07-01-2013 - С рождеством Христовым!

Христос рождается, «падший воскресити образ»! Это главное благословение, которое сегодня, и вчера и позавчера мы на службах слышали. Первый образ, в который должно нам вернуться и восстать, это образ Адама. Ибо сотворен был Адам Богом в том чистом, дивном, прекрасном естестве, которое утратилось после грехопадения, и которого мы с вами сейчас не знаем. Каждый из нас знает в себе добро, но это добро, какое бы оно ни было хорошее, оно все равно повреждено. От этого повреждения очиститься, и дает нам это рождающийся ныне Господь. В Своем человечестве принявший на Себя вину нашу, вознесший ее на крест, и в страданиях Своих искупивший нас в наших грехах, за нашу вину. И, по смерти Воскресший, и воскресение Свое теперь, в каждом таинстве причастия подающий нам это обновление нашего образа, нашего человечества. И поэтому вот первое, во что мы с вами обновляясь, восстаем в причастии, это именно в образ Адама.

Как ты его узнаешь? Каким образом ты его услышишь? Ну, может быть, отчасти это можно услышать по тому, не колеблемому ничем внутри, миру, который приходит к тебе после таинства причастия. Тот не колеблемый мир, которого держась, ты пойдешь затем в свою семью, в общение со своими домашними, в общение со своими сослуживцами на работе, в общение со всяким человеком в транспорте, и с соседями по жительству своему. И, никто извне, какого бы характера ни был, с какими бы притязаниями к тебе ни приставал, не поколеблет твоего мира и внутренней ясной тишины. Тишины от досад, тишины от возможности обижаться, тишины от всякого раздражения, от жадности, от зависти, от всякого греха. Эта тишина, которая устанавливается внутри человека, а потом оказывается не колеблемой, когда мы идем и совершаем после причастия свою вседневную жизнь, это и есть тишина Адама. Адам был таков.

Конечно мы во всей полноте того, что имел Адам, мы не можем сейчас пережить. И эта тишина тоже всего лишь некое начало образа Адама, начало нашего очищения, и восстановления. Но как важно хотя бы ее обрести. От этой тишины внутренней в доме исчезнут, вообще исчезнут любые ссоры. Ибо в этой тишине нет досад, нет претензий, и отсюда притязаний и различных неудовольств друг другом. Даже когда другой, ближний, по немощи, или же по греху, или по характеру зловредному, не то и не так делает, и совершает, то пребывающему в тишине, в самих начатках Адамовой тишины нечем по злому на это реагировать. Потому что в естестве Адама зла не было. Поэтому надобно вот так вот различать, где мы уже собственно говоря, действительно, совершаемся в то, ради чего Господь сошел на землю, воплотился, и нарождаясь сегодня, хочет даровать нам эту, нам данную когда-то Им же, Господом, данную нам тишину нашего в Адаме восстанавливающегося естества.

Но человеку, видите, после уже пришествия Христа на землю, должно совершить больше, чем просто вернуться в Адамово естество. Если мы с вами принимаем и приемлем в себя Самого Господа, и Христос начинает быть в нас, и по причастии мы уже идем не просто сами, как отдельные люди, как самостоятельные люди, но мы идем в мир, неся в себе Бога. То есть фактически, будучи Бога-людьми. И тот, кем Христос ходил по земле, будучи Богом, и воплотившимся в человека, Богочеловеком, таковым соделывает Он и нас с вами, потому что мы, как люди, несем в себе после причастия Его, Бога. И тогда, если мы с вами Богу даем место больше чем самим себе, Его движения становятся для нас первейшими, нежели движения нашего характера, то мы становимся тоже Бога-людьми, носителями Бога в себе, посвященными в Бога.

Либо, если мы вперед даем волю своему естеству, своему характеру, то тогда Господь, получается, вынужден идти как бы за нами следом внутри нас. Но этого практически не происходит. По смирению Своему Господь будет ждать, когда мы дадим Ему место вперед действовать, и нами руководить, нас наставлять, и во образ Своей любви и Своей благости совершать. Поэтому, если ты опережаешь, вот ты причастился, Господь с тобою, а ты, выходя отсюда, опережаешь Его своим характером, своею волею, своими стремлениями, духом своим. Ну значит, ты не чувствуешь, что в тебе Господь. Да, ты радуешься, ты говоришь: «поздравляю всех с причастием», тебя поздравляют с причастием, ты счастлив от того, что ты причастился, и даже в этой радости, в этом изъяснении своей радости ты опережаешь Христа в себе. В итоге, мы остаемся со своей человеческой эмоциональной радостью, со своим человеческим чувством исполненного долга, что мы причастились, и на том наше свидание с Господом, наше общение с Ним и прекращается. Потому что дальше уже идет вперед бегущий сам человек.

А Господь тогда, по смирению Своему, сокрывается от нас с вами. И человек идет в свою семью, идет к своим сослуживцам, он причастник, он христианин, несущий в себе Христа и поэтому называющийся Его именем. Называется, а действует и движет впереди не Христос, а характер самого человека. Но ведь он же причастился? Причастился, но не дал места Христу. Но ведь он же перед этим исповедался, каялся, прощался со своими грехами, но не собирается дальше прощаться со своими страстями, откуда грехи родились. И поэтому в своем характере, при своих страстях, после причастия, опережая Господа, мы устремляемся в свою жизнь исполнять недоделанные дела, недоведенные до конца ссоры, не до выясненные отношения, или же несовершенные разные мечтательные действия, какие мы планировали, хотели. И теперь открывается возможность все делать и совершать. Мы несемся в суете своей земной жизни, совершая свои земные дела.

Но ведь Господь не для этого сегодня рождается. «Падший воскресити образ». А воскрешает Он Своим собственным воскресением. То есть мы не только в Адамово естество восстанавливаемся, но сверх того, Богочеловеками становимся. Вот и после причастия будь очень внимателен, чтобы действительно так с тобою происходило. Прежде, чем что-либо сказать, установись в своих отношениях с Богом. А для этого, конечно же, перед Его величием смирись. Перед Его благостью сделайся тих и кроток. Перед Его Светом сделайся искренним восприемником этого Света. И когда это с тобою произойдет, внутри тебя, тогда только открывай рот и говори. А если этого не произошло минуту, пять минут, не говори. Но ведь другие тогда начнут думать, что с тобою что-то случилось? Хорошо, если чисто телесно. А то подумают, что и с мозгами что-то не так. Что тебе до других? Ты же искал Бога, который больше, чем все другие. Что тебе до мужа и до жены, если ты не нашелся во Христе по причастии, так и молчи, пока Господь не поможет тебе это сделать. И только когда найдешься, тогда только открывай рот и начинай говорить.

Ну вот опыт всех, кто так пробовал, и так делал, и так искренне причащался ради того, чтобы после причастия быть уже совершающим дела от Бога и впереди Бога, вперед Бога пропуская, таковые замолкали после причастия. Одни замолкали на 3 часа, и только потом начиналось движение уже навстречу людям. Другие замолкали на 6, на 9 часов, на сутки. Были случаи, когда замолкали на трое суток. И есть случаи в истории христианской церкви, когда замолкали на 40 дней, на 4 года, на 40 лет. И по прохождении этого времени, когда действительно удостоверялись внутренне, что они теперь, не опережая Христа, во Христе и со Христом могут говорить и действовать, тогда только начинали так быть. Это подвиг. Кто сможет так себя удержать, удила свои крепко взять в свои волевые и духа своего руки, чтобы не позволить своему неправедному человеку, падшему, опережая Христа, в прежний же характер отношений ринуться в эти отношения и ринуться в эти дела, какие у нас с вами стоят за спиной? Поэтому, наверное, и нету сегодня христиан по их после причастия действиям, после причастия поступкам, после причастия чувствованиям, после причастия словам.

До причастия христиан много, мы все с вами. Как их узнать? Очень просто, постились. Точно постились. Молились, каноны читали, исповедовались, причастились, все действия чисто христианские, православные. А потом? А потом постов нету, молиться нету, исповеди, покаяния нету. А что же тогда есть? А есть свой характер, свои дела, свои отношения, прежнее все. А где же здесь христиане? А их нет. Только вот, наступит время, у них там в голову придет, что надобно подготовиться к следующему причастию, тогда появится начаток христианина. Вот он нарастает, вот он все более поститься, вот он все более молится, вот он все более кается, вот он уже исповедуется. То есть нарастает христианин. Вот он причастился — вершина христианина.

И после причастия из храма выходит опять характер, привычка, навык прежних отношений, прежних дел. Ничего не изменилось. Как жил в земной жизни, ради земных целей, и при этом воевал за них, добивался успеха, а не добившись успеха, сильно удручался, унывал и прочее, так он продолжает дальше, после причастия тоже самое делать. И при этом он каждое утро будет еще читать молитву Символа Веры. «Верую в Бога Отца, Сына, потом Духа Святаго, а в конце скажет: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Скажет, закроет молитвослов, и забудет о том, что он об этом сказал.

А ведь надо не просто сказать: «Чаю будущего века». Надо действительно исполниться этого чаяния. Так вот это самое чаяние будущего века, оно, как раз, дается человеку в причастии. Иначе, откуда ты можешь знать о будущем веке, если Сам Бог, Царь Будущего века, не откроет тебе этот будущий век. Из книжек, конечно можно узнать. Вот сейчас из проповеди вы слушаете. Но подлинно, действительно узнать это можно только, если внутри тебя это будет. А что это значит: «это будет»? Внутри тебя будет Сам Господь, и Он тебе открывая Себя, откроет Свое Царство, как вечное, которому Он тебя зовет и тебя приобщает. И поэтому Он тебя позвал в причастии. И теперь Он тебе дает силы Свои двигаться от таинства причастия, от начатка жизни будущего века, как Царства Божьего, которое в тебе воцарилось и начало быть, как сила, дает тебе силу дальше идти в таинствах Церкви. Церковь это непрекращающееся жительство со Христом и во Христе. В любви к Нему, в желании быть с Ним, а после приобщения Святых Таин, пребывание с Ним едино. Всяк, кто так живет, является членом церкви, пребывает внутри нее, составляет ее, церкви тело. И вот, таковым идти по жизни, не теряясь и не выпадая из ограды церкви. Но тогда это возможно, если ты все время несешь в себе чаяние будущего века. Жизнь, потребность так жить, а само чаяние это сила, с которой ты движешься навстречу будущему веку.

Когда же он начнется? Когда ты умрешь. С твоею смертью точно произойдет совершенное, действительное восхождение твое в рай. А далее, после Страшного суда откроется для тебя и Царство Небесное. И Господь, благословением Своим введет тебя в Него. Но значит, чтобы именно так произошло после твоей смерти с тобою, тебе надо до смерти прийти достойным такой участи, такого восхождения. Потому что, ведь после смерти может быть наоборот, нисхождение в ад. И оставшиеся при тебе страсти, они тебя утянут туда, где страсти желают осуществиться. Значит, вся твоя жизнь после причастия, это устремление к Царству Небесному. То есть к тому моменту, когда ты умрешь, и в смерти и после смерти обретешь то, что сегодня имеешь как начаток чаяния воскресения, чаяния будущего века.

Имея этот начаток, ты им сегодня идешь и трудишься, потому что, оказывается, если целью твоей является Царство Небесное, за смертью твоею открывающееся тебе, то все твои жизненные будни становятся Господним путем. Ты стал на путь, причастие тебя поставило на путь. До причастия ты не был на пути, ты подступал к этому пути. Но каждый раз, когда ты причастился, Господь поставляет тебя на путь. С причастия собственно начинается твой путь Господень на земле. А ты вместо этого, устремился в свои земные дела, в свои земные недоделки, незавершенные выяснения отношений, в те же самые привычные перепалки характеров, и еще что-то, многое чего, что тебя завязывает, причем сердечно, друг на друга. Запрещая в эти сердечные узлы входить Богу.

Слышишь ли, что рождение Господне сегодня не для этих завязок человеческих, не для этой земной жизни. Земная жизнь должна сделаться для тебя сопутствующей твоему Господнему пути. А Господний путь твой в Царство Небесное. А тогда на земле это каждый день труды, это же надо шагать. Что такое шагать? Преодолевать свое падшее естество. И вот борьба с падшим естеством, преодоление привычек, характеров, которыми ты постоянно устраиваешь какие-нибудь раздоры и ссоры, не единение и не в любви жительство друг с другом, а наоборот, разделения, это все надобно в себе прекратить. Но у тебя есть теперь сила, которой ты можешь это делать. Это твое чаяние будущего века. Есть в тебе теперь образ, как это делать и во что это делать. Это Сам Господь, который с тобою.

Значит, причастие открывает тебе все возможности твоего путничества на этом пути в Царство Небесное. И тогда оно же, причастие, открывает тебе или образ твоего преодоления падшести, то есть и грехов и страстей, и перемены всего образа жизни, которым ты сегодня сейчас живешь. Если ты искренне отдашься причастию, тебе ничего не будет стоить закрыть телевизор, и отнести его на свалку. Интернетом пользоваться только в связи с тем, что от тебя требует эта работа. И, более никуда не влазить. Более того, всякие движения мимо работы, переживать как отвратительное внутренне движение, которое тут же ты, преодолевая, отвергаешь в себе, и остаешься на пути Господнем, а не сваливаешься с него опять в болото своей падшести и тлена. Ты не позволишь себе раздразиться, потому что раздражение это уже выпадение с этого пути. Ты не будешь обижаться, потому что обида, это опять проваливание в болото своей тины падшего естества. Ты будешь всеми внутренними силами, а это силою веры, силою чаяния будущего века, ты будешь держаться за светлый образ Христа, и вместе с Ним совершать ту любовь, какую Он тебе дает. И тогда вся твоя жизнь будет оправдана.

А по завершении твоей земной жизни, на Небесах будет торжество, когда тебя будут встречать ангелы, потом все святые, коим сегодня мы все тоже молились, это очень долгую, долгую ектению, где призывали имена множества святых. И, по этому призыванию они были тоже с нами, сейчас оттуда к нам, а потом, там встречая нас. Это торжество обещает нам сегодня Господь народившийся, и ради этого Его нарождения мы с вами сегодня собрались. Надеюсь, что ради этого. А вовсе не для того, чтобы немножко утешанные, ринуться опять в свои земные дела, ну, а тогда за ними соответственно в привычные отношения друг с другом. А за этими привычными, к сожалению, со всякими разными грехами, в коих мы, казалось бы, сегодня все исповедались, и вчера, и вроде бы не должны туда возвращаться.

Ну так и давайте не будем возвращаться. Теперь с нами Бог. — Есть и будет. — Ну, так, так и пойдем. Аминь.

Расшифровка: Байрамова Н.Л.