Доклад «Начальный труд над добродетелью самоукорения», Екатерина Куликова

Екатерина Куликова, 2004

Обоснование темы

Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей.

Псалом 21.

Слово «самоукорение» я слышала и на уроках, и на общинных собраниях, и просто на трапезах. И еще полгода оно преследовало меня. Но мне казалось, что самоукорение — это просто. Ну, разве это трудно — укорить саму себя, попросить прощения. А в жизни оказалось совсем по-другому. Когда случилась реальная ситуация, где нужно было найти свою вину, да еще вслух ее обозначить и затем попросить прощение, из всего этого я смогла только еле-еле сказать «простите меня». Что же было, когда я думала, что это легко, что смогу, и даже мысленно пыталась найти свою вину? Самообольщение. Я воображала, как бы я это сделала. Раза два-три столкнувшись в жизни с ситуациями на самоукорение, я стала испытывать внутреннее напряжение. Произошел внутренний конфликт. Самолюбие поднялось с полной силой. Каждый раз я испытывала страх в душе при мысли о самоукорении. Хотелось куда-то убежать. Поэтому я и взяла эту тему, так как от нее внутри у меня все сжимается и что-то очень сильно противится. Услышав на подведении итогов за первое полугодие, что лично мне необходимо работать над самоукорением, я окончательно решила начать трудиться в эту сторону, тем более, это уже сам Господь через старших благословляет. Так кончился поиск темы, но были еще две причины, определившие мой выбор.

Первая из них та, что при работе с дневником я чувствовала связь самоукорения с самосознанием и совестью. Для того, чтобы произвести в себе действия самоукорения, необходимо сознать ситуацию и себя в ней, то есть сделать разумение жизни и себя. А живая совесть — самый близкий помощник, чтобы и сознать себя, и увидеть свою вину. Она-то не даст покоя. Но что делать, когда совесть спит? Как ее разбудить? Начиная вести дневник, я увидела, что вести его дальше мне нечем. Нет того огонька, который бы освещал мои действия. И сердце молчит. На одних рассудочных действиях не продержишься. А самоукорением растеплится сердце. Пусть сначала это будут действия по рассудку. Но я надеюсь, что в труде над действиями самоукорения, которые описаны в книге о. Анатолия Гармаева «Пути и ошибки новоначальных», лед постепенно растает, так как самолюбие и гордость таких трудов не выдержат.

Другая причина, по которой вижу необходимость труда над темой — это летнее служение. Воспитатель, не способный разуметь себя, свои действия, жизнь свою, не умеющий видеть свои ошибки и признавать их, не есть воспитатель. Такой человек не входит в область воспитания, а идет где-то рядом, а возможно и далеко в другую сторону. Он может быть вожатым, но не воспитателем православной «Страны Детства». Такой вывод я сделала из своего опыта прошлого лета и опыта других воспитателей, которые трудились с детьми.

Хочу потрудиться над этой темой и помочь разобраться в ней как самой себе, так и другим воспитателям, которые захотят вместе трудиться в этом направлении. Надеюсь, доклад сможет помочь воспитателям при работе с детьми и подростками, так как у многих остро стоит проблема сознания себя и своих поступков, видения своей вины.

В работе над докладом хочу разобраться и ответить на возникшие у меня вопросы:

  1. Что есть самоукорение?
  2. Куда оно простирается, каковы его границы?
  3. Что перекрывает самоукорение и как с этим бороться?
  4. Каков начальный плод самоукорения?

Доклад пишу ради того, чтобы, разобравшись в теме, трудиться ради растепления сердца и оживления совести в себе.

История вопроса

Занимаясь историей вопроса, я встретилась с тем, что темы самоукорения касались многие святые и отцы Церкви, такие как Иоанн Кронштадтский, авва Дорофей, Тихон Задонский, Паисий Святогорец. Все св. отцы оставили труды, то есть опытное переживание данной добродетели. Эти труды не просто жизненный опыт, это еще и ответы на вопросы приходивших к ним людям, помощь душе, попавшей в затруднение.

Особенно мне пришлись по душе поучения аввы Дорофея, в которых видна добрая забота о приходивших к нему братьях. Как авва Дорофей с любовью и терпением наставлял тех, кто пришел спасаться! В его трудах говорится о самоукорении как о причине, по которой человек правильно переносит оскорбления, и какой плод этой добродетели. А у старца Паисия Святогорца вычитала, что есть причины, запрещающие самоукорения. Зная жизнь старца, который ушел подвизаться на Св. Гору и посвятил всего себя служению людям, с доверием обращаюсь к его трудам.

Об этой добродетели с глубоким проникновением в данную тему пишет и священник о. Анатолий Гармаев. Чувствуется, что написанное является личным переживанием, и сделано это исходя из потребности души научаться добродетели, а значит вести в жизнь духовную и нас, студентов.

Надеюсь, что с помощью трудов св. отцов и отцов Церкви, и батюшки, мне удастся найти ответы на поставленные мною вопросы.

Основная часть

Основную часть хочу разделить на четыре раздела. В первом рассмотрим добродетель самоукорения. А для этого уясним, что есть самоукорение, существо этой добродетели, плоды, критерии, стороны самоукорения, ступени. Во втором разделе основной части посмотрим, что запрещает самоукорение и как с этим бороться, в третьем — в чем будет заключаться мой личный труд, а в четвертом опишем шаги труда над этой добродетелью с подростками.

Высший пример самоукорения нам показал Сам Господь, когда был распят на Кресте, Невинный за грехи всего человечества, и просил, чтобы Бог Отец простил людей (Лк. 23;32 — 35). В Евангелии о самоукорении говорится в притче о мытаре и фарисее: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысит» (Лк. 18;14). Поэтому и нам должно укорять самих себя. Что же есть самоукорение?

Самоукорение есть христианская добродетель, благодатная и спасительная. Без нее невозможно войти в Царствие Божие, то есть и в Церковь. Первым шагом внутрь является самоукорение. Так говорит в своих лекциях о. Анатолий Гармаев, опираясь на авву Дорофея, который пишет, что нет другого пути, кроме него, что никто, минуя путь сей, не обрел покоя, а мы надеемся получить спокойствие. В конечном итоге самоукорение ведет к единодушию — матери всех добродетелей1.

В книге «Симфония по творениям свт. Тихона Задонского» говорится, что самоукорение есть признак смирения. С великим самоукорением должно приступать к Богу. И далее: «Лучше всегда себя признавать виновным, нежели себя оправдывать. Бог только тех оправдает, которые себя за грешников признают, а тех с правдою своею оставляет, которые сами себя оправдывают. Убо, ежели будем себя признавать виновными и грешными, тогда Бог благодатию Своею оправдает нас о Христе Иисусе. Хотя бывает, что перед людьми мы не виноваты, но перед Богом всегда виновными находимся. Лучше убо себя всегда и везде виновными признавать. Такое смиренное признание делает человека Богу и человекам любезным»3. В жизни этот отрывок может мне помочь тем, что если я перед людьми не смогу найти свою вину и будет казаться, что я не виновата, то перед Богом всегда виновата.

Из бесед с сестрами, ревнующими о самоукорении, узнала, что существом самоукорения является сокрушение сердца.

О сокрушении сердца, его признаках и критериях вот что пишет свт. Тихон Задонский: «Человеку нет ничего полезнее, как поучаться в том, как бы грех свой узнать и признать, и за содеянные грехи, оставивши их, истинное желание, жертву Богу — „дух сокрушенный“ — приносит, а впредь противу всякого греха подвизаться, и того силою и помощью Божией побеждать, и волю свою воле Божией покорять. … Без сего ни молитва, ни пение, не приношение не может быть Богу приятно. Сердечное сокрушение отирает с души своей все пороки. Через сокрушение очищается сердце от грехов. Вот какую пользу получает душа от сокрушения сердца». «Истинное убо желание, — далее пишет святитель, — и „печаль по Бозе“ в том состоит, чтобы христианину сокрушаться и жалеть не ради лишения вечного живота и последующая во аде казни, но ради того, что он Бога, Создателя, Искупителя и Промыслителя своего не почитал, не любил и не слушал паче всего, но паче себя, мир и грех паче Его любил. Сия есть истинная печаль по Бозе». «Сокрушение из-за страха наказания не истинное, но полезно, как начало сокрушения истинного. Истинно сокрушающийся считает себя достойным всякой муки… Печалию сокрушенная душа всякую обиду, от ближняго нанесенную, с радостию простит. Такая печаль от любви происходит, и есть истинная, христианская, праведная по Бозе печаль»3.

Из этого делаю вывод, что я сокрушения сердца не имею, так как далеко не с радостью переношу даже замечания от ближних и уж совсем не считаю себя достойной всяких мук. Но все-таки в жизненном опыте есть маленькое соприкосновение с сокрушением сердца, когда, попросила прощения у ближнего, т. е. когда назвала свою вину вслух, после этого настала радость и спокойствие на душе. И эта радость, спокойствие души, а в конечном итоге чистота сердца (искренность) есть отрадные плоды самоукорения. Об этом говорится в книге о. Анатолия «Пути и ошибки новоначальных».

Зная плоды самоукорения, посмотрим теперь критерии этой добродетели, о чем пишет авва Дорофей и батюшка в своих лекциях. Я выделила три критерия: первое — признание вины вслух, второе — оскорбления (обличения) переносятся без гнева, без возмущения. Обличения, как пишет Иоанн Кронштадтский, должны производить печаль по Богу и нужны для того, чтобы открылись очи сердца. Т. е. от меня требуется, когда меня обличают, не заниматься самоедством и не впадать в уныние, как у меня обычно бывает, а думать, что прежде всего я этим Бога обидела и перед Ним согрешила, и без Его помощи не исправлюсь. Третье — считать себя достойной всяких мук. С помощью этих критериев я смогу себя проверить, тружусь я над самоукорением или нет.

Так как мы живем в общине, общаемся с ближними, имеем служение, то самоукорение можно рассмотреть с двух сторон.

Первая сторона — примирение с ближними, а внутри с Богом, а вторая — исполнение дела так, как подобает2. Я обретаю примирение с ближними, но еще более — примирение с собой (со своей совестью). Получается, что больше чувствую собственное облегчение, радость, и ради этого примиряюсь с ближними. Но, а где здесь Господь? Господь был бы там, где бы я понимала, что Его обидела, Его заповедь нарушила. Вижу, что сперва мне необходимо научиться чувствовать вину перед ближними, а затем за ближними увидеть Бога. А вот с исполнением дела как подобает совсем туго. Бывает так, что прошу прощения, а само-то дело поправлять не хочу. Что это? Неискренность, желание просто не потерять отношения с человеком, но как такового чувства вины нет.

В каждом труде всегда есть какая-то перспектива. Какая же перспектива самоукорения? Она есть, и ее можно выписать по ступеням возрастания, о которых говорилось на лекциях о. Анатолия Гармаева. Первая ступень — способность принять обличие, сказанное с любовью; вторая — способность принять обличие, сказанное со строгостью. И третья ступень — способность принять обличие, сказанное сурово, крайне строго, с ненавистью. В каждой ступени есть такой момент, о котором говорит авва Дорофей: одна реакция будет на обличения, сказанные человеком, которого мы любим или к которому имеем какое-то расположение. И совсем другая реакция будет на этих же трех ступенях, когда обличать будет человек, которого я не люблю, который мне крайне неприятен. А у меня в жизни происходит так. Если я нахожусь в мирном расположении духа, то обличения, сказанные с любовью от друга, я могу принять, но могу даже и не заметить, что меня обличили, а от человека, неприятного мне, могу принять (что редко), а могу обидеться, раздражиться, и если в ответ ничего не скажу, то про себя буду роптать, искать справедливости к себе, оправдывать себя. Обличения, сказанные строго, принимаю с самоедством. Таким образом, поднимаются преграды, мешающие самоукорению.

Какие же это преграды? Это самоедство (ну вот, как всегда, ах, какая я некудышная — и все внутри опустилось); самооправдание (я так сделала, потому что я не умею, вы меня не научили); самомнение (нет, всё-таки это дело надо было сделать вот так, как я его и сделала); самолюбие (этот кусочек пирога надо мне успеть взять). Все это ведет к окаменению сердца, помрачению совести, потере всех своих трудов. Чтобы читателю можно было в себе узнать вышеперечисленные преграды, посмотрим их определения.

Самооправдание — желание оправдать свои поступки, поведение, их побудительные причины в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Внешне проявляются в том, что человек, страдающий самооправданием, причины своих поступков склонен изыскивать не в себе, а в любых окружающих его обстоятельствах, в поведении людей. Такой человек утверждает, что все совершаемые им поступки обусловлены общепринятостью, независящими от него внешними причинами или продиктованы «благими намерениями». При этом он упорно закрывает глаза на то, что правильное поведение лишило бы его возможности удовлетворять собственным желаниям (страстям) и что именно поступки, удовлетворяющие эти страсти, он оправдывает, старательно пряча от себя и других движущие им страсти. Всякий оправдывающие себя уже самим оправданием обнаруживает скрываемое сознание собственной вины, ибо невинному и в голову не придет оправдываться. Как говорят св. Отцы, самооправдание — вершина греха, которая влечет за собой осуждение и лишает человека малейшей надежды на спасение души, мешая ему не только раскаяться, но даже просто признать собственную худость6. А старец Паисий говорит о самооправдании так: «Самооправдание не имеет ничего общего с духовной жизнью. Необходимо понять, что оправдывая себя, я нахожусь в состоянии ложном. Я прерываю связь с Богом и лишаю себя Божественной благодати. Ведь Божественная благодать не приходит к человеку, который находится в ложном состоянии. Оправдывая себя, ты словно строишь стену, отделяющую тебя от Бога, и таким образом прерываешь с Ним всякую связь. Без конца оправдывая себя, человек становится невменяемым, перестает владеть собой».

«Иногда мы не можем отличить самооправдание от объяснения. Самооправдание не приносит покоя душе, тогда как объяснение приносит ей покой и мир»7.

Самомнение — желание самому, чаще всего достаточно лестно, оценивать себя, не обращая внимания на мнения окружающих и результаты своей жизни.

Самолюбие — желание считать, что нашего хорошего отношения, нашей любви достойны только мы сами. Уничтожает любовь, порождает ненависть.

Самоедство — оценивание, осуждение себя перед собой, в своих собственных глазах.

Когда я видела все причины, запрещающие самоукорение, то стала искать, как бороться с ними. В лекциях и книге «Пути и ошибки новоначальных» о. Анатолия Гармаева называются действия, врачующие душу.

Действия:

  1. Услышать обличения, точно повторить, переспросив, так ли это я услышала (против самомнения).
  2. Согласиться с обличением, принять его (против самооправдания).
  3. Признать вслух свою вину (против самолюбия).
  4. Попросить прощения у ближнего.
  5. Покаяться Богу; услышать желание обличающего.
  6. Стараться больше так не делать; исполнить дело так, как просят4.

В лекции батюшки есть такое действие против самоедства — формирование правильного содержания самоукорения, т. е. расположения сердца. У меня наиболее частая причина отсутствия труда над самоукорением — неправильное расположение сердца к обличениям, так как начинаю сама себя, т. е. себя перед собою, винить, и после кажется, что жизни нет, я никогда не исправлюсь, и на душе становится тяжело. И в этот момент нужна правильная мысль, которая бы вывела из области самоедства в область самоукорения. Сравним: я сама по себе ни на что не годная или: я самая большая грешница перед Богом, и без Него не могу ничего сделать. Первое есть самоедство, а второе самоукорение, т. к. есть отношения с Богом и содержание своей вины. У старца Паисия Святогорца я нашла помощь в труде над формированием содержания самоукорения. Он пишет: «Самоукорение помогает в духовной борьбе, однако требуется рассуждение. К примеру, человек может говорить самому себе: „Ах ты, безтолочь такая…“ Однако укорять себя надо со смирением, для того чтобы посмеяться над диаволом, а также с мужеством, а не с чувством собственного злополучия. Нам необходимо самоукорение, а не отчаяние.

Если человек верит в то, что он не делает ничего доброго; если — в добром смысле этого слова — он отчаивается в себе, в своем „я“; если он верит в то, что своими делами он постоянно прибавляет нули к нулям, и при этом продолжает свою духовную борьбу с надеждой на Бога — это признак того, что он достиг духовной зрелости. В этом случае Благий Бог, увидев нули… пожалеет его и поставит в начале этих нулей единицу. Таким образом, его нули поднимутся в цене, и он станет духовно богатым. В смиренном состоянии разочарования в себе кроется доброе духовное состояние».

Итак, правильное содержание сердца и шесть действий повинения составят для меня начальный труд над самоукорением.

Теперь хочу посмотреть, какие действия самоукорения могут быть у подростков на детском поселении «Страна Детства», с которыми я буду работать. Но для них действия будут другие, т. к. в наше время никто из подростков о самоукорении, конечно же, не думает. Им увидеть свою вину трудно, а тем более признать ее вслух, т. е. сказать, что плохого я сегодня сделал. Хочу взять уже готовые шаги, составленные и опробованные в жизни в прошлом году, добавляя новое.

Первым действием для подростков будет выслушать обличение от старшего молча до конца, не перебивая.

Вторым — признать вслух свою вину, т. е. просто сказать, что я сегодня сделал плохого, но только при условии, что сожалею об этом поступке. А если подросток будет признавать свою вину, но ему будет все равно, то это будет дерзость, еще больший грех.

Третье действие: тебя обличают — не оправдывайся. Потому как невинному в голову не придет оправдываться.

Четвертое действие — взять чужую вину на себя. Это будет для подростков зовущим образом, которым является Сам Господь наш Иисус Христос. Вот пример из Евангелия: «Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую строну. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал, пусть спасает Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий». (Лк. 23, 32 — 35). Так невинный Господь, взяв вину за грехи человечества, просил еще Бога Отца простить распинавших Его.

Заключение

Подведем итоги.

Самоукорение — это сокрушение сердца, которое дает жизнь, благодаря чему обретается мир, легкость на душе, чистота сердца.

Без самоукорения невозможно совершать ни одной добродетели и войти в Церковь. Высший пример самоукорения есть Сам Господь.

Критериями самоукорения является:

  1. признание вины вслух;
  2. оскорбления принимаются без гнева, при этом не возникает возмущения, претерпеваются с радостью;
  3. считать себя достойным всякой муки.

Запрещают во мне самоукорение:

  1. самоедство — уничижения себя перед собой;
  2. самооправдание — нежелание быть виноватой;
  3. самомнение — желание самой себя оценивать;
  4. самолюбие — желание делать все для себя.

Ступени самоукорения:

  1. способность принять обличения, сказанные с любовью, от любящего человека и от человека, неприятного мне;
  2. способность принять обличения, сказанные со строгостью от любимого человека и от человека, неприятного мне;
  3. способность принять обличения, сказанные сурово, крайне строго, с ненавистью от любимого человека и от человека, неприятного мне.

Стороны самоукорения:

  1. примирение с ближним, а внутри с Богом;
  2. исполнение дела так, как подобает.

Мой начальный труд над добродетелью.

Прежде всего, от меня требуется решимость пойти в этот труд, сознавая, что путь он будет и легким, и радостным, и тяжелым, и в какой-то момент просто невыносимым — все будет на пути.

Затем потрудиться над формированием содержания самоукорения, чтобы не впадать в самоедство (увидеть ситуацию и укорить себя). И только тогда приступать к труду над действиями повинения.

Действия:

  • услышать обличение, точно повторить, уточняя, то ли услышала;
  • согласиться с обличением, признать его;
  • признать вину вслух;
  • попросить прощения у ближнего;
  • покаяться Богу; услышать желание ближнего;
  • стараться больше так не делать; исполнить, что просят.

Эти действия помогут мне приблизиться к первой ступени.

В работе с подростками хочу взять следующие действия:

  1. выслушать обличения от старшего, не перебивая, до конца;
  2. признать свою вину вслух;
  3. когда обличают — не оправдывайся;
  4. принять чужую вину на себя.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Список литературы

1 Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение № 7. Стр. 90, 91. — 1900 г.

2 Священник Анатолий Гармаев. Лекция о самоукорении (№ 55, 4 кл., 31.10.01 г.) и лекции за 2003 — 2004 гг.

3 Схиархимандрит Иоанн Маслов. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского, стр. 822, 823, 963, 965. — Москва, «Самшит», 1996 г.

4 Священник Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных, стр. 161.- Волгоград, 2001.

5 Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, том II, стр. 429. С.-Петербург, 1893 г.

6 Н. Д. Гурьев. Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психологических болезнях, стр. 109, 112. — «Свет православия», 1998 г.

7 Паисий Святогорец. Духовная борьба, том III, стр. 174 — 175; 95, 99. — Издат. дом «Святая гора», Москва 2003 г.

8 Евангелие от Луки.