14194 Муж полюбил другую, бороться или отпустить?

14194 Муж полюбил другую, бороться или отпустить?
Батюшка, снова обращаюсь к вам. Писала ранее (№ 14151), что муж ушел от меня. И сказал что любит другую. Батюшка просмотрела видео о молитве по соглашению. Буду молится так. Но вот что меня волнует. Муж сказал что хочет начать с ней новую жизнь, что мы себя изжили и обидами и ссорами убили все в семье. Батюшка, а может быть она его женщина по жизни? И он правда ее полюбил? Тогда это ведь просто навязыванием моей воли. Ведь только я хочу сохранить семью. На развод он согласился пока не подавать. Но сказал что не вернётся ко мне. Возможно ли что он меня полюбит снова? И возможно ли что она его судьба? Батюшка мой говорит что нет так любви, блуд там. А муж не согласен
17.11.17 Fri 23:53 — протоиерей Анатолий Гармаев
Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)
Если разводятся и говорят: мы всё доброе изжили, нечем больше быть в семье, это значит, что по-настоящему семья и не начиналась.
Быть семьям на земле — это замысел Бога. И Бог сотворил человека с предвидением семьи, а затем выделил от него жену, а человек, быв до того человеком, стал теперь мужем. Всё человечество с первых времён и до последних — это всё мужья и жёны. На земле лишь один человек родился во всём человечестве таким же, как Адам, когда не было ещё у него жены, Евы. Этим человеком был Христос. Поэтому о Нём говорят: второй Адам.
Христос пришёл, чтобы вернуть людей в Рай. Они входят, и дальше будут входить такими, какими были на земле, т. е. в мужеском виде и женском, но сделавшись святыми, войдут в белых одеждах, они «омыли и убелили одежды свои Кровью Агнца, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр. 7, 14, 15). Во Христе, втором Адаме, они сделаются вновь полным человеком, хотя видом и составом будут иметь поначалу мужеский и женский вид; а потом равно ангельский.
Поэтому и сказано, что в Раю не женятся и не выходят замуж — нет надобности восстанавливать полноту через семью. Полнота человека будет через Христа — совершенного человека. Поэтому семья — это уже человек, но не совершенный. Совершенным человеком каждый из состава семьи, муж ли жена ли, делается во Христе.
Если муж и жена следуют за этим божественным замыслом, реально следуют, тогда в семье они будут жить не собою, а себя будут чувствовать семьёй. По началу уже семьёй, но чувственною и страстною, т. е. в чём-то каждый будет самоугоден, в чём-то самолюбив, и оба будут иметь в той или иной мере ещё и третье — увлечения миром сим, например, интернетом, магазинами, развлечениями, из-за чего на время будут разбегаться по разным улицам или дома сидеть спинами друг к другу, уткнувшись в компьютеры. Все три: самоугодие, самолюбие, влечение к миру вносят в семью разделения. И чувственно-страстная семья будет как восстановленный Адам, но которого время от времени лихорадит.
Жизнь в Церкви: молитвы, посты, таинства, богослужения и при том, что будет присутствовать важнейшее — исполнение заповедей Господних, — эту лихорадку будут угашать. При соблюдении заповедей два призвания любви — призвание мужа и призвание жены, будут возрождаться и восстанавливать Адама — семью, или семью-Адама. При этом оба призвания, жизненные призвания любви, — положены Богом как важнейшее нравственное основание, истинная причина, по которой он есть муж, а она есть жена.
А теперь сами подумайте, как может в этом союзе двух, «союзе мира» (Еф.4,3) доброе изжиться. Если семья — действительно семья, тогда в божественном замысле, замысле спасения, — это восстанавливающийся Адам. Жизнь семьи — это время на умножение добра, т. е. всё большее проявление того, что с самого рождения в каждом человеке есть, а теперь, благодаря семье, оно развивается и раскрывается в своей полноте и красоте — это призвание мужа и призвание жены.
Старец Кирилл (Павлов) в последней продолжительной беседе со мной (в 2011 году) два или три раза произносил слово нравственность.
Я никак не мог понять, о чем он. Слово вроде бы хорошо знакомое. Но батюшка так говорил его (не произносил, а именно говорил), что делалось ясно — я об этом слове думаю одно, а батюшка видит другое. Я пытался понять произносимое. А батюшка говорил то, что подлежит разумению. В Священном Писании настойчиво говорится об этом: «Слыша, не слышат и не разумеют» (Мф.13,13)
«Своими ушами слышат, и не разумеют» (Мк.4,12). Своими, т. е. своё что-то слышат, но не слышат то, что им говорят, тем более не разумеют.
Еще в нашем епархиальном училище Свято-Сергиевском, много лет назад в работе со студентами (братья-выпускники почти все, давно уже священники) мы столкнулись с этим явлением. Начали разбираться.
Оказалось, современный человек не знает разумения. Но очень развито у него понимание. Уяснение слышимого он делает через обработку того, что ему говорят. Умную обработку — т.е только умом. Результат этой обработки он присваивает себе как понятое им, понятное ему. Если он не переспросит, а оставит так, как понял, т. е. как сам для себя обработал, тогда последующая жизнь может обнаружить разницу сказанного и таким способом понятого. Понятого шиворот-навыворот. Поэтому пророк Исаия говорит о нас: «Они не видят и не разумеют», и еще раз настаивает «не знают и не разумеют они»(Ис.44,9,18).
В книге «Иов» говорится об этом же: «И сказал Елиуй: я молод летами, а вы старцы, поэтому я ждал и молчал, робел и боялся объявлять вам мое мнение. Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение. Я полон речами и дух во мне теснит меня. Слова мои от искренности моего сердца и уста мои произнесут знание чистое. Дух Божий создал меня и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов 32,6,8,15,18;33,4).
«Господь сказал: кто вложил мысль в сердце, или кто дал смысл разуму?» (Иов 38,36).
И царь Соломон в Притчах добавляет: «Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все» (Пр.28,5).
И еще много слов о разумении в Священном Писании.
А слова: понимание и понимать встречаются всего 23 раза. И половина из них в значении «НЕ»:
— «понимает, но не слушается» (Пр.29,19);
— «вы не понимаете речи Моей» (Ин.8,43),
— «не понимаю, что делаю» (Рим.7,15),
— «не понимаю, что ты говоришь» (Мк.14,68).
Почему я не мог в той беседе слышать, разуметь слов батюшки отца Кирилла?
Я за его словами не разумел той глубины, какая особенно в последние годы (после его беседы в 2011) — открывается его благословением. Он говорил:
«Упущена нравственность. Пока внешнее Церкви старались сохранить, упустили нравственность».
А в фильме о старце Кирилле, ему (в саду) задают вопрос: «Возродится ли Россия?»
— Он помолчал (т. е. ещё раз помолился, вопросил Бога) и сказал ответ: «Нет, нравственности нет».
(Но если вдруг возродится нравственность нашего народа, то суды Господни могут измениться. Только неподъемно трудное это дело…).
Нравственность — это совесть, вера, (религиозность), добро, жизненные призвания, трудовая сила, (именно трудовая, а не деятельная). Среди жизненных призваний любви — в том числе и призвание супружеское.
Вернемся к вашему письму. Если ваш муж искренне уверен, что всё доброе вы с ним изжили, значит семья ваша была устроена не на жизненных призваниях. На чём же? На страстном влечении. На чувственном, чувственно-душевном, откровенно плотском. Бывают семьи по расчёту, бывают ради детей, т. е. детьми только живут и держатся, держатся родительством.
Первые три причины действительно с годами будут изживаться. Например, нельзя же каждый день есть килограмм колбасы. Скоро наешься. Так и с плотскими, чувственными и чувственно-душевными отношениями. Видимо об этом ваш муж и говорит.
Вот только из написанного вами одно не ясно — что он нашёл, уйдя к другой. То же, что было и у вас с ним? Или нашёл себя, т. е. призвание мужа? Если последнее, то конечно отпустите, и радуйтесь за него. Не было человека, — и нашелся.
Если же первое — об этом время покажет.
Согласился пока не разводится? Подождите. Если вдруг вернётся, тогда прочтите вместе этот ответ и хорошо разберитесь, зачем вам вновь соединяться.
Бог вам дал уже побыть вместе. А вы замысла Его не поняли.
Так во второй раз не промахнитесь.
Мир вам. Протоиерей Анатолий Гармаев
19.11.17 Sun 11:04 — Anonymous
Призвания мужа он там не
Призвания мужа он там не нашёл. Женится не собирается, говорит что скучает по мне и в его сердце я, а что там — обьяснить он не может. Поэтому я и запуталась.
25.12.17 Mon 17:46 — протоиерей Анатолий ГармаевNew
Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)
Видите ли, для действительной семьи нужно не только призвание мужа, нужно еще призвание отца, как и вам, призвание не только мамы, но и призвание матери. Если он с другой женщиной, как вы пишите, «призвания мужа не нашел», а с вами он тоже жить не стал, хотя и скучает по вам, значит и с вами он не нашел призвания мужа. Отсюда и все метания его. Но тогда, если даже он вернется, семья ваша будет как лодка из соломы, кое-как смазанная смолой. Вода, то есть падшая природа ваша или падшее естество, разъест ее, солома набухнет «мокротными», как их называют святые отцы, разделительными для семьи чувствами и лодка развалится, а вы начнете тонуть в грехах, выделяемых падшим вашим естеством. Так, оставаясь индивидом, и не коснувшись даже в себе личности, побредете по белу свету. Сегодня ходят по земле тысячи и тысячи побывавших в таком плавании людей. Мне и не хотелось, чтобы в это число вошли еще и вы.
Из этого же пожелания пишу вам две рекомендации. Одна — прочитайте ответ на вопрос № 13666, где есть ответ на отклик «С миром принимаю!» о папе, маме, отце и матери. Он на днях будет опубликован. Вторая — на сайте Otrada-volqa.ru прочтите «Беседу о Рождественском посте», в ней главу «Об индивиде». Бог да будет с вами.
Мир вам. Протоиерей Анатолий Гармаев