2012-12-04 - Откуда и как наша любовь к Матери Божьей

Поздравляю вас, братья и сестры с праздником Введения во храм Пресвятой владычицы нашей Богородицы и всех причастников с принятием святых Христовых тайн. Сегодня праздник особенный. Особенно для детей, ибо Матерь Божия в свои три года вводится в храм, чтобы, теперь уже с этого времени до самой юности оставаться во Святая Святых, в алтаре. И поэтому есть обычай в церкви Русской, который с древности, и даже почти до наших, до недавних времен соблюдался во многих храмах. Этот день особенно бывает наполнен детьми. Особенно от трех лет и старше. И все, кому исполняется семь лет, они все вместе с Матерью Божией тоже присутствуют и пребывают в храме, имея на сердце своем глубокую потребность подражания Пресвятой Богородице.

Откуда же им взять эту глубокую потребность, такую глубокую, что даже никакой суеты у тебя сейчас нет, то есть нет никакого желания убежать из храма, наоборот, ты вместе с Пресвятой Богородицею, правда которой всего три года, а тебе уже семь и старше, ты остаешься в храме совершенно точно, без всякого позыва выскочить вон. Даже без всякой внутренней суеты ума, так что ты не оглядываешься на окружающих, не смотришь, а не осталась ли я одна, или один. Может все мои друзья, товарищи и подружки все уже убежали, а я тут одна дура остаюсь. Нет этих мыслей у нормальных, благочестивых и серьезных детей. Нету, потому что и не может быть у верующего ребенка таких мыслей, особенно в день введения Матери Божией во храм.

Она вошла в храм, чтобы здесь остаться до самой юности Своей. Более того, Она в храме проводила все Свое время. Только лишь по необходимости покушать, поспать, немножко отдохнуть, она удалялась из храма, из алтаря. В это время, правда, она встречалась с подружками, которые были тоже посвященные храму девочки, с которыми она пребывала в минуты и часы отдыха за пределами храма. Но это было совсем недолго, и немного. Потом она оставляла их, снова уходила во Святая Святых, туда, где она имела особую радость, особую тишину, мир, покой. И счастливое пребывание с ангелами и с Господом Своим. В этом Она проводила все основное Свое время. Подружки Ее, которые тоже были посвящены храму и посвящены были жизни церковной при храме, они не могли быть с Нею, потому что нельзя было входить в алтарь ни женщине, ни девочке, ни девушке. И поэтому, будучи при храме служащими подружками, они оставались за пределами алтаря. В алтаре могла быть только Пресвятая Богородица, ибо Духом Святым и благословением Отца Небесного Она была введена однажды в алтарь, именно вот в этот день сегодняшний, и с этого времени по повелению Божьему Ей только одной из всего женского состава земли, всех девочек, девушек и женщин, какие когда-либо жили на земле, Ей только одной было благословлено быть во Святая Святых. И Она была.

И поэтому неудивительно, что всякая девочка, и всякий мальчик, достигший возраста трех, четырех лет, а особенно те, которые достигли возраста 7-ми лет, они, подражая Пресвятой Богородице, непременно, хотят быть тоже благословленными Богом, Самим Отцом и Духом Святым на пребывание в храме. Пребывание такое, в котором само пребывание было бы радостью, было бы жизнью. Таким пребыванием, при котором вообще не хотелось бы уйти из храма, не то, что там выскочить и бегать вокруг храма и устраивать там всякие различные крики, вопли, веселушки, игры. Потребность и желание пребывать в храме такое, что даже и не слышит девочка или мальчик, стоящие в храме того, что происходит за храмом. Там крик, веселие, другие дети носятся, играют, а ты даже не слышишь этого, настолько тебе хорошо в храме. Настолько тебе по сердцу быть с Богом твоим, настолько ты нормальная и нормальный девочка и мальчик. То есть тот, который по происхождению своему от Бога. Ведь мы все творение Божие. И если мы творение Божие, и Бог нас сотворил, то мы по происхождению своему от Бога. Значит, наше родство от Бога.

От кого же, от Бога? От блага того, Кто Сам благ. Значит наше родство от благого Бога. Если ты это родство чувствуешь, оно проявляется в этом желании быть в храме и посвящать свою жизнь Богу, это и есть как раз то самое чувство, которое в народе называют благородством. Родство, значит родство Богу, благо, значит кому родство — Богу родство, благу родство. Поэтому все, которые имеют это родство Богу, они называются благородными. А их и видно, что они таковые. В них есть мир, в них есть степенность, в них есть какая-то дивная расположенность ко всякому человеку. Если это дети, то в них есть удивительное почитание старших, благоговейное почитание. Это от того, что душа благородная. Это видно, это прямо удивляет. Порою, когда ты видишь, что такой ребенок, и дивишься и думаешь, от каких же он родителей, какого же он рода. Рода благородного, то есть того рода, в котором и родители Бога любят, и бабушки и дедушки с Богом пребывают, и прадедушки и прабабушки ради Бога жили. Весь род, к благу приложенный, и потому весь род благородный. Неважно при этом, царский род, княжеский, или крестьянский, или же простого народа. Если к Богу прилаженный и приложенный, то к благу родственником является. Потому благородный.

Людей этого склада в сердце видно издалека. Про них Господь сказал, что если свечу возожгут, не ставят ее под скамью, но она горит над скамьёй. Про таковых сказано, что вы соль земли, про таковых сказано, что вы свет миру. И таковые, действительно, в поступках своих, в поведении своем таковы. В них есть мирная степенность, есть учтивое благорасположение ко всякому человеку, и к сверстнику, и к старшему, благородное почитание, и особенно к младшим сугубая какая-то благоговейная забота о младших, чтобы эти младшие братья или сестры, они были бы непременно участниками Божьего храма, Божьей благодати, Божьей службы, Божьих таинств. Об этом радеют старшие братья, старшая сестра, о всех младших. И в этом ее и его, старшего брата или сестры благородство. Это уж так, в советское время, да в предреволюционное время полагали, что будто бы благородны это только цари, да князья, да дворяне. Нет, благородными были, особо благородными были крестьяне. Особо благородными были удивительные дивные странники, особо благородными были монашествующие.

И благородными были и те, кто затем сделались мучениками Христовыми, потому что невозможно же, не будучи по родству своему к Богу, от Него в творении, сделаться мучениками. Мученик это ведь тот, который в какой-то самый крайний момент своей жизни, когда от него потребовали, чтобы он отказался от Бога, он сказал нет. От него потребовали снять крестик, он сказал нет. Когда ему сказали, чтобы он исповедал других богов, он сказал нет. Что это он такое сделал, что такое он сказал? Он проявил и обнаружил и явил свою любовь к Богу. Мало того, преданность Богу. Мало того, верность до смерти. Отсюда он явил свое родство Богу, свое происхождение, что он Божий. И поэтому не может отложиться от Бога, ибо ежели он сейчас скажет «Нет» Богу, предаст Его, откажется от Него, крестик снимет, он тем самым потеряет свою принадлежность Богу. Но храня эту принадлежность, мученик отвечал всем, кто пытался его пытать, угрожать смертью, отвечал — нет. Я был Божий, верен Богу, и останусь всегда Его любящим. И после этого совершалось ужасное, для нас со стороны ужасное деяние, его убивали, обезглавливали, вешали, сжигали, топили, четвертовали, разрывали на куски, мало ли чего с ним делали, много всякого ужасного придумала злоба человеческая, что сделать с мучеником. А он своею любящею Бога душою, высвободившись из тела, убитого здесь, поверженного тела, высвободившись, летел, подхваченный ангелами, прямо к самому престолу Господнему, к тому престолу, у которого потом склонился Богу своему, и открыл окончательно свою любовь ко Христу. И потому сегодня мученики пребывают и находятся выше всех остальных угодников Божиих, прямо у самого престола Господнего, составляя Его лучшие и высшие ратные воинства.

Но ведь эти же мученики, они же из детей выросли. Каким надо было быть ребенком, чтобы потом исповедать себя в конец своей жизни мучеником? Исповедать свою любовь, особую любовь к Богу. Это что надо было иметь в характере, когда тебе было 7 лет, когда тебе было 10 лет, когда тебе было 14 -13 лет, вот что это надо было иметь в своем характере, чтобы в тот момент, критический момент в твоей жизни, когда от тебя потребуют снять крест, или потребуют отказаться от Бога, ты не сделал бы этого. Пусть этот вопрос останется для каждого из вас вопросом. Даже для тех, которые сейчас беспечно между собой переговариваются, самая старшая и средняя, и довольна этими переговорами друг с дружкою, и своею переговорною жизнью, даже не внимая и не вникая в то, что я сейчас им хочу донести и сказать.

Но что им от того, что я говорю. Они остались в храме, потому что вынуждены остаться. Потому, что сзади стоят родители, впереди стоит батюшка со своим прещением и еще чем-то. Деваться некуда, они остались, но оставшись, они продолжают заниматься своими делами, своими интересами, своими подружковыми отношениями. Что им до Матери Божией, что им до исповедников Христовых, что им до любящих Бога, что им до детей, желающих быть в церкви ради Господа. Они здесь ради друг друга. Беда еще и в том, что, даже слушая эти слова, ни одна из них не скажет: «Господи, прости», ни одна не перекрестилась, но наполнились некоторым раздражением, досадою, а может быть еще и озлобились на мои слова, и потом, глядишь, еще и на меня самого, и сейчас такими пойдут отсюда, брызгая слюною и ругаясь на сегодняшний день. Зачем я попала в храм, зачем я попалась под это слово. Не заплачет покаянием: «Господи, прости меня», не заскорбит душою: «Господи, если я так сейчас, значит я так и за пределами храма, я все время так живу, мимо Тебя и против Тебя».

А ведь сегодня день Матери Божией, день, когда мы вошли в храм вместе с Нею. Зачем? Она вошла затем, чтобы здесь остаться, а мы зачем вошли? Затем, чтобы при каждом моменте, когда уже возможно будет убежать из храма, выскочить и убежать? Или же, пока мы сейчас маленькие, нам 10 лет, нам 11–12 лет, мы еще хотим ходить с родителями и за родителями. Поэтому вместе с ними мы будем в храме. А вот нам исполнится 13–14 лет, мы уже не так сильно с родителями и за родителей, мы уже сами по себе. И мы тогда оставим храм. Матерь Божия была в храме до 15 лет. А что потом? Потом Она сказала, что хватит, Я уже старшая, Я подросток, Я уже девушка, Я уже могу выйти из храма и ходить сама по себе? Даже близко ничего подобного не было у Нее на сердце. Войдя в храм однажды, Она так здесь и осталась.

И в 15 лет совершилось удивительное чудо: явился с Небес архангел Гавриил и возвестил Ей, что сейчас, в эту минуту произойдет схождение Святаго Духа в Ее сердце, и действием Духа Божьего в утробе Ее зачнется Тот, который станет Спасителем всего мира. Бог Сын Отцу Небесному с Небес сойдет на землю в Ее утробу, и в Ней вочеловечится, станет Человеком, чтобы прожив 9 месяцев в утробе, родиться, и затем еще прожив 30 лет открыться людям как Бог и позвать за Собой, и пострадать за людей, за грехи наши, потому что мы не сможем свои грехи искупить своими собственными страданиями, это для нас невозможно. Слишком много мы грешим, и, слишком ужасными и невозможными будут страдания, если мы за все свои грехи будем сами страдать. Господь, любящий нас, за нас взял этот подвиг искупления, подвиг страдания. Пострадал на кресте, затем умер, воскрес, и теперь имеет возможность давать нам Себя в Теле и Крови, чтобы мы, приобщаясь Его человечества Божественного, сами становились тоже как Боги. Ради всего этого, оказывается, Матерь Божия сегодня была введена в храм, ради всего этого Она, оказывается, до 15 лет провела основное Свое время жизни с ангелами в алтаре. Ради этого, оказывается, ангелы Ее питали Небесною пищею.

Понятно, что это была пища постовая, там не было ни одного дня, ни одного часа скоромной пищи. Это была вся пища, подобная постовой пище. Поэтому, когда мы питаемся в пост постовой пищей, порой некоторые люди недоумевают, чем мы тогда отличаемся от вегетарианцев, или людей, больных, но голодом лечащихся. Они же тоже питаются разною такой вегетарианскою пищей. Или же люди болеющие, но имеющие диетическую пищу. Чем мы от них отличаемся? Если ты не подозреваешь о том, что ты питаешься пищей, подобной той, которую вкушала Матерь Божия в алтаре, то ты действительно вегетарианец. По составу пищи ты ешь то же, что вегетарианец, то же, что неверующие люди, болящие, и вынужденные диету соблюдать. Поэтому такую пищу кушать, даже еще и бессолевую. Ты ничем от них не отличаешься.

Но если ты с сегодняшнего дня, с введения во храм Пресвятой Богородицы вполне слышишь и знаешь, что Ее питали ангелы, и питали пищею, в которой не было ни капли скоромного. И тогда, уподобляясь этой небесной ангельской пищи, ты теперь в дни, когда ты воспоминаешь Христа, в дни, когда ты особо проявляешь свою любовь к Нему, ты тоже питаешься пищей, которая называется у нас постовая. Но, которая по характеру своему подобна той пище, которую давали ангелы Матери Божией. И ты через это уподобляешься тоже отчасти Ей, Пресвятой Богородице в эти дни, потому что Она ради Христа так жила в алтаре, ради Христа так, Господа Своего, так питалась. И ты в среду и пятницу постовых дней, или же в дни многодневных постов тоже питаешься подобно Ей. Почему подобно? Пища-то твоя такая же как и у вегетарианцев.

А потому что ты, подобно Ей, любишь Господа своего. И из этой любви к Господу своему ты такую пищу избираешь. Эта пища любящих Бога. Эта пища имеющих живое дыхание веры, живое, значит благодатное дыхание веры, и ради этого дыхания веры совершающееся вкушение пищи постовой. Поэтому эта пища, когда ты так расположен, и из этого сердечного состояния своего, берешь такую пищу и вкушаешь ее, эта пища непременно сопровождена ангельским присутствием. Поэтому во время трапезы мы молимся, чтобы ангел присутствовал во время трапезы. Эта пища исполнена благодатным участием Бога, потому что ты любишь Бога, и Господь любит тебя. И эта любовь Божия приходит к тебе в благодатном освящении пищи, которую ты вкушаешь. И поэтому эта пища может быть очень простой, а ты ее воспринимаешь как удивительно вкусную, потому что она молитвенно приготовлена, она освящена перед тем, как ты ее будешь вкушать. Она освящается твоим отношением к ней, как к пище ангельской. И потому даже очень простая пища, совсем простая каша, просто хлеб, оказываются удивительно вкусными.

И знаешь ли, что ты в это время опять же и опять уподобляешься как раз Пресвятой Богородице. Что в эти дни, в среду и в пятницу ты не просто сам от себя любишь Бога, и поэтому ради среды, в которой Иуда предал Христа, ты постишься, не только ради того, чтобы в пятницу, когда Христа распяли, ты постишься. Да, ради этого, но из чего? Из любви к Богу, преданному в среду, и распятому в пятницу. А какой любви — своей? Нет, подобной той, какую имела Матерь Божия в алтаре в Свои удивительные 12 лет, от 3-х до 15, которые Она проводила с ангелами вместе во Святая Святых. Ты любишь Господа Ее любовью, и поэтому, если ты действительно православный человек, то ты будешь любить Господа любовью Матери Божией.

Поэтому ты не можешь быть в числе каких-нибудь сектантов, для которых нету Матери Божией. Мы знаем, что есть целый ряд сект, в которых Ее не чтут, но при этом чтут Бога, любят Христа. Как же можно любить Сына и иметь отношения с Ним, и от Него не знать о том, что Он любим Своею Матерью. Если ты действительно любишь Сына, Христа, Иисуса, если ты приобщаешься даже Его в святых тайнах, разве Он тебе не сообщит о том, что Он прежде всех нас с вами был любим и остается любим Своею Матерью, Пресвятою Богородицею. Разве это тебе не сообщится? И если ты не почитаешь Матерь Божию, если для тебя иконы Ее не суть святыни, тогда значит ты не имеешь живых отношений с Самим Господом. А иначе невозможно же было бы, чтобы ты не знал то, что Он любим Матерью Божией.

Сегодня даже среди христиан есть немало протестантского народа, который тоже Ее не чтут. Так, знают о том, что Она Матерь Бога, но почитания нет. Почему? Очевидно, что они не имеют благодатного извещения о Матери Божией. Того благодатного извещения, которое имеют люди православные. Не потому, что они себя считают православными, а те люди из православных, каковые на сердце своем имеют отношения со Святым Духом, и не сознанием своим знают только, что Матерь Божия любит Христа, и что я, по этому, я от себя тоже люблю Христа. Так протестанты любят Христа от себя, а не от Матери Божией. Но если ты извещен Духом Святым на сердце своем о Матери Божией, то ты извещен в Ее любовь ко Христу. И эта любовь поддерживается Духом Святым. И если ты тоже сам в Духе Святом живешь, то этим же Духом ты будешь един с Нею, с Матерью Божией. И тогда Ее любовь, Пресвятой Богородицы ко Христу будет и твоей любовью. Это знали все угодники Божии, знали в своем сердечном опыте.

Поэтому-то в православной церкви, посмотри, как много удивительных, благолепных храмов, ей, Пресвятой Богородице посвященных. Разве можно такие огромные храмы построить, не имея сил на их строительство? Разве можно такое благолепие в храмах устроить, не имея любви к Той, ради которой строятся эти храмы? Православному народу особенно свойственно была и есть до сего дня сугубая любовь Пресвятой Богородицы, но не по причине того, что ты сам, лично, от себя любишь Ее. А по причине того, что Ее любит Господь, Иисус Христос, и извещает тебе эту же любовь к Ней Сам Дух Святый. Отсюда и вместе с Нею ты любишь Христа, и поэтому, когда ты смотришь на икону Матери Божией, где изображена Она и Христос, ты слышишь, как в их отношениях между Матерью Божией и Ея Сыном, между Сыном, Иисусом Христом и Его Матерью Божией такие отношения, какие благоговейно происходят и на твоем сердце и к Ней, и ко Христу. К Ней, так же, как Христос Ее любил, к Нему, Христу так же, как любит Его Матерь Божия.

К сожалению, нету у нас сейчас в храме иконы Владимирской Божией Матери, нету иконы Донской Божией Матери. А, вот здесь вот есть икона Владимирской Божией Матери. Да, вот у Иверской, небольшая икона Владимирской Божией Матери, посмотрите, как там Христос на Ней любит Пресвятую Свою Маму. Но посмотрите, как Матерь Божия любит Своего Христа. Ты слышишь такие же чувства любви, такие же отношения Их друг к другу, и себя на сердце? Ты уподобляешься их любви, ты подобно же Им ищешь быть и жить? Если подобно Им, и не по своему только лишь человеческому чувству, но по той благодати, которую даст тебе Дух Святый, и по той благости, которую откроет в тебе Сам Господь в таинстве причастия. Отсюда ты будешь любить Матерь Божию, как Господь Ее любит, и Господь Сам тебе сообщит, какую любовь Он переживает со стороны Матери Божией, потому что тебе здесь на земле живущим, откуда знать, никогда не видевшего Матерь Божию тоже рядом с собою, и при этом относясь к Ней, пребывающей на Небе, откуда тебе знать, как Она Его любит.

Да и вообще тайну любви между двумя разве могут знать третьи? Только тот, кто любим, только Он и знает, а это Господь. Но значит, только Он и может сообщить тебе, какой любовью Матерь Божия любит Его. И потому, если тебе Господь Сам сообщает, значит ты православный христианин. Ты любишь Господа Своего тою любовью, которой Он переживает со стороны своей Пресвятой Богородицы. И эту Ее любовь Господь может тебе открыть. Вместе с действованием Святаго Духа на твоем сердце. Вот если ты живешь в своей вере, в своей церковной жизни ради такой любви, которая придет на твое сердце свыше, и ты этою Небесною любовью будешь любить и Христа и Матерь Божию, и уподобляться их отношениям, которые изображены на иконе, отображены в иконе, значит ты человек веры. Не просто религиозный, значит ты человек церковный, не просто себя называющий православным. Значит, ты живешь внутренним человеком, отлагаясь от своего внешнего, значит, ты чаешь собрания воскресших в будущую жизнь, и это чаяние тебя ведет по жизни церковной, по жизни земной. Твоя жизнь вся церковная через это чаяние.

Вот куда, вот о чем, вот во что призывает нас сегодня Пресвятая Богородица своим праздником, ибо Она каждому из искренних людей, искренне верующих, хочет подарить Свою, такую дивную Небесную любовь к Сыну Своему, Господу нашему, Иисусу Христу. Аминь.

Расшифровка: Байрамова Н.Л.