Очерк к празднику иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение»

3 февраля в Русской Православной Церкви совершается день памяти иконы Божией Матери, именуемой «Отрада и Утешение». Для нашей общины это престольный праздник.

У этой иконы есть удивительная история.

В древности был обычай, согласно которому, выходя из соборного храма в монастыре Святой Горы Афон по окончании утрени, отцы прикладывались к иконе Божией Матери, находившейся тогда во внешнем притворе, и там игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат обители, чтобы тот их открыл.

Предание говорит о том, что 21 января 1320 года, когда игумен передавал ключи привратнику, икона ожила, и Божия Матерь строго сказала игумену: «Не открывайте сегодня врата монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: «Не надо, Мати Моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». Тогда Госпожа Богородица с материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу взяла ручку Христа и отвела от уст своих. Повернув голову вправо, она уклонилась от руки Христа и воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: «Не открывайте сегодня врата обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов. Но не останавливайтесь на этом, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас». И в третий раз повторила: «Сегодня не открывайте врата Обители…» Трижды повторив, Госпожа Богородица и Пречистый Ее Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня, то есть Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Ее повернута в попытке уклониться от нее, а выражение лица таково, что исполнено безграничного снисхождения, любви и материнской нежности, в то время как Христос, хотя и младенец, но как Судия имеет строгий вид.

Эта икона поистине нерукотворна, потому что изменился её прежний облик благодатью Божией. И после чудесного вмешательства Богородицы и спасения монастыря она была названа «Божия Матерь Отрада и Утешение». Сегодня паломники не могут насмотреться на нее, в нежном выражении лика Божией Матери люди находят для своей души отдохновение и покой.

В этом чуде проявилось с особенной силой матернее дерзновение Богородицы ходатайствовать о грехах человеческого рода к Сыну Своему и Богу и спасать его Своими молитвами от бед, праведно постигающих его по множеству грехов.

История прихода иконы в Отраду

Прежде чем в Отраде появилась икона «Отрада и утешение», задолго до этого было задумано строительство нового храма прп. Серафима Саровского. Заложили фундамент храма. Думали, что храм из бывшей пионерской комнаты переедет во вновь построенный. Нынешняя Отрада — это бывший летний пионерлагерь.

Строительство нового храма с какого-то времени начало быстро продвигаться. «Все, которых влекло сердце» приносили в дар Господу часть от своих средств и порой часть немалую — от 50 тысяч рублей до 200 и даже 300 тысяч рублей. И преимущественно из своих личных сбережений или от продажи своего дома, квартиры- десятину Господу. Это было так же, как в ветхозаветные времена, когда строился храм-скиния собрания. «И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух… и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни и привески, всякие золотые вещи… и каждый, кто жертвовал… приносил сие в дар Господу… все, которых влекло сердце». В строительство храма вложили свои силы все, «которым Господь дал мудрость и разумение, чтоб уметь делать всякую работу», и все, «коих влекло сердце приступить к работе и работать» (Исх. 35, 21, 24, 36, 1 — 2).

Строительство подходило к концу. Вместе с радостью у меня появилось в душе волнение — в честь кого переименовать прежний храм, который уже был храмом преп. Серафима Саровского. Если теперь преподобный уйдет из этого храма в новый, в честь кого именовать прежний? Не от себя же именовать. Если именовать от Бога, как узнать Его волю? Время шло, а ясность не приходила. Это было мучительное недоумение. Одновременно с ним росло в сердце обращение: «Господи! Сам благослови!»

В это время сильное желание выказал Алексей Александрович Обухов — второй раз поехать на Святую Гору Афон. Мы поехали вдвоем с ним. Монастырь св. Пантелеимона — четыре дня, а потом пешком и на автобусах по другим монастырям Афона. В монастыре Ватопед установили новое правило — паломникам более одного дня не задерживаться в монастыре. А мы хотели побыть три дня. Наместник отец Ефрем уехал. Наш провожатый по монастырю сказал, что без него никто не возьмет на себя принимать иное решение. Я тихо и сильно молился Матери Божьей, просил Ее благословения. Храм, в котором находилась Ее икона «Отрада и Утешение», был закрыт. И в этот день пройти к ней было нельзя. Казалось, что другого уже ничего не будет. Но вдруг с какого-то момента все так же тихо, но все увереннее начало поворачиваться совсем по-другому.

Провожатый показал нам на человека, вышедшего из храма: «Спросите у него. Он сейчас вместо наместника». Не сразу получилось подойти к нему — он был не один. Когда подошли, благословились, представились, спросили — попросили. Он ничего не ответил, наш провожатый сказал: «Подождите». А потом… Потом была радость за радостью. Заместитель наместника разрешил остаться на три дня. Вечером отец Ириней, один из духовников монастыря, согласился побеседовать со мною. Он француз, но немного говорит по-русски. Сказал, что у него есть около получаса. Но так пошла беседа, столь сокровенное и вместе с тем простое давалось ему слово, столь необычное для меня было веянье любви, которое исходило от него, что ни он, ни я не заметили, как прошло около двух часов. Стемнело. В храме, где мы были, стало совсем темно. Только легкий свет от луны давал видеть очертания друг друга…

А на следующий день мы были в храме у иконы Матери Божьей «Отрада и Утешение». Везде, по всей горе Афон, где бы мы ни были, я мысленно задавал один и тот же вопрос: в честь кого наименовать храм, из которого уйдет преподобный Серафим Саровский? Когда я опустился на колени перед иконой «Отрада и утешение», в душе у меня было благоговение, трепет, благодарность, что она услышала, что оставила в монастыре на три дня, что дала беседу с отцом Иринеем, что теперь допустила к Себе. Лишь через какое-то время я вспомнил где-то в отдаленном чувстве о своем вопросе, с которым шел по Святой Горе. Но не успел его задать. Даже не облек в слова. Вместо них появилось тихое чувство, что не нужно ничего менять. Храм преподобного пусть останется храмом преподобного. В новый же храм войдет Она Сама, Матерь Божия, Своей иконой «Отрада и Утешение».

Чувство данного мне ответа было столь живое и вместе с тем тихое, проникнутое любовью Пречистой и исполненное жизнью, благословением Ее, что казалось мне, будто так оно всегда и было. И даже когда мы только начинали строить храм, полагая, что сюда перейдет преподобный, и когда строили, тем не менееэто благословение уже было. И когда люди, «которых влекло к тому сердце», приносили деньги, они имели это влечение от Самой Матери Божией.

По приезде в Волгоград я поехал к Владыке Герману рассказать о построенном храме. «Как же его именовать?» — спросил владыка. «Владыка, благословите именовать в честь иконы „Отрада и Утешение“», — воскликнул я, не успев рассказать о предыдущих волнениях. «Пусть будет в Честь иконы „Отрада и утешение“», - просто и сразу сказал владыка. «Пиши прошение на антиминс».

Так храм стал храмом Матери Божией. Когда я вернулся отвладыки в Отраду, зашел в храм преподобного Серафима. Опустился на колени, просил прощения у него. Но и слова, и чувство просьбы куда-то растворились. А на сердце пришло мирное чувство, что тому так и надо быть, что и преподобный так знал с самого начала.

Теперь в Отраде два храма. Бог даст — будут еще.

Протоиерей Анатолий Гармаев.

Четыре года назад в нашей общине зародилась новая традиция переносить престольную икону храма из дома в дом общинников. Теперь в течение года икона переходит из дома в дом. Нахождение иконы в семье знаменует пребывание Божией Матери с жителями этого дома. В течение всего времени (как правило, это 2 недели) в доме появляется особая атмосфера благодатного присутствия Пресвятой Богородицы. Эту икону сопровождает книга летописи, в которой принимающая семья делится своими впечатлениями от посещения Божией Матери их дома. Подробнее об этой традиции смотрите здесь.

Вот некоторые записи из книги летописи

«Радуйся, Божия Мати, Невесто Нетленная, наша Отрада!

Честные отцы, дорогие братья и сестры!

Трудно словами выразить то, что наполняет сердце, да и надо ли? Скажу одно: приходите, как можно чаще участвуйте в переносе иконы Матушки Божией, читайте Ей акафисты, каноны, и Матерь Божия не оставит вас, даст и Покров свой, и отраду, и утешение, — даст гораздо более того, чем мы можем Ей послужить!

Простите и благословите. Р. б. Ольга Ярош.»

«Раиса Валюга.

В нашем доме по милости Божией икона „Отрада и Утешение“ была несколько раз. И каждый раз, конечно, чувствовалось близкое присутствие Божией Матери, Ее участие в семейной жизни.

Те чувства и отношение к Пресвятой Богородице, какие были тогда и сейчас есть в душе, не передать словами, тем более на бумаге. Получается „сухо“. Но все же в меру своих способностей попробую передать это.

Еще в первые годы своего воцерковления как-то было услышано мною, что если собрать любовь всех матерей земного шара в одну любовь, то все равно по сравнению с той Любовью, которую имеет Матерь Божия ко всем людям, эта человеческая любовь будет как холодный лед.

В своей земной жизни мы чувствуем только какую-то часть этой любви Пресвятой Владычицы; в загробной жизни откроется она во всей полноте. И мы узнали Ее — Матерь Божию, как Свою Мать, которая постоянно, и днем и ночью бдит и печется о наших судьбах, защищает и охраняет от зла, от бед и несчастий или дает нам испытания, чуткой материнской Любовью Своей обращая в Жизнь Вечную.

В течение всей своей взрослой жизни я часто испытывала нужду в своей родной матери. Мне хотелось, чтобы она была рядом, видеть и слышать ее, чувствовать ее заботу. Иногда мама приезжала в гости, и для моей души было отдохновение.

Но в последние годы мама по болезни не смогла уже приезжать в гости. Для меня это не было уже той разлукой, наводящей уныние и тоску по маме. Именно в эти годы я поняла и почувствовала, что у меня есть Мать, Мама, которая всегда рядом, которая любит и печется обо мне больше, чем родная мама. Это Пресвятая Богородица, ставшая Матерью для всех людей.

Особенно это почувствовала в последнее пребывание Божией Матери у нас дома в Ее образе „Отрада и Утешение“.

В эти две недели были и радости, и испытания, и открылось то, от чего нужно было душе очиститься. Ясно чувствоввалось что Матушка Небесная в это время Своей заботливой рукой ведет нас по жизни. И поэтому не было ни уныния, ни печали, а только уверенность в том, что чтобы ни случилось с нами, все будет хорошо, что все это — во благо и спасение душ наших!

Радуйся, Божия Мати,
Невесто Неневестная,
Светлая наша Отрада!»


«Со 2 октября по 3 ноября 2012 г. икона Матери Божией была в доме Аллы Хубларян.

Радуйся, Божия Мати, Невесто Нетленная, Светлая наша Отрада!

Впервые в жизни в мой дом пришла Сама Божья Матерь. Не могу вам передать, сколько страха и волнения пережила в ожидании встречи с Матерью Божией. Но когда она вошла в мой дом и озарила меня Своим теплым материнским взглядом, я начала успокаиваться. Живя рядом с Матушкой около месяца, я много чего для себя открыла: Она меня журила, Она меня успокаивала, Она меня наставляла, и даже как будто уговаривалась с батюшкой, как лучше меня наставить. Батюшка меня поругает, мне трудно, не соглашаюсь, прихожу домой, жалуюсь Ей, а Она мне взглядом отвечает: „Глупая — это он тебя любя спасает“.

Я успокаиваюсь, помолюсь Ей и ложусь спать. Утром опять помолюсь, Она меня благословит, и я ухожу на своё служение, на кухню. И вот опять какой-нибудь конфликт. Я бегу к батюшке, думаю, вот сейчас батюшка меня пожалеет, заступится, а он наоборот говорит: „Не жалуйся, это Господь тебе эту сестру дал, кто лучше, чем она, так строго обойдется с тобой“. Я иду домой расстроенная, захожу, плачу, жалуюсь Матушке и вижу в глазах Ее такую теплоту, Она меня как бы жалеет и говорит „Глупая, это ведь твои таблетки“. А я Ей в ответ: „Ты, Матушка, с отцом Анатолием договорилась“. Вот так мы и жили с Ней. Она меня ждала, и я всегда бежала к Ней. Всегда старалась быстрее домой, потому что Матушка меня ждала. Мне с ней было очень хорошо, тепло и радостно. Она меня так понимала, многое мне открывала. В общем, всего не передать.

А когда приблизилось время расставаться с Матушкой, я опять заволновалась: как я без Нее буду. Я очень переживала, даже позвонила отцу Сергию Попову и стала просить, чтобы Матерь Божия еще у меня побыла. Но он ответил, что Она и так очень долго у меня в гостях. А когда настал день расставания и Матерь Божия покинула мой дом, проводив Ее в храм, я в тот же день очень сильно заболела. 3 недели я лежала, и в этом тоже был промысел Матери Божией. Чтобы я не сомневалась и всегда знала, что она со мною. После того, как Матерь Божия побывала у меня в гостях, я, приходя в храм на службу, первое что вижу — это Ее родной, теплый, материнский взгляд, и у меня на душе становиться очень тепло.

Пресвятая Богородице,
Моли Бога о нас!
Дорогая моя Матушка!
Жду с нетерпением снова
Встречи с Тобой!»

В нашей общине есть обычай — к трем праздникам в году готовиться особо. В нынешнем году один из них — это праздник «Отрады и Утешения». Поэтому к нему мы готовимся особо. Накануне, утром 2 февраля, вся община собралась на подготовку, слушали устроительное (предваряющее) слово настоятеля отца Анатолия. Затем началась работа над стихирами, удивительная работа. Она позволяет вникнуть в содержаниепраздника и богослужения, пережить смыслы праздника. Видеоматериал этой работы смотрите здесь.

Вечером и утром — праздник в храме, богослужение. После литургии о. Анатолий произнес проповедь (смотрите в разделе «Проповеди» ).

По завершении проповеди из храма вышел крестный ход вокруг всего поселения. Икону принесли в трапезную, началось пение акафиста и дальнейшее прославление Божией Матери на праздничной трапезе.

Каждый житель общины участвовал в приготовлении трапезы. Причем это приготовление включало в себя как приготовление яств, так и наполнение содержанием и событиями. На празднике пели песни, читали рассказы, говорили друг другу поздравления и прославляли Божию Матерь рассказом о её участии в нынешней жизни. Смотрите видео праздника здесь.