помраченной верой поклонялись язычники явлениям природы — солнцу, луне, животным, природным стихиям: огню, земле, воде, воздуху, усваивая им Богов или, как современные радноверы, обожествляя их своей человеческой религиозностью. Последняя сама по себе тоже слепа, т. е. Бога истинного не знает. Человеческой религиозностью люди разных религий поклоняются не Самому Богу, а подменам Его — бесам и демонам, которые себя подставляют в поклонение под видом разных Богов, с их подачи придуманных себе разными народами. Мадонна относится к явлению католической религиозности. Она навеяна религиозностью и исполнена гениальностью художника. Вера же православных — это вера свыше. В ней Бог Себя открывает людям. По-другому Бога никто знать не может. Люди исполненные верою, т. е. свыше откровением Бога о Себе Самом, такие живут в Боге и по смерти, т. е. после перехода из земной жизни в жизнь небесную, и в последующем кто-то из них могут быть Церковью прославлены как святые. Тогда пишут их иконы, не с них как портреты, а их. Если иконы пишут духоносные иконописцы, они в ликах святых и Матери Божией отображают божественное присутствие Бога в человеке. Такие иконы оправдывают себя чудотворениями. Если пишут иконы не духоносные иконописцы, как это происходит в наше время, да и раньше немало такого было, тогда вера молящихся дополняет иконе то, чего не мог вложить иконописец. И Церковь дополняет со своей стороны — освящает эти иконы, т. е. присоединяет их к Небу.
Религиозность католическая — это то, что у католиков осталось, когда они отложились от православных Церквей востока, себя объявив единственно верною Церковью. Что значит отложились? Видимо отложились от православных Церквей, наложив на них анафему, т. е. запрещение. А невидимо отложились от Святого Духа, потому что выше Святого Духа — Бога поставили на земле духовную власть папы. Объявив его не просто наместником Бога на земле, но совершителем всего божественного на земле, т. е. подчинив Бога-Святого Духа папе. Православная Церковь верою свыше, т. е. от Бога-Святого Духа знает, что совершителем всего божественного на земле является Дух Святой. Католики определили, что все божественное теперь и присутствие и участие Святого Духа зависит и совершается вот уже тысячу лет, с 1084 г., от папы Римского. Не сразу католики пришли к этому примату человеческого. Сначала в религиозном сознании нужно было Духа Святого-Бога поставить в зависимое положение. Т. е. изменить его исхождение от Отца. Для этого нужно было измыслить человеческим умом Его исхождение и от Сына. Но два исхождения сами собой делаются неравными. Одно — от Отца, совершенное в исхождении и второе — от Сына, в исхождении зависимое от Него. Сын равен Отцу, но Дух Святой, выйдет из этого, неравно исходит от Отца и от Сына. Православная Церковь исповедует Святого Духа так, как о нем сказал Христос. Дух Святой исходит от Отца и подается нам, людям, через Христа, которому Отец благоволил исполнить дело нашего искупления и после вознесения совершать дело нашего спасения. Что Он и делает теперь в Своей Церкви содействием Святого Духа, через Него нам преподаваемого, но от Отца исходящего.
На первом этапе низведя, унизив исхождение Святого Духа, католическая Церковь в следующем своем деянии поставляет Святого Духа в подчинение папе. Если все божественное на земле принадлежит папе и папа всем на земле управляет и церковным и государственным, тогда он и является распорядителем всех движений Святого Духа на земле. Потому что божественное ни откуда на земле не может взяться, кроме как от Святого Духа. Все, что не от Святого Духа, то от сил бесовских, демонических и от диавола. Очевидно, что Дух Святой, будучи Богом, не мог и не может пойти под такое определение католической церкви. Тогда церковь римская остается без Святого Духа. А люди-католики остаются, как и все народы других, не христианских религий, только со своими человеческими дарованиями религиозности и человеческой гениальностью и талантом. Произведением того и другого и является Сикстинская Мадонна. Ставить её в один ряд с православными иконами неправильно.
Мир вам. Протоиерей Анатолий Гармаев