Промысел Божий в наставлении меня — отца

Д. Кулешов

Причина написания этой темы: видя педагогику церковную, устраиваемую из плотского мудрования, внутренне испытываю большую скорбь от ложности внешнего исполнения Евангелия (буквы), которое не есть жизнь. Непонятно мне, как спасать детей, самому не относясь правильно к своему спасению. Непонятно мне, как вести детей в Царство Небесное, а самому не испытывать этого состояния.

Какие мои действия должны быть в воспитании ребёнка? — задаю себе вопрос, и Святые Отцы отвечают: спасай себя, и другие вокруг тебя спасутся.

Трудная ситуация

Очень часто сталкиваюсь с такой, например ситуацией: дочка взяла со стола пряник и ест его не за столом. Начинаю объяснять, что не спросив разрешения, брать что-либо неправильно, во вторых, объясняю, что кусочничать тоже нехорошо и что для еды есть определённое время. Когда сталкиваюсь с этим несколько раз на дню, мое внутренние спокойствие переходит в неспокойное. Почему я взял эту ситуацию для написания доклада? Потому что эти мелкие действия разнообразны и ежедневны, примеров очень много: может залезть на стол и походить по нему… Естественно начинаешь объяснять, что стол не для этого, но только стоит отвернуться, как она все равно сделает по-своему и еще при этом громко смеясь. И таких примеров сотни. Сами по себе ситуации довольно обыденные в семейной жизни, но когда на эти мелочи не хватает терпения, то реально понимаешь, что твой внутренний мир, который до этого считался тихим и мирным, обнаруживается совсем противоположным. Придя к преподавателю, объяснил свои внутренние трудности в таких ситуациях, что нет ясности в педагогических действиях, что у самого есть чувство опасности в наставлении ребенка.

Чтение Святых Отцов и Евангелия сроднило меня с мыслью: спасай себя и многие вокруг тебя спасутся. С преподавателем определили, что мне не хватает четкого образа и ясности правдивого и богоугодного отношения между мной и ребенком в трудных обыденых ситуациях.

В беседе батюшка указал на полноту действий воспитания, из пяти причин:

  1. Сам Господь и Его участия в действиях воспитателя.
  2. На впечатление образа родительского воспитания, как традиции. Обычая семьи в которой сам развивался, своей местности, гражданства, Отечества, своего уклада жизни, своего характера.
  3. Руководство более опытного в воспитании и в духовной жизни, то есть старшего педагога и духовника.
  4. Отклик на ребенка и развития собственных естественных сил воспитателя нравственно и духовно.
  5. Промысел Божий обстоятельствами, врачующими воспитателя или поддерживающие или наказывающие со вне.

Я в своем докладе хочу рассмотреть первую причину из пяти.

Вначале я стал собирать истоки с вопросом: «Как вы поступаете в трудных ситуациях с детьми?» Истоки утвердили меня в том, что раздражение, недовольство, гнев и т. д. в воспитании ребенка недопустимы. Если я допустил раздражение в деле воспитания, то вижу, что я проиграл, все мои указания и объяснения ребенку делают только вред. Другой человек сказал, что иногда просто старается отвлечься от проступка ребенка и не зацикливаться на нем, так как просто нет уже сил принять ситуацию без ропота.

В одной семье сказали, что сами по себе трудности в деле воспитания уже не воспринимаются как трудности в деле воспитания, они являются ежедневной обыденностью, когда невозможно ответить однозначно, как надо поступать. Но всегда наступает момент, когда заходишь в комнату и стоя перед иконами начинаешь молиться о себе и о детях. Это и есть те минуты, которые угодны Богу, в которые творятся чудеса.

В стоках братьев и сестер ясно видно корень проблемы научиться терпеть, не гневаться, смиряться в повседневных мелочах воспитания ребенка.

Для себя сделал вывод, что надо полюбить терпеть, полюбить те трудные ситуации, которые посылает Господь в деле воспитания. По-евангельски полюбить крест свой не знаниями, а жизнью.

Обращаясь к Св. Отцам, осознал, что мне надо принимать со смирением волю Божью ко мне через ребенка, искренне смиряться не от ума, а по совести от самоукорения. Достойное по делам моим приемлю, помяни мя Господи во Царствии Твоем. Воспитывай ребенка несением его немощей, глубоким смирением своего сердца, благодарением Бога за этого ангела,-тишиною своего сердца. Господь таинственно воспитывает душу ребенка к вечной правде. Этот образ светлой, кроткой души глубоко запечатлевается ребенком. Когда восходишь на крест терпения с благодарением, то понимаешь боль страданий, которую ощущал Господь, твои чувства и помышления в эти святые минуты становятся сродными Христу. При переживании в свою меру страданий Христовых в тебе таинственно воскрешается Сам Господь. Евангелие говорит: «Кто последует за Мной, не неся креста своего, несть Мене достоин». Из этой заповеди ясно, что где нет креста, там и нет Христа.

Христос без креста не оживает. Путь христианина — в добровольном принятии скорбей, трудностей, пусть даже маленьких: семейных, ежедневных. Значит, не старайся убежать, я назову его, с креста родительского. Во внешних формах воспитания нет Самого Воспитателя — Господа. Св. Игнатий пишет: «Плотские чувства, истекающие из плотского родства, препятствуют усвоению чувств духовных и самой деятельности по закону духовному, требующему распятья для плотского мудрования. Духовного преуспеяния тебе надо искать в отсечении своей воли. Это дело умерщвляет страсти и изводит как из ада, из плотского мудрования.

Пример. Ребенок что-то делает, на что ты начинаешь гневаться, раздражаться. Остановись, не спеши изменить того, которого Бог принимает. Придет ли тебе такая благая мысль? Остановись; никак не устремись к исполнению ея с опрометчивостью, необдуманно. Ощутишь ли в сердце какое благое влечение? Остановись; не дерзай увлечься им. Справься с Евангелием. Рассмотри: согласны ли со всесвятым учением Господа благая мысль твоя и твое благое влечение сердца.

Вскоре усмотришь, что нет никого согласия между евангельским добром и добром падшего человеческого естества. Добро наше перемешено со злом. Всяк человек ложь. Хранись делать свое добро. Делая это добро, разовьешь в себе самомнение и гордость, достигнешь ближайшего сходства с демонами. Делая евангельское добро, как истинный и верный ученик Богочеловека сделаешься подобным Богочеловеку. „Иже хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет“. Господь повелевает полное отвержение падшего естества, ненависть к его побуждениям не только к злым, но и ко мнимо добрым. Великое бедствие последовать правде падшего естества, с этим сопряжено отвержение Евангелия, отвержение Искупителя. Не дерзай исполнить свою волю в наставлениях, в запрещениях, наказаниях не распявшись… Исполни волю Божью по отношению к себе, укори себя, а не ребенка, смирись не перед людьми, а в сердце перед Богом, воздай хвалу и благодарение Богу за то, что не оставляет Он тебя хоть и маленькими, но скорбями, переживи опытно в благодушном терпении состояние распятия своей воли.

Ты скажешь, что-то здесь не то. Да, для мира сего учение Христа юродство есть, так как мир по плоти живет. Духом да ходим, говорит Евангелие. Христиане верою видят Промысел Божий везде и во всем, а тем более в воспитании детей, — их капризы, проступки являются открытием наших язв, из которых раздражение, недовольство живят наше сердце».

Св. Игнатий пишет, что «всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, приводя их в движение. До скорби человек представляется сам себе спокойным и мирным; но когда придет скорбь, тогда восстают и открываются невиданные им страсти, особливо гнев, печаль, уныние, гордость. Скорби принимаемые и переносимые как должно, усиливают веру; она показывают человеку его немощь и доставляют смирение, низлагая самомнение. Особенно в деле воспитания опирайся, что наша брань не против плоти и крови, а против духов поднебесных.

Видя любой каприз ребенка, проступок — сокрушайся, смиряйся, признай, что ты не в силах изменить ни его, ни себя, только скажи это твердо. „Сила моя в немощи совершается“. Если искренне переживаешь свое безсилие без ропота, крест в ту минуту становится сильным. Сим побеждается всякое зло, а для тебя он становится благим и легким.

Когда христианин предает себя воле Божьей, возложит с самоотвержением своим попечения на Бога, будет благодарить и славословить Его за крест родительский, тогда необыкновенная духовная сила веры, неизреченное духовное утешение неожиданно является в сердце. Иисус впечатляет ученика Духом — земные скорби соделываются источником наслаждения для раба Божия».

Задаю себе вопрос: что за слово должно выправлять проступок ребенка, если оно требуется?

Слово кротости. Слово, произносимое с креста распятия мирно, твердо, незлобно. Начало премудрости Божьей — тихость, кротость носить человеческие немощи, свойственная великой и крепкой душе. Вы бо сильнее, говорит Писание, немощи немощных носите, и согрешающего исправите духом кротости. Не жди немедленного послушания, это первый признак гордости и обольщения, в воспитании духа можно только верить, что лишь одному Богу известны времена для изменения тебя и твоих детей.

Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне». Св. Игнатий пишет, что переживая чувства, ощущения, помышления, сродные Христу, от исполнения Христовых заповедей, несением креста своего христианин чудным образом видит духовно в себе Христа, в своих свойствах.

Спрашиваю: «Господи, Ты говоришь: „Пустите детей приходить ко Мне“, — а где Ты?» — «После распятия Я воскресаю. Когда начнется испытание твоей веры через малыша, не дерзай исполнять своей падшей родительской воли, которая выражается обычно в различных требованиях, угрозах, наказаниях, отстаивании правды и т. д. Таким образом правда Божья не отстаивается, а хулится бешенством твоего внутреннего негодования, ропота, раздражения, если прямо сказать,-то, что родители привыкли называть воспитанием, называется отстаивание своей правды.

Помни, что испытание своей веры проходишь ты, а не малыш. Вот и отвергни все, что в тебе поднимается, не в мысли, а в деле, начни радоваться этим маленьким скорбям, благодарить Меня, что не оставляю Я тебя без любви, так как кого люблю, того наказываю. Усмотри Меня в Моем Промысле. В этот момент, может, и припадешь на колени да признаешь себя все-таки никем и даже ничем и призовешь Меня, и растает лед твоего сердца от искренности упования твоего на Мя, и услышишь от тихости мирной Воскресение Мое в тебе, и тогда пустишь малыша ко Мне, и открою Я глаза тебе, что Я есть и в твоем малыше, и поверишь ты только тогда, что любовь только там, где Я.

И обнимешь ты Христа в ребенке, который не слушается тебя, и прольется тогда слеза, та, которая камнем была всегда, так как не было в сердце Меня. Пустите детей приходить ко Мне».

Заключение

Доклад не рассматривает ту видимую сторону воспитания, где действия направлены на изменение ребенка от меня в наказании и учении Господом. Больше уделялось места жажде и ревности по Христу в эти периоды воспитания, Промыслу Самого Господа ко мне через моего ребенка.

Итоги

В ежедневных маленьких трудностях в деле воспитания себя и ребенка необходимо обрестись в богоугодном настроении.

Принимать трудность, как Богом данную, видеть верою в этом высочайший Божий Промысел, где Господь ждет от меня добровольного отказа от своей падшей воли: «Не моя воля, но Твоя да будет, Отче».

Благодарить Бога за те маленькие скорби, которые посылаются в деле воспитания, признавать искренне в сердце, что намного тяжелейшего наказания достоин.

Оправдывать ребенка, молиться, чтобы через этого ангела открылась мне правда.

Иметь осторожность, чуткость к благодати, не отвращать ее своими действиями.