Доклад «Женская мудрость ведет ко спасению».

Надежда Павлова

Обоснование темы

Я не раз была свидетелем ситуаций, из трудных, порой даже унизительных ситуаций выходили достойно. Бывает братья (мужья, сыновья) ведут себя дерзко, нагло, с пренебрежением, а сестра — женщина как-то так повернет ситуацию, что вся собирающаяся буря вмиг рассеется, утихнет и выглянет солнышко. В чем тут секрет? Может в улыбке или во взгляде? Или действиях? А может в тех нужных в тот момент словах, расположении женского сердца? Видела только то, что братья при таких сестрах приходили в себя, переставали наглеть, встрезвлялись, становились в свой чин, искренне говорили о своих трудностях.

Я в подобных ситуациях часто не нахожу нужных слов, правильных расположений сердца; обида, раздражение, уязвленное самолюбие захватывает меня — теряется мир, лад в отношениях.

Я всегда поражалась тем словам, действиям, движениям сердца этих мудрых сестер и невольно пыталась внутренне ухватить, откуда эта мудрость, откуда эта способность не задеваться, не уязвляться, а наоборот, мимо всего худого, ближнего в добре поддержать, помочь отсечь зло. Откуда это?

Смотрю на себя: сейчас я дочь, конечно же в большей степени непутевая, дерзкая, бывает резкая, непослушная, занятая собой; с папой порой совсем не знаю, как быть, на его худое откликаюсь своей худостью, получается ссора, конфликт. Да и с мамой порой веду себя некрасиво и чтобы не сказать лишнего, закрываю рот и ухожу в другую комнату. Но ведь иногда и не сдерживаюсь! С этим же нельзя оставаться!

Настанет время и, если Богу будет угодно, выйду замуж. Хочу, чтобы брак этот был во спасение, и семья стала малой Церковью. А как этого достичь? Надо будет мне, как жене, созидать отношения с мужем, потом с детьми, любить их. Детей рожать не себе, а отцу и воспитать их верующими, чтобы Богу служили своей жизнью. Чтобы что-то дать, нужно прежде это в себе иметь и быть такой матерью, чтобы потом сказать: «Господи, вот я и вот дети, которых Ты мне дал».

Если я будущая жена и будущая мать, а в настоящем — чадо своих родителей, чадо духовника, то какой мне надо быть, чтобы не огорчаться и никого не огорчать? Во что идти, чтобы созидать отношения, и чтобы «ничто не выбило меня из седла» в какие бы ситуации я не попала?

Если я останусь с тем, что есть сейчас, то не оправдаю надежд, сама все разрушу и покалечу судьбу не только себе. Я не хочу, чтобы зло, мои худые навыки одержали победу и все то доброе, что вложили в меня мои родители, батюшка, братья и сестры во Христе оказалось напрасным. Сам Господь ради меня родился, пострадал, воскрес, взошел на небо, послал Духа Святого и постоянно печется обо мне. А что же я?

С этих вопросов и размышлений и началась работа над докладом с первоначальным названием «В чем женская мудрость».

Потом увиделась целесообразность изменить название на другое, а именно: «Женская мудрость ведет ко спасению».

Основная часть

«Начало мудрости — страх Господень, глупцы только презирают мудрость и наставление»

«Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих знаний, может приобрести мудрость. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их, и которого разговоров только о молодых волах? Сердце его занято тем, чтобы проводить борозды и забота его — о корме для телиц. Так и ковач, который сидит у наковальни и думает об изделии из железа: дым от огня изнуряет его тело, и с жаром от печи берется он; сердце его устремлено на окончание дела и попечение его — о том, чтобы сделать его в совершенстве. Так и горшечник, так и всякий плотник, зодчий. Все они надеются на руки свои и каждый умудряется в своем деле; без них ни город не построится, ни жители не населятся и не будут жить в нем…» (Сирах, 38 со ст. 24)

«Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет иметь мудрость всех дарований и упражняться в пророчествах: он будет замечать сказания мужей именитых и углубляется в тонкие обороты притчей; сердце свое он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться к Господу, сотворившему Его, и будет молиться перед Всевышним, откроет в молитве уста свои и будет молиться о грехах своих» (Сирах, 39)

Так в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова говорится о книжной мудрости и о сердце мудрого человека.

А что же тогда мудрость женская? Как она показана в Библии?

Как не сказать о царице Савеев, царице Савской. В чем же ее мудрость?

«Царица Савская, услышав о славе Соломона, пришла испытать Соломона загадками в Иерусалим, с весьма большим богатством и с верблюдами. И пришла к Соломону, и беседовала с ним обо всем, что было на сердце у нее. И объяснил ей Соломон все слова ее. И увидела царица Савская мудрость Соломона. И сказала царица: „Ты превосходишь молву, какую я слышала. Блаженны люди твои, и блаженны сии слуги твои, всегда предстоящии пред тобою и слышащие мудрость твою! Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Свой и царя у Господа Бога Твоего“» (2 Паралипоменон, 9).

Так какой же мудростью царица Савская прославилась? …Она искала мудрости — и в этом она уже была мудра.

В чем же мудрость Ревекки, жены Исаака? Ревекка имела в себе способность предчувствовать предназначение каждого из сыновей. Дмитрий Владимирович Щедровицкий, известный телолог, автор культурологических исследований и статей по библейской тематике, в своей книге «Введение в Ветхий Завет» пишет, что Ревекка, еще будучи беременной, знала, что один ребенок тянется к свету, другой — ко тьме. Предание гласит, что когда Ревекка проходила мимо мест, связанных с идолослужением, то приходил в движение Исав, будущий идолослужитель, как бы порываясь выйти наружу. Когда же Ревекка проходила мимо домов святых людей или жертвенников, посвященных Богу, то в трепет приходил Иаков. Ревекка впоследствии их наблюдала и видела их разное устроение — младший был скромный, тихий, а другой — буйный, поэтому она как мать и жена радела о Божием в роду, чтобы благословение, идущее от Авраама, шло через благочестивого и любящего Бога сына. И Ревекка взяла на себя ответственность, дерзновение и как мать, со властью переставила сыновей, несмотря на то, что Бог первому благословил родиться Исаву, а не Иакову. Она доверилась в этом Богу, что Бог оправдает ее, потому что она — мать. И Бог ей доверял.

А мудрость иудеянки Есфирь в чем была? В том, что она, будучи царицей, нашла возможность спасти свой народ иудейский, хотя царь, супруг ее, не знал, что Есфирь из Иудеи, согласился истребить ее народ. Боялась она идти к царю просить за народ свой, ибо обычай того времени был таков, что всякому, кто войдет к царю во внутренний двор без приглашения, грозила смерть, и даже его царица не была исключением. И только тот, к кому прострет царь золотой скипетр, оставался жив. Приведу слова Есфири со своим дядей Мардохеем. Он говорил ей: «Не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для иудеев из другого места. И кто знает, не для того ли времени ты и достигла достоинства царского?» И сказала Есфирь в ответ Мардохею: «Пойди, собери всех иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня… и я со служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну».

И Господь не посрамил ее надежды. И спас Господь через мудрую жену народ Свой от истребления, а тех, кто хотел уничижить иудеев, предали смерти.

Не менее чудесно повествование в книге Руфи о Ноемини. У Ноемини было 2 сына, обе они женились на чужбине на язычницах и прожив с ними приблизительно 10 лет, оба умерли. А невестки продолжали жить со свекровью. И говорила Ноеминь своим невесткам, собравшись уходить на родину: «Вы идите к своим родителям, к своим богам. Зачем вам идти со мною? Можно ли вам медлить и не выходить замуж»? Но обе невестки подняли вопль и плакали сильно… Не чудо ли это? Какой надо было быть матерью, свекровью, чтобы невестки, оставшиеся вдовами, не хотели ни замуж, ни к родителям своим. Сейчас в большинстве свекрови обижаются, если после смерти сына невестка, еще и верующая, идет опять замуж, а Ноеминь сама их отправляла искать мужей. Одна невестка — Орфа все-таки согласилась вернуться в дом матери своей. Но Руфь сказала: «Не принуждай меня оставить тебя; куда ты пойдешь, туда и я пойду, народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (Руфь 1, 16). В Библии не говорится, какой была Ноеминь, как она себя вела, как молилась, но по этим словам видно, что она была настолько любящей, что с ней не хотели расставаться. И во всем наставляла она Руфь и выдала ее замуж за своего родственника, и родили они сына Овида, который стал дедом царя Давида. В чем же Руфь была мудра?

В выборе жизненного пути, в верности: «И где ты умрешь, там и я умру и погребена буду» (Руфь 1, 17). Руфь была необыкновенной невесткой и в верности своей свекрови до конца осталась. Вот какова сила ее дочернего призвания и исключительных качеств — послушания, любви, верности, которые из язычницы сделали ее прародительницей Господа нашего Иисуса Христа.

Эти праведные жены в своих жизненных призваниях показали пример бескорыстной любви, самоотвержения, тем самым подтвердили слова из детской сказки: «Жив человек не заботой о себе, а любовью к другим». Есфирь, будучи призвана встать на защиту своего народа, встает и идет на это под угрозой смерти. Ноеминь так относилась к своим невесткам, что те не хотели уходить от нее. Она совсем не притязала на их жизнь. Видим также, что жены эти полагались на Бога, прибегали к посту, молитве. В том была их мудрость, что каждая из них в своем призвании, выполняла его необычным образом, простым и ясным; они опытно чувствовали, знали, как быть, что делать, владели ситуацией и совершали те нужные действия, которые решали в итоге судьбы Божии многих народов.

Нельзя не упомянуть и о мудрости благоверной княгини Февронии Муромской. Загадками она отвечала на вопросы слуги князя, говоря о той сути вещей, которую многие люди и не замечают.

Февронию в селе прозвали «блаженной», а она на самом деле была не простой и искала благословения Божия в жизни своей. Видно услышала она сердцем девичьим мужа своего в князе Петре и видела, что без нее он не станет тем, кем должен стать. Поэтому она и сказала: «Если не стану женой его, не смогу излечить князя». И брак — это не плата за лечение, а скорее, дальнейшее предписание врача — что человек должен изменить в жизни своей и в характере своем. Феврония была на самом деле мудрой и предвидела, что князь, пообещав жениться на ней, обманет, и не осудила его за обман и за гордость его. Князю Петру было очень трудно перешагнуть через себя и просить прощения у Февронии. Когда он все-таки приехал к ней и повинился, Феврония, нисколько не гневаясь на князя, не укорила его ни взглядами, ни словом (стр. 75).

Вот в чем и есть одна из сторон мудрости — она не позволяет злу быть, при этом остается ко злу непричастной. Феврония не бросилась догонять Петра, не грозила карами, что нарушил обещание, а смиренно ждала, пока Петр сам не поймет свой грех. Истинная женская мудрость состоит еще и в том, чтобы служить супругу зеркалом, отражающим и помогающим исправлять недостатки и никогда не посягать на его свободу.

Обратимся к истокам братьев и сестер. Я задавала вопрос: В чем женская мудрость, помогающая сохранить мир, лад в трудных ситуациях? Как это вы знаете из жизни?

Один брат, отец вот, что мне рассказал: «Мама поняла, что у меня характер „не сахар“ и о многих вещах, которые я не хотел понимать, она со мной не спорила. До определенного периода вступала со мной в конфликты, а потом поняла, что ни к чему хорошему это не приводит и начала со мной во многом соглашаться. Мягкостью своей добилась, что мы никогда не теряем контакта „родитель-ребенок“. Я мог всегда довериться родителям в сложных спорных вопросах. Если женщина видит, что кто-то и нет возможности достучаться и сказать прямо, чтобы человек понял, то лучше отложить. Женское начало — это мягкость, доброта; оно должно смягчать все острые углы».

Другой исток: «Вот матушка моя в отношениях с сыном все время училась, пробуждалась в этой женской мудрости. Пока сын был маленький, юный, можно было придавить его, но когда за 30 лет стало, то стал подыматься в своем характере так властно, что чтобы придавить эту силу характера — начиналась настоящая война. А где же она как женщина? Где она как мать? Оказывается, материнская женская мудрость не идет на войну, женщине нельзя воевать.

По определению мудрость есть знание, соединенное с любовью. Она в том — как надо делать, каким характером должно быть сделано. Но если все знание высыпать, вывалить на сына, ответ будет такой — еще одна война. Оказалось, что только сначала полюбив, и от любви подойдя, с любовью тогда только и знание можно применять, и то не знание вываливать на него и впихивать „иди делай так“, а знание самой использовать, чтобы направить его.

Он сам должен изменить свои поступки, тогда соответственно увидеть самого себя тоже сам должен, а увидев, признаться, что не так делает, и после этого по вернуться на то, чтобы делать правильно и захотеть так делать. Это все его действия. Вот чтобы он в такое пришел, нельзя нахлобучить на него знания и потребовать, чтобы он так делал. Это ничего не даст, желание так делать не появляется, а более того гнев вскипает и поднимается.

Когда он будет слышать, что ему придаются силы от любящей матери, тогда мать сможет знаниями освящать, как ему делать: „Можно так, а можно так, но ты сам выбирай, это же твои дела“. Она сама пользуется этими знаниями, а ему открывает возможность выбора, при этом продолжая любить, подбадривая, поддерживая».

Вот что мне рассказал другой человек: «Мудрость — это любовь со знанием, не просто знание, а именно с любовью. Что значит с любовью? Значит те шаги, решения, ходы, которые сделаны из желания любить, не просто помочь, а именно любить.

Мудрость советов не в том, что ты все расскажешь, что знаешь по этому поводу, а в том, что именно ты дашь.

Чтобы понять, что такое женская мудрость, нужно понять, что есть качества мужские, есть женские. Это та же сила, но в другом качестве. Например, есть красота в образе, а есть? в действии, т. е. разность проявления любви.

Бабушка говорит: „Слушайся дедушку“, а дедушка говорит: „Делай так, делай так“. По результату — разное, а по сути — одно.

Женское естество создает пространство для жизни, а мужское — вносит туда жизнь. Домашний очаг сам не имеет в себе жизни, он создан для тех, кто будет в нем находиться.

Авдеенко говорит, что первична жизнь, а потом условия. Хотя весь мир сейчас думает наоборот. Бог создал растения до того, как создал солнце — условия для растения.

Мудрость сопровождается очень ярко слышимой любовью и какой-то внутренней мукой. Такое ощущение, что этот самый мудрый ход, он самый болезненный, будто страдания от этого испытывает женщина. Это подтверждает то, что любовь невозможна без жертв».

Делаю вывод из этих истоков: Мудрость женщины в ее естестве, в том, что она имеет те качества, которые Богом заложены в нее. Женская мудрость задает условия жизни и обращена к естеству мужскому. Женщина должна сама использовать знание, не высыпать его, не выливать и не впихивать, а открывать возможность выбора при этом продолжать любить, поддерживать, подбадривать.

Интересную историю мне рассказала одна сестра о мудрости матери своей подруги. Подруга моей собеседницы Валя поссорилась с мужем и прибежала к матери с намерением остаться. Устала она от такого мужа. Мать ее приняла, накормила, напоила чаем, встала, принесла баночку грибочков. «Картошку-то возьмешь»? - спрашивает у дочери. Та ей: «Зачем?» «Ну есть у вас картошка? Я до автобуса донесу». «Мама, зачем домой?» - чуть не плача спрашивает дочь. «Нет, Валя, - строго ответила мать, в моем доме ты уже отночевала. Я тебе свадьбу делала? Делала. И не смей жаловаться. Давай домой». И с этого случая Валя никогда не жаловалась матери на своего мужа.

Вижу здесь настоящую любовь матери, которая помогала семью сохранить. Разве дочь она не любила? Любила, и поэтому так и поступила, помогая дочери жить по правде: «взялся за гуж, не говори, что не дюж».

Еще одну очень интересную и удивительную историю рассказала мне одна сестра о себе, когда ей было где-то 4 года: «Мама родила меня поздно, в 46 лет, а на вид была уже как бабушка. Пришли к нам в гости какие-то мамины подруги. Сидим мы на крылечке, а одна из них говорит мне: „У тебя вот мамка старая, ты иди вот к этой (указывает на молодую женщину), она молодая, красивая, будешь ей дочкой“. Я так начала переживать, мама молчала… А потом я так ответила, что все изумились ответу: „А мне такая и нужна!“»

Мудрость дочери из этого рассказа в том, что она точно знала, что ей такая именно мать нужна. Для нее это было естественно.

Еще один исток: «Женская мудрость — в терпении безграничном, терпеть характер, настроение других людей. Отпустить, если не получается доказать. Напором можно до конфликта довести.

Женщина должна быть женщиной всегда. С любовью, добротою, терпением если подходить к братьям, они слышат. Услышат и помогут. Женщина создана быть слабой, за мужчиной, хоть она по каким-то трудам старшая.

У одной моей подруги есть трепет перед мужем. „А вот папа. А папе оставить? А как мама скажет“. Он самый лучший для нее. Даже как своим личным временем распорядиться, опирается на его мнение, благословение. Дело жены — в послушании мужу, и через это Бог исправляет сердце, разум мужа».

Заключительная часть

В заключение хочу подытожить основную часть. Основываясь на истоках ближних можно сказать, мудрость женскую многие воспринимают как соответствие женщины своей природе и тем качествам, которые ей свойственны — быть мягкой, ласковой, приветливой, уступчивой, доброй, любить, прощать, терпеть.

Выводы же на основе примеров женской мудрости из Ветхого Завета и святых жен следующие: женская мудрость заключается в том, чтобы быть бескорыстной в своем призвании, слышать суть свою, назначение, распознавать суть вещей и явлений, быть непричастной ко злу, но и не позволять злу быть. Служить супругу зеркалом, отражающим и помогающим исправлять недостатки, но никогда не посягать на свободу мужа. Радеть о Божием в детях, в роду и искать благословения Божия.

Перед тем, как сделать выводы, я хочу себя спросить: Возможно ли простой и не секрет, что смертной девушке, стремиться к мудрости? Не дерзость ли это? Когда порой с такой собой встречаюсь, что ни о какой мудрости и думать не приходится; хотя бы людей меньше обижать и Бога не гневить.

Слышу внутри ответ, что возможно и нужно к мудрости стремиться, ведь Господь всех людей, и меня же, призывает к праведности, святости, а именно мудрость к этому и ведет.

Как Премудростию Своею Господь сотворил все, весь видимый и невидимый мир, так и мудростию своею люди призваны созидать все вокруг себя: созидать отношения добрые, ладные, созидать семью, созидать страну, Церковь. И если мудрость — это сама суть женщины, то женщина призвана Богом быть созидательницей. А значит и я к этому призвана Богом, именно строить, а не разрушать себя и ближних. Это первый вывод, который ставит меня теперь в ответственность перед Богом и заставляет задуматься, как же быть дальше.

Второй вывод: Через образы жен Ветхого Завета и истоки ближних я получила яркий, зовущий образ мудрой женщины, девушки, который дает какое-то новое направление моей жизни, новые ценности, трепетное отношение к тому, что узнала и пережила за время написания доклада.

Третий вывод: Мудрой без Бога быть невозможно. Слова из книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова о мудром человеке: «Сердце свое он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться к Господу, сотворившему его, и будет молиться пред Всевышним, откроет в молитве уста свои и будет молиться о грехах своих». Эти слова подтверждают мой маленький опыт духовной жизни, стремление к молитве, укрепляет ценность ее. Подтверждают и слова, которые я давно где-то прочитала и взяла в сердечную память, что «Покаяние есть начало духовной жизни», а «молитва есть крылья души». Без этого никуда.

Вывод четвертый: Если взять во внимание не только те примеры, которые я привела в докладе, но и примеры других святых и мудрых жен, то увидим, что они будущие бабушки, прабабушки и искали дать лучшее роду. Кому рожали детей, в какую вечность? Конечно же, они искали жизни с Богом и вечности с Богом и себе, и детям, и внукам своим.

Серьезность такого вопроса — в какую вечность я живу и что дам детям — не оставляет меня равнодушной, сбивает какую-то беспечность мою.

Вывод пятый: Путь искания мудрости — это еще и путь искания воли Божией, не искание своего, а того, что Бог дает, а значит путь самоотвержения и доверия Богу, упования на Него.

Промыслом Божьим открылось мне, что это не так просто быть мудрой, даже если очень стараться; свою долю вносит воспитание, характер, страсти. Даже порой начинаю отчаиваться, что это недосягаемо для меня, даже в какую-то малую степень. Поэтому чтобы не падать духом, надо определить те малые шаги, которые помогут мне.

Рекомендация:

  1. Чтобы учиться быть непричастной к злу и не позволять злу быть — должно трудиться над неосуждением. Упражнение — оправдывать, прощать.
  2. Научиться родителей любить по-Божьи, по заповеди Божией. Для этого обретаться и искать себя в свойствах дочерних, а именно:
    1. Любить родителей, какие есть.
    2. Почитать родителей.
    3. Входить в жизнь родительскими заветами.
    4. Правило: делай не то, что хочется, а то, о чем говорят родители. Спрашиваться.
    5. Посвящать себя, когда это нужно, жизнь, время, силы нуждам родителей.
    6. Правила: 1 молиться за родителей, 2 радовать добрыми делами, словами.
    7. В преемственности обращаться к лучшему в родителях, закрывать глаза на недостатки.
  3. Стараться обретаться в свойствах, перечисленных выше, не только к родным родителям, но и ко всем старшим. Учиться быть дочерью в нашей общине.
  4. Вникать в библейские женские образы, исследовать их.
  5. Вникать в сказочные образы и обращаться к народной мудрости Святой Руси.
  6. Искать кротости!

Вместо слов «Богу нашему слава» хочется привести следующие слова из книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова:

«Еще размыслив, расскажу, ибо я полон, как луна в полноте своей. Выслушайте меня, благочестивые дети растите, как роза, растущая на поле при потоке; издавайте благоухание, как ливан; цветите, как лилия, распространяйте благовония и пойте песнь; благословляйте Господа во всех делах; величайте Имя Его и прославляйте Его хвалою Его, пениями уст и гуслями и, прославляя говорите так: все дела Господа весьма благотворны и всякое повеление Его в свое время исполнится; и нельзя сказать: „Что это?“ „Для чего это?“ ибо все в свое время откроется. По слову его стала вода, как стог, и по изречению уст Его явились вместилища вод. В повелениях Его — все его благоволение, и никто не может умалить спасительности их».

Список литературы

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: российское библейское общество, 2001. — 1376 с.

2. Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево: Т. 1: Книга Бытия, Изд. 4-е, испр.; Т. 2: Книга Исход, Изд. 4-е, испр.; Т. 3: Книги Левит, Чисел и Второзакония. Изд. 4-е, испр. — М.: Оклик, 2008.— 1088с. Библиогр. 91 назв.

3. Юдин П. Н, Спасенная душа. Рассказы, сказки, притчи /Оформл. Сери. С. Губина; Рис. Г. Юдина — М.: Дрофа, 2000. — 208с. (Вера, Надежда, Любовь).