Доклад «Как видеть Божие в ближних (или что мешает быть с человеком как с живой душой)»

Павловой Надежды

Обоснование.

Моя трудная жизненная ситуация создается в общении с ближними. Есть нужда и потребность общения с живой душой, с Сыном Божиим в человеке. Но когда ближний подходит ко мне в плохом расположении духа, я вижу худое в человеке и начинаю бояться ближнего — бояться, что сейчас начну отвечать тем же, худым. Но я совсем не знаю этого человека с плохой стороны, знаю, что он бывает хороший и добрый, просто сейчас Господь посылает его для испытания, а я закрываюсь, боюсь и не могу ни человеку помочь, ни себе.

В таких ситуациях я хочу научиться: не терять Господа, не отпадать от Него. И одновременно — не ссориться с ближним, научиться помогать, прежде всего тем, чтобы не цепляться за худое в ближнем, держаться за его доброе, которое в таких ситуациях я просто не вижу.

Искра Божия, свет Божий существует во всех. «Бог, когда нас создал, вдунул в нас и дыхание Свое. Это Божие дыхание — любовь».

Только любовью можно победить зло, только когда обращаешься к первоисточнику, к образу Божьему в человеке. Но как этому научиться? Как надо себя расположить к ближнему, чтобы видеть в нем образ Божий, даже когда человек обращается со мной не по-Божьи?

Основная часть.

«Умереть — дело Божие, но жить — в твоих руках».
Монахиня Гавриилия.

Монахиню Гавриилию как-то спросили: — Скажите, вы боялись когда-нибудь воров? — У-у! Воров отнюдь! Я люблю их, как правило, и как только придут, скажу им: «Добро пожаловать!». Принесу им что-нибудь как друзьям и скажу: «Что у меня есть — забирайте, оставьте меня живую, чтобы мне опять сделать столько же и подарить вашим товарищам!». Истинно, что когда встретишь человека, как душу, в тот момент этот человек придет в себя хотя бы на миг и уважит любовь.

И еще одну историю рассказала монахиня Гавриилия про человека, который был директором в сельхозшколе. К нему ночью пришел человек, похожий на бандита, и постучал в дверь. Как только директор открыл и увидел — растерялся, потому что увидел у него ружье. Он понял, что человек пришел с плохими намерениями. И говорит: «Добро тебе, брат, проходи, погрейся». Была зима. Сажает его за стол, дает поесть, начинает говорить, как приехал из Америки, как открыл школу и какие прекрасные предметы изучают дети. В конце концов чужой хватает его за руки и говорит: «Теперь что будем делать, мне заплатили и послали убить тебя, а я теперь не могу убить тебя! Но они, если я тебя не убью — убьют меня! Что мне делать?» И тот ответил: «Я тебя переодену, обрежу усы, и ты выйдешь в сопровождении моих людей в гору на другой день, и оттуда ступай куда хочешь». И комитетчик согласился и так ушел. Подумай теперь, если бы он увидел бандита и сказал: «Он меня убьет, дай-ка я первый возьму ружье и убью его!»

Так получилось, что я прочла эти истории до сбора истоков и увидела ясный и зовущий образ, как надо располагать сердце к ближним, но так — не всегда умею.

Первая сестра, с которой я обсуждала эту ситуацию, сказала, что это тема ее жизни. «Не прощаю ближних, а надо их жалеть, — сказала она, — и видеть во всех добрые лица. Но этого не бывает просто так, Господь подает ситуацию, в которой ты ближнего видишь с другой стороны, видишь его живую душу, что-то настоящее и чистое. А в момент искушения, — посоветовала она, — надо, прежде всего, не отвечать на зло:

  1. Промолчать и молиться, если можешь.
  2. Ответить с кротостью — тихо, спокойно, мирно».

Еще в групповой работе я поняла, что одним из препятствий, мешающих мне в общении с ближними видеть добро в них, является негативный опыт общения, встреча не с добродетелью, а со страстью, с грехом.

«Во мне уязвляется не Божий образ, а гордость. Страх сидит, что кто-то гордость потопчет, — сказала мне одна сестра. — Я часто просто боюсь посрамиться перед ближним и признаться себе, что я хуже других, намного хуже, хотя не хочу быть плохой».

Если есть грех злопомнения — его надо исповедать. Только так, с Божьей помощью можно отцепиться от этих воспоминаний. Отец лжи делает все, чтобы закрепить в нас недобрые мысли друг о друге, и если вовремя в этом не каяться, то находятся подтверждения и другие плохие мысли и происходит укоренение отрицательного отношения к кому-либо. Одно из немногих упражнений стояния в добре заключается в том, чтобы видя любого знакомого человека, вспоминать его доброе качество и твердо видеть это доброе. А когда кто-то говорит плохо о человеке, не побояться сказать о нем что-то доброе, например: «Да, может быть эта сестра сейчас и не права, но она не жадная! Она взяла и подарила икону, взяла и отдала дорогую вещь, не пожалев: это же здорово. Я так не умею!». И это на самом деле помогает. Я вижу человека и вспоминаю о нем что-то хорошее, главное, не лениться вспоминать каждый раз, вновь и вновь стараясь удивляться и радоваться доброй душе этого человека или какой-то его добродетели. А когда случается с этим человеком конфликт или он ведет себя как-то плохо, то мне легче его оправдывать, я говорю себе: «У него, наверное, что-то случилось или дома что-то», — стараюсь пожалеть, и злой помысел не находит себе места.

К сожалению, не всегда так получается, не приношу вовремя Господу покаяние, что вижу зло и помню о нем и потихоньку перестаю верить в добро человека. Тогда случается страшное, перестаю доверять ближним. Душа закрывается, отношусь с настороженностью, не могу быть собой, не могу быть открытой, потому что боюсь, что человек в любой момент может сделать мне больно. Особенно тяжело, когда теряю доверие к самым близким людям. Как сказал о. Сергий, с родными и близкими у нас очень тонкие отношения, в которых мы больше открыты и, следовательно, больше уязвимы. Простое слово, брошенное без внимания и чуткости, может сильно ранить. Надо учиться прощать. Ведь благодаря ближнему встречаюсь я со своей немощью и вижу свои слабые места.

«Сколько можно прощать, — спрашиваю я у другого человека, — верить снова и снова — это тяжело».

«А сколько раз Господь велел прощать?» Я все поняла!

Основа доверия — это не видеть плохого в людях и прощать. Макаренко описывает случай, как он доверил закоренелому вору отвезти куда-то большую сумму денег. Вор поехал, деньги отдал кому надо, а когда приехал, со страхом спросил: «Вы мне верите?! — я же теперь не смогу воровать». Вот какие чудеса творит вера в человека, враз изменяет душу ближнего, когда относишься к нему по-доброму, видя в нем образ Божий.

А я боюсь ближнего, боюсь, что он опять проявится с плохой стороны, как будто жду этого и думаю: как защититься. А душа-то другого чувствует, что в нее не верят, не доверяют, и тогда проявляется у него плохое, греховное. Как правило, так и случается: что чего боюсь, то и получаю.

Старец Паисий Святогорец говорит, что страх изгоняется отвагой. Чем больше человек боится, тем больше искушает его враг. «Я когда был маленьким, боялся ходить мимо кладбища. Поэтому я спал на кладбище три ночи, и страх ушел. Я осенял себя крестным знамением и ходил туда».

Как же обрести мужество?

Антон Маньшин, подполковник, участник чеченской войны, говорил, что мужество — это прежде всего видеть свои грехи и уметь признаться в них. Сознать свое бессилие и просить у Бога помощи. Я ведь знаю свою немощь, знаю и немощь ближних, почему не молюсь, не ищу защиты у Бога? А в этом — спасение. Одно «Господи помилуй» может спасти, а часто даже этого нет.

Одна сестра посоветовала обращаться к АнгелуХранителю, он сразу помогает, он очень близко, или к Божией Матери.

Другая сестра рассказала, что если в атмосфере напряжения кто-то начинает молиться, то через одну-две минуты готовая вспыхнуть ссора сходит на нет. Говорить необходимо только помолившись, тогда Господь дает мудрость, что сказать.

А еще одна сестра сказала: «Божия Матерь очень боялась перехода от земной жизни к Небесной, боялась мытарств и что перед Богом надо будет отвечать. Там никто уже не поможет и готовиться надо сейчас. Как готовиться? Не ждать ничего от других: ни помощи, ни утешения, ни понимания. Ведь когда ждешь помощи и не получаешь ее — тяжело. До мозга костей понимаешь, — говорит она, — что ближнего и тебя искушает лукавый. Мы, когда знаем, что предстоит встреча с неприятным человеком, — продолжала она, — начинаем загораживаться, ставить стенки, а надо идти с Господом, держась за Его руку, и ничего не бояться. „Господи, приди и будь среди нас! Господи, пойдем со мной вместе!“. Может, и по-детски, но этого Господь и ждет, за Него прятаться, как дети прячутся за родителей. Чтобы доверять человеку, надо начать с того, чтобы научиться доверять Богу и принимать любые обстоятельства, любого человека как от Бога. Все, что ни есть, все от Бога. Все, что от Бога, то во благо».

Монахиня Гавриилия говорит: «…Когда приходит кто-нибудь и говорит с нами плохо, ты не подумаешь, что это — попущение Божие? Но это так! Попущение Божие для нашего совершенствования. И порой для совершенствования другого, потому что если мы будем молчать, он постепенно вразумится нашим молчанием. Но если мы начнем спорить и опустимся до его уровня, тогда пропало всякое усилие. Трудно. Потому что человек, естественно, не переваривает несправедливость. Говорит: „Зачем он сказал мне это, ведь я… и т. д.“, однако тот человек, со всей его дружбой и любовью его к нам, на мгновение бывает органом другой Силы для нашего испытания. Знай, что во всем мире и даже в семье один является пробным камнем для другого и другой — для третьего».

Господь посылает мне испытания ради моего блага, проверяет, как я поведу себя с этим человеком, с другим. А если я убегаю, боюсь встречи, трудностей, то я убегаю от Господа. Господь не дает испытания не по силам. Он проверяет, как я буду выходить из ситуации: полагаться на свои силы или просить буду у Бога, буду ли я злиться на человека или любить, несмотря ни на что.

Монахиня Гавриилия всегда говорила: «Если уж приходится переживать что-либо, то переживи. Не избегай этого, потому что тогда будешь переживать еще хуже! (5; с. 332). И человек должен переживать это с радостью и с благодарностью говорить: „Боже мой, благодарю тебя за это испытание. Потому что оно пришло сделать меня более кротким, более мирным, исполненным любви“» (5; с. 33)

Практически все, у кого я брала истоки, говорили о добрых помыслах. Умение по-доброму мыслить о ближних и обо всем — это одно из условий и средств в борьбе со грехом, со злом в отношениях с ближними.

«Один добрый помысел, — говорил старец Паисий Святогорец, — равен по силе многочасовому всенощному бдению. Если есть добрый помысел, то можно всегда оправдать человека, пожалеть и порадоваться за него и всегда найти в нем что-то хорошее». В книге «Страсти и добродетели» у старца Паисия Святогорца описывается случай, когда старец ехал на автобусе, ввалилась компания молодежи, кто кричал, кто горланил песни, кто смеялся. Многие пассажиры стали делать замечания, а один из них укорил тем, что они не почитают старших, указав на старца Паисия. Старец же сказал этому человеку, чтобы тот лучше порадовался вместе с ними. Радоваться — это хорошо. А ведь если будет авария, будем плакать.

Один брат мне как-то сказал, что в духовной борьбе все средства хороши, и не только духовные: иногда нужно шуткой показать человеку его плохое и хорошее или включить воображение, или просто найтись, что сказать, главное, чувствовать меру.

Так, когда я возмущаюсь или начинаю злиться, одна сестра мне говорит: «Сударыня, извольте не гневаться». Мне становится смешно, и вместе с тем я начинаю понимать, что я завожусь на пустом месте, из-за пустяка и что на самом деле мне просто плохо, и делюсь тем, что наболело.

Бывает, что выручает просто умение спросить у ближнего: «Ты против меня что-то имеешь или у тебя такой характер?», или: «Настроения нет?».

Во всех этих случаях вижу одно: чтобы ты ни говорил, важно, , из какого сердца ты это говоришь — милующего и любящего или осуждающего, злого.

«Принимай всякого с чувством родства, — пишет Феофан Затворник, — как родного, как брата. Братская любовь — вот истинное расположение, господствующее между христианами!». Святитель выделил три свойства, в которых должно выражаться наше расположение к ближним:

  1. Благорасположение.
  2. Благожелание.
  3. Благопопечение.

Благожелание — это и есть добрый помысел, доброе движение сердца к ближнему.

Слова святого апостола Павла: «Всякого другого в чувстве сердца должно ставить выше себя, а себя — ниже его и не знаками показывать только, но чувствовать внутри». «Нет труднее сей добродетели, ибо она стоит прямо против самости. Поэтому всякого христианина надо встречать как брата родного, забыв все внешнее. А если так не получается и во мне что-то уязвляется, то надо понимать, что уязвляется не Божие, а гордость».

Господь призывает не только терпеть ближнего, какой бы он ни был, но помочь и проявить любовь к брату, а я своей болячкой откликаюсь. Если что-то задевает, то надо каяться. Об этом надо плакать Богу, сокрушать себя и всем сердцем стараться понять его. Но он злодей… а может быть, еще кто, о чем ты не догадываешься. Но и он имеет в себе дыхание Божие. Искру Христову. И у него сердце бьется, как твое. Если не сделаешь так, то не сможешь помочь другому.

И какая польза любить Бога только с поднятыми вверх руками, не открывая их горизонтально, дабы принять, если возможно, все человечество, и при этом тело наше становится крестным знамением (5; 165–166).

Для того, чтобы вместить в себя другого человека, надо отложиться себя, не помнить себя, не задеваться и стараться быть «аккумулятором» добра, тогда будет от меня польза ближним. В этом отвержении себя, своей гордости, самости и заключается подвиг любви, о котором Господь нам сказал: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной». «Кто идет за мной и крест свой не несет, несть Мене достоин».

Заключение.

Во время написания доклада я попыталась разрешить свою трудную ситуацию и поставила перед собой вопрос.

После встречи с руководителем, с ближними и собирания у них истоков, поиска ответа у Святых отцов, я увидела другие грани моей проблемы, о которой даже не догадывалась, это направило мое разумение в большую глубину. Итак, теперь хочу ответить на вопрос доклада.

Что мешает мне видеть Божие в ближних?

  1. Свое худое, которое задевается, обижается, злится, спорит.
  2. Гордость. Она других обвиняет, чтобы себя оправдать, возвышает себя тем, что видит в других худое, а свое худое не видит. Желание быть всегда правой.
  3. Недоверие Богу, Его Промыслу, от этого недоверие человеку. Если держать в голове и в сердце, что все от Бога, любой человек — злой или добрый — будет восприниматься как от Бога.
  4. Страх, что начну в ответ злиться, отвечать тем же, и страх, что ближний сделает больно.
  5. Не умею прощать, помню злое, обидное.
  6. Смешиваю зло человека с самим человеком.
  7. Жду, чтобы со мной хорошо обходились, помогали, не обижали, а когда этого нет — разочаровываюсь в людях.
  8. Враг внушает плохие мысли, а я их принимаю.

А что же помогает видеть Божие в ближнем?

  1. Молитва, призывание имени Божия. Просить помощи Бога быть с нами, среди нас.
  2. Вера в то, что каждый человек — образ Божий, в нем есть свет, добро. Каждый человек — живая душа. В это свято верить.
  3. Каяться в том, что помню худое, боль, обиду.
  4. Видеть свою вину, даже если неправ ближний.
  5. Добрые помыслы, помнить хорошее и доброе в людях.
  6. Расположение сердца к ближнему — милующее и прощающее.
  7. Ставить ближнего выше себя, точнее — себя ниже ближнего, жить, чтобы помочь другому.
  8. Помнить, что каждый человек — от Бога. Его посылает мне Господь ради спасения моего и ближнего, все мы — орудия в руках Божиих.

В труд хочу взять себе следующее:

  1. В трудной ситуации прежде всего обращаться к Господу за помощью. Читать Иисусову молитву и молчать, чтобы в этом навыкнуть, взять в труд хранение паузы в течение 10 минут каждый день. Если говорю что то, говорить не из задетости, обиды, а из желания помочь, найти вместе правду
  2. Трудиться над добрыми помыслами. Встречая ближнего, вспоминать что-то хорошее о нем. А в трудной ситуации — относиться не как «к вору или бандиту», а как к живой душе.
  3. Учиться доверять людям, не бояться их. В трудной ситуации стараться разобраться, что ближний от меня хочет и что хочет сказать мне через ближнего Господь, т. е. наблюдать Промысел Божий о себе и о ближних.
  4. Молиться за человека, с которым у меня конфликт.

Упреждения:

  1. Что мне может мешать в шагах?
  2. Безпечность и лень; мысль, чтобы Господь все управил. Должен быть труд и движение к Богу.
  3. Путаница в шагах. Например, в ссоре буду стараться вспоминать что-то доброе о человеке, когда надо прежде попросить помощи у Бога. Все добро — от Бога, по благодати Святаго Духа. Нельзя идти только от себя, своими силами.
  4. Если ближний не оправдывает доверия, не держать зла на него. Верить в него снова и снова и прощать.
  5. Подумать, почему так происходит: может, все-таки нет полного доверия к человеку, которое могло бы быть условием и почвой проявления добра ближнего; может, это — попущение Божие, чтобы меня научить чему-то.
  6. От чего мне нужно отлагаться? Отлагаться от обидчивости и от мысли, что ближний задевает во мне хорошее. Видеть, что задевается не Божие, а гордость. Не обращать внимания, что ближний грешит, в том смысле, что причину конфликтов искать не в другом, а в себе.

Богу нашему слава, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Список использованнмой литературы:

  1. Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. &mdash Синодальная типография, Санкт-Петербург, 1874.
  2. Деяния и Послания Святых Апостолов с Апокалипсисом. &mdash Синодальная типография, Санкт-Петербург, 1862.
  3. Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 3. &mdash Монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Суроти, Салоники. М.: «Святая гора», 2007. &mdash 343 с.
  4. Наука побеждать (за веру и Отечество). &mdash М.: Даниловский благовестник, 2008. &mdash 320 с.
  5. Монахиня Гавриилия. Подвиг любви.