Доклад «Ответственность – это шаг к любви»

Елена Коваленко, 2004 г.

Обоснование

В первом своем докладе «На пути обретения любви» я писала о приятии человека таким, какой он есть. В этом докладе я хочу написать о следующем своем шаге — об обретении ответственности на пути к любви. Задуматься об ответственности меня заставило размышление над своей жизнью в училище в последнее время.

Рассматривая ситуацию, например, послушание — менять полотенце в туалете, я увидела, что постоянно забывала это делать. Почему? Да потому что не взяла в ответственность заботу о людях. Если бы взяла, то зная свою забывчивость, нашла бы способы напоминания о послушании — от памятки на листке до креста на лбу.

И этот случай ухода от ответственности не единственный. Я стала вспоминать детское поселение, где увидела так же много ситуаций ухода от ответственности перед детьми, перед старшими, перед Богом.

Уход от ответственности за свои поступки сопровождается обличением совести в том, что тебе поручили дело, а ты его не сделала: в срок, качественно до конца. А также, как я сейчас сознаю, мне мешал механизм саможаления, уязвленного самолюбия, который заключается в следующем. Когда мне предлагают какое-либо дело, я чувствую, что у меня к нему нет никаких способностей, нет желания — отсюда комплекс неполноценности, что я какая-то недоразвитая. И это дает право переложить ответственность на другого.

Обнаружив в себе безответственность, я решила найти для себя ответы: что же такое ответственность — в первую очередь перед собой, перед Богом, перед ближним. Какие действия мне необходимо делать для ее обретения. Как мне уклониться от зла и сотворить благо.

История вопроса

Для работы над докладом я взяла труды Феофана Затворника «Мудрые советы…», где он прямо не говорит о естественной добродетели ответственности, но его советы и наставления о самоотвержении и собранности помогут встать на этот путь.

Труд отца Евмения «Духовность, как ответственность» уже более полно, конкретно, современным языком раскрывает все стороны ответственности, что дает узнаваемость ее в жизни и желание встать в ответственность.

В книге «О действии благодарности в современном мире» монахиня Елена рассказывает свою нелегкую жизнь, читая о которой, я приходила во внутреннее возмущение, а монахиня Елена проходила все испытания в терпении, любви к Богу, ответственности, чувстве долга, полном самоотвержении и самопожертвовании.

Труды отца Анатолия Гармаева помогают обрести благоугодные отношения с ближними.

Основная часть

Что же такое ответственность? Отец Евмений в своей книге «Духовность, как ответственность» пишет: «Один из оттенков ответственности — это умение принимать решения и держать за них ответ. Осознавать ответственность значит осознавать, что я сам являюсь творцом своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, своих отношений с Богом». Мне думается, что начало ответственности есть разумение себя, своих возможностей, способностей и разумение, как мне необходимо сделать дело».

Далее отец Евмений пишет: «Ответственность за самого себя есть четкое осознание того, за что мы отвечаем, а за что нет. Умение, когда нужно, отказать или принять чужой отказ — это ценный дар, одно из проявлений ответственного поведения.

Есть люди, которые закатывают истерики, обижаются или просто уходят в себя („лишь бы только не ссориться“). Когда они были маленькими детьми, их не научили ответственности за свои поступки, за создаваемую жизненную ситуацию. Процесс переучивания взрослого требует огромного труда».

В отношении себя вижу, что от неопытности, желания лучшего, большой любви, которая выражается и в постоянном оберегании, мне не привили самостоятельного чувства ответственности, пытаясь во всем меня опекать. И сейчас мне трудно принимать самостоятельные решения и тем более держать за них ответ. Хотя первый шаг — сознание этого — я уже сделала.

Профессор И. А. Ильин считает, что без чувства ответственности невозможен и реальный опыт. «Вступая в сферу Божественного, человеку естественно собирать все силы и относиться критически к своим слабостям, неумениям, неспособностям: он становиться благоговеен, а потому осторожен и совестлив, может быть даже до робости, он боится не увидеть, не постигнуть, стать помехой, исказить. Он взыскивает с себя, понимает свою малость и величие своего Предмета; и все это выражается в повышенном чувстве ответственности».

Сознавая, что дело моей жизни — дело спасения, моих отношений с Богом: где я буду — с Господом в раю или в аду, понимаю, что исправить меня без моего желания никто не сможет. Святитель Феофан пишет: «Никто в наших худостях исправить нас не может, кроме нас самих. Итак, если сознаем себя такими, оставаться же такими не хотим, беритесь за дело исправления себя».

Какие действия могут помочь мне в возрастании ответственности? Я хочу взять в труд размышления над прожитым днем. Как я в нем была по внешнему поведению, и какое расположение имело мое сердце, угодно ли это было Богу? Святитель Феофан Затворник пишет, что трезвение есть начальная добродетель духовной жизни.

Упражнение в самоукорении поможет мне возрастать в ответственности:

  1. Услышать обличение (в данном случае совести) — согласиться.
  2. Попросить прощение у Бога — покаяться.
  3. Исправиться.

Следующее действие, которое мне поможет быть в ответственности — это чувство собранности как во внешнем, так и во внутреннем. Начать этот труд я хочу с внешних действий: ходить скоро, держать осанку, следить за внешним видом и поведением, хранить воздержание. Я сознаю, что это делают и светские люди, но я буду делать это ради обретения внутренней собранности перед Богом.

А также поможет труд над самоотвержением. Вот что об этом говорит святитель: «Акты самоотвержения, при которых должна идти эта борьба, не огромная, что суть, а идти среди обычных дел житейских и состоит во внутренней решимости и поворотах воли.

Они могут быть под всяким словом, взглядом, движением и под всякого рода мелочью. Отличительная их черта — не допускать самоугодия ни в большом, ни в малом, а во всем идти наперекор себе. Но не жалеть себя — не значит горы на себя валить, а ту же обычную жизнь тянуть, не допуская послабления ни в чем…

Собрались к утрене. Саможаление говорит: полежи минутку. Не слушай… Пришли домой от утрени: дай лягу; не давай. Дай книжку лежа почитаю… не давай. Сядь в струнку и читай.

Подобно этому и во всем… главное, навыкши этому в мелочах, и на большом тем охотнее будете так делать».

Это я рассматривала ответственность перед самой собой в деле спасения, а сейчас хочу рассмотреть по отношению к ближнему, через отношения с Богом.

Вот что пишет игумен Евмений: «Только ответственный человек может узнать, что такое чувство братского плеча, близости, глубины отношений. Только ответственный человек может выстроить с другими людьми отношения, основанные на любви и верности»

Далее отец Евмений пишет: «Чувство, вложенное в природу человека Богом, исказилось грехом. Господь наш, Бог Всемогущий и Любящий Отец, явил образец полноты.

Еще совсем недавно воспитывался образ если дружбы, то — верность, взаимопомощь до смерти: сам погибай, а товарища выручай. Если происходил выбор профессии, то человек хранил верность избранному».

Вчитываясь в эти слова, вижу, что это отчасти во мне есть. С детства и до сих пор я дружу с одноклассницей. Одно время мне о ней говорили много плохого, спрашивали, почему я с ней дружу, ведь она курит. А я знала, что она на самом деле другая, лучше, чем себя показывает. Оправдывая ее тем, что у нее развелись родители, она осталась никому не нужной, я продолжала дружить. Сейчас сознаю, что хранила верность ей и оправдывала ее, а оправдание есть одно из свойств любви. И если ты дружишь, то в трудный момент не предашь.

Ведь ответственность — это всегда деятельное проявление заботы о ближнем. И жизнь без любви делает человека безразличным.

Например: я беру в жизнь ребенка — это значит, что я отвечаю в первую очередь за его телесное здоровье: чтобы не убился, не поранился, чтобы был накормлен. За его душевное здравие — чтобы как минимум не творил явного зла и по возможности возрастал в силах души. За его духовное состояние, т. е. его отношения с Богом — в первую очередь это его совесть и стремление к молитве.

Высочайший образ полноты ответственности — это Господь Иисус Христос, который, на Кресте распятый, претерпевающий муки, даже умирая, имел заботу о Своей Матери, передал Ее в руки Иоанна Богослова, любимого ученика Своего.

«Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Женю! се сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь Твоя!» (Ин. 19: 26 — 27).

Или образ любви, самоотвержения, ответственности монахини Елены. Во время Великой Отечественной войны она по чувству долга и любви шла в концлагеря, разыскивая свою мать и мужа с риском для жизни, а также зная, что ее шестилетний сын Сережа может остаться один и погибнуть. И только вопль к Богу, крепкая вера и любовь к Нему открывала все непреодолимые преграды ко спасению.

Сознаю, что это очень высокий зовущий образ, но чтобы обрести ответственность за ближнего, хочу взять правило: каждый день один час наблюдать за одной и той же сестрой (и в этом наблюдении научиться различать ее душевные состояния), и, если понадобится моя помощь, то обязательно помочь.

Предвижу сразу некоторые трудности.

  1. Буду забывать.
  2. Буду видеть, что да, надо помочь, но внутри будет не пускать страх, что я не сумею ей помочь или сделаю ей еще хуже.

Итак, я вижу, что нужно прорываться через все эти трудности путем самопринуждения и самоотвержения, самоукорения. Господь говорит, что Царство Небесное нудится, и нужницы восхищают его.

Чтобы помочь детям возрастать в ответственности, хочу взять правило: «Помогай младшему решать, не решай за него». Что означает это правило?

Следующее: задавай вопросы, не отвечай на них, пусть младший сам приходит к решению. Давай ему варианты решения, объясни каждый, но как поступать, путь решает сам. Если он выбирает не то, что желаете вы, взрослые, выдержи педагогическую паузу, ибо как поступать — нужно учиться ему. Будьте «повивальной бабкой» решений младшего. Не поступков, не действий, а решений. А уж что он станет делать и как делать, пусть на этот раз будет его воля. Так звучит объяснение правила.

Иначе мы не даем родиться детскому поступку, постоянно вмешиваясь в его решение и пытаемся сделать и решить за ребенка. Тем более не даем поступать и делать.

Держать педагогическую паузу поможет только доверие ребенку, терпение и еще раз терпение.

Если ребенок не может рассуждать и не решается на поступок, если он говорит: «Не знаю», — значит, что он либо не хочет решать, либо не имеет навыка к нравственному рассуждению и чувству.

Если ребенок не может решать, не может конкретно выбрать что то, мучается, не решается вступить в действие, нужно подтолкнуть его к самостоятельному принятию решения, а дальше станет ясно, что при этом правильно, а что — нет. Когда же по ходу дела обнаруживается и определяется правда или неправда действий, тогда, возвращаясь назад, можно сделать более правильный выбор или же по ходу действия изменить направление своих поступков.

Следует поддерживать похвалой нравственное и добрые действия, а не ребенка, сам ребенок не оценивается не судится. А также знать, в каких действиях, поступках можно дать свободу выбора, а где нужно идти по послушанию правилам.

Заключение

Итак, ответственный значит с высоко развитым чувством долга, ревниво относящийся к своим обязанностям. Чтобы любое дело исполнялось качественно, в срок и до конца.

Существо ответственности — осознанное представление перед совестью. А ответственность без любви делает человека безразличным.

Вот такие правила помогут мне возрастать в ответственности к себе и к ближнему.

Размышление над прожитым днем. Как я в нем была по-внешнему, и какое расположение имело мое сердце. Угодно ли это Богу? Через упражнение или действия самоукорения: услышать обличение (в данном случае совести) — согласится с ним. Попросить прощения у Бога, т. е. покаяться и затем исправится.

Следующее правило, которое поможет быть в ответственности — это чувство собранности через внешние действия скорого хождения, держание осанки, следить за внешним видом и поведением, воздерживаться в пище. А также труд над самоотвержением через малое.

В деле возрастания ответственности к ближнему беру правило: час в день наблюдать за одной и той же сестрой (и в этом наблюдении научиться различать и душевное состояние), и, если понадобится помощь, обязательно помочь. Здесь главное — иметь правильное расположение сердца: любви и заботы, а не надмения и превозношения. Могут быть подводные камни забывчивости и ухода от ответственности. Преодолеть страх помогут действия самоотвержения, самопринуждения и самоукорения.

А родительское правило: «Помогай младшему решать, не решай за него» поможет мне быть ответственной к детям и воспитывать их в ответственности.

Главное, как пишет свт. Феофан Затворник, «Не страшитесь неудач… Вдруг ничего не делается. Вспомните, как учились вязать, читать, писать? Сколько было трудов! А теперь это заурядное дело…»

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Литература

1 Игумен Евмений. Духовность, как ответственность. — «Родник», 2000.

2 Мудрые советы святителя Феофана из вышенского затвора составил протоирей Алексей Бобров с приложением Симфонии по письмам святителя. — Переиздание Спасо-Преображенского Мгарского монастыря. Полтавская епархия, 1999.

3 И. А. Ильин.

4 Священник Анатолий Гармаев. Нравственная психология и педагогика. Прости, отдай, уступи. Правила родительские, супружеские, общения. — Волгоград, 2001.