Доклад «Осознание ответственности, как начало духовного пробуждения»

Елена Попова, 2004 г.

Мы слишком все не отвечаем
За тех, кого мы приручаем.

Игумен Евмений.

Обоснование

Я взяла данную тему, потому что встала перед серьезным жизненным выбором — исполнить обещание, данное Богу, или устраивать свою жизнь по своему разумению, в соответствии со своими понятиями о правде и счастье.

Возможно, доклад будет тем полем, на котором будет проходить борьба между своим желанием и волей Божьей, которую слышу, но не могу исполнить, так как не хватает веры, доверия Богу.

Осознаю ответственность перед Господом за принятое ранее благословение, которое потом хотела отвергнуть. Я знала, что мне нетрудно будет переступить мнение людей, но обмануть Бога я не могу. «Камо бежу от Лица Твоего?» (Псалтирь)1.

В докладе я постараюсь ответить на вопросы:

  1. В чем существо ответственности, как неотъемлемой категории верующего человека?
  2. Почему без нее невозможно строить свои отношения с Богом, людьми, окружающим миром?
  3. Как стать в ответственность за свою жизнь, свои поступки, не перекладывая ее на других?

Историческая часть

Размышляя над своей проблемой, которая есть безответственность по отношению к Богу, людям и самой себе, я обратилась к труду игумена Евмения «Духовность, как ответственность», в которой автор рассматривает проблему отсутствия ответственности в современных людях, что остро проявляется в отношениях с Богом, в семье, на работе, с окружающим миром. В книге дается практическое разрешение многих трудностей, но главное в том, что отец Евмений научает и помогает человеку разуметь себя, восстанавливает разумение, как необходимую, но далеко не у всех развитую способность души к свободно-разумной самостоятельной жизни, жизнь во Христе, в Его Церкви.

Я обратилась также к книге современного церковного автора о. Анатолия Гармаева «Обрести себя», которая посвящена нравственному становлению человека, как личности, ответственной во всех сторонах бытия. Без нравственного восстановления невозможно даже приступить к духовному труду, то есть очищению своего сердца от страстей. В своем послании ап. Павел говорит: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа» (2 Кор. 7, 1)2. В труде над темой мне особенно помогли главы «Начал дело — будь в нем до конца, даже если другие ушли», «Предание себя в волю Бога».

Третий источник, которым я воспользовалась, — это книга Паисия Святогорца «Духовное пробуждение», где он говорит об ответственности любви Церкви к своим чадам и ответственности любви каждого отдельного члена Церкви по отношению к Богу, себе, людям и миру.

Также мне очень помог труд свт. Феофана Затворника «Путь ко спасению», где неожиданно для себя обрела зовущий образ и конкретные шаги труда над добродетелью ответственности. Причем шаги достаточно ясные, точные, помогающие разумению себя, своей жизни, служения. Труд над ответственностью, так видно из трудов свт. Феофана, есть восхождение до обета посвятить себя Богу, но прежде чем вручить себя в Божьи руки, нужно сначала обрести себя самого в богодарованном естестве своей души, двигаясь путем отсечения страстей и насаждения добродетелей (естественных, а потом христианских).

Других святоотеческих источников я не касалась по причине того, что встретила в книге игумена Евмения слова о том, что он сам искал у Святых Отцов конкретные изречения об ответственности, но не нашел. Но он пришел к выводу, что все святоотеческие писания пронизаны этой темой, хотя не всегда о ней говорится прямо: «…Можно с уверенностью назвать святоотеческую аскетику практической ответственностью»5. Без этого невозможен религиозный опыт и духовный рост, невозможным становится воцерковление, то есть усвоение Христу, Его Церкви.

Основная часть

Профессор И. А. Ильин писал: «В человечестве поколебалось чувство ответственности. Это чувство есть первейший признак духовности. Человек, умеющий трепетно и благоговейно предстоять, сумевший утвердить свое духовное достоинство через жажду священного и познавший радость верного ранга, уже научился чувству ответственности и вступил в сферу религиозного опыта…«5

Как это — познать «радость верного ранга»? Кто я есть перед Богом на самом деле? Ответить на этот вопрос очень непросто, но начать труд в этой области может помочь труд свт. Феофана Затворника, где говорится о лице («Начертание христианского нравоучения»). Лицо может сказать о себе «Я» и ответить на вопросы: «Кто есть я?», «Что есть мое?» и «Что есть у меня?»

И. А. Ильин говорит о том, что «религиозно-предстоящий человек сознает в себе эту духовную энергию и чувствует ее связь с высшим, священным планом бытия. Вступление в этот план… обостряет в человеке трепетное чувство своего недостоинства — достоинства и вызывает в его душе… благовейно-совестливое внимание… Приобщаясь к высшему, человек испытывает повышенное чувство ответственности…»5.

Если обратиться к этимологии слова «ответственность», то увидится следующее: «Быть ответственным — значит держать ответ за исполненное, отвечать за порученное, сполна рассчитаться за сделанное, расплачиваться за пропущенное и добровольно принимать наказание за невыполненное»5.

Сама я раньше не особенно задумывалась над тем, что значит чувство ответственности в моей жизни. Я часто подводила людей, забывала о просьбах, с которыми ко мне обращались, но прощения за свои поступки просила редко, чаще оправдывалась своей забывчивостью, плохой памятью, не осознавая, почему веду себя подобным образом.

Но однажды передо мной встал серьезный жизненный вопрос, затрагивающий отношения не только с совестью, с людьми, но с Самим Господом. Это было следствием того, что ранее я добровольно приняла на себя ответственность за другого человека, сознавая, что моя верность данному обещанию будет испытана.

В тот момент, когда произошло испытание на верность своему слову, произнесенному в сердце Богу, я почувствовала, что колеблюсь и готова отречься от своих слов. Сознавала, что способна переступить через мнение окружающих, через свою репутацию; но не могу перешагнуть через обещание, данное Богу. Это была та ограда, которая удержала меня от падения и помогла восстановиться в принятой ответственности. Это, как водится, было испытание веры, а ведь вера моя во много крат меньше горчичного зерна. Все же Господь услышал горячую просьбу о помощи.

«Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Вера в Бога — великое дело… Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, своих родных… свою Родину. Тот, кто не любит Бога, тот не любит ничего…»4. Эти отточенные как обоюдоострый меч слова произнес старец Паисий Святогорец. Они ясно говорят о той глубине ответственности, к которой призван всякий человек, верующий в Господа.

Значит, если я не научусь любить Бога (то есть доверять Ему и слушать Его волю, чтобы исполнить ее), то не научусь по-настоящему любить никого и ничего в этом мире.

«Осознавать ответственность значит осознавать, что я сам являюсь творцом своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, своих отношений с Богом…» — говорит игумен Евмений в своей книге «Духовность, как ответственность». — «Реальное освобождение человека из власти своей греховности невозможно, если он не принимает ответственности за все происходящее с ним и упорно обвиняет других людей и обстоятельства в причине своих бед…»5

А значит, становится невозможным мое воцерковление, то есть усвоение Христу, Его Церкви, я могу остаться в области внешней церковности, формально считая себя принадлежащей Церкви, но по духу ей не принадлежать.

Этот вывод произвел на меня отрезвляющее действие и повлек за собой вопросы:

  1. На какой ступени воцерковления я сейчас нахожусь?
  2. Куда мне двигаться дальше?
  3. Каковы шаги движения?

Всматриваясь в ситуацию, описанную выше, я осознала, что вела себя в какой-то мере безответственно, не до конца понимая всю серьезность данного обещания. Причиной тому моя самонадеянность, берущая начало в глубинах самолюбия (там, где есть доверие себе, надеяние на себя, там нет доверия Богу). Самолюбие наряду с самоугодием и человекоугодием является падшим основанием человеческой природы. Об этом подробно пишется в книге о. Анатолия Гармаева «Пути и ошибки новоначальных», и далее автор подводит к необходимости труда над своим нравом: «Научитеся от Мене, ибо кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29)1.

В размышлениях над всем вышеизложенным мне помогла книга свт. Феофана Затворника «Путь ко спасению», где в главе «Восход до решимости оставить грех и посвятить себя Богоугождению» подробно описан путь восхождения в ответственность — принятие обета посвятить себя Богу.

Так, первым шагом этого пути является свободное движение человека навстречу призывающей благодати, которая показывает человеку его несовершенства: слабости, грехи, немощи и побуждает к исправлению.

В этом труде святитель различает три акта:

  1. Склонение на сторону добра, избрание его.
  2. Освобождение из уз духа, держащих во грехе (это узы самоугодия, мира и диавола, а проявляются они в виде саможаления, человекоугодия, чувственности, земности).
  3. Решимость вступить на путь добра, держа себя в постоянном напряжении, не послабляя себе.

Следующий шаг — это решимость посвятить себя Богу, в ней присутствуют три акта:

  1. Познание своих грехов (самоиспытание, самосознание, четкое осознание, чем именно и почему совершаю тот или иной грех).
  2. Раскаяние (обличение себя, плач о грехах).
  3. Обет работать Единому Богу во все дни своей жизни.

Где на этой лестнице восхождения к обету жить Богу нахожусь я?

Видится, что склонение на сторону добра уже началось в какой-то мере. Добро вожделенно сердцу, приносит ему радость, а зло, которое раньше было приятно сердцу, теперь вызывает омерзение. Здесь большую роль играет церковный уклад жизни, в котором пребываю три года, учась в Свято-Сергиевском училище церковной педагогики. Появилась некоторая ревность к церковной жизни, к совершению своего педагогического служения. Но вместе с этим с большой силой восстали греховные навыки и привычки, «вся бездна греха, крывшаяся в сердце, возметается, как прах»3, — говорит о таком состоянии свт. Феофан Затворник.

Начинает одолевать малодушие, что ничего со всем этим поделать не могу и безполезно пытаться. Но свт. Феофан предупреждает, что опору нужно искать не в себе, а в Господе, а о себе помышлять: «Я есть ничто». Такое внутреннее устроение помогает сохранять внутренний мир.

Я видела, что безполезно полагаться на свои силы, так как они слабы, но следует просить Господа о помощи, просить сил из того источника, который никогда не оскудевает.

Очень важно уметь предавать себя в руки Божии, то есть отлагаться от своего, делать не то, что хочется, а то, что нужно, а если посмотреть глубже-то дать место действовать Богу, довериться Ему. Но довериться, не теряя себя, чтобы не стать безвольным, ведь «Бог не спасает нас без нас».

От меня требуется посильный труд, труд над высвобождением из уз духа, и я стараюсь идти в него. Особенно сильно восстают саможаление и чувственность. Свт. Феофан пишет о том, как они о себе заявляют в человеке. Саможаление говорит: «Что со мною теперь будет?» Противопоставить могу только доверие Богу, не теряя себя, то есть не впадая в состояние бездейственности, но совершая порядок церковной жизни, делая все зависящее от меня.

Чувственность, привыкшая к земным, плотским наслаждениям, чуждается всего духовного, убегает от него. Здесь — труд над воздержанием в словах, пище, сне. В прошлом я трудилась над правилом «Отдай ближнему лучшее», и сейчас вижу необходимость вернуться к нему, но не с позиции «Какая я самоотверженная», а говоря в себе: «Я буду стараться поступать так, уповая на Божью помощь и помня, что потребуются годы, прежде чем я смогу так жить».

Говоря о личном труде, я сознаю, что без угодного Богу сердечного расположения все это будет совершаться не в пользу мне, не во спасение.

Угодное Богу устроение — это во всем, что бы ни происходило, чувствовать виноватым себя, а не укорять других или обстоятельства. Это и есть принятие на себя ответственности за все происходящее.

Основой ответственности является самоукорение. В Евангелии Господь сказал: «…аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24)1.

Другого пути угождению Богу, по словам Спасителя, нет. И я могу добровольно принять его или отвергнуть.

Через месяц я войду в служение воспитателя детского поселения и две смены буду пребывать с детьми. Спрашиваю себя: чем я смогу послужить ребятам, которые приедут в «Страну Детства»? Ведь они станут жить тем, чем живу я, трудиться над тем, над чем тружусь я, и научить их я смогу только тому, что сама умею.

У меня есть желание потрудиться с детьми над развитием ответственности за свои поступки, потому что проблема безответственности очень остро стоит в современном мире. Светские и церковные педагоги пишут о том, что дети нашего времени не умеют принимать ответственные решения в силу отсутствия должного воспитания со стороны родителей. Игумен Евмений, к книге которого я неоднократно обращалась, различает несколько категорий родителей: 1. «Родители-жандармы», на все случаи жизни имеющие установку: «Нельзя! Не трогать», все решающие в жизни своего ребенка, начиная с выбора одежды и заканчивая выбором второй половины. 2. «Родители-спасатели» — во всем опекают своего ребенка, облегчают жизнь, преодолевая за него все трудности и тем лишая возможности приобрести необходимый жизненный опыт.

Возвращаясь к опыту пребывания с детьми в прошлом году, я вижу, что в большинстве ситуаций вела себя как жандарм, не давала им свободы выбора, навязывала им «правильные» (как мне казалось) решения. По этой причине не удалось обрести с ними лона отношений, а отсутствие взаимопонимания осложняло наши отношения.

Как же научать ребят ответственности, не повторяя ошибок прошлого?

На этот вопрос мне помогли ответить труды игумена Евмения «Духовность, как ответственность» и о. Анатолия Гармаева «Психопатический круг в семье».

Знаю по опыту, что на поселении будет много конфликтных ситуаций у детей между собой и с воспитателем, в которых необходимо помочь ребенку найтись в своем нравственном чувстве и с его помощью выйти из ситуации.

Здесь имеет место педагогическое событие между ребенком и воспитателем, которое имеет определенные шаги:

  1. Задаю вопрос: «Подумай, что сейчас совершил, каково то, что ты сейчас сделал?»
  2. Не спешу давать свою оценку его поведения. Ребенок будет научаться слышать и слушать свою совесть. Это шаг к разумению себя.
  3. Оставляю ребенка поразмышлять над происшедшим (от 3-х часов до 3-х дней — зависит от ситуации). В этот момент происходит духовное напряжение, то есть молитва за ребенка
  4. В беседе подвожу ребенка к принятию им самостоятельного решения. Знаю, что ребенок сможет сделать это, если будет чувствовать мое доверие, мою веру в него. Здесь не нужно бояться, что он допустит ошибку, но помнить о том, что Господь печется о нем и всякое зло Своим Промыслом обращает во благо.

Но самое главное, что нужно помнить мне как воспитателю, как будущей матери, что привить детям мысли об ответственности, умение отвечать за свои поступки, мысли, слова сумею только, если сама усвою эту непростую науку — умение хранить ответственность.

Главная моя ответственность перед детьми заключена в том, чтобы без лишних назиданий и слов жить, ходить, дышать, постоянно сознавая себя перед лицом Божьим.

Заключение

Постараюсь подвести итог своего труда.

Много было сказанно, мало сделано, много в планах, но совсем немного в жизни.

Я увидела, как важно уметь трезво видеть свое поприще, свое место, свою ступень. Лестницу возрастания в добродетели ответственности я обрела у свт. Феофана, это было для меня открытием, оказалось, что все просто и последовательно, только решись стать на этот путь, а Господь всегда поможет.

Главный свой труд вижу в том, чтобы, не полагаясь на свои силы, знания, умения чрезмерно, более искать помощи Божьей, держась тех правил церковной жизни, которые ранее были исполняемы:

  1. Участие в Таинствах и богослужебном круге Церкви (труд над уразумением их смысла и значения лично для меня).
  2. Соблюдение умеренности в еде, сне, словах.
  3. Беседы с духовником.
  4. Труд над дневником (записывать то, в чем укоряла совесть за день).
  5. Труд над взятым ранее правилом «Отдай ближнему лучшее».

Доклад затрагивает многие стороны мой жизни и потому может показаться размытым. Сейчас постараюсь вычленить главное:

  1. Осознание своей безответственности перед Богом в конкретной ситуации привело к внутреннему напряжению и желанию разобраться в своей проблеме.
  2. Самое важное — осознание своей ступени (где я нахожусь в труде над ответственностью), которое помогла свершить книга свт. Феофана Затворника «Путь ко спасению».
  3. Видится, как именно преодолевать саможаление и чувственность (более всего мучающие проявления уз духа). Так, против первого — упование, предание себя в руки Божьи, послушание Богу через старших, в первую очередь через духовника, а против второй — воздержание в чувственных проявлениях (еда, сон, услаждающие беседы), видение своей меры воздержания (соотнесение природы человека, потребности организма с личным произволением в области воздержания).
  4. С помощью трудов о. Анатолия Гармаева и игумена Евмения увидела необходимость и возможность трудиться над обретением ответственности в себе и своих подопечных.

Закончить доклад хотелось бы словами старца Паисия Святогорца: «Цель в том, чтобы православно жить, а не православно думать или писать. Потому и видишь, что если у праведника нет личного опыта, то его проповедь не доходит до сердца, не изменяет людей… Православно думать легко, но для того, чтобы православно жить, необходим труд»4.

Господи, помоги, чтобы слова, сказанные мною в этом докладе, я смогла воплотить в жизнь. Потому что за каждое праздное слово нужно будет дать ответ Богу.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Список литературы

1 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — Изд. Московской Патриархии, 1988 г.

2 Авва Дорофей. Душеполезные поучения. — Изд. Оптиной пустыни, репринтное воспроизведение издания 1900 года, стр. 89 — 98.

3 Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. — М., «Благовест», 2002 г., стр. 136 — 153.

4 Паисий Святогорец. Духовное пробуждение. — Изд. Спасо-Преображенского Мгарского монастыря Полтавской епархии, 2001 г., стр. 33 — 92.

5 Игумен Евмений. Духовность, как ответственность. — Изд. Макариев-Решемской обители, 2000 г., стр. 10 — 50.

6 Священник Анатолий Гармаев. Обрести себя. — Минск, «Лучи Софии», 2002 г., стр. 65 — 66, 236 — 239, 165 — 169.

7 О. Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных. — М., «Русский Хронограф», 2002 г., стр. 168 — 175, 278 — 292.