13671 Наша прихожанка, вернувшаяся из паломнической поездки, сказала, что нельзя принимать электронную карту "Мир", так как она является последней ступенькой к приходу антихриста, как быть?

13671 Наша прихожанка, вернувшаяся из паломнической поездки, сказала, что нельзя принимать электронную карту «Мир», так как она является последней ступенькой к приходу антихриста, как быть?
Добрый день, батюшка! У меня вопрос, который мучает не только меня. Прихожанка нашей церкви приехала недавно из паломнической поездки в Дивеево, до этого она была в Екатеринбурге. Сейчас она туда тоже заезжала. Так ей там сказали и она твердо уверена в том, что нельзя принимать электронную карточку «Мир», т. к. она является последней ступенькой к приходу антихриста. Отговаривает от ее принятия всех своих близких, но сейчас всех переводят на эту карточку. Как быть? Как смотрит на это православная церковь? Эта прихожанка даже готова уволиться с работы, если ей откажут переводить деньги на сберкнижку.
Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий Гармаев
Конечно, невозможно для человека верующего и ищущего спасения каким-то образом оказаться поклонником антихриста. И если карта «Мир» есть одна из ступенек, да еще и последняя ступенька этого поклонения, после которой произойдет неизбежное уже поклонение самому антихристу, тогда ни при каких обстоятельствах нельзя брать эту карту.
Говорю «если», потому что думаю по-другому, другое знаю и о другом у меня попечение. О чем же? Если есть такой сильный страх перед картой «Мир», очевидно, не самой карты человек боится. Взять горящий уголь голыми руками мы боимся, потому что он нас обожжёт. Не думаю, чтобы карта банка, сделанная из земных, значит обычных материалов, имела какую-то смертельную опасность для нас. Она не обожжет, не заразит, не зазомбирует. Разве что прилепит, привяжет, или введет нас куда-то, откуда нет выхода. Страх перед этим «нет выхода» или перед поклонением — он причина боязни карты.
В то же время, я вспоминаю множество исторических ситуаций, в которых верующих христиан ставили перед неизбежностью поклонения иным богам, или в советское время в тюрьмах, применяя пытки, и в концлагерях, в нечеловеческих условиях глумления со стороны охраны над верующими, заставляли их отречься от Христа. Бывало и отрекались. Но бывало, и очень много, — не отрекались. И погибали мучениками.
— Имеющего веру как можно заставить отречься от Христа или поклониться тому же антихристу?

  • Если только он потеряет веру или смалодушничает.
  • Или если у него и не было веры, была одна человеческая религиозность, свойственная всем народам мира. Человек родился в православной стране и пробудившейся религиозностью уверовал в того Бога, которого исповедуют в его роду или народ вокруг. Религиозность, как одно из свойств человеческой души, входит в состав характера человека. Она не столько сама по себе, но в силу характера, который содержит ее в себе, и может взять под свою защиту, и мужественным характером отстаивать свою религиозность, а может человек с трусливым характером и предать ее.
  • То же происходит и с убеждениями, или какой-нибудь жизненной позицией, которой человек держится. В мирных условиях человек и убеждения, и жизненные позиции свои хранит. До определенных границ, пока не наехали на него или применили насилие. Как что выше границ терпения — он уже и трусит и предает.
  • Или у человека характер твердый, решительный, мужественный. Тогда и до смерти может стоять за свои убеждения и жизненные позиции, в том числе религиозные. Тут и верующим необязательно быть. Сколько атеистов одним только характером совершали подвиги во время войны — как в бою, так и в тылу, трудовые например.

— В таком случае, карту ли «Мир» надо бояться или себя самого?
— Карта ли «Мир» заставит предавать Христа или сам человек смалодушничает и предаст?
— Даже теперь, когда мы волнуемся по поводу этой карты, не есть ли это уже живущее в нас малодушие?
— Больше того — уже обитающее в нас маловерие?
— Еще хуже — та самая религиозность, которой хвалится человек любой религии и в которой стоять за нее нужно будет не силой религиозности только, но больше силой своего характера?
«Прихожанка нашей церкви, — пишите вы, — твердо убеждена». Задумайтесь — от какой силы эта твердость?
По этому поводу есть у нас первое послание апостола Иоанна Богослова. Откроем его. Он пишет: «Я написал вам об обольщающих вас». О чём написал апостол? Читайте дальше: «Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов. Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то оставались бы с нами; но они вышли и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2,26, 18–19). Когда апостол говорит: «они вышли от нас» — он говорит, что они были среди нас и никто не подозревал, что они «не были наши». Когда же теперь «они вышли», т. е. из нашей среды удалились, от нас отделились, тогда «открылось, что не все наши».
На это слово у вас может возникнуть недоумение. «Сестре в Дивеево сказали и она твёрдо уверена». Т. е. речь идёт, казалось бы, о твёрдой вере, и даже о верности Христу. Разве можно, скажете вы, к этому применять слова апостола? Чтобы ответить на это недоумение, нужно прочесть апостола Иоанна дальше. Что он имеет в виду под словом «наши».
«Впрочем, — пишет он, — вы имеете помазание от Святаго Духа. Вы знаете истину, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос?» То есть Иисус Христос — помазанник Отца, Сын от Отца, имеющий помазание Святого Духа на дело спасения нас, людей. Имя Иисус означает — Спаситель.
И ещё апостол Иоанн Богослов говорит нам: «Вы имеете помазание от Святого Духа». С одной стороны, это таинство миропомазания сразу после крещения, которым Церковь присоединяет нас к Святому Духу для общения с ним. С другой стороны, вы — это те, кто свою присоединенность стали развивать, т. е. живут такой жизнью, благодаря которой возможно и стяжание, удержание, и следование благодати Духа Святаго.
«Если пребудет в вас, — пишет дальше апостол, — то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце». Что же мы должны были слышать от начала? Обещание — обетование. Какое? А вот какое: «Обетование же, которое Он (Христос) обещал нам, есть жизнь вечная» (1 Ин. 2,20–25). Жизнь. Не временная — вечная.
Перед словами: «Дети! Последнее время» — апостол Иоанн пишет: «Не любите мира, и того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви отчей. Ибо всё, что в мире, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин.2,15–16).
Мир тоже живёт, — но живёт жизнью временной. Отсюда и страхи у него перед любыми событиями мира, особенно угрожающим их благополучию земной жизни.
Люди мира и будут обольщать вас. И тот, кто сам тоже живёт миром, будет улавливаться этими обольщениями и, в зависимости от своего человеческого характера, и либо будет трусить, бояться,-либо с твёрдостью будет стоять в убеждениях или жизненных позициях — религиозных, но не имеющих отношения к вере, той вере, о которой всё Евангелие, вере, которая не есть человеческое свойство, вере, которая даётся свыше от Духа Святого и называется у апостола Иоанна Богослова «помазанием».
«Помазание, — пишет дальше апостол, — которое вы получили (помазание Святого Духа) от Него (Христа, ибо помазание Святого Духа через Христа от Отца), в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое помазание (т. е. вера свыше) учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Итак, дети, пребывайте в Нём, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. Знайте, что всякий делающий правду, рождён от Него» (1 Ин. 2, 27–29). Верою рожден.
«Пребывайте в Нём». Когда и как это происходит? В таинстве причастия Он телом и кровью входит в нас. Дальше дело за нами — пребывать в Нём. Кто в Нём пребывает, тот и «рождён от Него». Что значит рождён? «Делает правду», т. е. после причастия уже не от себя живёт, а от Него — Христа, и поэтому делает заповеди, живёт по заповедям, поступает по заповедям. Силу так жить дает ему вера, живая вера по благодати. И теперь по причащении за то, что таким хочет стать и реально стал, за то и благодарит в благодарственных молитвах после причастия. Давайте вспомним их и еще раз прочтем: «В мир душевных сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей, в приложение божественной благодати, во оставление грехов, и в жизнь вечную; в страшное и второе пришествие Твое сподоби мя грешного стати одесную славы Твоея». В этих настроениях после причастия нет страхов. Для того их нет, кто «в Нём пребывает». А от Него (Христа) и «помазание, которое учит всему».
Но и «помазание» нужно чем-то принять. Поэтому причастник обращается к Матери Божией: «оживотвори мя, любоблагоутробная Мати, помилуй мя, и даждь ми умиление и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслях моих, и подаждь ми слезы покаяния и исповедования».
В последней беседе, которая была у меня с архимандритом Кириллом (Павловым) в 2011 году, батюшка говорил: «Бойся потерять веру. Да… И своим, кто тебя слушает скажи так». Где-то сорок-пятьдесят минут продолжалась беседа. Вся она была о последних временах. И ни разу, ни в одном слове, батюшка даже намека не дал на страхи или опасения. «Если веровать будешь, ничего не страшно». И апостол пишет: «Если пребудет в вас (вера), то и вы пребудите в Сыне и в Отце» (1 Ин. 2, 24).
Если теперь мы вернемся к самому началу этого ответа на ваш вопрос, что скажем? «Конечно, — писал я, — невозможно для человека верующего и ищущего спасения, каким-то образом оказаться поклонником антихриста». Теперь мы можем сказать — если ищущий спасения верует, такой никак и никогда не может поклониться антихристу.
Значит ли это, что он и карты «Мир» не боится, и может спокойно взять её и пользоваться ею?
Не так и не об этом говорит апостол Иоанн. Его слова о вере. Из неё — о благоразумии. Что это значит? А вот что.
— Можно не взять карты и утопать в маловерии, еще хуже в неверии или человеческой религиозности.
— Можно взять карту и при этом оставаться в том же, что и не взявшие.
— В итоге будет тот, кто взял, и тот, кто не взял — один народ: «вышли от нас, но не были наши».
Как это — вышли от нас, но не были наши? Речь идет о христианах, людях церкви. Сегодня кто крестился, тот и называет себя христианином. Но много в России крещенных и называющих себя христианами, а в церковной жизни не участвуют. 2% от всего населения страны заполняют в воскресные дни храмы, т. е. участвуют в церковной жизни. Это около 2-х миллионов по всей стране.
Но и они далеко не все живут по евангельским заповедям и следуют апостольским посланиям. Бывают по воскресным дням в храмах, большинство при этом слов, которые читаются и поются, совсем не слышат, так уж устроены огромные храмы, и в самих храмах, даже и небольших так уж все устроено.
У католиков это испокон веков так устроено — службы на латинском языке, которого итальянцы, тем более другие народы не понимают. Бывают в храмах, дома читают молитвы, но жизнь в остальные дни недели и остальное время дня проводят, мало чем отличаясь от неверующего окружения — те же стремления к машинам, квартирам, супермаркетам, та же потребность быть образованными, современными, то же влечение к телевизорам, новостям, интернету, концертам, фильмам.
Апостол Иоанн пишет: «Они от мира и говорят по-мирски (т. е. имеют те же ценности и интересы, что и мир), и мир слушает их (т. е. не находит разницы в своих и их жизненных позициях)». Таковы те из нас, кто «не были наши». Вроде разобрались с этим.
Кто же те, кто для апостола «наши»? Он пишет дальше: «Знающий Бога слушает нас, кто не от Бога, тот не слушает нас» (посланий апостольских не читает, в храме вообще их не слышит, или читает дома, но не по ним живет). «По сему-то и узнаем духа истины и духа заблуждения. Что мы пребываем в Нём и Он в нас (после таинства причастия), узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы познали любовь и уверовали в неё (в любовь Бога к нам). И пребывающий в любви (Бога к нему) пребывает в Боге. В любви нет страха и (эта) любовь (Бога к каждому, кто в Нём) изгоняет страх. Потому что Он (Бог) прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4, 5–6, 13, 16, 18–19). «Не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас» (4, 10). Он, Христос пришел «водою и кровью» и Духом в Троицу — «Дух свидетельствует о Нём, потому что Дух есть истина» (5,6). «Водою и кровью» — т. е. таинствами крещения и причастия.
О значении этих таинств в жизни тех, кто «наши» можно прослушать проповедь от 24 сентября 2017 года «Воздвижение креста Господня в семи таинствах Церкви» на сайте otrada-volga.ru. Заодно, если иметь все к тому же, можно прослушать и еще четыре: от 30 августа на погребении Божией Матери, от 11 сентября на усекновение главы Иоанна Предтечи, от 17 сентября об Ангеле -Хранителе и от 21 сентября на Рождество Пресвятой Божией Матери.
Как же быть с картой «Мир»? Думаю, рано ее записывать в последнюю ступень.
Да и ступени надо считать не снаружи, а внутри.
Во внутренних ступенях все дело. Но об этом — в последующих ответах.
Ко всему выше сказанному полезно добавить и слова игумена Никона (Воробьёва) из книги «О началах жизни» (М., 2014 г., стр. 67) — «…Смирись, и не ищи благодатных состояний, которых ни один человек не достоин. Долг грехов наших пред Богом неоплатный. Наше дело осознавать этот долг и умолять Бога о прощении и благодарить Его за все милости. А дать благодать — дело милости Божией сердцу сокрушенному и смиренному, но не плата за труд. Мы — рабы, которые обязаны исполнить все повеленное, чего не мог сделать вполне никто. Но и все сделав, мы должны считать себя рабами неключимыми» (т. е. негодными, непотребными, бесполезными) (Лк. 17:7–10).
Единственно правильный путь есть путь сознания своего недостоинства быть с Богом, сознания погибели и, отсюда, плача о помиловании — словом, путь покаяния. Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17:10). Все заповеди мы должны выполнять, но благодать Духа Святого и Царствие Божие даются не за дела, которые мы обязаны делать как творение и рабы Божии, а исключительно по милости Божией.
Старцу Силуану и было дано указание не искать благодатных состояний, а счесть себя недостойным их и добиваться «держанием ума во аде» — глубокого, искреннего от всей души сознания, что он падшее существо, недостойное Царствия Божия и каких-либо даров от Бога, что его дела и подвиги сами по себе не имеют положительной цены без смирения, а могут удалить от Бога…
Словом, предлагалось увидеть грехи свои бесчисленными, как песок морской, увидеть и бессилие, невозможность своими подвигами победить их, прийти к нищете духа, которая есть начальная ступень к особому благодатному смирению. Это все и познал старец, как видно из его собственных слов.
— стр. 64 — «Будем благодарить Господа за то, что Он избрал нас из мира сего, отделил от него, взял в Свой удел. Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже! Господи, пробави милость Твою (Пс. 35:11) до конца! Отдели и по смерти нас от врагов Твоих, хотя мы и недостойны этого, но по милосердию Твоему не отвергни нас от лица Твоего! Сподоби и нас со всеми святыми во веки веков благодарить и славословить Тебя за непостижимые милости Твои роду человеческому и нам, непотребным рабам Твоим!».
— стр. 228 — «В современных условиях изменить ход дел, переменить людей почти нет возможности. Только сегодня узнал, что в храм в верстах 30 от нас на службу даже утром священник приходит чуть не пьяный. В соседних больших и малых городишках слышишь только плохое. А как исправить, даже имея некую власть? Не верю я в возрождение, а можно только каждому выполнять свой долг на своем месте. Искренне желаю сидеть на месте и делать свое маленькое и нужное дело. Иначе будут одни скорби во вред себе, а может быть, даже и другим.
Господь да вразумит тебя и оградит от всякого зла. Живем в страшное в духовном отношении время».
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его».
Святитель Тихон — патриарх Московский об этом духе говорит следующее: «Ныне почти нет истинного благочестия, ныне одно лицемерство». То есть люди «духа времени» не делают того, что читают и говорят. Прочитав и сказав, останавливаются на том, что сказанное и прочитанное они теперь знают. Живут, причислив себя к знающим и через то любя себя, и ничего не делают, чтобы быть в числе любящих Христа: «Если любите Меня, соблюдите (будете исполнять) Мои заповеди» (Ин. 14, 15). Поэтому святитель Тихон настаивает: «Убойся лицемерства… и т. д.»
Закончу свой ответ словами, которые однажды мне сказал один человек: «Написано-то много и добавлять можно без конца. Только люди — это натура. Интеллигенция может быть еще будет читать. Она живет чтением. У них натура такая. Рабочие много читать не будут. Натура другая, другим и по-другому живут. А кто по натуре крестьянин, душа у него патриархальная, он и читать не будет. Или если что глаза выхватят из текста, тогда прочтет. Но прочтет как-то особо, не как образованные». Я не нашёлся что ответить. Сказал только: «Да, так». И замолчал. Он не стал продолжать. Переменил тему.
Мир вам. Протоиерей Анатолий Гармаев