10-04-2012 - Где искать любовь к Матери Божией

Поздравляю вас, братья и сестры, с праздником Казанской иконы Божией Матери. В этом году Россия празднует 400-летие со дня избавления России от поляков. И поэтому сегодняшний праздник, он особый. 400 лет прошло с того времени, когда ради верных чад Христовых, Матерь Божия изгоняет из России вражьи войска, и до этого поляки с большой силою захватывали Россию и практически вся Европейская часть до самой Москвы была в их руках. Но поднялось ополчение, то есть народ поднялся. И молились и просили. Сами, по-человечески не смогли бы справиться с ними, да и не справлялись уже, но просили Небо, Господа, просили Матерь Божию, особенно Ее.

На Руси как-то с самого начала ее крещения, развивалась особая любовь к Пресвятой Богородице. Ну, по-другому, наверное, и не могло быть. Если искренние верующие, особенно после татаро-монгольской чистки, в которой все, кто не веровал во Христа, они были в итоге повырезаны монголами. А кто веровал во Христа, и особенно в Матерь Божию, они получили заступничество, и Господь, и пресвятая Богородица заступились за своих, и вот таковые, в итоге, и составили основную часть населения России. Остальные погибли. Ну, сами того видимо и желали. Поэтому и сейчас ведь видно, что тот, кто отпадает от церкви, тот и в разных событиях жизни тоже погибает. Всяко разно, одни физически погибают от того, что друг друга стреляют, режут, хулиганствуют друг на друга, Другие погибают от того, что заболевают, и болезнями всякими разными пораженные, долго не живут. А третьи погибают, потому что совсем страстями пленяются и в страстях оказываются совершенно отвергшими Бога и далекими от Него, то есть для Бога погибшими.

И только тот, который любит Бога и в Нем жизнь свою имеет, и от Него живет, тот и в страстях погибнуть не может, потому что он, наоборот, от них отходит, отступает, отсекается. Тот и в болезнях обретает благодатное участие Бога, и, облагодатстсвованный, даже если и по болезни умирает, но как светло, как чисто, как лучезарно он переходит из этой жизни в другую, воспринимая свою болезнь как ключик для той двери, пройдя через которую человек оказывается уже в царстве Небесном. И он хочет этого. И Господь, помогая ему, всего его в болезни освящает, так что он в итоге весь облагодатствованный, как свет. Хотя еще и здесь, еще и болеет, еще и не умер, однако уже весь там, весь уже с Богом, и оттуда возвращаясь, иной раз говорит с нами, и как-то удивительно чисто и ласково говорит, как ему не было свойственно, когда он не был там, а все время был здесь. А когда он оттуда говорит, совсем другой человек говорит. А уже тем более, таковые не могут подпасть под разные хулиганские нападения, ибо везде и всюду покровом для них будет сама Пресвятая Богородица, и никакие хулиганства и всякие разные убийства не могут совершиться с ними, потому что от этого всего ограждает их, буквально уже, физически ограждает Пресвятая Богородица.

Так вот, таковые люди постепенно, в большем числе и сохранялись и оставались на Земле Российской. Мы знаем вот по биологии, как некий естественный отбор, когда хищные животные, гоняются там за лосями, за зайцами, за разными травоядными животными. И, конечно же, в первую очередь настигают самых слабых, самых больных, самых немощных. А вот здоровые, крепкие животные, травоядные, они уходят от хищников, и не поддаются им и поэтому выживают. А потом после себя оставляют крепкое здоровое потомство. Можно ли эти законы перенести на жизнь нас с вами в России на земле? Ну, почти так и было, ибо за неверного, какой смысл заступаться. Он и так хулит Бога, а если еще заступишься, так тем более разъярится, разгорячится, уверенный в том, что ему все ни по чем, море по колено, он может теперь делать теперь все, что он хочет. Поэтому неверные, они и получали то, что заслуживали, а верные получали заступничества Неба. Небо заступалось за них.

Почему же на Руси люди именно к Матери Божией имели такую особую любовь и такое особое припадание и такое искреннее желание посвятить свою жизнь Ей, Пресвятой Богородице, то есть жить так, как Она хочет, исполнять такие поступки, в которых Она наставляет? А по-другому и быть не могло. И сейчас по-другому быть не может у того человека, который любит Христа. И если ты, любя Христа, причащаешься Господа, и Господь входит и вступает в тебя, и Он в тебе живет и Его уже движениями, Его жизнью ты жив, скажи пожалуйста, какое будет Его отношение к Матери Своей, той, которая Его на земле родила?

Мы все с вами были детьми, мы видим и наших детей, практически все дети в самом младенчестве своем, особенно когда совсем маленькие, они любят своих мам, своих пап. Настолько любят, что без них не могут. Они с ними, когда едины, тогда и живы. Живы, когда едины, а если не едины, что-то их разделило, или же расстояние, или же вдруг они что-то плохое сделали, огорчили, в итоге разъединили себя с мамой или с папой, как переживает младенец, как не хочет, чтобы это разъединение оставалось. Он готов все бросить, все переступить, лишь бы только снова вернуть это единение с мамой и папой. И когда это получается, и когда мама и папа простили Его, и даже более того, взяли на ручки, какой он счастливый, потому что он опять един с ними.

Господь, которого мы с вами приобщаемся, в причастии обретающийся в нас и мы, становящиеся причастниками Его, свою Пресвятую Богородицу, Матерь Свою любит так, как никто из нас не любил своих родителей. Ибо кто может любить больше, чем это показал, это имел Сам Господь. Когда Он тоже был младенцем, когда Он родился на земле, Он тоже любил Свою Маму и без Нее не мог и был с Нею едино. И вот эта Его любовь к Матери Божией, Его единение с Нею, Его потребность быть всегда с Нею едино, она сегодня отчасти видна на иконах. Ну вот здесь мы не видим, такую икону, где бы совсем умиление было бы Пресвятой Богородицы к своему Младенцу, и Младенец умилен был бы Матерью Своею. Это вот на Владимирской иконе Божией Матери, на Игоревской иконе Божией Матери, Господь именно в таком припадании к Пресвятой Богородице, прямо щека к щеке. Помните, это любовь Младенца Христа к Своей Богородице.

Но если Младенец Христос в нас, когда мы с вами причастились Его, какую мы с вами через Него будет иметь любовь к Пресвятой Богородице? Совершенно такую же. И это причина, и это объяснение, почему на Руси причастники Тела и Крови Христовой, имели сугубую любовь к Матери Божией. Так, как Ее знает Христос, никто из нас, людей знать не может, потому что Матерь Божия, особенно сейчас, когда пребывает на Небесах, Она пребывает в столь духовном свете, что мы с вами близко даже представить себе не можем, какая Она и кто Она. Ее, как Богородицу, то есть родившую Бога, действительно какая Она и кто Она, знает только Христос. И когда Господь с нами и в нас, тогда мы тоже через Него Ее знаем, как Богородицу, и поэтому особое припадание именно к Ней, особое почитание именно Ее, и особое упование, что в путях земных, жизненных своих земных мы будем иметь Ее непременное участие, Ее водительство.

Ведь чтобы свою жизнь человеческую на земле прожить по-Божьи, надо иметь Божье водительство, надо знать, что Бог хочет. Люди не могут этого знать. Даже когда мы читаем книги, все равно мы в книгах имеем только представление о том, что Бог хочет. А то реальное сердечное чувство, каким мы бы могли это пережить, что Бог хочет, тем более, волею своею прикоснуться реально к тому, что Бог хочет, мы не можем, потому что мы же творение Его, а Бог есть Творец. Мы с вами вещественны, а Бог совершенно духовен. И потом, вещество не может прикоснуться к духу, если только Сам Бог своею Духовной энергией и благодатью Своею не откроет Себя нам. И вот когда Господь входит в нас, Он как раз и открывает Нам Себя Своею благостью, Своею любовью к Нам, то есть Своею, исходящей от Него энергией любви. И только в ней, в этой энергии, в этой благости мы начинаем узнавать, что же Бог хочет от нас, как Богоугодные поступки, как Ему приятно. Как те поступки, которым Он, Бог радуется. Наставить на это, человек человека не может. Даже если один человек знает все Богословие, все равно не может наставить. Уму только расскажет, а сердцу, воле, тем более духу человеческому разве возможно это все преподать, если ты человек?

Но если это учение и это наставление как по Божьи пройти земную свою жизнь, совершает нам сама Матерь Божья, сама Пресвятая Богородица, то она это делает духовно, Она это делает по той благодати, и по той благости, какую Она имеет от Христа Своего, и от Святаго Духа. И вот Она точно нас руководит. Поэтому все монашеское царство, все монахи всех времен церковной истории, знают, что без Нее, без руководства и наставления Матери Божией, таинственное руководство, которое дается на сердце человеку, невозможно стать нормальным монахом, даже речи о настоящем, вообще речи нет. Просто нормальным монахом невозможно стать без наставления Матери Божией. Но весь опыт мирян, за все 2000 лет существования церкви на земле, говорит совершенно то же самое. Стать нормальным мирянином, христианином невозможно без наставления Матери Божией. И только там, и тот, кто умеет воспринимать эти Ее наставления пресвятой Богородицы, а это возможно, если ты Ее любишь как дитя Ее, как Ее чадо, как Ее ребенок, только в этом случае ты имеешь от Нее то руководство, в котором Она тебе сообщает, как надо по-Евангельски прожить Свою жизнь, как надобно по Божьи устроить себя и свои поступки и свое поведение, и вообще весь свой жизненный путь, чтобы ты, в итоге, пройдя путями Господними, достиг бы Царства Небесного. Водительствовать в этом Господь наш Иисус Христос благословил Матерь Свою. И Она теперь, Пресвятая Богородица это делает к нам и с нами.

Но вот беда и трагедия, большинство из нас не имеет сыновних, живых отношений с Пресвятой Богородицей, и даже, когда мы сейчас об этом разговариваем, когда мы об этом говорим, то посмотрите, что дети делают? Они сразу приходят в состояние скуки, и решают, что это не для них и не про них. И они взяли, собрались и все ушли, хотя поначалу остались послушать, остались и слушали. Но вот все скучнее и скучнее им слушать про любовь к Матери Божией, потому что, оказывается, это не их жизнь. И вот и последний из подростков, забрал свою курточку, и благословившись у Мамы, двинулся вон. Так вот вон и будет ходить теперь. Но то беда с детьми нашими. Они с самого детства своего уже как-то не приспособлены к Благодати и к Божественному пребыванию и присутствию, потому что они приспособлены к зрелищам. Они с самого детства уже все в периферию своей души переведены, там, где одна эмоция, эмоционально чувственная жизнь, и которая себя находит особенно ярко и сильно именно в зрелищах, мультиках и разных фильмах.

И такой периферийный ребенок, конечно же, как может любить Матерь Божию, которая вся есть в Своих наставлениях и приближениях к нам, собственно Дух. Не Сама будучи Духом, но исполненная Духа Божьего, исполненная благости Христа, Она Его, Господней любовью приходит к нам, если ты способен эту любовь воспринимать, если ты пребываешь в той глубине самого Себя, где по твоей природе есть те свойства тебя самого, какие сродны духовному общению. А если в тебе этого ничего нет, то тогда ты и не знаешь, что делать по отношению к Матери Божией, ты каким-то своим наитием не сознаваемым, не ярким и не жизнедеятельным, как-то чтишь все-таки Матерь Божию. Но если так присмотреться нам друг к другу и к себе самим, мы увидим, что это почитание дебелое. Это почитание, ну, может быть, отчасти уважительное, в нем даже самой сути почитания, и того уже нет. Мы уважаем Матерь Божию, потому что знаем про Нее многое. Мы уважаем Матерь Божию, потому что видим, как Она помогла там, там. Иногда даже и в нашей жизни Она чем-то поучаствовала. И это Ее участие, нас немножко оживило навстречу Ей, в некоторой благодарности, в некоторой жизненности по отношению к Ней. Но не более того.

Не простирается дальше маленькая капля нашего почитания, и тем более едва мерцающая, едва видимый свет нашей любви к Ней, не простирается дальше так, чтобы наша жизнь была бы вся в Ее руководстве. Чтобы наша жизнь была бы вся в Ее благодатном наставлении, чтобы наша жизнь до самой смерти стала бы тем дивным светом, который Она сообщает нам, и в котором нам открывается свет Самого Господа, Сына Ее. И в этом свете для нас бы смерть, которая предстоит впереди, она бы постепенно начала бы исчезать. Как бывает, когда ну, после ночи утром начинает восходить утренняя заря, и растворяется тьма светом зари, а потом восходящего солнца тьма растворяется совершенно. Ну вот, чтобы также произошло с нами, когда мы с вами Ее участие, Пресвятой Богородицы чувствовали бы, что в нашей жизни, впереди такая мрачная, страшная смерть, начала бы постепенно растворяться, по мере того, как в нас воссиевает свет любви Матери Божией. И этим светом совершенно рассеивается мрак смерти, так, что подступая уже к ней, к моменту, когда нам уже надобно будет переходить из этой жизни в жизнь иную, вечную, мы бы видели бы только один свет здесь, и один свет там. И никакой границы мрачной или темной вообще не было бы, то есть смерть для нас с вами совершенно бы растворилась. Никак здесь уже, живя в Царстве Божием внутрь себя и любя в Нем Христа своего, а Им и через Него любя Матерь Божию, уже простираться этим светом туда, где мы в вечной жизни тоже будем любить Христа и в Нем, и Им любить Матерь Божию. И будем вечно с Ними, как дивные чада, исполненные этого дивного света всегда, с Ними, всегда едины, и всегда особо, для земли неведомо, счастливы.

К этому сегодня завет и Казанская икона Божией Матери, ибо Ее Матерь Божия благословила как в особое заступление для всей России. Не только в те, 400 лет назад, события с поляками, но и во все последующие годы, в которых Россия проходила через разные, очень тяжкие испытания, и, в них припадая к Казанской иконе Божией Матери, искренне, всегда имели Ее отклик и ответ. Она еще и Вседержавная, Она не только лично каждому помогает, Матерь Божия именно через Казанскую икону, но и особенно России в целом. Как тогда, Она избавила нас от поляков, так и сейчас, в прошлом веке, 1941–45 годах Она именно была нашей заступницей в войне против немецких оккупантов. И победа совершилась Ее предстательством перед Господом, в конечном итоге Ее заступничеством и поддержкой. Заступничеством перед этими ордами немецкими, а поддержкой, которую Она дала нашим советским войскам, и они смогли, поднявшись в мужестве, одолеть врага.

Каковые же те, кому помогает Матерь Божия? Кто такие эти люди, эти Россияне, ради которых она дает свое участие в исторических событиях, как всего народа, так и в личных исторических событиях каждого из нас с вами. Каким это надо быть? И сегодняшний апостол Павел в своих двух посланиях говорит нам, а ведь и церковь так устраивает всегда богослужения, чтобы данному событию, который празднуется, непременно было бы какое-нибудь святоотеческое, вернее, свято-евангельское наставление, о котором бы мы получили бы реальный завет, как в это событие входить. И вот апостол Павел сегодня говорит о двух действиях, каковые надобно нам с вами иметь. Первое, это обрезание, а второе это послушание. Это те самые действия, с какими мы видимо вступаем в отношения с Матерью Божией. Потому что это действие, которыми мы вступаем прежде всего в отношения с Самим Господом, а уже причастие, имея его в себе, в нем и с ним имеем отношения уже к Ней, Пресвятой Богородице, к Матери Христа нашей. И без отношения со Христом невозможно иметь отношения с Матерью Божией. А без отношения с Матерью Божией у тебя, значит нет никаких отношений со Христом. Поэтому церковь раз и навсегда постановила, что если кто-либо перестает чтить Матерь Божию, тот не знает и Христа. А если кто-либо заявляет, что знает Христа, но при этом к Матери Божией холоден, равнодушен, или же мимо Нее как-то живет в своих живых, как ему кажется, отношениях только со Христом, тот говорит ложь, лукавит тот.

И поэтому вот в своем укладе церковной жизни, в своих церковных преданиях церковь всегда отстаивала жизнь с Господом наряду с жизнью с Матерью Божией. Жизнь с Матерью Божией наряду с Господом. По-другому просто не может быть. И поэтому все, которые не так, те отсекают сами себя от церкви и поэтому являются сектантами. Да, сейчас на земле есть немалое количество таких христианских исповеданий, которые Матерь Божию не признают, или признают Ее просто, чисто по-человечески, не имея никаких духовных, то есть от Христа отношений с Нею. Таковые называются сектантами. Мы же с вами не таковы, и потому не сектанты. Мы православные люди, которые, тогда значит, таким образом имеют непременно любовь к Пресвятой Богородице, исполненную любовью ко Христу. И как творение Христа, становимся чадами Матери Божией, и во Христе становимся чадами Отцу Небесному.

Как же таковыми сделаться? Имея обрезание и имей послушание, говорит сегодня апостол Павел. Мы, говорит, обрезаны во Христе, но вот в Ветхом Завете обрезание было признаком, это обрезывалась верхняя плоть у мальчиков, затем в таком обрезанном состоянии ходили все мужское население, а от них уже веру и верность черпали все остальные, женское население Израиля. С обрезыванием внешней плоти обрезывалось все худое в человеке, которое мешало ему сообщаться со Святым Духом. Ибо Ветхозаветное время это праведность во Святом Духе. А Новозаветное время это уже святость во Христе. Но чтобы и Христа открыть для себя, надобно иметь сначала отношения со Святым Духом, и поэтому Ветхий Завет приуготавливал народ Израиля, а в конечном итоге и все народы к общению со Христом. Потому как Христа открыть нам может только Дух Святый.

И поэтому все, кто до пришествия Христа на землю, в Ветхозаветном народе научились сообщаться со Святым Духом, они, когда Христос пришел на землю, через Святаго Духа узнали Христа. Все, кто не научился сообщаться со Святым Духом, они во Христе узнать Христа не могли, потому что открыть человеку Христа может только Святой Дух. Ну вот, мы знаем, что очень много вождей Израильского народа, которые были знатные люди, плюс даже там священствующее начальство было, которое правило в синедрионе, богатые люди Ветхого Завета, они из-за своей гордости, богатства своего, тщеславия, с Духом Святым давно уже перестали общаться, и управляли всем Израильским народом только благодаря обильному и богатому богословию. И в богословии вещая людям, как надо жить, выдавали себя как бы приверженцами Бога, не подозревая, что при этом никакого отношения со Святым Духом по причине своей гордости они не имели.

И когда Христос уже пришел на землю и стал ходить среди людей, то им, этим богословам, этим книжникам, которые все книги про устройство церковной жизни тогдашней, Ветхозаветной церковной жизни знали, и учили весь народ, им, этим людям некому было открыть во Христе Христа. Потому что Духа Святаго они не имели. Только Он открыл бы им. А вот в простых людях, которые имели очень простое отношение к заветам, заповедям Божиим, и по простоте их действительно жили, обрезываясь внутри себя от всего худого, из-за чего ты сообщаться со Святым Духом не можешь, значит, это простые люди, которые не ссорились, не дрались, не обижались, не укоряли друг друга, не иронизировали друг над другом, не смехотворствовали друг по поводу друга, все это противно Духу Святому и поэтому эти люди, имея с самого детства опыт общения со Святым Духом, боялись всякого движения, противного Духа Божия, и поэтому были в простоте своей праведны. То есть сообщающимися со Святым Духом, а сами, по человечески живя по совести и во всех добрых отправлениях своей человеческой природы. По воле были честные, по уму были правдивыми, а по сердцу были искренними. И ничего в сердце лукавого, корыстного не содержали. И такие сообщались со Святым Духом. И вот им-то Дух Святый и открыл во Христе Христа. А кто еще сомневался, но очень болел, Господь тех исцелял, чудеса проявлял, и через это еще более сокрушалось их сомнение. И они, тоже будучи приуготовленные, и имеющие желание общения со Святым Духом, через Него узнавали во Христе Христа. Так появилось очень много, несколько десятков тысяч народа Израиля, которые последовали за Христом.

И уже в Новозаветной церкви мы с вами имеем возможность уже сообщаться не только со Святым Духом, и Им открываться, узнавать Христа, но уже узнав Христа через Святаго Духа, вступать в отношения с Ним, с Господом, и получать уже Его участие в нас, входить уже в живые отношения с Самим Господом. И это совершается в итоге в таинстве причастия. Христос входит в нас Телом и Кровью, и преподает нам Свою благость в ту меру, в какую мы ее сами жаждем. А в какую меру мы жаждем? В меру, насколько мы любим Христа. Наша любовь и есть жажда Христа. Чем больше этой любви, тем больше жажды. Но чем больше жажды, тем больше возможностей Христу быть с нами.

Как это будет видно, что мы действительно со Христом? Это будет видно по двум признакам. Церковь знает два признака реальных отношений со Христом: первый признак, сам Господь его назвал — как вы будете любить кого? Друг друга. Вы будете любить как-то так, как люди не любят. Вы будете проходить сквозь грехи человеческие так, как люди по-человечески не могут пройти сквозь грехи, они споткнуться на них. А для любящего по Божьи грехи другого человека растворяются, так же как утром на заре ночная тьма растворяется от света. Вот если в тебе есть свет Божией любви, потому что ты причастник Христа, то этим светом растворяются всякий мрак в брате и сестре твоей, и ты грехи его не видишь. Ты светом своим устремляешься только лишь к тому, что в нем свет. А в нем может быть света вообще капля, и капля от капли, совсем чуть-чуть. Но это свет, а все остальное ты ничего видеть не будешь. Обращаясь к этому, совсем едва видимому свету, ты будешь радоваться, что и этот человек, который рядом с тобой, он Божий, потому что такое устроение, оно только от Бога, и ты это видишь. Вот первый признак того, что ты сообщаешься со Христом.

А какой второй признак? А второй признак тот, про который мы сегодня говорили. Это любовь к Пресвятой Богородице, в которой будет в тебе жить любовь Христа к Ней. По-человечески Матерь Божию любить непонятно за что, ведь мы Ее здесь не видим, ну, разве что иконы тут вот рядом, ну так, можно созерцать, и Христотическое чувство какое-то иметь к Ней. Можно, в конечном итоге, ну, начитавшись богословия и всяких разных событий и случаев, как Матерь Божия помогает людям, полагать, что иметь какую-то надежду от своего представления, воображения, что и нам, глядишь, и получится, дастся эта помощь, и мы, глядишь, сподобимся на каком-нибудь этапе своей жизни человеческой этой помощи Ее. Ну, вот все наши человеческие отношения с Ней. Если в них любовь к Ней? Мы же ждем помощи от Нее кому? Себе. Так себе помощи ждет какой человек? Кого любящий? Себя же и любящий. Значит, в этом нашем ожидании от нее помощи, по человечески, нет никакой любви к Ней. Ведь когда ты Ее любишь, ты вообще о себе забудешь, а тем более, если ты Ее любишь всею душою своею, то ты будешь для Нее жить. А что значит для Нее? Значит, ты будешь внимать, что Она хочет, не что Ты хочешь от Нее, а что Она хочет.

Кто-нибудь, по человечески так припадал к иконе? Вот икона Казанской Божией Матери, наверняка у всех есть дома. Кто-нибудь когда-нибудь припадал к ней и молился там: «Матерь Божия, что Ты хочешь, я сделаю для Тебя»? И мы со стыдом вдруг обнаруживаем, что мы почти и не знаем таких отношений с Нею, тем более, таких молитв к Ней. Все наши молитвы, они просительные о себе самом, и за себя. Особенно в тех местах и событиях жизни нашей, где прямо вот по зарез надо, чтобы Она помогла, больше некому. А ведь Господь сообщает нам со Своей стороны Свою любовь. Он не сидит у Нее на ручках, и не просит: «Матерь Божия, Ты Меня люби, сделай для Меня то, то, то, накорми Меня, напои Меня, от лютых собак и еще кого-нибудь спаси меня». Он же не так. И вот эта Его удивительная к Ней любовь, это полное посвящение Себя Ей, и тогда созерцание Ее Самой, а не Себя.

Не знаю, если ли у Матери Божией какие-нибудь нужды, наверное, есть. Ведь Матерь Божия, мы часто слышим в житиях разных, скорбит о народе Своем. Скорбит. Значит, Она скорбит о грешниках, когда Он грешит, скорбит о грешниках, когда они предаются своим немощам. Скорбит о грешниках, когда они ходят не путями Господними. Значит, если эту Ее скорбь услышать, мы услышим Ее. Не себя. Что станется с твоею скорбью, там за то, что у тебя сегодня денег нет, или квартира не продается, или ты приболел немножко. Что с этою скорбью за себя станет, когда ты вдруг услышишь скорбь Матери Божией о том, что рядом с тобою кто-то не спасается, кто-то погибает в грехах, кто-то вообще предался страстям, и в них гибнет, хотя он в роду своем имеет молитвенников за себя. Сейчас он призван, крещен, более того, введен в церковь, и даже время от времени причащается, бывает на службах, но вот гибнет. И Матерь Божия скорбит. Можешь ты это услышать? Что тогда с Ее этою скорбью будут все твои скорби, по поводу которых ты просишь, Матерь Божия, мне помоги.

Какое мне? Ты всего себя отдашь Ей, чтобы в Ее скорби поучаствовать, а Она скорбит как раз о твоем муже или о твоей жене, ну так поучаствуй тогда в своем муже и в своей жене. Она, оказывается, скорбит о твоих детях, они у тебя гибнут. Так поучаствуй в своих детях так, как Она скорбит о них. Не как ты, по человечески, да еще и страстно, ради себя самого хочешь мужа привлечь, жену свою к себе прилепить, или детей своих при себе оставить. Не так, не по человечески, тем более не страстно. А так, как Она скорбит, попробуй услышать. И услышав, попробуй поучаствовать, потому что если ты Ее любишь, то ты для Нее же сделаешь то, чего Она хочет, а она скорбит. И оказывается, если ты Ее в этот момент услышишь, что Она скорбит по твоему мужу, который гибнет, а ты в его этой погибели постоянно его раздражаешь какими-нибудь своими поступками и движениями, для Нее разве будешь ты дальше раздражать его, разве ты не сможешь, ради Матери Божией, любя Ее скорбящую за твоего мужа, или муж, видя как Матерь Божия скорбит за твою жену, разве ты не поступишься и не перестанешь их раздражать? Ну как минимум, не раздражать, ну как минимум, не досадовать. И как ты изменишь свое отношение к своим близким, все время оглядываться на Нее, Матерь Божию, Матерь Божия, я сейчас помог, помогла в твоей скорби за мужа и за жену? За моих детей, за моих родителей, за моих сотрудников помог или помогла в Твоей скорби? Вот если бы мы так умели.

Но, вглядываясь на самих себя, мы обнаруживаем, что как раз ничего этого не делаем, мы вообще не так живем. И, несмотря на то, что на наших глазах наша семья разваливается, мы еще и подбавляем огня в этот развал, и еще усиливаем, усугубляем это разваливание всех отношений, возбуждая самые страшные и страстные отклики на наши поступки, побуждая на какие-то греховные движения наших близких, и еще и гужуясь в этом, усиливая, как бы, разогревая эту их греховность. Ах, если бы мы в этот момент вдруг оглянулись на Матерь Божию, и увидели бы, что теперь Она скорбит уже не о наших близких, Она скорбит о нас самих, как разрушающих свою семью, как делающих нечто совершенно противной Ей, Пресвятой Богородице. И вот, если мы вот так вдруг увидим себя самих, в Ее, Матери Божией действованиях и заботах о нас и обо мне, мы вдруг переживем обрезание, о котором сегодня говорит апостол Павел. Обрежьтесь от всего страстного, обрежьтесь от всего немощно человеческого, встаньте в силу Христову, войдите в единение с Ним, и в Нем и через Него обретитесь в правде Божией.

Это делает обрезание, которое сейчас для нас с вами есть наше с вами покаяние. Обрезание покаяния, или покаяние как обрезание всего, что в тебе сейчас разрушает твои отношения всех вокруг тебя, с тобою, и их между собою. Каждый из нас с вами призван, оставаясь еще в возрасте семейном, созидать семью. Оставаясь в возрасте гражданском, созидать свое Отечество, оставаясь в возрасте церковном, созидать свою церковь, свою общину, малую общину, в которой ты сейчас как в малой церкви живешь. Призван созидать. А ты что делаешь? И если ты вдруг увидишь в очах Пресвятой Богородицы эту великую Ее скорбь по тебе самому, то ты обрежешься неожиданно от своих только что желаний на чем-то настоять, немедленных движений что-то выправить так, как на свой лад ты хочешь все сделать, ты вдруг обрежешься от всего этого. Остановишься, осечешься, и заплачешь Ей: «Пресвятая Богородица, не скорби, горечь Твою я утешить хочу своим покаянием, я не буду больше делать так, как сейчас только что хотел делать или делал уже, помоги мне только в обрезании моем в моем покаянии встать в правду Сына Твоего, Господа Моего Иисуса Христа. И уже В Нем и Им быть созидающим и семью, и отечество, и малую общину, как церковь малую.

И тогда ты войдешь во второе действие, которое называет апостол Павел, послушание любви. Обрезавшись от всего худого, с покаянием, ты, придя в отношения с Пресвятой Богородицей, и любя Ее любовью Сына Ея, которого Ты в себе после причастия носишь, ты будешь послушлив Ей. И то, как Она тебя наставит на сердце твоем, то примешь, как трезвенное чувство, каким Она тебя наставит. Как Она наставит в воле твоей, ту бодрость очищенной воли, на доброе служение и посвящение себя близким и ближним, так как Она тебя наставит, Матерь Божия, ты будешь бодр в служении родным, близким, сослуживцам, соотечественникам и братьям с сестрам в церкви. Ты будешь бодр в воле.

И так, как Она тебя наставит в твоем уме, ты будешь внимателен ко всему Божьему, что произносят и говорят вокруг тебя люди. Вообще, не замечая и не видя не Божьего в их словах, и мыслях, потому что в тебе будет свет Пресвятой Богородицы, а в этом свете вся тьма как утром, когда восходит солнце и тьма начинает тут же рассеиваться, в этом свете Ее любви все мрачные мысли и всякие разные шутки, прибаутки, иронии и всякое зло, которое произносят уста твоих родных, близких, знакомых, оно вдруг исчезнет для тебя. Они будут что-то такое, шевеля губами произносить, а ты этого не будешь слышать, потому что твой ум будет собран во внимание такое, какое подобает и следует иметь всякому по Божьи устроенному человеку. Это будет внимание ума только к светлому в другом. К светлым его мыслям, к светлым словам, к светлым его содержаниям. Все остальное ты ничего не услышишь. Все будут тебе говорить, так он же хулит, а ты не слышишь этого, так он же матится, а ты не слышишь этого. Он же тебя же обливает грязью, и ругается на тебя последними словами, а ты не слышишь этого. Все вокруг заделись, обиделись, чувствуют несправедливость его отношения к тебе, а ты не слышишь этого в его словах, потому что свет Матери Божией в тебе, который скорбит и о тебе, и о нем, обо всех. И ты с Нею, и ты ради Нее теперь готов душу свою положить, и для Нее и за близких своих.

Вот что такое послушание Матери Божией. Отсюда, без обрезания невозможно войти в такое послушание, но пережив обрезание, и не получив в итоге как плод, потребность послушания любви Пресвятой Богородицы, значит ты в чем-то не обрезался, или твое обрезание было лукаво, если ты просто видимость какую-то внешнюю навел, а сам на самом деле не обрезался.

Потому как, не может такого быть, чтобы ты обрезался, покаялся, и не обрел бы послушания любви Пресвятой Богородицы. Или ты вдруг весь исполнился любовью к Богородице, а продолжаешь необрезанные поступки свои совершать. Ни то, ни другое невозможно. Апостол Павел зовет нас идти к Пресвятой Богородице в Ее материнскую любовь и единение с нами через эти два взаимо-включающиеся друг с другом действования обрезания и послушания. Аминь.

Расшифровка: Байрамова Н.Л.