Доклад «Любовь, как причина свободы ближнего. Строгость, как ответственность за подопечных», Борис Утарбаев
- Подробности
- Опубликовано 28.08.2013 21:35
Содержание
- Обоснование темы
- История вопроса
- Основная часть
- Любовь делает другого свободным
- Любить означает относиться к ближнему ответственно
Обоснование темы
Я взял эту тему потому, что мне трудно в общении. Я не свободен от моих привычных реакций на людей, некоторых слов в мою сторону, не свободен от обиды при строгости по отношению ко мне.
Чтобы служить Богу и людям искренне и вкладывать в свое служение душу, необходимо иметь хоть какой-то мирный уголок в сердце, который бы был недосягаем для суеты и скорбей (внешних и внутренних). Конечно, полный мир в сердце, постоянное расположение к братьям и сестрам достигается трудами всей жизни. Поэтому для себя я ставлю задачу, чтобы мои скорби от ближних, уязвления, собственные немощи и несостоятельность не могли поколебать мое служение Богу и людям.
Не секрет, что то, что творится в моей душе, независимо от того, осознаю я это или нет, дети чувствуют, и насколько я свободен от «занятости собой», настолько детям и ближним легко со мной.
В любом общении, чтобы сохранить свободу ближнего и свою внутреннюю, необходимы некоторые разумные действия.
Одной из целей доклада является обретение мною этих действий, в надежде, что их исполнение даст не только легкость общения, но и глубину в отношениях с ближними и с Богом.
Церковь в лице училища делает меня ее частью через определенное мне служение детским воспитателем на летнем православном поселении и ставит предо мною задачи участия в детях, в их воцерковлении. Раскрытием этой темы я ставлю задачу прояснить для себя причины, не дающие любить ближнего.
В связи с этим в докладе я хочу:
- Найти уже имеющийся у меня опыт исполнения этих добродетелей. Сверить его с опытом, описываемым святыми отцами (то ли я переживал?). А для этого прояснить существо добродетелей по святым отцам, то есть существо моей темы «Любовь, как причина свободы ближнего. Строгость, как ответственность за подопечных».
- Уяснить, как эти добродетели деятельно исполняются в Церковном служении? Какова моя мера исполнения и почему? Что мне мешает постоянно пребывать в попечительной любви и ответственности и как от этого избавиться?
История вопроса
В беседах старца Паисия Святогорца, в которых он наставляет своих учеников в духовной жизни, я встретился со многими вопросами, волнующими меня. Старец раскрывает, что такое добродетель искренности, ответственности, любви и многие другие. В его беседах, изданных в трех томах, слышится большая скорбь и любовь к людям современного мира, а его советы ближе, понятнее и применимее для нашего современника, нежели советы святых отцов древности.
В книге прт. А. Гармаева «Обрести себя» я нашел наиболее точное описание волнующего меня предмета. Его труд основан на труде свт. Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения». В главе «Эмоциональность, сознание и подсознание» и в других батюшка приближает к нам труд святителя, раскрывая тонкую эмоциональную область души человека[3а] и то, как в современном мире она становится схваченной страстями, описывает узнаваемые признаки основных страстей современного человека[3б] и предлагает труд над разумением себя[3в].
Также в своей работе я касался труда иг. Евмения «Духовность, как ответственность», благодаря которому прояснил для себя понятие ответственности и увидел, насколько ее область велика.
Коснулся труда Николая Евграфовича Пестова «Путь к современной радости». В нем он показывает образ воспитания детей, приводящий их к Богу.
Также обращался к святому преподобному Иоанну Лествичнику, к его труду «Лествица», в котором выделил для себя высокие образы добродетелей любви и смирения.
Основная часть
I
Любовь делает другого свободным.
Прт. А. Гармаев.
Протоиерей А. Гармаев в своей книге «Обрести себя» пишет: «В любви люди свободны друг от друга. Ибо каждый любит другого, а не себя. Он отдает всего себя другому и, жертвуя собою в любви, сохраняет его свободным и в этой свободе своею любовью поддерживает, отдает ему свою жизнь»[3а].
Только здесь, в училище, живя с братьями в одной семейке, в одной комнате и имея с ними тесное общение и совместные дела, к своим 27-ми годам я начинаю замечать, как мои слова, дела, поступки влияют на свободу ближнего, как легко ранить себя и ближнего или усложнить, отяготить отношения. Какое-то время я постоянно осложнял отношения в семейке с братом и никак не мог понять: чем же я это делаю? Пока в одной искренней беседе он сам не сказал мне о том, что когда я берусь над чем-то трудиться или что-то делать, то и других этим трудом обязываю. И сейчас я вижу, что зовя всех к церковной жизни, сам того не исполняю и не имею на то сил, а имею большие притязание к другим. И сейчас вижу, что так я делал всегда.
Как пишет иг. Евмений, «зона ответственности включает в себя все то, с чем мы соприкасаемся и так или иначе входим в контакт. Человек не вправе относиться ответственно только к „своему“ и безответственно к „чужому“»[2].
До этого случая я не замечал за собой такой безответственности и легко отзывался на какое-либо дело, легко подходил к любому человеку с любым вопросом, но даже не задумывался над той ответственностью, какая возникает у меня пред ближним за то, что человек при этом уделяет мне свое внимание и сердечное расположение и еще что-то внутри души. Эта же безответственность проявляется в любом деле: дело беру, но со временем теряю расположение к нему, не довожу до конца.
В связи с этим я теряю мир в душе от самим создаваемых препятствий, впадаю в уныние и становлюсь не способным что-либо сделать. Хотя зачастую имею к этому желание и умение.
Чтобы попытаться разуметь, что это за состояние, я обратился к трудам Паиия Святогорца, который пишет: «Когда кто-то отдается внешней деятельности, не достигнув еще очищенного внутреннего духовного состояния, то он может вести какую-то духовную борьбу, но иметь при этом и расстройство, терзание, ему будет не хватать доверия к Богу, и он часто будет терять мир»[2]. Старец причиной этого называет неочищенное внутреннее духовное состояние. Раскрывая это состояние, он говорит: «Можно быть о семи пядей во лбу, но иметь при этом тщеславие с эгоизмом, которые будут предшествовать твоим действиям, а ты можешь не обращать (на это) внимания». И далее пишет: «Действия прежде мысли есть гордость»[2].
Прт. Анатолий Гармаев, донося до нас учение святых отцов, выделяет эти страсти как два первых «царственных» эго-влечения в человеке: «Гордость — это чувство самодостаточности, когда человек чувствует, что ему для того, чтобы жить в мире, достаточно его знаний, достаточно его представлений, достаточно его самого». Не является ли это причиной утвержденности в своих желаниях? И в другом месте: «Если же вдруг обнаруживается личное несовершенство, некомпетентность, переживает внутреннее смятение, как потерпевший поражение. О тщеславии же батюшка пишет: «Это влечение к положительному мнению окружающих людей».
Эти причины разрушают душевный мир не только при исполнении дела, но в действиях, намерениях и отношениях к ближним. Часто, когда что-то хочется сказать прямо, открыто, что-то в душе буквально нудит, подсказывает: остановись, рассуди. Прошлый опыт таких высказываний или выставлений напоказ говорит, что сейчас можно опять сделать глупость, поранить себя и задеть других и от этого потерять мирность. Также совесть говорит, что когда я открывался так, то это не привело к сближению с другим и никак ему не помогло; такое откровение схватывает свободу его, а он уважает мои чувства и не может освободиться от меня «искреннего», поэтому гасится жизненность.
А самому мне так и хочется обвинить всех окружающих в том, что у меня теперь из-за них такое состояние, что они не поняли меня, не одобрили, не поддержали. А в действительности подтекст этих обид такой: не воздали должной мне почести, не признали меня большим, не восхитились мною.
Что же здесь необходимо делать? Старец Паисий говорит: «Духовная искренность отличается любовью… многое рассуждение имеет великодушную любовь, жертвенность и смирение… Тот, кто хочет быть по-настоящему искренним, пусть начнет с того, чтобы быть искренним прежде всего с самим собой, потому что духовная искренность начинается с этого. Если кто-то неискренен с самим собой, то он обделяет только себя и издевается только над самим собой. Но ведя себя неискренно по отношению к другим, он смертно согрешает, потому что издевается над другим»[2].
В последней фразе старец достаточно узнаваемо описывает мои действия безответственности к ближним: «…смертно согрешает, потому что издевается над другим». Я вижу, что при общении всегда стараюсь не только быть неискренним, показывая себя хорошим, но и претендую на признание. И это есть, как пишет о. Анатолий, утверждение — действие, противное в любви.
Многое же рассуждение блаженный старец открывает как вмещающее великодушную любовь, жертвенность и смирение. Позвольте ради того, чтобы глубже услышать эти слова, обратиться к Иоанну Лествичнику: «От гордости происходит забвение согрешений, а память о них есть ходатай смиренномудрия», и в другом месте: «Смирение есть сознание умом своей немощи и безсилия»[1а]. Не дерзаю опираться на собственное понимание этих слов, но хочу обратить внимание на то, что искренность к себе подразумевает память о своих грехах. О любви же прп. Иоанн пишет: «Любовь собственно есть отложение всякого противного помышления, ибо любовь не мыслит зла (1 Кор. 13, 5)»[1б].
В существе любви прп. Иоанн указывает на отложение помышлений, и здесь для своего труда над этой добродетелью я нахожу полезный совет: всячески отбиваться от тех мыслей, которые ввергают меня в осуждение, надмение, превозношение или еще что-то. В выявлении же этих состояний мне поможет самоукорение. Несмотря на все волнения сердца и перемену настроений, необходимо удержаться в церковном служении, ориентируясь на него и на тех, кому я это делаю. И главное — стараться исполнять его в срок, качественно, до конца. Для этого необходим внутренний труд над расположениями сердца:
- Терпеть себя (скорби внутренние и внешние). Потому как это и есть Господь и Его любовь ко мне.
- Уповать на Бога.
- Благодарить Бога и ближних за помощь.
При всех вышеперечисленных расположениях возьму за правило: мысль должна предшествовать действию.
II
Любить означает относиться к ближнему ответственно.
Иг. Евмений.
(Труд над моим пед. дневником.)
Один раз я пришел к своему крестнику и стал играть с ним в его игрушки. Со временем Коля разбаловался и начал разбрасывать игрушки, я невольно по привычке взял его за руку, чтобы остановить. Тогда я встретил такой взгляд, брошенный на меня, будто я пытаюсь его связать, и, как бы в противостояние мне, он еще пуще разбаловался. Когда же я начал воздерживаться от излишнего одергивания, без суеты в сердце и нетерпения давая Коле больше свободы, будто что отпустив в душе и по-другому посмотрел на него, то Коля начал чувствовать ответственность за свои действия, после чего мое слова к нему возымели силу.
Эта встреча обратила мое внимание на мое расположение и мои действия в момент, когда необходимо что-то делать, имея ответственность за воспитание ребенка. Я заметил, что пока я не услышу, в чем я, не укорю себя, я не способен что-либо предпринять.
Старец Паисий пишет: «…когда кроме заботы о другом в нас есть и гордость, когда наша любовь не чиста, тогда он (ближний) сопротивляется очень сильно. Если мы обличаем кого-то от любви, с болью, независимо от того, понимает он нашу любовь или нет, в его сердце происходит изменение, потому что нами двигает чистая любовь. А обличение без любви, с пристрастием делает обличаемого зверем…»
Далее старец советует: «Надо всегда испытывать себя. Для чего я хочу сказать это? От чего я исхожу? Больно ли мне за ближнего?»[2].
Этой зимой я был воспитателем братской семейки на Рождественском сборе. Мои мальчишки в первые дни ходили на линейку (правда, каких трудов мне это стоило!), в конце же сбора совсем перестали меня слушаться. В третий день при сборе их на линейку у меня не хватало сил что-либо сделать. Но помня совет моих наставников, что необходимо в любом случае исполнять свои обязанности, с болью в сердце (будто что-то отрезал от себя) сделав все возможные упреждения, я пошел на линейку с одним мальчиком из трех. Это была торжественная линейка по окончании сбора. На линейке я вышел попросить молитв о моих мальчиках и, не успев открыть рот, увидел Романа, тогда я сказал только о Руслане, но только я закончил о нем, как все увидели и его. Господи, какая это была радость!
Из этого случая я извлек, что всегда несмотря ни на что, со своей стороны необходимо строго держать правила сбора и поселения, делая все возможные усилия, не впадая в свои настроения, сохраняя спокойствие. Когда я отложился от притязаний, то смог строго и просто сделать упреждения.
Из всего вышесказанного можно заключить: наше служение состоит в приложении от себя всех сил ради отсечения в ребенке худого, самоотверженности, в желании в труде над нравом сохранить или зажечь радость жизни церковной, жизнелюбие. При этом чтобы распознать в ребенке худое, необходимо самому быть свободным от притязаний, придирок, от пристрастности, человекоугодия, самоугодия и тщеславия. К своей же мере такого трезвения я отношу, прежде всего, ясное представление о том, в какое я сейчас действие веду детей, знание его содержания, а также хранение спокойствия в сердце. При каком-либо волнении не делать поспешных выводов и не действовать без рассуждения и советов.
Необходимо рассудить, чем я сейчас обращаюсь к детям? Нужны ли они мне, что я к ним питаю? Есть ли любовь, расположение? Имею ли я лично с ними отношения или увлечен лишь выполнением дела, весь в нем до нетерпения и неискренности, так что и пошутить с детьми не могу. Имею ли я заботу о детях? Об их воспитании? Укорять себя, когда уловлю себя в неправде.
Так как пока еще я не имею в душе ни образа общения с детьми, ни личного опыта, необходимо всегда в своих трудностях с детьми или личных прибегать к советам старших. Склонение к обращению за советом всегда побеждает гордость, которая, взяв на себя слишком много по притязанию, отягощает служение.
Необходимо самому строго выполнять правила поселения и обязанности воспитателя. А дети должны быть осведомлены обо всех правилах, чтобы четко знать, что от них требуется и какое наказание за невыполнение. Наказания должны действительно исполняться. Расположение же при этом должно быть без какого-либо пристрастия.
Николай Евграфович Пестов говорит: «Ребенок оценит заботу и внимание, в каких бы формах они ни проявлялись, если только все у вас будет с любовью [1 Кор. 16.14], если во всех словах ваших он будет слышать и чувствовать любовь. Сердце детское чутко и отзывчиво, и, когда мы все свое сердце ради Господа и Его заповедей отдаем детям, они отдадут нам свое»[5].
И еще одно правило — прт. А. Гармаев советует: «Если внутренне в человеке начинает происходить раздражение, досада, озлобление, стремление немедленно что-либо сделать по отношению к другому, то есть смысл уйти в педагогическую паузу… Человек берет паузу внутреннего молчания относительно конкретных конфликтных ситуаций»[3в].
Заключение
Эту работу я начал, обнаружив трудности в отношениях с ближними. В главе «Любовь делает другого свободным» были подробно рассмотрены мои затруднения и благодаря книге «Слова» Паисия Святогорца найдены причины моего состояния по проявлениям, описанным в книге прт. А. Гармаева «Обрести себя». Это тщеславие и гордость. На моем этапе воцерковления в труде над собой необходимо быть прежде всего искренним с самим собой, а значит помнить свои прошлые ошибки, мешающие мне в отношениях с ближними заботиться о них, а в своем служении быть ответственным. Проявления гордости терпеть, стараясь как можно точнее исполнять свои обязанности согласно правилу: мысль должна предшествовать делу. А каждое проявление гордости выносить на исповедь.
В главе «Любить означает относиться к ближнему ответственно» рассмотрены случаи, описанные в моем пед. дневнике, где был труд над разумением поступков воспитателя по отношению к детям, сделана попытка увидеть в них действия, основанные на любви, попечении и ответственности, и была попытка сверить пережитый опыт с опытом отцов и деятелей Церкви. Результатом этой работы явилось сознание действий, исполненных в этих поступках, расположений сердца. Выделению их помогли правила и действия:
- Знание текущих предшествующий действий.
- Строгое выполнение правил поселения и обязанностей воспитателя.
- Объяснение детям всех правил поселения.
- Наказание должно действительно исполняться.
Всегда необходимо самому хранить мир в сердце, не действовать без рассуждения, укорять себя, прибегать к советам старших.
Список литературы
1 Преп. Иоанн Лествичник. Лествица, см. алфав. указатель: «смирение» [1а], «любовь» [1б].
2 Паисий Святогорец. Слова. Том II, Духовное пробуждение. Гл. «Ответственность любви». — М: 2001.
3 Священник Анатолий Гармаев. Обрести себя. Гл. «Откройся жизни — люби другого» [3а], «Эговлечения» [3б], «Соблюдай педагогическую паузу» [3в]. — Волгоград, 2000.
4 Игумен Евмений. Духовность, как ответственность.
5 Н. Е. Пестов. Путь к совершенной радости. Гл. «Условия успеха в деле воспитания», «Самоотверженная любовь». — М: 1994.