Доклад «Степенность и пути ее обретения»

Дионисий Баландин, 2004 г.

Суета сует… все суета!

Еккл. 1, 2.

Обоснование темы

Проживая в училище 3 года, я не осознавал ни своих действий, ни своих поступков, ни жизни, которая происходила. Я не мог сосредоточиться ни на чем, меня все время где-то носило. Не мог уяснить послушания, которые давали мне, не было разумения бесед и действий, задаваемых училищем. Все брал рассудком, душа ничего не принимала, была под каким-то покровом.

После подведения итогов первого полугодия я задумался о своем положении. Почему я не разумею ни себя, ни своих действий? Почему меня везде носит, я не могу посидеть и собраться с мыслями? Как разуметь себя? Что мешает разумению себя, какой покров? Этим докладом мне бы хотелось ответить на вопросы и расписать действия.

Основная часть

Размышляя, как выйти из сложившейся ситуации, какой покров затмевает действия разумения себя, , я увидел, что это своенравие.

Своенравие я в себе не замечал. Начав вести дневник, я увидел в себе его. Это выражалось в том, что во мне есть привычная мне суетливость. Живется мне хорошо в любой ситуации, и нет никаких проблем. Сложились определенные отношения с ближними. Увидел в себе настойчивость в характере, недовольство, ропот. Долго этого не осознавал, не прислушивался к ближним и укоренился в этом. Отпал от Таинств исповеди и Причастия. Своенравие человека неотступно и неуправляемо.

Протоиерей Анатолий Гармаев в книге «Пути и ошибки новоначальных» пишет: «Избавиться от своенравия, отсекая проявление его, и причащаться. Полностью вскрыть человеческое своенравие способна только благодать Божия. Господь, когда призывает человека к Церкви, зовет его к тому, чтобы начал открывать самого себя. Это происходит с помощью Божией. Господь в одних случаях бережно, а в других сокрушительно открывает человеку его своенравие, и посредством этого припадения к освещающей благодати Божией человек начинает исцеляться… от него"1.

Чтобы разобраться в своенравии, я произвел действия разумения себя.

Находился постоянно в заботливых действиях, жил будущим и заботился о нем, и мне не хватало времени. Но есть настоящее, что происходит сейчас, т. е. ныне. Дьявол отдаляет людей от Бога всеми средствами и путями. Чтоб преуспеть в этом, он считает очень существенным показать признаки будущего, никогда не давая его — манить людей миражами. Бог хочет, чтоб люди жили светлой вечностью в каждой точке своего земного времени, которая и есть единственное их «настоящее». Только мгновение настоящего есть точка соприкосновения человека с реальностью Вечнаго.

Мне было трудно собраться. Взял в труд молчание, но и при этом тишины внутренней не было. Множество мыслей крутилось в голове. Дьявол называет тишину ужасной силой; он призывает заполнить жизнь шумом. «Всякое мгновение человеческое должно быть заполнено… шумом. Шум — единственная самозащита зла от голоса тихой человеческой совести, от тихого Слова Божия». И я увидел, что находясь в суете, я не осознаю ни своих действий, ни поступков, ни Слова Божия душа не слышит.

Такое состояние святитель Феофан Затворник называет сном. Апостол Павел говорит: «…востани, спяй… и осветит тя Христос» (Еф. 5, 14). Грешник живет в самозабвении и ходит как слепой. Грешник заключен во внутренней тьме самозабвения, из которой изводится Спасителем. Св. Феофан Затворник говорит, что нужно бодрствование и трезвление. Апостол Павел пишет: «Вы же, братие, несте во тме, да день вас якоже тать постигнет: вси бо вы сынове света есте: и сынове дне: несмы нощи, ниже тмы. Темже убо да не спим, якоже и прочие, но да бодрствуим и трезвимся. Спящии бо, в нощи спят… Мы же, сынове суще дне, да трезвимся, оболкшеся в броню веры и любве и шлем упования спасения» (1 Солун. 5, 4 — 8).

Такое страшничество над собою заповедуется христианам. Но какие же действия предпринять, чтобы зрить и разуметь себя? Святитель Феофан дает 3 действия.

  1. Ясно знать свои действия дня. И по окончании дня произвести самоанализ дня, то есть ведение дневника. Ведя дневник, я смог увидеть, что я не замечаю обычно за собой тех грехов, какие у меня есть.
  2. Различать себя от действий. Нужно знать, откуда идут движения души, и оценивать их. Если видишь, что от врага, то отсекать.
  3. Знать, что значишь сам, и свое отношение к другим.

Заключение

Написаный мною доклад — это самая малая доля того, что нужно для обретения степенности. Теперь нужно приложить большой личный труд над своим нравом. Пользуясь опытом служителей Церкви, выпишу действия, которые могу взять на год.

  1. Разумение себя и своей жизни путем ведения дневника.
  2. Отсекать своенравные действия, отделяясь от человека греховного.
  3. Менять свое отношение к ближним.

Дальнейшая перспектива. Жизнь в «ныне», выполнение действий «делай, что дано, живи тем, что происходит». Жизнь в «ныне» задает такое действие как наблюдение Промысла Божия обо мне. Пред Промыслом Божиим обретается смирение. Со смирением приходит степенность.

Летнее служение. Каждый вечер проводить с детьми анализ дня. Смотреть плюсыи минусы дня. Разбирать ошибки, которые делали дети, объяснять, где были ошибки и в чем. Проводить анализ действий, которые будут задаваться на поселении.



Литература

1 Протоиерей Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных. — Изд. ФГУП ИПК «Царицын». Волгоград, 2001 г.

2 Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Апокалипсис мелкого греха. — С.-Пб.