Праздничная трапеза прославления «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Вариант 2

(Подготовлено студентами училища согласно слову митрополита Вениамина Федченкова по книге «Царство Святой Троицы», М., 2006 г. и прозвучало в день праздника 4 декабря 2010 года на трапезе в общине).

Торжественное Введение во храм Пречистой Девы Богородицы Марии, Отче, благослови прославити…

Уже в день предпразднства Церковь поет: «Ныне предобручилася еси Духом таинственно, обручена Богу и Отцу» (3-я стихира на «Господи воззвах»; то же и 3-я хвалитна на праздник; то же и в отдание).

Моего уха коснулось слово «обручение». И точно молния, мое сознание пронизала мысль: да ведь ныне же празднуется обручение Божией Матери! И мне все стало ясно, и светло, и понятно. Осветилось содержание праздника. Пролился свет… обрадовалось сердце!

Ныне именно и празднуется это событие: Бог Отец из всех отроковиц избрал Себе единую в Матерь Сыну Своему. И, избрав, привел Ее к Себе в Свой Царственный дом, то есть в храм, и здесь заключил завет: Он избрал, а Она обещалась в верности. Так произошло духовное сочетание между Богом Отцом и девою Марией. Это и есть обручение. Она ныне обручена Ему в невесты. Введение есть именно праздник Божественного обручения. Вот суть события, подлинный смысл праздника.

В старые времена в России избранная в невесты жениху, или обрученная, оставляла с этого момента свой дом и родителей и переходила жить в дом будущего мужа, храня с ним полную чистоту отношений. Так и ныне. Божия Матерь, избранная в невесты Богом Отцом, оставляет своих родителей Иоакима и Анну и переходит на воспитание и жизнь в дом Божий, в храм, чтобы достойно приготовиться к славному моменту Благовещения и Рождества.

Воспитание грядет.

Все прочее после обручения связано будет с этим центральным пунктом, и прежде всего — воспитание. Вот другая цель Введения. Но она не самостоятельная, а подчиненная, связанная с обручением.

Богоотроковица вводится в храм, то есть во дворец Царя Небесного, чтобы там достойно воспитаться в Матерь Сыну Божию.

В чем состоит Ее воспитание?

Из службе видно, что Воспитателем Ее был сам Дух Святой. Но ближайшим слугою был приставлен архангел Гавриил. Они руководили будущую Матерь Сына Божия.

Молитва, чтение слова Божия, рукоделие, непрестанное богомыслие, — одним словом, жизнь в Боге, единым Богом были Ее непрестанным занятием.

Все великие люди воспитывались Божьим Промыслом. Моисей, будущий вождь и управитель, чудесно воспитывается при дворе фараона, а затем сорок лет воспитывается в пустыне, пася стада тестя Иофора.

Иоанн Креститель с малолетства в суровой пустыне готовится быть другом Жениху (Ин. 1, 31).

Если взять святых Христианской Церкви — все они воспитывались особенным образом: или многолетним пустынническим подвигом; или крестным житием; или особенным сочетанием обстоятельств жизни. И так постепенно делались угодниками Божьими, то есть угодными Ему.

А что же, следовательно, нужно было для Той, Которая готовилась быть Матерью Бога? Конечно, Она должна была и воспитываться исключительнейшим способом, чтобы подготовиться к этому невероятному и неожиданному событию.

И при благодати святого Духа необходим собственный подвиг: иначе непрочно будет совершенство, что мы видим на Адаме и Еве. И им дана была заповедь о воспитании — послушании Богу, но они отвергли ее.

Предблаговещенская благодать

Теперь перейдем к тем чувствам, какие вызываются праздником Введения и выражаются в богослужении.

Если мы верно поняли суть нынешнего праздника как обручение Царицы, Матери Божией, то, по аналогии с обычным обручением позволительно рассуждать и о чувствах, вызываемых подобным событием.

Обручение — предпразднство венчания. И если венчание совершается радостно, торжественно, светло, то и обручение проникается такими же чувствами, только менее напряженными.

Так воспринимает Церковь и событие Введения. Характер богослужения торжественно-радостный, правда, радость еще не сильная, а как бы временно сдерживаемая, «прикровенно разумеваемая». Да, так и должно быть. Ибо самое главное-то торжество — впереди. А сейчас — замкнутая жизнь, постничество, молитвы, подвиги, воспитание, подготовление к торжеству. Но Церковь, зря будущее, уже и теперь торжествует.

Эта радость напоминает благовещенские переживания. Особенно когда поют перед 9-й песнью: «Ангели, вхождение…» и совершенно такой же по напеву, благовещенский, запев 9-й песни: «Благовествуй земле…» И ирмосы на предпразднство и в самый праздник — тоже Благовещения. Даже разговоры Анны и Захарии по форме напоминают благовещенскую беседу архангела Гавриила с Девой Марией в каноне; и самое обручение есть путь к Божественному зачатию, к коему готовится «пронареченная Матерь»; отсюда стало совсем ясным, что ныне «предпразднство Благовещения».

Обручение и покаяние

Но наряду с этой радостью в нынешний праздник кое-где звучат и покаянно-просительные стихи.

Они, правда, немногочисленны и прячутся в торжестве обручения; но внимательный взор это видит.

Естественно, ставится вопрос: как вклинились непраздничные, покаянные мысли в такой торжественный день, как обручение Царицы?

Пусть их и мало, — а все же нужно понять.

В дни славы царственных особ на земле люди иногда обращаются к ним с просьбами, надеясь получить особую милость. Введение — день славный в жизни Богородицы; Она раздает особую милость молящимся. Но какую же большую милость можно просить у Нее, как не духовную? Вот и просят.

«От всяких искушений и бед душевных свободи ны, притекающие к Тебе, Всепетая, твоими мольбами, Мати Христа Бога» (6-й тропарь 6-й песни 2-го канона).

Та духовная чистота, то бесстрастие, тот духовный мир и тишина, которых достигла Она — их просили и мы у Нее в день начала Ее воспитания.

И хочется жить в чистоте и тишине духа. Если ныне день «Божия благоволения», то особенно легко получить всякие милости, в частности прощение грехов; почему, может быть, и легко было каяться и почему хотелось быть чистым!

Праздник девственников

Праздник Введения считают по преимуществу монашеским праздником. И совершенно понятно: и монахи (и монахини) руководятся ревностью любви к Богу; и они хотят посвятить себя всецело служению Ему и спасению души своей, отказавшись от мира; и они отдают себя на воспитание духовно, на подвиг; и они проводят время в молитве и т. д. А самое главное: Она — Пресвятая Девственница, и многие желают и обещают быть девственниками безбрачными; и не случайно, что преподобный Серафим приведен был Промыслом в Саровскую пустынь именно вечером накануне Введения во храм Богородицы (1778 г.). Понятно, что многие монастыри посвящены именно Введению Божией Матери во храм.

Есть русский обычай дарить девочкам в день Введения подарки, потому что Введение считается их, девственниц, праздником. Они по своей чистоте — тоже «невесты Божии», и особенно близки Приснодеве.

Богу нашему слава, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.