Доклад «Как сохранить верность Христу в современном мире»

Мазухи Ларисы

Господи, благослови.

Обоснование.

Каждый раз во время каникул, когда я приезжаю домой, меня посещают тяжелые мысли: что случится, когда я навсегда уеду из Отрады? Неужели я вернусь к тому, от чего ушла, неужели увлечение мирскими заботами и потеря духовной ревности — это обязательный показатель всех уезжающих людей? Именно об этомя слышала много раз. Студенты, учившиеся в училище, уезжая, теряют ценности,в них заложенные. Мне страшно. И я боюсь потерять тот малый огонек веры, который во мне теплится. Потерять то, что здесь приобрела; хочу служить этим светом людям, хочу расти, крепнуть, а не гаснуть и уменьшаться.

Сейчас, бывая дома, я тоскую душой и скучаюпо тому месту, где живут мне родные люди по духуи по мыслям. Но я понимаю, что привычка и время могут сделать свое дело. А хватит ли моих сил остаться в том, что я приобрела в училище? Не покроет лисо временем мою душу болотная тина мирской жизни? Как говорил святитель Феофан Затворник своей духовной дочери: «Душа привыкает ко всему — и дурному, и духу времени. Вначале томится, просит Божией жизни, потом затихает и совсем привыкает, не видит для себя другого. Совесть молчит и не бьет тревоги, считая, что все в порядке. Как страшно это состояние. Когда душа покроется страстью и замолкает совесть. Это внутренний самообман, самообольщение в совершающемся деле спасения». Как по примеру святителя Феофана Затворника «человек, зашедший в прокуренную мастерскую, поначалу морщится, чихает, потом терпит и привыкает, а со временем и совсем не замечает дым», так и душа человека, погружаясь в страсти мира, теряет духовные чувства, Бога в сердце и тонкий глас Его. Как этого избежать, как остаться верной Христу даже в мелочах? Как сохранить огонь и дух веры? Эти вопросы я ставлю в своем докладе.

Надеюсь, что, за желаниеи труды Сам Господь через людей и книги подаст вразумление.

Основная часть.

Эта тема беспокоила меня слишком давно. Я с интересом наблюдала за верующими людьми, живущими за пределами Отрады. Всегда удивлялась, чем они держатся, что помогает им не соблазняться прелестями мира. Смотрела, как они строят свой уклад, как ограждают детей и, к сожалению, очень часто приходила к выводу, что обмирщение волей или неволей поражает всех, только в разной степени. Теряется трезвость в сердце, взгляд на жизнь становится как бы затуманенным. Вечные ценности уходят на второй план, куда-то вглубь. Несмотря на тщательное исполнение церковных порядков жизни, в мирской суете теряется реальное слышание Бога, Его промыслов, реальная близость смерти и загробной жизни. Именно это я сама испытываю в последние дни своих каникул. И моя душа, предчувствуя опасность, начинает биться и тосковать, прося вернуться на родную землю, к моим родным и близким по духу братьям и сестрам. Разговоры, зрелища, афиши, рекламные щиты — все это быстро расслабляет неукрепленную душу, открывая двери нечистой силе.

С надеждой услышать опыт других, я испрашивала истоки.

Первое и центральное, что я услышала совершенно у всех, делившихся со мной, это:

  1. Молитва. Утренняя и вечерняя — обязательно. Молитва как спасательный круг, как живое обращение к Богу, испрашивание помощи у Него, ибо Он — Сердцевидец. Лучше чем Господь, помочь не сможет никто. Одна сестра сказала, что важно внимание к словам молитв. И это духовный труд. Обращать все свое сердце, без нажима, нежно. Душа откликается на такое молитвословие по естеству своей природы. Рождается расположение. Стоять перед Господом, осознавая свою немощь перед Ним. Душа полюбит такую молитву, будет искать и жаждать ее. Читать молитвы, которые сладкие сердцу. Еще одно важное основание крепости веры — это сознание пребывания Бога всегда и везде.
  2. Быть перед Богом, ходить перед Богом, помнить об этом. Показателем дня, был ли ты сегодня действительно перед Богом или нет, будет отношение к молитве. Если весь день ходить именно так, то к вечеру душа будет жаждать молитвы, и ни усталость, ни сонне повлияют на нее. А если забыл о Боге, то лень и сон овладеет человеком, и только усилием воли возможно заставить себя подняться на молитву.
  3. Третье составляющее основание христианина — во всем искать благословение у Господа, только у Него. Что-тосказать — благословись, что-тосделать — благословись и тогда не будет места проникнуть лукавому.
  4. По духу хранить нежность, благоговение перед Богом, все родные и любимые в сердце; сердце полное любви отдавай как на ладони, протягивай к Богу, только к Богу.

Все скорби — это лишь испытания, чтобы сохранить преданность Богу и очиститьсяот греха. Если будет нежное любящее отношение к Богу, внимание к словам молитвы, то Сам Господь, без моего личного самоистязания, выправит и характер, и привычки, и все устроит. Вот такой исток, полный любви и искренностик Богу.

Другая сестра на вопрос, что помогает держаться церковного духа в миру,ответила из своего жизненного призвания гражданства: «Хочется быть примером. Кто еще подаст образ, вот и держусь, хоть как-то могу помочь, подсказать». «А что помогает держаться самой, ведь ты такая молодая, а со стороны так много искушений?» — спрашиваю я ее. «Духовный отец. Он говорит мне, что необходимо делать, чтобы быть христианином. Самое главное — это быть исполненным делом, а не словом». «А что это значит?» «Это значит, исполнять то, что заповедал Господь:

  1. Самое элементарное и необходимое — это исполнение утреннего и вечернего правила (будет много искушений, но надо себя преодолеть и встать на молитву).
  2. Обращаться к освящающим средствам Церкви, как защите от нечистой силы: святая вода, просфора, освященный елей, ладан. Все это немаловажно.
  3. На все благословляться у Бога.
  4. В свободные минуты размышлять о Боге, о Его величии и промысле.
  5. Таинства — это жизнь. Без них душа христианина умирает.
  6. Чтение духовных книг.
  7. И творение добрых дел. Мой духовный отец говорит, что не надо эти добрые дела искать, надо быть просто внимательным и откликаться сердцем на каждую нужду. Где быты ни была, кто быв тебе ни нуждался (в автобусе, на рынке, на работе) — везде с тобой Господь.
  8. Еще он говорит, что если ругают несправедливо, снимаются грехи, об этом нужно помнить и, когда такое происходит, радоваться.
  9. Так же важно иметь доброе отношение к неверующим людям:не осуждать, а самое главное, не надмеваться — это очень страшно. Помогать им, видеть образ Божий. Помнить, что и о них промышляет Господь и неизвестно, кто в конце жизни ближе будет предстоять перед Богом.

Самое главное — это разумение себя, в чем я сейчас нахожусь. Признаком забвения Господа считается тяжесть на душе, внутреннее смятение, отсутствие мира в сердце. Мечешься, ища чего-то. Нужно срочно бежать в храм на исповедь (на тщательную исповедь до сокровенных уголков души с сокрушением и просьбой о помощи).

Другая сестра сказала просто и от всего сердца, то самое главное, чем она держится: «Стараюсь жить так, как хочет мой Господь». Господь говорит мне через ближних. Дома держусь молитвой, как оградой. А самое главное — помнить, что Господь нас любит!!!

Ища ответа на вопрос, я обратиласьк книге старца Паисия Святогорца«Духовное пробуждение», в которой он говорит, что «само присутствие христианина — это уже исповедание веры. Возможно, что кто-то больше помог бы молитвой, но его молчанием воспользуются и скажут: „такой-тои такой-тоне выразили протеста, следовательно, они на нашей стороне, они согласны с нами“. Если кто-тоне начнет воевать против зла, то есть, не начнет обличать тех, кто соблазняет верующих, то зло станет еще больше. А так маленько ободрятся верные. И тем, кто воюет с церковью, будет потруднее. Церковь — это не их прогулочный катер. Она — корабль Христов. Эти люди заслуживают осуждения. Их единственный интерес — иметь большую зарплату, роскошную машину, бегать по развлечениям. А потом они принимают законы о гражданском браке, узаконивают аборты. Конечно, Бог не попустит торжествовать злу, но речь сейчас идет не об этом». В этом отрывке старец Паисий Святогорец откровенно запрещает соглашаться со злом, молчать и бездействовать. «Молчанием предается Бог!» и не только в серьезных вопросах государственного уровня, но и в мелочах. Защитить обиженного, не допустить торжествовать неправде, т. к.в ней нет Божьего Духа. Будь верен в малом. В книге Н. Пестова «Жизнь для вечности» говорится: «Может быть, у некоторых иногда встают вопросы, как можно воплотить в жизнь заветы Христа в современной обстановке и как можно быть мудрым как змий и простым, как голубь (Мф. 10:6)?«Мне кажется», — говорит Н. Пестов, — «жизнь моего сына Коли дает ясный ответ на оба эти вопроса. В основном, содержание относится к современному быту с его„мелочами“ жизни. Но не сумма ли„мелочей“ составляет жизнь и не на „мелочах“ ли мы более всего спотыкаемся? И не есть ли самое важное и великое — быть всегда верным в малом?»

Очень хотелось узнать, что об этом говорит старец Паисий Святогорец. Слова старца Паисия содрогнули мою душу. В них я открыла большую силу веры и крепкую верность. Он говорит, что«люди обманываются не той любовью, они говорят: не говорите еретикам, что они в прелести, чтобы показать нашу любовь к ним — и так уравнивают все. Да, живи они в первые годы христианства, мы не имели бы ни одного святого! Христианам говорили тогда: „Только брось ладану на огонь, а от Христане отказывайся“. Христиане этого не принимали.„Сделай лишь вид, что бросаешь“. Не принимали. „Не говорио Христе и уходи куда хочешь, свободный“. Не принимали и этого. А сегодня народ замешан на воде. Закваска не та».

Вот такие слова. Встретившись с ними, я вспомнила лекцию иерея Олега Стеняева, которая потрясла меня до глубины души. Он говорил о детях, живших во времена гонений, о их преданности Христу. Языческие жрецы клали в маленькие, нежные ладошки детей частички ладана и опускали в горящую печь. Огонь обжигал руки, сжигал до костей, но маленькая ручка не разжималась, сохраняя самое драгоценное, не отдавая святыню на попрание сатаны. Им стоило лишь разжать пальцы над жертвенной печью и рука была бы спасена. Но эти маленькие создания уже в нежном возрасте знали цену вечной жизни и любовь ко Христу. Как стыдно. Как обличительно звучит этот пример для меня. Верные в малом и до смерти — в среде языческих идей.

Чем же было наполнено их сердце? Конечно, радостью, но какой? Старец Паисий Святогорец говорит: «Да, радость есть доказательство правильной жизни.

Но есть мирская радость, а есть Божественная. Когда что-тоне духовно, нечисто, то в сердце не может быть истинной радости и мира.

Радость, которую испытывает дух человека — это не та радость, за которой многие сегодня гонятся. Имели ли святые радость в том ее виде, что ищем мы? (Матерь Божия имела такую радость). Кто из святых прожил эту жизнь без боли? У какого святого была такая радость, к которой стремятся многие христиане нашего времени, не хотящие и слышать ничего неприятного, чтобы не расстроиться, не потерять своей безмятежности? Если я избегаю волнений, ради того, чтобы быть радостным, ради того, чтобы не нарушать своего покоя, ради того чтобы быть мягким, то я равнодушен! Духовная кротость — это одно, а мягкость от равнодушия — это другое. Некоторые говорят: «Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным. Но это не христиане. Это равнодушие, это радость мирская. Духовный человек — весь сплошная боль, то есть ему больно за то, что происходит, ему больно за людей. Но за эту боль ему воздается Божественным утешением. Он чувствует боль, но чувствует в себе и Божественное утешение, потому что Бог из рая бросает в его душу благословения и человек радуется от Божественной любви. Вот что такое радость, духовная радость — невыразимая и заливающая сердце».

От чего появляется радость в сердце? Старец Порфирий Кавсокаливит говорит, что «Если человек ум имеет в Боге, то сердце взыграет от радости.

Чтобы Христос вошел в сердце, вам нужно Его возлюбить. Чтобы полюбить Его, нужно, чтобы сначала Он возлюбил вас. Сначала Бог должен познать нас, а потом мы. И Он приклонитсяк вам, если вы первые попросите этого у Него. Чтобы Он полюбил вас, вы должны быть достойными, чтобы стать достойными, нужно подготовиться. Прежде всего, отбросьте корыстолюбие. Молитва должна быть бескорыстной. Пусть все будет в тайне, бескорыстно. То есть не думайте что, если вы сосредоточите ум, благодать придет в сердцеи оно взыграет радости. Не молитесьс таким расчетом, но молитесь просто и со смирением. Пусть все будет во славу Божию. Что я вам говорил о соловье? Он поет, а его никто не видит. Такими и будьте, бескорыстными. Предайте себя на служение Богу тайно.

Благодать будет посещать вас постепенно. Вы войдете в радость. Начнете жить в мире и тогда по Божьей благодати станете более сильными. Не будете гневаться, нервничать, обижаться, осуждать, всех будете принимать с любовью. Вы будете иметь то, о чем говорит апостол Павел: Любовь не превозносится… не бесчинствует… не радуется неправде, а сорадуется истине»(1 Кор. 13).

Истоки людей, слова Отцов Церкви очень убеждают, но могут звучать, как «звенящая медь» в моем сердце, если я не обрету любовь. Сейчас очень хочется научиться в первую очередь любить. Любить Господа и через Него — ближних. Любовь — как это важно. Без нее все — ничто. Но чтобы ее дал Бог, надо исполнять все то, о чем мне говорили люди, то, что говорят старцы и Святые Отцы Церкви. Все ради любви. Взаимообратный процесс.

Самое главное, что я уяснила для себя это, то, что в жизни христианина нет мелочей. Нет чего-то того, что можно выпустить из внимания, дать послабление. Исповедуй веру своей жизнью и не соблазняйся. Не сойдешьс пути, не откажешьсяот Господа, стой твердо в своих намерениях, не прячь их, не закрывай маской неверия или равнодушия. Теперь я понимаю, что значит — свет миру. Слава Тебе Господи! Это не обязательно миссионерский подвиг и ораторская проповедь о Христе. Это моя жизнь, которую я не боюсь открыть людям, не стесняюсь своих ценностей и убеждений, живу так, как хочет Господь. Почему часто в неверующей среде люди теряют веру? Да потому что боятся о ней признаться. Внешне пытаются показать, что ничем не отличаютсяот других, думая, что так лучше сохраниться. И постепенно отходят от Бога. Оказывается, что мир сильнее. Используя страх, он все больше забирает сердца. Порой все начинается с внешнего, как ни странно. Меняется одежда, ценности в разговорах, быт, происходит отхождение от Таинств. И катастрофа! Я знаю такие примеры, даже священнослужителей. Но что же даст силу нести этот свет, жить и не бояться? Только личные отношения с Богом. Я не один! Со мною Господь. «Нежная, искренняя», — как говорит старец Порфирий, — «бескорыстная молитва. Утреннее и вечернее правило как заборчик и оградаот нечистой силы. Освящающие средства. Духовные книги. И конечно, Таинства. И помнить, что в духовной жизни нет мелочей».

Заключение.

  1. После написания доклада мои истоки обогатились. Главное, появился небольшой образ (или его часть) жизни за пределами«Отрады». Слава Богу, я не уезжаю, но неизвестно, как повернет жизнь и куда направит Господь мои стопы. Сейчас моя задача — укрепляться в вере, быть ближе к Богу и слышать промысел Его.
  2. А из докладая вынесла для себя то, что можно осуществлять уже сейчас.
  3. Иметь внимание к словам молитвы («Сыне, даждьми сердце»).
  4. Христианин — это воин; не молчать и не соглашатьсяс неправдой, касающейся веры и ближних.
  5. Иметь духовное окормление у духовника или находить помощь в святоотеческой литературе.
  6. Исполнять свой гражданский долг.
  7. Творить дела любви, где быя ни была.
  8. Прибегать к Таинствам церкви, т. к. первый показатель неверия — это оставление богослужения.
  9. И самое главное, что у христианина нет мелочей.
  10. После написания доклада при помощи преподавателя я поняла, что мне необходимо поддерживать среду и чтобы рядом был соревнитель.

Список использованной литературы:

1. Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. — Санкт-Петербург. Синодальная типография, 1874.

2. Деяния и послания Святых Апостол с Апокалипсисом. — Санкт-Петербург. Синодальная типография, 1862.

3. Н. Е. Пестов.«Жизнь для вечности». Православное братство Святого Апостола Иоанна Богослова. — Москва, 2009.

4. Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 2. Духовное пробуждение. Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Суроти, Салоники. Издательский дом «Святая Гора». — Москва, 2001.

5. Старец Порфирий Кавсокаливит. Жизнь и слова. — Малоярославец. Издание Свято-Никольского Черноостравского женского монастыря, 2003.

6. Святитель Феофан Затворник «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» Письма. — Ленинград, 1991.