13671 Наша прихожанка, вернувшаяся из паломнической поездки, сказала, что нельзя принимать электронную карту "Мир", так как она является последней ступенькой к приходу антихриста, как быть?
- Подробности
- Опубликовано 08.11.2017 20:49
13671 Наша прихожанка, вернувшаяся из паломнической поездки, сказала, что нельзя принимать электронную карту «Мир», так как она является последней ступенькой к приходу антихриста, как быть?
Добрый день, батюшка! У меня вопрос, который мучает не только меня. Прихожанка нашей церкви приехала недавно из паломнической поездки в Дивеево, до этого она была в Екатеринбурге. Сейчас она туда тоже заезжала. Так ей там сказали и она твердо уверена в том, что нельзя принимать электронную карточку «Мир»,
Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий Гармаев
Конечно, невозможно для человека верующего и ищущего спасения
Говорю «если», потому что думаю
В то же время, я вспоминаю множество исторических ситуаций, в которых верующих христиан ставили перед неизбежностью поклонения иным богам, или в советское время в тюрьмах, применяя пытки, и в концлагерях, в нечеловеческих условиях глумления со стороны охраны над верующими, заставляли их отречься от Христа. Бывало и отрекались. Но бывало, и очень много, — не отрекались. И погибали мучениками.
— Имеющего веру как можно заставить отречься от Христа или поклониться тому же антихристу?
- Если только он потеряет веру или смалодушничает.
- Или если у него и не было веры, была одна человеческая религиозность, свойственная всем народам мира. Человек родился в православной стране и пробудившейся религиозностью уверовал в того Бога, которого исповедуют в его роду или народ вокруг. Религиозность, как одно из свойств человеческой души, входит в состав характера человека. Она не столько сама по себе, но в силу характера, который содержит ее в себе, и может взять под свою защиту, и мужественным характером отстаивать свою религиозность, а может человек с трусливым характером и предать ее.
- То же происходит и с убеждениями, или
какой-нибудь жизненной позицией, которой человек держится. В мирных условиях человек и убеждения, и жизненные позиции свои хранит. До определенных границ, пока не наехали на него или применили насилие. Как что выше границ терпения — он уже и трусит и предает. - Или у человека характер твердый, решительный, мужественный. Тогда и до смерти может стоять за свои убеждения и жизненные позиции, в том числе религиозные. Тут и верующим необязательно быть. Сколько атеистов одним только характером совершали подвиги во время войны — как в бою, так и в тылу, трудовые например.
— В таком случае, карту ли «Мир» надо бояться или себя самого?
— Карта ли «Мир» заставит предавать Христа или сам человек смалодушничает и предаст?
— Даже теперь, когда мы волнуемся по поводу этой карты, не есть ли это уже живущее в нас малодушие?
— Больше того — уже обитающее в нас маловерие?
— Еще хуже — та самая религиозность, которой хвалится человек любой религии и в которой стоять за нее нужно будет не силой религиозности только, но больше силой своего характера?
«Прихожанка нашей церкви, — пишите вы, — твердо убеждена». Задумайтесь — от какой силы эта твердость?
По этому поводу есть у нас первое послание апостола Иоанна Богослова. Откроем его. Он пишет: «Я написал вам об обольщающих вас». О чём написал апостол? Читайте дальше: «Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов. Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то оставались бы с нами; но они вышли и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2,26, 18–19). Когда апостол говорит: «они вышли от нас» — он говорит, что они были среди нас и никто не подозревал, что они «не были наши». Когда же теперь «они вышли»,
На это слово у вас может возникнуть недоумение. «Сестре в Дивеево сказали и она твёрдо уверена».
«Впрочем, — пишет он, — вы имеете помазание от Святаго Духа. Вы знаете истину, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос?» То есть Иисус Христос — помазанник Отца, Сын от Отца, имеющий помазание Святого Духа на дело спасения нас, людей. Имя Иисус означает — Спаситель.
И ещё апостол Иоанн Богослов говорит нам: «Вы имеете помазание от Святого Духа». С одной стороны, это таинство миропомазания сразу после крещения, которым Церковь присоединяет нас к Святому Духу для общения с ним. С другой стороны, вы — это те, кто свою присоединенность стали развивать,
«Если пребудет в вас, — пишет дальше апостол, — то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце». Что же мы должны были слышать от начала? Обещание — обетование. Какое? А вот какое: «Обетование же, которое Он (Христос) обещал нам, есть жизнь вечная» (1 Ин. 2,20–25). Жизнь. Не временная — вечная.
Перед словами: «Дети! Последнее время» — апостол Иоанн пишет: «Не любите мира, и того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви отчей. Ибо всё, что в мире, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин.2,15–16).
Мир тоже живёт, — но живёт жизнью временной. Отсюда и страхи у него перед любыми событиями мира, особенно угрожающим их благополучию земной жизни.
Люди мира и будут обольщать вас. И тот, кто сам тоже живёт миром, будет улавливаться этими обольщениями и, в зависимости от своего человеческого характера, и либо будет трусить, бояться,-либо с твёрдостью будет стоять в убеждениях или жизненных позициях — религиозных, но не имеющих отношения к вере, той вере, о которой всё Евангелие, вере, которая не есть человеческое свойство, вере, которая даётся свыше от Духа Святого и называется у апостола Иоанна Богослова «помазанием».
«Помазание, — пишет дальше апостол, — которое вы получили (помазание Святого Духа) от Него (Христа, ибо помазание Святого Духа через Христа от Отца), в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое помазание (
«Пребывайте в Нём». Когда и как это происходит? В таинстве причастия Он телом и кровью входит в нас. Дальше дело за нами — пребывать в Нём. Кто в Нём пребывает, тот и «рождён от Него». Что значит рождён? «Делает правду»,
Но и «помазание» нужно
В последней беседе, которая была у меня с архимандритом Кириллом (Павловым) в 2011 году, батюшка говорил: «Бойся потерять веру. Да… И своим, кто тебя слушает скажи так».
Если теперь мы вернемся к самому началу этого ответа на ваш вопрос, что скажем? «Конечно, — писал я, — невозможно для человека верующего и ищущего спасения,
Значит ли это, что он и карты «Мир» не боится, и может спокойно взять её и пользоваться ею?
Не так и не об этом говорит апостол Иоанн. Его слова о вере. Из неё — о благоразумии. Что это значит? А вот что.
— Можно не взять карты и утопать в маловерии, еще хуже в неверии или человеческой религиозности.
— Можно взять карту и при этом оставаться в том же, что и не взявшие.
— В итоге будет тот, кто взял, и тот, кто не взял — один народ: «вышли от нас, но не были наши».
Как это — вышли от нас, но не были наши? Речь идет о христианах, людях церкви. Сегодня кто крестился, тот и называет себя христианином. Но много в России крещенных и называющих себя христианами, а в церковной жизни не участвуют. 2% от всего населения страны заполняют в воскресные дни храмы,
Но и они далеко не все живут по евангельским заповедям и следуют апостольским посланиям. Бывают по воскресным дням в храмах, большинство при этом слов, которые читаются и поются, совсем не слышат, так уж устроены огромные храмы, и в самих храмах, даже и небольших так уж все устроено.
У католиков это испокон веков так устроено — службы на латинском языке, которого итальянцы, тем более другие народы не понимают. Бывают в храмах, дома читают молитвы, но жизнь в остальные дни недели и остальное время дня проводят, мало чем отличаясь от неверующего окружения — те же стремления к машинам, квартирам, супермаркетам, та же потребность быть образованными, современными, то же влечение к телевизорам, новостям, интернету, концертам, фильмам.
Апостол Иоанн пишет: «Они от мира и говорят
Кто же те, кто для апостола «наши»? Он пишет дальше: «Знающий Бога слушает нас, кто не от Бога, тот не слушает нас» (посланий апостольских не читает, в храме вообще их не слышит, или читает дома, но не по ним живет). «По
О значении этих таинств в жизни тех, кто «наши» можно прослушать проповедь от 24 сентября 2017 года «Воздвижение креста Господня в семи таинствах Церкви» на сайте
Как же быть с картой «Мир»? Думаю, рано ее записывать в последнюю ступень.
Да и ступени надо считать не снаружи, а внутри.
Во внутренних ступенях все дело. Но об этом — в последующих ответах.
Ко всему выше сказанному полезно добавить и слова игумена Никона (Воробьёва) из книги «О началах жизни» (М., 2014 г., стр. 67) — «…Смирись, и не ищи благодатных состояний, которых ни один человек не достоин. Долг грехов наших пред Богом неоплатный. Наше дело осознавать этот долг и умолять Бога о прощении и благодарить Его за все милости. А дать благодать — дело милости Божией сердцу сокрушенному и смиренному, но не плата за труд. Мы — рабы, которые обязаны исполнить все повеленное, чего не мог сделать вполне никто. Но и все сделав, мы должны считать себя рабами неключимыми» (
Единственно правильный путь есть путь сознания своего недостоинства быть с Богом, сознания погибели и, отсюда, плача о помиловании — словом, путь покаяния. Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17:10). Все заповеди мы должны выполнять, но благодать Духа Святого и Царствие Божие даются не за дела, которые мы обязаны делать как творение и рабы Божии, а исключительно по милости Божией.
Старцу Силуану и было дано указание не искать благодатных состояний, а счесть себя недостойным их и добиваться «держанием ума во аде» — глубокого, искреннего от всей души сознания, что он падшее существо, недостойное Царствия Божия и
Словом, предлагалось увидеть грехи свои бесчисленными, как песок морской, увидеть и бессилие, невозможность своими подвигами победить их, прийти к нищете духа, которая есть начальная ступень к особому благодатному смирению. Это все и познал старец, как видно из его собственных слов.
— стр. 64 — «Будем благодарить Господа за то, что Он избрал нас из мира сего, отделил от него, взял в Свой удел. Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже! Господи, пробави милость Твою (Пс. 35:11) до конца! Отдели и по смерти нас от врагов Твоих, хотя мы и недостойны этого, но по милосердию Твоему не отвергни нас от лица Твоего! Сподоби и нас со всеми святыми во веки веков благодарить и славословить Тебя за непостижимые милости Твои роду человеческому и нам, непотребным рабам Твоим!».
— стр. 228 — «В современных условиях изменить ход дел, переменить людей почти нет возможности. Только сегодня узнал, что в храм в верстах 30 от нас на службу даже утром священник приходит чуть не пьяный. В соседних больших и малых городишках слышишь только плохое. А как исправить, даже имея некую власть? Не верю я в возрождение, а можно только каждому выполнять свой долг на своем месте. Искренне желаю сидеть на месте и делать свое маленькое и нужное дело. Иначе будут одни скорби во вред себе, а может быть, даже и другим.
Господь да вразумит тебя и оградит от всякого зла. Живем в страшное в духовном отношении время».
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его».
Святитель Тихон — патриарх Московский об этом духе говорит следующее: «Ныне почти нет истинного благочестия, ныне одно лицемерство». То есть люди «духа времени» не делают того, что читают и говорят. Прочитав и сказав, останавливаются на том, что сказанное и прочитанное они теперь знают. Живут, причислив себя к знающим и через то любя себя, и ничего не делают, чтобы быть в числе любящих Христа: «Если любите Меня, соблюдите (будете исполнять) Мои заповеди» (Ин. 14, 15). Поэтому святитель Тихон настаивает: «Убойся лицемерства…
Закончу свой ответ словами, которые однажды мне сказал один человек: «
Мир вам. Протоиерей Анатолий Гармаев