Доклад «Труд над оправданием ближних», Надежда Аблекаева

Надежда Аблекаева, 2004

Обоснование темы

Господи, научи мя оправданием Твоим.

Пс. 118, 12.

Эта тема является продолжением вопроса о примирении с ближними, который я начала разбирать в прошлом году. В этом году возникали ситуации, когда во мне поднимались раздражение, гнев, злоба и в конечном итоге — осуждение. Я пыталась выходить из этих ситуаций как могла, но все попытки заканчивались самобичиванием и самоедством. Я была недовольна своими поступками, но при этом ничего не делала, а так и осталась в «пустой надутости». Это мне так надоело, что я все труды, какие еще могла совершать, бросила.

Тогда я задалась вопросом: «Какой есть выход из таких ситуаций, чтобы не бросать труда?» И после беседы с батюшкой мне стал ясен выход — это оправдание ближнего. Но легко сказать «оправдай», а ведь на самом деле это очень тяжело — не осуждать человека.

В тех случаях, когда нужно оправдать ближнего, мешает осуждение, подозрения, я верю слухам и от них составляю мнение о человеке. Я ставлю на него какую-то «печать» и обращаюсь к нему предвзято. Но это же неправда! Почему же не получается сразу оправдать, а по привычке я делаю все вышеперечисленное? Чтобы жить по правде, мне нужно войти в область добродетели справедливости, потому что первое правило ее гласит: оправдывай ближнего, избегай подозрений и подозрительности. Я сейчас понимаю, что мне нужно, чтобы ум трудился над оправданием ближнего. С чего начать? Что есть оправдание? Что его запрещает во мне? Об этом размышления в докладе.

История вопроса

Рассматривая историю этого вопроса, я обращалась к трудам Св. Отцов. Многие святые пишут об оправдании ближнего, о правдивости, т. к. все в своей духовной жизни соприкасались с этим. Но я затрону только некоторые труды, на которые опиралась при написании доклада.

Примером оправдания ближних является старец Паисий Святогорец. Многие его труды написаны именно по этому вопросу. Он наблюдал за собой, своими помыслами, за их проявлениями, трудился над тем, чтобы они были всегда добрыми и, наставляя своих духовных чад, говорил: «У кого есть добрые помыслы, тот духовно здрав и зло претворяет в добро». Он видел в человеке только доброе, со всеми пребывал в мире и любви. И, сам пройдя сложный путь к оправданию и любви к ближнему, старец поучает и нас идти этим путем, даря свой богатейший опыт.

В этом году эту тему тщательно исследовал о. Анатолий Гармаев. Он дал определенные правила правдивости, по которым сам старается жить и ведет в этот труд всех нас, своих подопечных. Батюшка, испробовав некоторые из этих правил на себе, сделал вывод, что они помогают человеку в духовном росте, в высвобождении души от греховных покровов к жизни по заповедям Божиим.

Также обращалась к трудам аввы Дорофея.

И конечно же, к основному источнику церковной жизни — Евангелию, примеру Самого Господа нашего Иисуса Христа. Когда его распяли, то Он простил всех, всех оправдал: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий» (Лк. 23, 33 — 34).

Господь Своей жизнью подает высший пример оправдания и любви к людям.

Основная часть

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки.

Мф. 7, 12.

Что же есть оправдание ближнего? Святые отцы в своих творениях, размышляя об оправдании ближних, говорят о правдивости. Тогда что же есть правдивость? А это одна из добродетелей справедливости, корень ее правда. По словам святителя Тихона Задонского: «Правда есть такая добродетель, которая учит нас всем должное отдавать».

Какое же «должное нужно отдавать»? На этот вопрос постараюсь ответить, рассмотрев три правды: грешника, человеческая, Божия.

По правде грешника это значит любить тех, кто меня любит, давать взаймы возвращающим и вообще жить по правилу: «Ты мне, я тебе». Если мне причинили зло, то и я воздам злом, мне грубо сказали, так же отвечу и я, даже не разобравшись в ситуации, может этот человек действительно прав, а я заблуждаюсь, но такой вопрос у меня даже и не возникает, а если и появится, то ответ все равно будет оправдывать мои действия, потому что я считаю свое видение правдой, а то, что говорит человек, все это ложь. Получается, что за собою я оставляю всякое право отстаивать свою правду. Из-за этого и происходят все ссоры у меня с людьми.

По правде человеческой я к человеку буду относиться справедливо, т. е. правдиво, искренне, честно, не по пристрастию и неприязни к нему, а по очевидным делам и их результатам.

Что же тогда по правде Божией значит «отдавать всем должное»? Здесь, как я вижу, не совсем подходит слово «отдавать», а больше «принимать», принимать человека таким, какой он есть, принимать его вину на себя, во всех делах оправдывать его, даже если он совсем не прав.

А по какой же правде я поступаю с людьми? Посмотрев на себя, увидела, что практически ко всем людям я отношусь несправедливо, а это значит — живу по правде грешника. Если ко мне грубо обратились, накричали или поступили не по-моему, то так делаю и я, отвечаю человеку тем же. Сразу же, не разобравшись в ситуации, отстаиваю свои «права». Правда, после этого становится как-то неспокойно на душе и конечно же, совесть подает свой голос. Но ведь надо же что-то делать, чтобы и людям не причинять страдания, и у самой было спокойно на душе. А что делать, куда двигаться, как? Когда задала эти вопросы себе, то увидела, что идти и трудиться мне предстоит в правде человеческой. А как прийти в нее? Этот путь для меня, как я понимаю, заключается в первом правиле правдивости: оправдывать ближнего, избегать подозрений и подозрительности.

Избегать подозрений значит не предполагать в поступках и высказываниях ближних наличия злого, враждебного умысла. Тогда что нужно делать, чтобы избегать подозрений и подозрительности? Необходимо оправдывать ближних. Для меня действие оправдания ближних очень трудное. Особенно в те моменты, когда человек сделал явно что-то плохое. Что же тогда делать, как правильно оправдывать ближних, какие есть способы, шаги оправдания?

Чтобы ответить на эти вопросы, я попытаюсь вспомнить ситуации, где получилось оправдать ближних, где нет, что этому помешало.

Один раз была ситуация за трапезой, где получилось оправдать людей. В начале трапезы стали вставать люди и просить молитв об одном деле. Мне показалась в их прошении корысть, что они свою вину переложили на других. И как только это подозрение возникло, Господь при содействии благодати показал мне меня саму. Я вспомнила случай, когда сама так поступала, увидела, что часто сама так делаю. От этого стало стыдно, что я осудила людей. После чего я покаялась.

В других ситуациях, похожей на этот, т. е. где меня возмутило поведение человека, я так и не смогла оправдать ближнего. Почему? Потому что, посмотрев, как я поступаю в таких случаях — не увидела, что так, как этот человек, поэтому и осудила.

Еще была ситуация, когда ко мне обратились на повышенном тоне, сделали замечание. Эту ситуацию я внешне приняла, а внутренне так и осталась при своем мнении.

Что же выходит? В первой ситуации получилось оправдать ближнего, а во второй и третьей нет. Тогда как себя вести в таких случаях, как из них выходить?

Выход из этих ситуаций или подобных есть. Как говорит старец Паисий: «Замена „левого“ помысла добрым. Посредством добрых помыслов человек очищается и приемлет благодать от Бога. Вся основа в добром помысле. Именно он возвышает человека, изменяет его к лучшему. Тогда человек находит всему оправдание — в добром смысле этого слова». Какими же добрыми помыслами можно оправдать человека? Я рассмотрю некоторые из них.

Выход из ситуации может быть такой же, как и в первой: предположить, что я так поступаю сама, если не в такой именно ситуации, то в другой уж точно так. Или оправдывать человека тем, что ему сейчас тяжело и поэтому он так поступает. Один из вариантов оправдания ближнего дает авва Дорофей: «Если же и случилось брату преткнуться, почему ты знаешь, сколько он повязался и сколько пролил крови своей прежде согрешения: теперь согрешение его является пред Богом, как бы дело правды? Ибо Бог видит труд его и скорбь, которые он, как я сказал, подъял прежде согрешения, и милует его. А ты знаешь только сие (согрешение), и тогда как Бог милует его, ты осуждаешь его и губишь душу свою. Почему ты знаешь, сколько слез он пролил о сем пред Богом? Ты видел грех, а покаяния его не видел». Т. е. если я так не поступаю, как поступил ближний, то здесь довериться в руки Божии: «Господи, Ты мне меня же показываешь» — и оправдать.

Благодаря добрым помыслам я оправдываю ближних и в тоже время ими обличаю себя. Поэтому, увидев свою вину, я могу попросить прощения у Бога и у ближнего и тем самым выйти из ситуации мирным путем, даже если она уже совершилась.

Получается, с помощью доброго помысла и самоукорения я могу оправдать человека. Тогда как узнать, куда мне двигаться — шаги, ступени лестницы спасения? А шаги и продвижение по ним зависят от внутреннего моего устроения и расположений сердца.

1-й шаг.

Проявление зла вовне. Раздражилась на человека и вспомнила, что не так сделала, после чего искание доброго помысла и примирение с Богом и ближними.

2-й шаг.

Зло не проявилось вовне, только внутри. Вспоминание доброго помыла сразу, как только в сердце началось раздражение, гнев, осуждение, и принесение покаяния Богу.

3-й шаг.

Сохранение мира как внутри, так и внешне. Сердце пребывает в мирном состоянии.

Где нахожусь сейчас я? Я пытаюсь взойти на 1 шаг внутреннего устроения, на нем устоять, чтобы искать добрый помысел, даже после раздражения, осуждения человека и испрашивать прощения у ближнего и у Бога.

Если я не умею оправдывать ближних, значит этому что-то мешает. А что именно? Мне хотелось бы рассмотреть три механизма, с которыми я встречалась и еще предстоит встретиться.

1. Осуждение ближнего. Это когда я принимаю решение о безусловной виновности осуждаемого. Считаю себя правой, а другого человека нет, отталкиваю, занижаю его, другим рассказываю о плохих чертах его характера, занимаюсь пересудами. Одним словом, совершаю суд над человеком. Но Господь, поучая в Евангелии, говорит совсем другое: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф. 7, 1, 2).

2. Самооправдание — это когда я желаю оправдать свои поступки, поведение в глазах окружающих людей и в своем собственном мнении. Причины своих поступков изыскиваю не в себе, а в любых окружающих меня обстоятельствах, в поведении людей. Н. Д. Гурьев пишет: «Всякий, оправдывающий себя, уже самим оправданием обнаруживает скрываемое сознание собственной вины, ибо невиновному и в голову не придет оправдываться».

3. Человекоугодие — это когда я по отношению к человеку имею какую-то корысть и поэтому угождаю ему из страха наказания или потери близких отношений.

Вот против этих механизмов мне необходимо восставать в себе.

В этом году на детском поселении я буду воспитателем у подростков. С ними я также планирую труд над правилом правдивости. Для них шаги внутреннего устроения, варианты оправдания человека немного другие, с учетом их нравственного развития. В докладе я предлагаю перспективную лестницу для них, но она неточная, т. к. еще не прожита самими детьми.

1-й шаг. Разъяснение ситуации ребенка вместе с воспитателем после того, как она уже проявилась вовне. Вместе с подростками искание добрых помыслов оправдание ближнего.

2-й шаг. Ситуация вовне не проявилась, но внутри у ребенка «все кипит». Здесь также помочь ему разобраться в ситуации правдиво.

3 шаг. Зовущий образ.

Хотела бы упредить о том, что все эти шаги входят в педсобытие в своем месте.

Заключение

Подведу итог. В докладе я затрагиваю добродетель правдивость, из которой выходит основная тема моей работы: «Оправдание ближнего».

Существо правдивости — отдавать всем должное. Как это возможно совершать, я рассматриваю по трем правдам: грешника, человеческая, Божия.

Мой труд над собой состоит в переходе из правды грешника в человеческую оправданием ближних.

Способы оправдания — это замена «левых» помыслов добрыми и самоукорение.

Шаги — это внутренние устроения души, по которым я могу проверить себя, как происходит личный труд:

1-й шаг — проявление зла вовне, после чего примирение с Богом и ближними.

2-й шаг — зло не проявилось вовне, только внутри; принесение покаяния Богу.

3-й шаг — сохранение мира как внутри, так и внешне.

Что запрещает во мне оправдание ближних?

3 механизма:

  1. Осуждение ближних.
  2. Самооправдание.
  3. Человекоугодие.

Перспективная лестница труда для детей-подростков на поселении состоит из 3-х шагов, один из которых является зовущим образом.

В 1-ом шаге ситуация произошла вовне.

Во 2-ом шаге ситуация вовне не проявилась, только внутри.

Выход в этих шагах мирным путем возможен с помощью воспитателя — вместе с подростком искание оправдания ближних.

3 шаг — зовущий образ.

С этими трудами я выхожу на поселение, надеюсь с Божией помощью их совершить.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Литература

1 Библия.

2Лекция о. Анатолия Гармаева по учению о добродетелях: «Правдивость, искренность, честность, простота, ответственность, взаимообращение» (5.11.03 г.) — распечатка.

3Священник Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных. — Волгоград, 2001 г.

4Простые беседы о нравственности. — Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1994 г.

5Авва Дорофей. Душеполезные поучения. — Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994 г. (стр. 83).

6Паисий Святогорец. Духовная борьба, том III. — Издательский дом «Святая гора», Москва, 2003 г. (стр. 21).

7Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям свт. Тихона Задонского. — Москва, «САМШИТ», 1996 г. (стр. 756).

8Н. Д. Гурьев. Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. — «Свет Православия». Издание Макариев-Решемской обители, 1998 г. (стр. 112 — 113).