Доклад «Первые шаги к обретению правдивости», Ирина Шурыгина

Ирина Шурыгина, 2004

Обоснование

Делай не ложью — все выйдет по Божию2.

Пословица.

Над одной из лекций о. Анатолий раскрыл несколько правил, научающих правдивости. Некоторые из них легли на сердце, и я пыталась их исполнить: «Говорить о себе то, что было, даже если придется укорить себя и понести укоризну от других. Говорить о себе то, что есть, даже если придется чего-то лишиться. Говорить о себе то, что ждешь или желаешь, даже если покажется всем смешным. Оправдывать ближнего — избегать подозрений и подозрительности»3.

Я считала себя правдивой, но как только смогла исполнить правила, то заметила, что во время моих рассказов меня уточняют, добавляют, направляют. Мне это очень не нравилось, я сердилась и уходила. Мне все реже хотелось с кем-то поделиться, потому что опять будут поправлять, исправлять. С какого-то момента я стала замечать, что к фактам добавляю свои домыслы или что то, чтобы было поинтереснее, посмешнее. Со временем увидела, что слушая кого то, я на самом деле даже не пытаюсь его услышать, а через его слова пытаюсь протащить свои мысли. Не давая человеку договорить, я делаю за него свои выводы. Свое, оказывается, дороже.

Стараясь исполнить правила, я стала говорить ближним все, что есть у меня на этот момент внутри. Я же стала «правдивой». Часто получалось так, что весь ропот и недовольство я выливала на сестер. То, что Господь давал сокровенного пережить, становилось известно всем. Я это теряла. Что можно и нужно говорить, а что нет? Что же есть правдивость — «золотая середина»?

Самым трудным оказалось последнее правило: оправдывай ближнего — избегай подозрений и подозрительности в помыслах. Я вспоминаю о нем, когда уже проходит ситуация. Оказывается, я все время кого-то подозреваю, на каждого человека у меня есть свое мнение, на каждый поступок готов «ярлык». Я каждую минуту встречаюсь с людьми, вижу чужие поступки и… вешаю, вешаю лживые «ярлыки» своих оценок. От этого натянутые отношения с ближними, с детьми. Почему я составляю свое мнение о человеке, совершенно не зная, почему он так поступает? Почему я подозреваю и жду от ближних чего-то недоброго по отношению к себе?

Еще одна причина, повлиявшая на выбор мною этой темы — это мои отношения с Богом. Я совсем не умею молиться, не знаю, чего просить, в чем каяться. Внутри реальность перемешалась с желаемым. Хочу одного, прошу другое, а делаю третье. Как быть в молитве правдивой перед Богом?

Для того, чтобы разобраться и найти выход, пишу данный доклад.

История вопроса

Много и хорошо пишет о правдивости в помыслах старец Паисий Святогорец. Сам трудясь над этим, он всех приходящих к нему учил различать добрые помыслы от злых — «левых» и бороться с хульными помыслами.

Святитель Тихон Задонский определяет правду, как «добродетель, которая учит нас всем должное отдавать».

В написании доклада я в большей степени опиралась на труды о. Анатолия Гармаева, т. к. в докладе рассматриваю одну из сторон правдивости. В книге «Пути и ошибки новоначальных» описываются правдивость, искренность и честность, как добродетели справедливости. В этом году появились конкретные правила и действия, научающие правдивости мыслью, словом и жизнью.

В Библии написано: «И они спросили Его: Учитель! Мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь, и не смотришь на лица, но истинно пути Божию учишь» (Лк. 20:21)1. Сам Господь является высшим примером правдивости, Он Сам есть Истина. Где правда, там и Господь. Св. прав. Иоанн Кронштадтский еще здесь, на земле, был постоянно с Господом, Его Божественной благодатью. Дневниковые записи, бережно собранные и опубликованные в трудах епископа Арсения Жадановского «Воспоминания», дают ясный образ, как и чем Кронштадтский светильник угождал Господу. С какой искренностью он каялся Богу, жил по правде — праведник.

Русский народ, подмечая мудрость и заключая в краткие тезисы, передает ее потомкам в наследство. В. И. Даль положил огромный труд, чтобы собрать и сохранить пословицы. Теме правды, правдивости у него отведена целая глава.

Основная часть

Господь подавал пережить опыт, когда получалось поступать по правилам. На днях я не встала по подъему и не пошла на труды. Очень хотелось спать, да и простыла немного. Было страшно признаться в этом, потому что могут поругать или сказать что-то по поводу моей безответственности. Но я не стала обо всем этом думать, а просто пошла и призналась, сказала все, как было. Удивительно, меня не только не поругали, но стали безпокоиться, почему я не высыпаюсь и как мне лечиться.

Вечер, быстро читаю молитвенное правило. Совсем не могу стоять, засыпаю. Чувствую, что не молюсь, а так, отчитываюсь, потому что надо. Молитвы никакой нет. Все мысли о теплой постели. Стыдно стало пред Богом. «Господи, прости, я не молюсь, а просто тараторю, чтобы поскорее пойти спать. И мысленно уже давно сплю под тёпленьким одеяльцем. Прости меня, не могу даже полчаса в день побыть с Тобою, все рвусь к своим делам. Прости за дебелое сердце. Помоги». Чуть-чуть начинаю слышать слова молитвы: «Господи, в покаянии приими мя, Господи, не остави мене…» И как-то тихо и спокойно внутри стало.

Получается, что когда я говорила, что думала и чувствовала на самом деле, на душе становилось спокойнее, и с ближними было как-то мирно.

Я хочу рассмотреть одну из сторон правдивости. Н. Д. Гурьев в своей книге пишет, что «правдолюбие (правдивость) — потребность в отражении действительного положения вещей (правды) в мыслях, словах, поступках»6.

О. Анатолий добавляет, что правдивость — это свойство человека говорить то, что есть, сообщать реальность. Правда — это реальность, которую сотворил Бог. Высшая правда — Сам Бог. Жизнь по правде есть праведность. В Евангелии сказано: «Но да будет слово ваше: „да, да“, „нет, нет“, а что сверх этого, то от лукавого». (Мф. 5:37)1. Я же постоянно дополняю, уточняю, объясняю свои ответы. Были единичные случаи, когда я говорила просто «да» или просто «нет», и то от того, что куда-то спешила.

«Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1, 2)1. А как я могу судить других, говоря, что этот ленивый, а эта болтлива?!

Господи, прости меня, сужу направо и налево. Ты, веся на кресте, оправдывал своих гонителей перед своим Небесным Отцом и молился за них. А я… В жизни у меня все совсем не так. Одна сестра сказала в сердцах: «Ты мне приносишь одно зло». Я сильно обиделась и в ответ надерзила, а был праздник. Все сидят, радуются, внимают словам прославления. А мне есть не хочется, разговаривать тоже, только сижу и внутри ругаюсь на злую обидчицу:

— Наконец-то она мне отомстила. Наверное, давно хотела это сделать, — говорит один помысел.

— Но она же старшая, ей виднее, значит, где-то оно так и есть, — говорит другой. — А может, у нее было плохое настроение, и я попалась под руку.

— Она ведь могла сказать и помягче, а если так, значит, она плохо ко мне относится, — спорит помысел.

— Может, в чем-то она и права.

— Нет, теперь я никогда к ней не подойду.

В этот момент я вспомнила про правило: оправдывай, избегай подозрений и подозрительности. Мне не хотелось ее оправдывать. Оказывается, мне гораздо легче подозревать, нежели предположить, что человек мне не желает зла. Мне спокойнее, когда я думаю, что этот человек может мне сказать обидное, а этот в любой момент может посмеяться. О. Анатолий на «Учении о добродетелях» говорил: «…оказывается, человеку удобнее быть в подозрительности, потому что в этом случае он как бы постоянно спасает себя, ограждает себя, т. е. у него есть некая внутренняя потребность оберегать себя от разных вражьих нападений. И поэтому у него, как в любом государстве, желающем себя оградить, существует некая сеть шпионов, которых государство засылает в стаи врага и те доносят разные упреждения, что вот враг собирается сделать то то, враг имеет такой-то характер. И то, что есть на уровне государства, оказывается на уровне каждого отдельного человека… Что замышляет против меня или что можно ожидать пакостного от того брата или сестры…«3. Я мысленно прокручиваю ситуацию, как можно было поступить, ответить, а я не сообразила. Либо думаю, как бы не забыть про это и не попасть в «лапы» этой сестры. Получается, живу прошлым или будущим, не слышу того, что в данный момент происходит, теряю чувство «ныне», искажаю реальность, значит грешу. Всякая искаженная реальность есть грех.

На самом же деле я уже не раз подходила к этой сестре и сообщала какую-то неприятную весть: то плакат чуть не упал, то человек, которого она ждала, ушел, то еще что-то. Вместо того, чтобы помочь, исправить — повесить обратно плакат, попросить человека задержаться, я, получается, просто приносила зло — расстройство. Это была на самом деле правда, реальность. А я была вся погружена в мнительность, самомнение, подозрительность, саможаление и лукавство. Господа рядом не было. Н. Д. Гурьев дает такое определение этим качествам: «Мнительность — желание относиться к своим предположениям (мнениям) и оценкам окружающего, как к безусловно правильным. Подозрительность — желание предполагать в поступках и высказываниях людей наличие злого, враждебного умысла». Все это идет из «саможаления — желания обращать внимание на что-либо (обычно неприятное) в своей жизни, что дает основание жалеть себя (что более приятно)»6. Особенно губительным для души является самомнение. Его я ясно чувствую в себе. «Это способность составлять обо всем и особенно о людях свое мнение и затем упорно держаться его»5.

В другой раз чувствую, что по второму правилу нужно сказать, как было, что есть и чего жду. А так хочется присочинять что то, добавить. Опоздала на 10 мин, а на языке так и вертится сказать, что подъем не слышала, что поздно легла. Чувствую, что виновата — весь вечер проболтала. Спрашивают, почему молчу, а признаться в таких мыслях стыдно, не хочу, чтобы обо мне плохо подумали. Вот и стою: обманывать не хочу, а правду сказать трудно. Это есть лукавство, ложь, лицемерие. «Лукавство — желание обмануть самого себя»6, — пишет Н. Д. Гурьев. «Лицемерие — желание высказывать те мысли, которые наилучшим образом могут скрыть твое действительное мнение об окружающем, отношение к нему». «Лживость — желание искажать истину в мыслях, словах, поступках… Как правило, ложь на краткое время облегчает взаимоотношения с людьми, но в последующем приводит к гораздо большим неприятностям»6. Лживость исходит из самолюбования, а оно и саможаление — «деточки» самолюбия.

Что делать, если чаще всего я не чувствую, что вру и лицемерю? Я даже не всегда помню о правилах. Обычно спохватываюсь, уже оправдавшись и обидевшись. «Для сего надобно знать свои действия, знать себя и отделять себя от своих действий», — пишет свт. Феофан Затворник в книге «Начертания христианского нравоучения» о сознании себя (разумении), а батюшка добавляет: «Нужно от разумения себя отличать современные представления о сознании себя, самосознании… Разумение от себя отличает зло и все худое в себе, восстает из него… Разумение зрит от себя, а не над собою, отличает зло от себя, а не различает добро и зло. Оно есть жизнь божественной природы, высвобождающейся из-под рутины и власти греха. Таким образом, разумевающий себя:

  • ясно знает свои действия…
  • различает себя от своих действий…
  • знает, что он значит сам»5.

Из вышеприведенного видно, что без разумения себя не может быть духовной жизни. Св. прав. Иоанн Кронштадтский преуспел пред Господом в этом труде. Вот одна из его дневниковых записей: «13 июня. Каждый час и минуту я должен сдерживать себя, чтобы не дать воли дикому ослу — моему ветхому человеку — исполнить свою ослиную пагубную волю и подвергнуть меня безчисленным опасностям греха и нарушить праведную и блаженную волю Бога моего»7. О. Иоанн почти наш современник. Он жил в миру, но Господь всегда был в его сердце. Свидетелями этих таинственных отношений являются его дневники. «Крепкая любовь к Спасителю и постоянное духовное трезвение предохраняют от нечистоты… спасает же благодать Божия»7, — говорил он. Благодать приходит после покаяния, которое открывает вход Святому Духу в сердце, но вначале нужно услышать, что мешает. Отсюда:

I. Начальным действием является разумение (сознание). Мне вначале нужно разобраться и отделить то, что есть, от того, что происходит, значит разуметь себя. В этом труде помогает ведение дневника.

II. Сказать, в чем разобралась. Мое слово правдивым становится в том случае, если я скажу о том, что происходит внутри, как оно есть на самом деле. Но если это ропот, то так и сказать, что я сейчас в ропоте или в недовольстве, злобе и т. д. Если кому-то захочется узнать, что именно, то тогда можно говорить. Ближний сделал свой выбор. Народная мудрость по этому поводу говорит: «Хоть по горло в грязи, да не брызжи»2. «Правдивость невозможна без терпения себя и, следовательно, без признания собственной худости», — пишет Н. Д. Гурьев.

Бывает, Господь подает что-то сокровенное, а через рассказ о нем можно все растерять. Тогда нужно просто упредить ближних, что сказать не могу.

III. Принести Господу покаяние обо всем худом, что увиделось в себе, не пряча, не прикрывая его общими фразами, и просить: «Господи прости», — много, много раз. Обличить себя пред Богом — это правдиво пред Господом.

«Силу и животворность покаяния по милости Божией ощущаю на себе непрестанно, — пишет Кронштадтский священник. — 2 июля. Положение ризы и честного пояса Пресвятыя Богородицы. Служил в городе Череповце… Под конец раздразился минутно на неумелость матерей — крестьянок и мещанок — подносить ребят и на укорство младенцев. Благодать мира оставила меня; вышел огонь адский, овладели мною смущение, скорбь и теснота. Немедленно осудил себя, призвал безмерную благость Божию помиловать меня и изменить во благо сердце мое. Господь принял молитву и помиловал. Благодарю Господа»7. Батюшка даже не оправдывал ближних, он был занят своей душой, а точнее тем, что в ней поднималось. Он сразу каялся, и благодать Божия была с ним. Так оно и есть, ведь не ближний меня зацепляет, у него даже в мыслях нет обижать меня, а я сама, своим самолюбивым «крючком» цепляюсь за тон, слова, характер человека. А Господь же с меня спросит, меня за мое сердце судить будет.

Скоро летнее поселение, встреча с детьми, артель. Когда ребенок говорит правду, что у него случилось, что происходит у него внутри, то вместе можно найти выход и разрешить трудности. Чтобы ребенку помочь, могут быть сделаны следующие шаги:

1-й шаг. Вместе с ребенком рассмотреть и разъяснить происшедшую ситуацию, где была неправда. Вместе посмотреть, а как можно было по-другому поступить.

2-й шаг. Ситуация прошла, и ребенок увидел сам, что можно было поступить по-другому, но он солгал. Вместе с воспитателем выяснить, почему так получилось. Что мешает быть правдивым.

3-й шаг. Помочь ребенку поступить правдиво. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»2.

4-й шаг. Где правда, там и Господь. Это как зовущий образ.

Эти шаги входят в этапы педсобытия, и необходимым условием является расположение воспитателя к ребенку. Вера в ребенка рождает доверие к воспитателю. В данных шагах могут быть изменения, т. к. пока они не опробованы жизнью. Еще, помню по прошлому году, очень важен пример воспитателя. Сколько бы я ни говорила о том, как хорошо быть в правде, но, не имея ее в себе, ребенку помочь не смогу.

Заключение

Подведу итог.

В докладе я затрагивала одну из сторон добродетели правдивости. Правдивость — потребность в отражении действительного положения вещей (правды) в мыслях, словах, поступках; говорить, что есть, сообщать реальность. На примере исполнения правил. «Золотая середина — там, где я упреждаю ближних о том, какая реальность у меня внутри, и если они желают, то сказать. Пред Богом я правдива, когда отделяю себя от своих действий, желаний, обличаю себя, говоря, как чувствую, и прошу помощи у Господа. Но я так сейчас не делаю, не могу.

Так всегда поступать мне мешают самолюбование и саможаление со всеми своими производными (лицемерием, ложью, подозрительностью), исходящими из самолюбия. Выйти из этих греховных механизмов помогают следующие действия:

  1. Разумение себя: ясно знать свои действия, различать себя от своих действий, знать, что я значу сама.
  2. Сказать, в чем разобралась, признаться.
  3. Принести Господу покаяние обо всем худом, что увиделось в себе, не пряча, не прикрывая его общими фразами. Обличить себя пред Богом, просить помощи.

Эти действия помогают исполнить правила правдивости действительно правдиво. В этом труде хорошим помощником является ведение дневника.

На поселении труд с детьми над обретением правдивости заключается в следующих шагах, которые могут быть изменены при проверке их жизнью:

1-й шаг. Ситуация прошла — как можно было поступить.

2-й шаг. Ситуация прошла, и ребенок сам увидел, что он смог поступить по правде.

3-й шаг. Помочь ребенку сказать и поступить правдиво.

4-й шаг. Зовущий образ — „Лучше горькая правда, чем сладкая ложь“. Ребенок сам, по своему желанию и произволению говорит правду.

Прочитывая заново доклад, чувствую потребность в более глубоком вникании и уяснении каждого действия. Чувствую, что тему правдивости лишь затронула, и то с одной стороны. А сколько еще неизведанного, таинственного! Есть желание продолжить труд.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Список литературы

1 Евангелие. Послание апостола Павла к Ефесянам.

2 В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. — Издательство „Эксмо“, ННН, 2002 г.

3 Священник Анатолий Гармаев. Лекция по учению о добродетелях (распечатка), 2003 г.

4 Священник Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных. — ФГУП „ИПК“ Царицын», 2001 г.

5 Священник Анатолий Гармаев. Матушка. Стр. 77, 87 — 89. — Волгоград, 2003 г.

6 Н. Д. Гурьев. Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. «Свет православия. Христианский собеседник». Выпуск 45, 1998 г., стр. 80, 83, 87, 100, 109, 120, 164. — Издание Макариев-Решемской обители.

7 Еп. Арсений (Жадановский). Воспоминания. Стр. 156, 179, 180, 183. — Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1995 г.