02-01-2013 - Что меняется в нашей жизни, если с нами Дух Святой

Поздравляю вас, братья и сестры, с днем памяти святого праведника, Иоанна Кронштадтского, и с совсем близким уже Рождеством Христовым, продолжением Рождественского поста. Поста, как особого периода в жизни всякого христианина, в котором мы трудимся ради стяжания Духа Святаго. И вот сегодняшний апостол в соборном послании Иакова, апостол Иаков говорит о Святом Духе следующее: «Всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходя от Отца Светов, у Него же несть применение или приложение». Сходя от Отца Светов. Дух Святый, Им же содержится вся вселенная, Им же содержатся все законы мира, которые сегодня изучает наука, Им же содержатся все константы, ибо не сами по себе константы физические, химические, математические, и прочее, держатся. Но Дух Святый благодатью Своею сохраняет и содержит их. Это тот самый Дух, коим всякая премудрость, Духом Святым всякое дарование, мы много об этом и постоянно каждый день вечернего богослужения, то есть богослужения по времени вечернего, а богослужение утреней, слышим на полиелее эти удивительные слова: «Духом Святым». И далее изо дня в день разное перечисляется, то есть что держится Им, и является дарами Святаго Духа, дарованиями Святаго Духа.

Чем же мы стяжаем Святаго Духа? В тайных молитвах священнических есть слова: «чистою совестию в общении Духа Святаго и во оставление грехов». То есть само и распознание-то греха как греха, тоже происходит именно по причине Духа Святаго, и без Него человек неверующий вообще грехов не распознает. Он может так как-то умом сообразить, вслед за знаниями православными, которые он, может быть, слышал или читал, но реально пережить худое в себе как грех, невозможно, если Духа Святаго у тебя нет, если ты не имеешь Его света. Поэтому оставление грехов, это по причине Духа Святаго. Но тогда и соответственно, всякое общение Святаго Духа и есть собственно жизнь. Ибо там, где грех, там смерть. Но значит, потеря Духа Святаго. Там, где человек согрешает, он, просто-напросто, отклоняется, уклоняется от Святаго Духа, и нечто совершает от себя. И вот это нечто, от себя совершаемое без Святаго Духа, по причине грехопадения Адама изначально, и дальше многократного грехопадения наших предков, и составляет, собственно грех. Поэтому там, где грех, там смерть. То есть, там нет Святаго Духа.

Там, где Святой Дух, там жизнь, потому что только Он и есть, собственно, жизнь. Более того, это и есть собственно жизнь и Адама в том числе. Когда он был в раю, он был жив по причине того, что он имел постоянное единение общения. Но единение с Богом. Это его общение с сыном Божиим и в нем с Отцом Небесным совершалось по причине пребывания Адама во Святом Духе. Дух Святый, содержа в себе общение Адама с Богом, с Сыном и с Отцом в Сыне, доставлял Адаму единение с Богом. И вот там, где собирается церковь, это собираются все, кто, так или иначе, собираются именно Духом Святым. Церковь, это есть собрание людей, кои собраны Святым Духом, и вне Духа Святаго пребывающие люди, они пребывают вне церкви. И границы церкви, это число тех людей, кои так или иначе, но во Святом Духе пребывая, значит, живут. То есть не мертвы, не во грехе, а живут во Святом Духе. Не в полноте Его, но хотя бы в каком-либо Его присутствии, в каком-либо участии Его. Даже в том, как мы слышим или читаем в молитвах ко святому причащению, даже если капли часть некая, этого присутствия Святаго Духа в тебе есть, то ты уже через то жив. Поэтому и мы видим, что там, где человек оказывается в дыхании Святаго Духа, изливающегося с Небес на весь мир и на все человечество, и среди множества людей, которые сейчас живут на земле, какая-то часть входит в общение со Святым Духом, то есть сообщается с Ним, и через них та часть природы, которая непосредственно зависит от самого человека, ну это ближайшие к человеку, например, животный мир, это домашние животные, это растительный мир, это домашние растения, они все чрез данного человека пребывают тоже во Святом Духе.

Из этого простой очень обычай, который сложился у людей на Руси, когда верующие, имеющие свое хозяйство, они слышат, что не только сами они ищут Духа Святаго и к Нему обращаясь, пребывают с Ним и в Нем, но и все хозяйство, кое-через них содержится ими, тоже в это время пребывает во Святом Духе и поэтому Дух Святый с Небес содержит не только их, но и их хозяйство в том числе. И поэтому, конечно же, если сам человек по распорядку церкви должен быть на службе, и молиться, то вся его жизненность, которая есть в его хозяйстве, по причине действующего Духа с Небес на весь дом данного человека, вся эта живность тоже пребывает в молитве. И худ тот человек, который вместо того, чтобы быть на службе, бежит и мчится скорее, скорее скотину накормить, потому что якобы она голодна. Но пребывающая во Святом Духе скотина не слышит своего голода. Более того, мы совершенно точно видим, что вообще животный мир имеет свой распорядок, когда вкушать, когда не вкушать. И если в распорядке вкушения нет, то животное и не есть.

Поэтому верующий человек, он, имея свое хозяйство, он совершенно спокойно на время службы оставляет его, зная, что Дух Святый с Небес, произливаясь на него, и на все его, что у него есть, в Себе содержит в том действии, каковое сейчас должно быть в церкви. Ну и, кроме того, Он же и содержит охрану его имущества, пока человек пребывает в церкви, от Духа Святаго и охранения всего его имущества, и от пожаров и от воров, и от всех остальных. Разве только ради каких-то сугубых наставлений Господних, когда человек согрешает, должно быть ему попущено там пожар, или воровство в его хозяйстве, пока он пребывает на службе. Но это ради наставления, назидания человеку по причине его согрешений. Если же он не грешит в это время, или же не грешит именно тем, что в жажде желания Духа Святаго всегда имеет покаяние о себе согрешающем, то тогда и в дни и в часы, когда он пребывает на службе, Дух Святый, содержащий все его, что у него есть, сохраняет. Ну, это вот так в теоретическом некоем слове вот, да, содержательно. А в практике люди просто простые христиане, они это точно знают. И ныне сейчас большинство людей, это вот не в деревне, а в городе, но тот, кто искренний христианин в городе, тоже это знает, и поэтому так легко и просто пребывает на службе в то время, как дом, казалось бы, у него пуст, то есть его там нет.

Сегодня мы празднуем память великого угодника Божия, Иоанна Кронштадтского, праведника, жизнь которого вся собственно и составляет свидетельство действующего и святящего Духа Святаго. Те удивительные примеры, как образцы Его пребывания в жизни, они поражают нас. Тем более поражают, что это наш современник и вообще сейчас в своем окружении мы не очень видим подобную жизнь и подобное свидетельство присутствия Святаго Духа в человеке. А вот он, совсем недавно живший, всею своею жизнью свидетельствует как раз явление Святаго Духа, начиная с самого главного действия, которое ему было свойственно, это богослужение. На службе он не просто предан Христу, он весь в сиянии Духа Святаго, ибо как можно знать Христа и быть преданным Ему, если не от Святаго Духа. Ведь Христа действительно знает только Дух Святый, и никто больше из твари не может знать Христа Бога, кроме как Бог же, Дух Святый.

И поэтому открыть человеку Христа как Христа Бога, тем более на литургии, когда священнодействует Богу Христу, открыть это может только Дух Святый.

И потому, как себя вел, как служил, молился в алтаре во время богослужения святой праведный Иоанн Кронштадтский, мы видим, что это как раз жизнь, совершаемая во Святом Духе. Откуда иначе может быть такой пламень, может быть такая ревность, откуда может быть такая уверенная просительность и требовательность ко Христу, которую являл праведный Иоанн Кронштадтский? Но можно было бы подумать, что ну, мало ли, человек тоже может по-человечески это все, такую ревность выявлять, и такие акценты такие резкие произносить, во время богослужения возгласы каким-то особым резким образом возносить Христу. Это можно и по-человечески делать. Но сколько ты по-человечески это ни делай, то плодов у тебя не будет. Сказал же Господь, «по плодам узнаете верных». Верных, значит, исполненных Духа Святаго. По плодам узнаете. Ну вот, конечно можно восклицать, возглашать по-человечески в алтаре перед престолом, но плодов при этом не будет.

Одни плоды, это собственно по дарованиям духоносца: исполнение различных прошений, когда Иоанн Кронштадтский просит перед престолом о ком либо, или о чем-либо, то по его духоносности этой просьбы, совершается и исполняется все то, о чем он просит. А другое, духоносность дает еще собственно плоды Духа Святаго, это непосредственно добродетели, вот. И поэтому плоды Духа Святаго, это радость и мир, и долготерпение, любовь, и мы это видим в самом Иоанне Кронштадтском. Вера. Значит, это не просто по-человечески совершаемое богослужение, это богослужение, совершаемое по участию и присутствию Святаго Духа. А по-другому и быть не может. Ведь в алтаре, алтарь, это место, где сугубо, особо действует и живет, и присутствует Дух Святой.

И конечно, на этом фоне порой иногда, так наблюдаешь в алтаре, когда вместо пребывания во Святом Духе, единения с Ним, алтарники наши невесть что творят, или же и священство тоже может быть за пределами общения со Святым Духом, вообще за пределами даже богослужения могут быть, только в нужный момент вдруг вознося необходимые возгласы, а все остальное время даже и не слыша службу. И такое есть, к сожалению, сегодня, и умножается это. Умножается с катастрофической скоростью. Память святого Иоанна Кронштадтского, в таком случае, призывает нас совсем к другому поведению в алтаре. Так как там, в алтаре сейчас пребывает не только священноначалие, но и алтарники, и гости иной раз пребывают, то есть практически в алтаре бывает много людей ныне, по нынешним временам. И вот все мы, пребывающие в алтаре, призваны подражать Иоанну Кронштадтскому. Как минимум, видеть через него, что в алтаре нельзя по-другому быть, кроме как стяжающим Духа Святаго, или относящимся к Нему каким-то образом.

Но вот Иоанн Кронштадтский выходит за пределы алтаря, обращается во всему народу, а народу тьма тьмущая, до 5, 6 тысяч забивались в храм города Кронштадта, и все жаждали причастия, а перед причастием все жаждали покаяния и исповеди. Не имея возможности каждого исповедать, но при этом вынуждены каждого причащать, что делает Иоанн Кронштадтский? Он испрашивает какое-то дерзновение, благословение Божие, да, причащать ему все-таки пришлось каждого, и описывают, что причастие длилось 6 часов, пока он все эти 5 тысяч народа причастит. При этом причащал он один, потому как в самом причастии, опять же исполненный Святаго Духа, он как-то сугубо вымаливал каждого подходящего к нему, и оставить его без своего личного вымаливания он не мог, и поэтому причащал сам. Там же, когда выходили другие священники причащать, народ уже знал об этом, опытно просто знал, что вымоленный причастник иным образом имеет потом плоды причастия, нежели не вымоленный, а от себя приходящий, к причастию. И поэтому даже когда другие священники выходили с множеством чаш, а народ все равно мимо них шел к Иоанну Кронштадтскому, и так или иначе все равно 6 часов продолжалось причастие.

Но если причастие невозможно было не причащать каждого отдельно, то на исповедь святой праведный испросил у Бога дерзновенную возможность исповедовать сразу всех. Сегодня тоже очень сильно распространяется общая исповедь по всем храмам. Но одного там нет, там нет этого дерзновенного испрашивания права на такую исповедь. И самое главное, ведь, практически мы все, священники не имеем благословения Божьего на общую исповедь. Такую, как, например, в одном храме я наблюдал, батюшка просто епитрахиль поднял вверх в воздух, и в воздухе держа епитрахиль, сказал: «прощаю, разрешаю», а весь народ просто склонил головы перед ним. Но ведь это мог делать праведный Иоанн Кронштадтский, мы сейчас не можем так делать, я так не могу не делать. Я и не испрашивал, боюсь, такое дерзновенное испрашивание обратить к Богу, но и не имею такого дарования ответного. Нет благословения так делать. Иоанн же Кронштадтский, удивительно, вот участник Духа Святаго, и в Духе Святом дерзновение имел спросить, и в Духе же Святом имел ответ, что можешь.

А как мы знаем, что он мог? А мы видим по тому, как люди после этого исповедовались у него, все вслух. Народ, вообще забыв о том, что каждый из этих 5, 6 тысяч людей, забыв о том, что рядом стоят люди, что его могут слышать, в голос кричал свои грехи. Кричал Богу: «Прости меня, я согрешил, я сделал то, я сделал это, ужасные грехи порою люди вскрикивали и громким голосом возносили Богу, как грех, как нечто страшное, что разделило их со Святым Духом, что отняло у них жизнь, потому что жизнь во Святом Духе, что причинило им смерть, потому что во грехе смерть. И теперь они, вдруг ожив, как блудный сын, придя в себя, они возгласили о своих грехах, вырываясь из тенет смерти всеми силами своего обретения. «Пришед в себя и обретеся», и пришли в себя и обретались, то есть это сила, с которой они вырывались из греха, и эта сила, с которой они вопили Богу: «Господи, я согрешил». Весь храм наполнялся ужасным криком, 5000 народу одновременно кричали, исповедовали в этом крике свои грехи. И Дух Святый подхватывал это покаяние, приносил ко Христу, и Господь, прощая, опять же в Духе Святом, обратно возвращал им прощение и очищение. Люди омывались Духом же Святым, благодатью Святаго Духа от грехов своих, и в умиленном, благоговейном плаче склоняясь на колени, принимали это прощение, и прощенные, продолжали в благодарной тишине, в мире, покое, в благоговейном настроении приступать к чаше. И это все делал Дух Святый, коего стяжал Иоанн Кронштадтский.

Этот образец, этот пример, конечно, поразительный. Да, можно, видя, что такое возможно, что это действительно так было, можно, конечно же, пытаться следовать его примеру, но тогда общую исповедь, не с нее надо начинать. Надобно начать с права дерзновения ко Святому Духу, значит, надо каждому, и священнику, и каждому мирянину, который идет в эту общую исповедь, надобно заручиться какими-то отношениями со Святым Духом. И только таковые, кто это имеет заручение, то в это общение со Святым Духом вступает, они только и в праве входить в эту общую исповедь, и по совершении ее, внешнему, видимому совершению, действительно иметь реальность прощения и благословения ко причащению. Но если мы такового не имеем, ни со стороны священства, ни со стороны самого народа, и сам священник не имеет во Святом Духе такого дерзновения, и не живет в сторону Духа Святого, то конечно же, может ли он тогда дерзать такую исповедь совершать? Не обманывает ли он в таком случае народ? А народ, который идет под такую исповедь, вообще не имея никаких отношений со Святым Духом, и по своей жизни, в основном живя, как мертвый человек, то есть постоянно грешащий и в грехе пребывающий, может ли он тогда дерзать в такую исповедь входить?

То же должно быть свое благоразумие и своя ответственность, а самое главное, вера к Богу, которая, кстати, тоже есть явление Духа Святаго. Ведь вера, в отличие от религиозности, это явление Духа Божьего, там где благодать пробуждает в тебе отношение ко Христу, там вера. А там, где просто, потому что ты видишь, что окружающие все православные, и ты каким-то чувством религиозным начинаешь подхватывать это всеобщее православие, там религиозность. Но это тот остаток от отношений Адама с Богом, который остался в человеке, и который присущ не только православным религиозным. Но он присущ мусульманам религиозным, и буддистам религиозным, и язычникам религиозным, и вообще всякому религиозному человеку любой нации, любого народа, и любого другого вероисповедания, в том числе и вероисповедания православного. Но будучи в православии, можно быть религиозным, а можно быть верующим. Верующий, значит, пробудившийся навстречу Христу благодатью Святаго Духа, потому что Христа действительно открыть и указать нам, может только Дух Святый.

Иоанн Кронштадтский каким-то сугубым промыслом Божиим, данным нам именно в последнее наше время, во всех своих важнейших жизненных отправлениях, обнаруживает еще и еще раз разные области жизни, в которых надо быть от Духа Святаго. Вот сегодня очень распространенная область жизни, в которой много людей задействовано, это область здоровья и болезней. Все хотят быть здоровыми и все просят, чтобы, когда заболевают, выздороветь, и ищут, какую бы силу, которая могла бы помочь им это сделать. Иоанн Кронштадтский обладал удивительным даром исцеления в болезнях, и даже воскрешения из мертвых. Есть несколько случаев, когда умерший человек неожиданно воскрешал, по молитве Иоанна Кронштадтского. Но ведь и сегодня очень много людей, действительно исцеляются от действия экстрасенсов, или различных иноверцев, которые от каких-то разных духов космоса, имеют дары исцеления и действительно исцеляют.

Как различить, где это исцеление от иных духов, то есть от бесов, от демонических сил, а где это исцеление от Святаго Духа, при том, что сегодня очень много лекарей, реально-то обнаруживают себя как бы православными. Войдешь к ним в дом, там, где они совершают свои исцеления, комната вся завешена иконами, сами они тебя отправляют в храм, сначала иди, крестись, потом сначала причастись, потом сначала свечки поставь, по-разному, разная практика у них. То есть тем самым они выказывают явно какую-то жизнь как бы православную. Мало того, они и сами порою ходят и в храм, и причащаются. Где же тут тогда критерий, которым можно было бы определить, где Дух Святый, а где демонические силы? Иоанн Кронштадтский фактом своих исцеляющих действий, показывает нам и обнаруживает нам. Что же? В священном писании, в апостольских посланиях есть конкретное четкое определение духов разных. Есть Дух Святый, а есть духи демонические. «Всякий дух, который исповедует Христа, пришедшего во Плоти, есть от Бога», — говорит апостол. А всякий дух, который не исповедует Христа, пришедшего во Плоти, тот не от Бога, значит, демонический.

Как же это уразуметь? Что значит «пришедший во Христа во Плоти», но ведь практически все вот эти экстрасенсы, которые выказывают себя православными, они читают Евангелие, в котором описано, как Христос пришел во Плоти на землю, они рассказывают друг другу и этим больным своим о том, что ты верь во Христа, пришедшего как человек на землю. Об этом ли речь у апостола, пришедшего во Плоти? И об этом тоже. Но, главный смысл-то здесь другой. Пришедший во Плоти Христос в естестве человеческом, затем каждый день вот уже две тысячи лет почти, почти 2000 лет, совершается вновь во Плоти Своей во время литургии на престоле Господнем. Вот о какой Плоти говорил апостол. Совершающийся во Плоти Христос, каждый день во время литургии, которого мы затем Плоти и Крови причащаемся. Значит, всякий, кто исповедует Христа, пришедшего во Плоти, во времена после уже вознесения Господня, где уже Господа нету на земле, и мы не можем сказать, есть Он вообще во Плоти, или нету, но мы точно можем сказать, что Он во Плоти есть в таинстве причастия. Значит, всякий, кто причащается, он и есть тот, кто исповедует пришедшего во Плоти.

И тогда он от Духа Святаго, а не от демонических духов? Ну, как бы так. Однако есть одно очень важное слово, которое стоит у апостола: «исповедующий Христа, пришедшего во Плоти». Что значит «исповедующий»? А значит, совершающийся иным человеком, новым человеком, после того, как он восприял Христа во Плоти. То есть когда он причастился, он идет по жизни, и ты видишь, что он несет в себе Плоть и Кровь Христову, что он несет в себе самого Христа. По его поступкам, по его словам, по его отношениям, по его чувствованиям, по его действиям ты видишь, что он христианин, то есть он носит в себе имя Христа. То есть он не внешне носит имя Христа, называя себя чисто сознательно по уму христианином, а он реально носит в себе Христа и поэтому называется Его именем, и поэтому имя Христово прославляется в нем. Значит, не просто тот, который причастился, является духоносцем, Святаго Духа носителем, и во Святом Духе исполнившимся Христа, и теперь уже являющим себе Его, Христову благость в своих поступках, поведении после причастия. Не тот, кто до причастия во всем этом как бы готовился, но тот, который после причастия таковым является.

И мы увидим, что оказывается, большинство современных-то людей, ну из нас, православных, которые и сейчас в храме стоит много народу, которые к причастию, ну очень ревностно готовятся. А потом, когда причастие совершилось, он считает, что цель достигнута, радуется, что причастился, и начинает жить, и жить в своей натуре, в своих грехах и в своем характере. Ничто в нем не изменилось, ни йоты нового человека не появилось, единственно только лишь ходит радостный человек и говорит: «я сегодня причастник, поздравьте меня». И все вокруг причастников тоже поздравляют, и вся эта такая вот семья причастников веселятся друг с другом о причастии. Ну, долго веселиться нельзя, поэтому повеселились, а дальше что? А дальше начинают жить друг с другом, но уже не о причастии, а от своего характера, от своей натуры, и от своих грехов. В Духе ли Святом такое возможно? Очевидно, нет. Значит, исполненный Духа Святаго, он будет исповедником Христа после причастия. И вот слово «исповедует во Плоти пришедшего Христа», относится к поступкам и жизни человека по причастии.

А тогда что же такое мы с вами, большинство из нас, которые к причастию так ревностно готовятся? А это просто религиозные люди, которые не исполнены Духа Святаго, и поэтому не имеющие веры, но религиозные, пробудившиеся в религиозности своей, религиозности православной, и поэтому ищущие именно православного порядка жизни, и совершающие эту жизнь по своему нравственному заделу. А частью этого нравственного задела, помимо разного добра и совести, частью его является еще и религиозность человеческая. Она явление человеческое, а не Божие. Божие явление, это благодать Святаго Духа, сообщение с Ним, а человеческое явление, это остаток от Адама, религиозность человеческая, которая содержится в человеческой нравственности, и поэтому мы с вами пробудившиеся, были безнравственными, то есть многие из нас были атеистами, неверующими и прочими, но потом пробудились в религиозности, хотя по началу пробудись позванные, призванные благодатью Духа Святаго, то есть пробудились в вере. Но когда благодать Святаго Духа сокрылась в сердце, мы не за верою пошли, то есть за благодатью Святаго Духа, а удовлетворились в остатке пробужденности своей, то есть в религиозности. И не распознав, где религиозность, где вера, оставшись в религиозности, полагаем, что мы верующие. Но тогда наше отношение к причастию и ход подготовки к нему, и особенно ход жизни после причастия показывают, где мы в вере идем, а где в религиозности.

Идущий в религиозности, он целью своею ставит причастие. Ну как еще по-другому. Это действительно так, по-человечески это цель религиозного человека. И он в эту цель очень ревностно может войти, он может вычитывать ну прямо так все каноны, он может поститься ужас как постящийся, он может даже говеть, то есть семь дней вообще кушать только лишь просфору и воду. Но причастившись, он дальше уже не о чем другом не полагает, кроме как радости от того, что он достиг цели. Цель у него вся здесь. Если человек исполнен веры, по благодати Святаго Духа, а значит, для него открыта та цель, какую преследует Дух Святый по отношению к нам, людям. Тогда он, конечно, будет в этих же целях, в каких пребывает Дух Святый.

Дух Святый пребывает в одной единственной цели, ее проповедовал Христос, и сказал: «держитесь прежде Царствия Небесного». Значит, пребывающий во Святом Духе, он точно будет держаться Царствия Небесного, потому что это ему сообщает ежеминутно Дух Святый. Он же пребывает в Нем. А если он забыл про Царствие Небесное, если ему памятовать о Царстве Небесном приходится, напрягая все свои умственные дарования, все свое сознание, время от времени возвращая себя волевым усилием к различным проповедям про Царство Небесное. Допустим, к тем же самым проповедям протоиерея Дмитрия Дудко, 10 удивительных бесед о Царстве Небесном. Он силою воли заставляет себя возвращаться туда, прочитывать их, в сознании держать свою память о Царстве Небесном, но в обиходе жизни все время об этом забывает. Значит, он о Царстве Небесном движется собственными силами, своею религиозностью, и от себя. Дух же Святый, если действует в человеке, благодать Святаго Духа животворит человека, изводя его из греха, из мертвости греха в жизнь, то она обращает его непременно в Царство Небесное. Поэтому Господь, придя на землю, Он только одно говорил, что Я пришел вам проповедовать Царство Небесное. Держитесь прежде Царства Небесного. Все остальное, сказал, приложится к Нему.

Но Царство Небесное как же в себе вообще содержать, если только сознание еще усилием может как-то это подвигать нас, если мы от себя это делаем. То оказывается, действительно, от себя постоянно содержаться в Царстве Небесном, или же в цели, как Царстве Небесном, невозможно. Опыт показывает, что мы в конечном итоге, даже когда ну вот услышав сегодняшнюю проповедь, мы сейчас, конечно же, возгоримся о Царстве Небесном, но хватит этого у одного на сегодняшний день, у другого на три дня, у третьего ну от силы на три недели. А дальше все равно пойдет то же самое, что и было, потому что не началась жизнь ко Святому Духу, и благодати Духа Божьего. Ибо только через Него и в ней, в благодати, мы можем иметь постоянное памятование о Царстве Небесном. Но тогда это Царствие Божие внутрь нас. Благодать которого ты содержишь в сердце своем, которой ты стяжаешь как благодать Святаго Духа, и как Духа Святаго, коим ты сообщаешься уже со Христом, и в Нем ты ревнуешь ко Христу, в Нем, во Святом Духе ты любишь Христа по Божьи, потому что так любить Бога, как Бог любит, человек не может. Христос Бог, и Дух Святый Бог. Между Ними есть любовь. И эту Божескую любовь иметь человеку невозможно, если только ты не имеешь в себе Святаго Духа.

И вот Отец Небесный так благоволил, чтобы человек был способен эту Божественную любовь в себе иметь. Но для этого надо было ему приобщиться как-то Самого Бога. И Отец Небесный посылает исходящего из Него Святаго Духа людям, чтобы Дух Святый пришел к человеку. И так при этом, при творении человека так устроил человека, что человек способен, будучи образом Божиим, и будучи подобным Богу, то есть способным искать этого общения с Богом, уподобляться Богу, а значит, искать общения с Ним, так его устроил, что в итоге человек способен воспринять Бога в лице Духа Святаго. Но восприняв Бога в лице Духа Святаго, он тогда воспринимает одновременно и любовь Святаго Духа ко Христу, и поэтому Божественная любовь ко Христу человеку может сообщиться только через Святаго Духа.

Если же мы вернемся теперь к этим случаям исцелений, то мы увидим, что, смотри, сказано в другом месте Евангелия, по плодам данных исцеляющих людей. А плоды их каковы? Оказывается, если он совершил исцеление какими-то духами, то ли демоническими, то ли Духом Святым, неясно. Факт только один, исцелился человек. Сейчас очень много исцеляется. Посмотри, как он дальше живет. Приобщается ли он причастия, ходит ли он на службы и пребывает ли он на службах, на евхаристии, является ли евхаристия для него жизнью? Пребыв на евхаристии, далее он причащается ли? Причащается ради последней цели, то есть религиозно, если он исцелен Духом Святым, тогда он на причастии тоже присутствует не религиозно, а от Духа Святаго. Но тогда как это будет видно на нем? А он будет исповедовать свое причастия Христа, пришедшего во Плоти. То есть после причастия, вот где начнется у него жизнь. Вся жизнь его, собственно говоря, начинается, или совершается тогда, начинается она много раньше, конечно, а совершается сама жизнь как христианина, именно после причастия. И поэтому весь акцент его сил, весь акцент его стремлений, все его дарования веры, они все обращены к тому, чтобы обретясь во Христе, остаться с Ним, то есть остаться христианином. Так что в итоге после причастия видно, что в нем славится имя Господне. Он, называющийся по имени Господнему христианином, являет в своих поступках в своей жизни удивительный порядок и характер этой жизни, являет причастие и Духа Святаго и Плоти Христа и Крови Его.

Ну и в итоге что получается? Если он несет в себе Царство Божие, то соответственно тогда, что он дальше делает? Вот вся его жизнь после причастия во что выливается? Оказывается, в ревность к Царству Небесному. Прежде всего, он делает то, что принадлежит ревности в Царстве Небесном. Но тогда, это постоянная борьба со своими падшим естеством, борьба со страстями, и восстание и жизнь в добродетелях. Не борьба ради борьбы, а жизнь в добродетелях, которую он приобрел в причастии, и отстаивая эту жизнь в причастии и совершая эту жизнь в добродетелях, он воюет со всеми нападениями, которые идут у него изнутри, сбивая его с этой добродетельной жизни, сбивая его из этих отношений со Святым Духом, а во Святом Духе с самим Господом и с Его благостью.

И тогда мы опять приходим к сегодняшнему апостолу, который как раз говорит об искушениях, да? Он начал сегодняшнее слово, апостол Иаков, об искушениях. Каково значение искушения. Он говорит: «не бойтесь этих искушений, но памятуйте, что искушения Богом попускаются, не Бог является творцом искушений. Но Бог те искушения, которые ты сам в себе порождаешь, ибо похоть человеческая рождает искушения, как внутренние в самом человеке, так и внешние, то есть от других людей. То есть похоть в них, в других людях, рождает в них какие-то разные наезды на тебя, притязания на тебя, и в результате он становится для тебя искушением. Но, движимый своею похотью, вот «кождо же искушается, — говорит апостол, — от своей похоти влеком и прельщаем». Значит, если кто-то таковой на тебя напал, то ты имеешь внешние искушения, ибо в нем, в другом, похоть, «заченши», т. е. зачавшись, похоть рождает грех, говорит апостол Иаков, то по отношению к тебе действующая похоть это нападение, это притязание, это привязанность, или еще какое-то действие со стороны, тебе неудобное. Оно, оказывается, может быть, либо поставить тебя в общение со Святым Духом, и человеком благодатным, и совершающим благоугодную волю Божию, а может соблазнить тебя самого, и ты сорвешься и в ответ ответишь тем же. Он злится на тебя, и ты злом, он обиделся на тебя, и ты в досаде на него. То есть ты сорвался, ты увлекся своею собственною похотью, тою похотью, которая естественно рождает грех. «Заченши, похоть рождает грех. Грех же содеян рождает смерть». Ну и в итоге два мертвых человека воюют между собою, одни на кухни, другие на работе, третьи в различных семейных отношениях, обращениях, третьи вообще в транспорте умудряются вцепиться друг в друга, мало ли где тебя поймает искушение.

Но дело не столько во внешнем искушении, им должно быть, сказано в другом месте, сколько дело в твоем внутреннем искушении, когда ты позволяешь своей похоти ответить на внешнее искушение подобным же искушением своим. То есть когда ты ему уже становишься искусителем. Он и готов уже замолчать, а ты не можешь его оставить. Тебе надо обязательно его доконать, и все-таки довести его до ручки. Так вот, чтобы не впадать в эти искушения, и апостол говорит, что Бог ли это искушает? Нет, говорит апостол. Бог не искушает, но попускает искушения. А святые отцы вообще говорят, что это попущение искушения есть одно из лекарств Господних, благодаря которому Господь укрепляет верных своих, ибо кто такой верный? Тот, который склоняется к Святому Духу, тот, который знает Его дыхание, знает Его жизненность, и знает отсутствие жизненности Духа Святаго как мертвенность, боится этой мертвенности и избегает ее. Это есть верный.

Но тогда всякое искушение, которое в нем подымается, пусть даже и на внешнее искушение, и на скорби, мало ли что извне идет. Но главное, что внутри подымается искушение твоей похоти, здесь под словом «похоть» апостол имеет в виду не просто блудную похоть, сейчас как-то мы сузили это слово «похоть», но под похотью имеется в виду все страсти. Любая из страстей есть похоть. Ну, страсти именно телесного порядка, 6 страстей, про которые мы сейчас знаем с вами, как ведущие 6 страстей плотяных, это все похоти. И праздность, и гнев, и сребролюбие и чревоугодие, это все похоти. Так вот, когда человек этими внутренними своими похотями откликается навстречу, или же откликается своим самолюбием гордости и тщеславия, то тогда он получается человек, и искушен. Искусился, вернее, искушенный человек. Он впал в свою похоть и в ответ отвечает своею же похотью.

Верный же будет трудиться над тем, чтобы не слышать этого. Зачем? А затем, чтобы держаться жизни Святаго Духа. И вот это держание Святаго Духа, держание благодати Его как жизни своей и есть, собственно говоря, характеристика верного. Но это держание требует огромного внутреннего труда. Это и различение своих внутренних состояний, и испытание себя, где я, и кто я, христианин ли я, или я давно уже религиозный, а поэтому впавший во все грехи, да еще и оправдывающий их, что ничто человеческое мне не чуждо, якобы. Вот кто я? И вот когда человек начинает этот труд, или он не просто начинает, он не может без этого труда, потому что он познал жизнь Духа Святаго. Таковой, трудящийся за жизнь во Святом Духе, и является человеком, который стоит на пути в Царство Небесное. Тогда он будет двигаться на этом пути.

Как это его движение будет? От обретения, освоения одной заповеди Божией, которые он совершает не просто по сознанию и по уму. Баптисты тоже прекрасно знают заповеди Божии, и делают их, но делает от себя по своему, человеческому сознанию. Православный же, тот, кто не религиозный, а в вере пребывает, то есть пребывает в благодати Духа Святаго, он эти заповеди совершает по благодати Духа Святаго. Не только потому, что он сознает их, не только по тому, что он знает и саму заповедь и толкование этой заповеди святых, но он наполняет эту заповедь присутствующим и участвующим в нем Духом Святым, благодатью Его. И только таковое совершение, или в Святом Писании говорится, исполнение заповедей, то есть заповедь наполняется благодатью, исполняется благостным присутствием. Исполнение заповеди это и есть, собственно говоря, этапы пути. Осваиваешь одну заповедь, прошел одно поприще, осваиваешь другую заповедь, прошел второе поприще своего пути в Царство Небесное. Осваиваешь третью заповедь, и освоил третье поприще в Царство Небесное.

Ну, а чтобы освоить путь, то есть хождение, надо иметь, чем ходить, да? Так вот, это чем ходить, это, оказывается, добродетели. И поэтому там, где заповеди, там непременно добродетель. Без добродетели можно ли заповеди исполнить? Нет. Но опять же речь идет о добродетелях в пути в Царство Небесное, тех, которые именно церковные добродетели. То есть святой Феофан Затворник просто говорит, что добродетели имеют три состава: видимое дело, которое ты совершаешь, затем сердечное расположение праведное, и затем присутствие благодати Святаго Духа, которые это праведное расположение и видимое дело, но исполняемое по-человечески, если ты имеешь только два состава: праведное расположение сердца, там кроткий, смиренный, терпеливый, это же тоже человеческие дарования, как естество человеческое, есть в человеке, даны как образ Божий человеку. Ты по-человечески это все имеешь и делаешь из этого добрые дела. Протестанты так живут, католики, так живут все люди других религий. Очень много даровитых в этом плане людей, которые от таких нравственных добродетелей совершают добрые дела. Тогда их добродетели имеют два состава: сердечно праведное расположение, и соответствующее доброе дело этому расположению.

Но добродетель церковная, она имеет третий состав непременно: это благодать Святаго Духа. Вот исполненный благодати Святаго Духа, тот только и совершает собственно добродетель. Но, только исполненный такой добродетели, может совершать заповедь Божию. Потому заповеди Божии тайна есть. И поэтому мы в псалтири, например, многократно просим, дабы Господь нас наставил в заповеди Твои, мы просим. «Настави нас», или «исполни стопы наша в заповедях Твоих», или «к заповедям Твоим», в другом месте, в другом псалме. А как это исполнить? Чем? Духом Святым. Мы обращаемся к Отцу Небесному, дабы Он, от Которого исходит Дух Святый, исполнил нас «к заповедям Твоим стопы наша». Вот что такое путь в Царство Небесное.

Значит, по этому признаку, по тому, как человек находится в таких трудах, а это и есть труды аскетики, труды поста, которые сейчас как Рождественский пост, у нас с вами совершаются. Потому как Великий, особо, сугубый труд к заповедям Божиим, исполненным Духа Святаго и обращенным к цели нашей жизни, к Царству Небесному, и исходящим из внутренней причины Царства Божьего внутрь нас, как постоянно присутствующего в единении благодати Духа Святаго, и благости Самого Христа в причастии. Вот, собственно говоря, кто есть христианин.

Если таковой христианин действительно есть, то тогда имя Христово славится в нем. И тогда он именем Христовым может совершать удивительные дела, каковые совершал Иоанн Кронштадтский. Именем Христовым, во имя Христа, Бога нашего, да совершится то, другое, третье. «Господи, во имя Твое, да совершится исцеление этого человека, Господи, во имя Твое, да прославится имя Твое», вот мы слышим постоянно эти слова. А как это, прославится имя Твое? Что, мы возьмем сейчас, имя Господне нарисуем на стене, расцветим его иллюминацией, и этот свет иллюминации и будет прославлением имени Христовом? Нет, не про тот свет идет речь. Идет речь про свет благодати, которым совершается всякий, кто носит на себе это имя. И тогда его поступки и действия, исполнены это благодати. Но тогда он прославляет Христа, потому что он называется христианин. Имя Христово его называет, поэтому и угодники Божии так и прямо на допросах отвечали. Их спрашивают: «Назови свое имя». А он говорит: «Христианин». Назови свое настоящее имя. — Мое настоящее имя христианин. И затем это имя являет в том терпении, которое он выносит в пытках, в той верности Богу, в которой он стоит до конца в этих ужасных мучениях, невозможных для человека, а он стоит. Потому что при исповедании имени Его, само исповедание это уже участие Святаго Духа.

Слово «исповедание», это признак, это говорит об одном только лишь. Что Дух Святый наполняет то, что исповедуется. Исповедуешь ты себя церковным человеком, значит, твоя церковная жизнь исполнена Духа Святаго. Исповедуешь ты имя Христово, значит твое произнесение имени Христова, наполняется Святым Духом. Исповедуешь ты воспитание детей своих церковным, исповедуешь, значит, твое воспитание наполнено Святым Духом. Вот о чем идет речь. Да, конечно, сложно, имея такой критерий многосоставный, в сегодняшнем мире прямо так сразу сходу различить, где нас вылечил экстрасенс, а где Дух Святый. Поэтому и не торопись. И прежде, чем влагаться в какие-либо целительные действия, сначала понаблюдай, кто тебя будет целить, какую он жизнь имеет, какой порядок этой жизни. А уж тогда, когда разобрался, и все то, о чем мы сейчас говорили увидел в нем, тогда совершенно уверенно иди и проси его, пиши ему письма, как это было.

Иоанну Кронштадтскому в день по его жизнеописанию, мы знаем, приходило до двухсот писем. Кстати, поразительно, не все, кто написали, получали исцеления, тем более там воскрешение из мертвых. Но многие получали. Так же как и мы с вами, многие из нас с вами идут к мощам. Мы точно знаем, что эти мощи были чудодейственны. Когда читаешь о том или ином святом, мощи кого сейчас хранятся там или сям в храмах, мы читаем о просто многостраничных повествованиях, о множествах случаях исцеления людей и чудес различных, которые пережили люди от мощей. И вот мы сейчас толпами, целыми автобусами приезжаем к мощам, и весь автобус, ни одного исцеления не получив, уезжает назад. Правда, все довольные, что все-таки приложились, ну хотя бы так. А исцелений нет. Или вот соборование. Таинство исцеляющее. Сейчас практически все соборуются, но мало кто исцеляется.

Но если мы просим исцеления от мощей святого угодника, да еще и сам святой на небе, а здесь только его высохшие части тела. И от них мы просим исцеления. Но вот мы каждую неделю можем причащаться самого Христа, Тела и Крови, да не высохшего, а живого. Уж, казалось бы, вот где надобно-то исцеления искать. Не ищут. Ищут у мощей, ищут и у различных икон, а у самого причастия не ищут. Но имеют целью причаститься непременно, и порадоваться. Вот все, я христианин тоже, после этого я могу называться христианином тоже, а исцелений как-то в голову не приходит, что надо исцеляться. Не только телом, но и душою. То есть вот какая-то такая телесная жизнь получается. Почему она такая….?

Даже Иоанн Кронштадтский, исполненный Духа Святаго, однако, его же толпы обступали, когда он выходил из храма, ему почти невозможно было пройти до своей кареты, почти невозможно было доехать до дому, постоянно огромное количество народа, но не все исцелялись и не все получали просимое от прикосновения с ним. А давайте вспомним Евангельские истории, когда Господь, не Иоанн Кронштадтский, а Господь ходил по земле. И Его множество обступало, прижимало, и вот эта огромная толпа, которая вся была к Нему прижата вплотную, и друг к другу прижали, то есть они непосредственно телесами сообщались от Христа, или вдруг через свои телеса сообщались прямо с телесами Христа. А исцелилась только одна кровоточивая. Как же так, самого Господа прижимались, а исцелилась одна кровоточивая, и то которая боялась так прижаться, только коснулась чуть-чуть.

Значит, дело не только в самом Иоанне Кронштадтском, и тем более не только в Самом Господе, а оказывается, еще дело и в нас. И значит, если какие-то чудеса происходят, то действительно, не со всем народом происходят. Так же как и сегодня 7 миллиардов народа на земле, но не все приобщены Святому Духу, то есть не все православные. Значит, от человека еще зависит. А, соответственно, тогда, если мы говорим о том, что от Отца Небесного с Небес на весь земной шар, на все человечество произливается постоянно, ежеминутно, ежесекундно Дух Святый, и благодать Святаго Духа содержит и саму землю, весь минеральный мир, все законы, все константы, и содержит весь животный и растительный мир. Дух Святый, произливающийся с Небес на землю, содержит. Значит, Он тогда в этом огромном…? составе людей, еще и содержит людей тоже? Да, содержит, как минимум, в константах, физических, биохимических и прочих законах, которыми держится наше тело, и наше духовное и душевное и телесное устроение, эти константы держит Дух Святый. Но, оставаясь в этих константах, оставаясь человеком, не распадающимся, не растлевающим, ты можешь быть разбойником, можешь быть греховником, можешь быть праведником, а можешь быть святым.

И вот тогда тут это содержит ли Дух Святый? Оказывается, этого уже не содержит. Чтобы это содержать, требуется, оказывается, свободная воля человека, то есть желание нас с вами, наше с вами желание сообщаться со Святым Духом, вот что, оказывается, требуется. Если этого нет, то тогда ты, да, в константах своего физического устроения, биохимического и прочего, будешь оставаться человеком, а по характеру жизни ты будешь иной веры, а то и вообще просто разбойником, бандитом, блудником, вором, мало ли еще кем, вором в законе. И вот таковой, прослышав, что, а при этом он заболел, прослышав, что там, сам можно исцелиться от мощей, от икон, то есть исцелиться от действий Святаго Духа, прибегает со всею искренностью, припадает, но никакого исцеления нет. Ладно, неверующий, сейчас много и неверующих же припадают сейчас к мощам православным, но, сами мы верующие, постоянно прибегаем к мощам, но как-то особо никакого исцеления не видим и не слышим. Так, некое такое улучшение состояния с улучшением настроения, а может быть от настроения и состояния улучшение, тут что-то такое происходит, какая-то малость некая, но вовсе не то, о чем мы читаем в житиях этих святых, тех чудесах, проявлениях, которые описаны в них. Равно как совсем не то, что описывается, что было по молитвам Иоанна Кронштадтского.

Так значит, оказывается, исцеляются-то и вообще получают какие-либо чудесные удовлетворения в своих просьбах, в разных житейских просьбах именно те люди, которые, обращаясь к помощи Святаго же Духа это идет обращение, к иконам, к мощам, к Самому Христу, когда мы обращаемся, тоже Дух, Господь не Сам помогает тебе, а Утешителя посылает тебе: «Он тебе поможет, наставит на всякую истину, Он тебе пути исправит». Значит, вот это все происходит по участию нас во Святом Духе. Значит, та часть народа, которая ищет участия Святаго Духа, она Его и получает.

Ну, а мы тогда только лишь можем констатировать факт, что народу, ищущего исцеления, множество, ищущего различных своих нужд житейских множество, а получающих, к сожалению, вот не так много. Так вот это вот немногое, кто получает, они-то как раз не потому получили, что они просили очень, а потому получили, что они помимо этого и больше этого, о чем они просят, хотят и живут по благодати Святаго Духа, то есть, они прямо исполняют завет Христа: «держитесь прежде Царствия Небесного. Все остальное тогда приложится к ним». То есть все ваши просьбы о здоровье, о событиях жизненных, о различных нуждах житейских, они потом приложатся. И то в ту меру, в какую не будут мешать вам, опять же общаться с Духом Божиим, не станут соблазном, который вас отвернет от Святаго Духа, не изменят ваш распорядок жизни, отвернув вас от сообщения со Святым Духом.

И в этом смысле, конечно, очевидно, что не все просящие, будут получать. Равно как не все, кто вымаливает для своих пасомых их просимое, не будут тоже это иметь. Ну вот, значит, тогда мы с вами еще и еще раз примером Иоанна Кронштадтского склоняемся к необходимости искать, прежде всего, Царства Небесного, а значит Духа Святаго, потому что только Он, и только через Него мы можем получить подлинное сообщение о Небесном Царстве. Предварительно перед этим получив Царство Божие внутрь себя, опять же благодатью Духа Святаго, и это начало церковной жизни. А все остальное к этому тогда приложится.

В согласии с этим призывом Господним и с благословением, и с примером Иоанна Кронштадтского, надобно и устраивать свою земную жизнь. Ну как минимум, меру своих телевизионных, и особенно интернетных присутствий и пребываний в доме сократите на соответствующую сокращению меру в части или в чтении псалтири. Может быть, какая-нибудь семья придет к таком варианту, когда в древние русские добрые времена, ну в основном, до появления нового обряда, то есть в старообрядческие времена все люди, в общем-то в благочестивых семьях долгие зимние вечера коротали не за телевизором, его просто не было, тем более не за интернетом, а за псалтирью, которую читал не каждый сам по себе в уголочке. Книга-то всего была одна, и то трудно было достать. А кто-то один читал, а остальные внимали. И это происходило не 15 минут, и не 5 минут, а столь же долгими вечерами, какими сегодня басурманно устроенный сегодня христианин сидит перед телевизором или в интернете.

Вот столько же времени, отсекая полностью интернет и телевизор, сиди сейчас в псалтири, да вместе со всем своим семейством. Ну, конечно, это уже выше естественный для нас с вами идеал, но во всяком случае это некий образ, куда надобно двигаться, или который указует, каков должен быть порядок жизни, который весь ориентирован и обращен ко Святому Духу. Аминь.

Расшифровка: Байрамова Н.Л.