Отрада Православная

Замысел отдельных предметов

Особенности предмета «Учение о семье и аскетика»

Другой предмет, который преподавал один год — это «Учение о семье и аскетика» для четвертого класса студентов. В этом году с пятым классом совместно. Его вел батюшка и потом передал мне. Первые полгода занятия шли полностью по его росписи, по заданию и выбранным темам в литературе. Другие полгода — уже с новым классом разрабатывал и составлял самостоятельно, исходя из опыта, по благословению батюшки. Конечно, данная разработка имеет лишь начальный, не совсем продуманный характер. Сам я еще слабо чувствую предмет в его цельности, полноте и замысле исполнения. Основная литература, которая использовалась — это «Культура семейных отношений» о. Анатолия, «Пропедевтика аскетики», «Что такое церковность» — книга преподобномученицы Марии Скобцовой, и документальный фильм о жизни старообрядцев в Сибири. Всего было девять тем в такой последовательности: «Значение семьи как малой Церкви», «Послушание в семье», «Три задачи супружества», «Апостольские благословения», «Таинство брака и семьи», «Аскетика как наука», «Три уровня общения», «Евангельский тип духовной жизни в семье», и — «Евангельские основания для семейной жизни как воцерковление жизненных призваний».

Характер урока был подобен урокам преподавания истории церковной педагогики, только больше времени было посвящено самостоятельной проработке студентами содержания под моим руководством и также вопросам из жизни по освоенному. Также были ресурсные круги, например: «Как я знаю аскетику в своей семейной жизни» — у кого из студентов своя семья уже есть, то писали про свою семью, а если нет, то из опыта жизни с родителями.

Ключевым моментом в освоении данного курса была итоговая работа. Было поставлено задание: проработать, внимательно читая и доводя до разума сердечного, Послания апостола Павла к колоссянам и коринфянам, а именно выбранные мною оттуда главы, найти и выписать стихи, которые являются обоснованием и фундаментом того или иного содержания данной темы предмета. И так по каждой теме, чтобы студенты еще раз нашли слова апостольские, где каждое слово истинно, на которых строится учение о семье. Для выполнения этого задания студенты должны были постепенно самостоятельно заполнять таблицу из трех колонок. В первой колонке они писали название темы по порядку изучения, во второй — ее основное содержание, которое находят самостоятельно. И третья — это уже главный труд — апостольские обоснования выделенному содержанию.

Здесь нужно, опираясь на правила чтения духовных книг, вникнуть и проработать предложенные Послания апостола Павла как первоисточник учения о семье, Духом Святым данного апостолу, являющегося частью учения Церкви. Замысел этой работы был в том, чтобы студенты прикоснулись к словам святого апостола и услышали силу и образ истинных оснований семейной жизни.

Например, Мария Тележникова так исполнила данную работу по теме «Послушание в семье». Она выделила основное содержание такое: первое — в семье послушание ближним проявляется в послушании слову ближнего, послушании действиям ближнего, послушании нраву ближнего. Одновременно послушание Церкви, живя семейно, — это послушание богослужебному кругу, послушание правилам Церкви и послушание людям в Церкви. И третий вид -послушание Духу Божьему в семейном укладе в молитве, личной аскетике, событиях жизни.

Степени труда над всеми видами послушания в их освоении. Первая степень — это послушание от знаний, или идеи что так правильно, что так надо. Вторая — это послушание, совершаемое от смирения и разумения писаний. «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь». (Притч. 22:6) И третья — это послушание от любви, духовной мудрости и простоты.

Апостольское обоснование этому содержанию она нашла такое: «Послание к Колоссянам», третья глава, стихи с 18 по 20, 22 стих и 4 глава, 2 стих, 3 глава, 12, 14 стихи: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу. … Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах (только) служа им как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. … Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. И так облекитесь как избранные Божии святые и возлюбленные в милосердие, в благость, в смиренномудрие, кротость, долготерпение… Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Подобным образом и далее ее работа выполнена.

Систематический перечень предметов

Церковная педагогика — это образ и опыт воспитания детей, подростков и молодежи в общении и совместном жительстве с верующими и церковными (воцерковленными) людьми, где образ подается в живом примере христианских поступков и православных знаниях, опыт передается в церковном укладе (быт, одухотворенный свыше), который начинается от Таинств: Крещения, Покаяния, Причастия.

Церковные люди — это верующие боголюбивые, богобоязненные, человеколюбивые и совестливые люди или стремящиеся быть такими благодаря участию в богослужениях и Таинствах, благодаря молитве, православной аскетике и жизни по заповедям Божиим в подражание праведникам и святым.

Воцерковление — освоение жизни в церковном укладе, который включает в себя нравственно-духовный труд выхода на путь Господень и жизни в Иисусе Христе, плюс внешний порядок жизни, соответствующий внутреннему.

1. Богослужебные предметы

Богослужебные предметы:

  • раскрывают содержание богослужений:
    • литургика,
    • богослужебный устав,
  • дают практику храмовых служений:
    • алтарное служение,
    • церковное пение,
    • церковное чтение,
    • ризничное служение.

Изучение богослужебных предметов:

  • служит воцерковлению учащихся в ходе обучения;
  • позволяет выпускнику училища вести катехизацию детей, подростков и семей, опираясь на личный опыт устроения и участия в богослужениях;
  • дает возможность церковному педагогу, зная теорию и практику богослужения, при необходимости совмещать педагогическое служение с клиросным и быть первым помощником настоятеля.

Замысел изучения богослужебных предметов и освоения богослужебной практики: за годы обучения усвоить образ следования за Христом, Божией Матерью и святыми в годовом богослужебном круге, получить опыт молитвенного пребывания на богослужении и благочестивого исполнения храмовых служений.

Плод изучения богослужебных предметов и освоения богослужебной практики: образ благоговейного и благочестивого служения в храме, верность Христу, Божией Матери и святым.

Цель преподавания богослужебных предметов: научить устроению богослужения в основных церковных служениях — уставщика, певчего, возможно регента, чтеца, алтарника, ризничих.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся ясный образ православного богослужения.
  2. Раскрыть смыслы и значения каждого из церковных служений, связанных с богослужением.
  3. Сформировать образ целостного православного богослужения, складывающегося из всех служений.

Во внутренней деятельности учащихся изучение богослужебных предметов способствует:

  • осмысленному и разумному пребыванию на богослужениях;
  • благоговейному и благочестивому исполнению каждого из служений;
  • подвижнической ревности совершить служение Богу искренне и тщательно;
  • обретению опыта и образа пути Господнего в жизненных путях каждого из учащихся.

Во внешней деятельности учащихся изучение богослужебных предметов способствует:

  • освоению храмовых служений, обретению знаний, умений и навыков совершения богослужений;
  • собранности и ответственности в исполнении всех храмовых служений;
  • обретению знаний — во что в богослужении и в храме можно вводить детей, подростков и молодежь при катехизической работе с ними.

По предметам: богослужебный устав, алтарное служение, церковное пение, церковное чтение, ризничное служение учащиеся проходят богослужебную практику на клиросе.

1) График изучения богослужебных предметов.

Предметы Класс/полугодие
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс
1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
1. Литургика т т
2. Богослужебный устав тп тп п п п п
3. Церковное пение тп тп тп тп тп тп п п п п
4. Церковное чтение тп тп тп тп тп тп п п п п
5. Алтарное и ризничное служение тп п п п п п п п п п
6. Церковнославянский язык п п

т – теория, п – практика

2. Богословские и исторические предметы

В цикле богословских предметов учащимся преподаются:

  • Священное Писание (Евангелие, Апостол, Библейская история, Библейская история и прообразования);
  • основные вероучительные знания (катехизис);
  • догматическое богословие (учение о Церкви, учение о благодати, учение о Святой Троице и практическая катехизация;
  • основы нравственного богословия (учение о добродетелях в жизненных призваниях, жизненные призвания в свете Священного Писания).
  • иконопись.

Исторические предметы (история христианской Церкви, Русская Православная Церковь в истории Российского государства) преподаются в старших классах и завершают формирование целостного церковного мировоззрения в свете места и влияния христианства на мировую историю и историю России.

Замысел изучения богословских и исторических предметов: раскрыть, как Евангелие и Апостол реализуются в Церкви и церковном человеке — ныне и в ходе церковной истории, благодаря чему у учащегося формируется образ Церкви как организма-организации и определяется его место в ней.

Плод изучения всех предметов богословско-исторического цикла: сознание себя, как клеточки церковного организма — Тела Христова, призванной к благодатной жизни, к спасению, то есть изведению из греха, проклятия и смерти к церковному единению — «… да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, как Мы едино» (Ин. 17, 21).

Цель: сформировать православное целостное церковное мировоззрение.

Задачи:

  1. В каждом предмете преподать существенное содержание, как системное знание.
  2. Раскрыть внутрипредметные связи между темами курса и межпредметные связи.
  3. Помочь учащимся в разумении содержания, уразумении смыслов и сообразования жизни с изучаемым содержанием.

Во внутренней деятельности учащихся изучение богословских и исторических предметов способствуют:

  • воспитанию религиозной ревности, ее поддержанию, воодушевлению к личному и общинному совместному спасению;
  • трудам подвижническим — открытию пути, поприща, этапа и действия на пути;
  • дает образ жизнедеятельности организма и организации Церкви — Тела Христова;
  • проявлению чуткости и веры в церковно-педагогическом служении и служении катехизатора.

Во внешней деятельности учащихся изучение богословских и исторических предметов способствует:

  • личному воцерковлению, усвоению уклада церковной жизни;
  • грамотному устроению служения катехизатора и церковного педагога;
  • умению согласовать собственные действия воцерковления других с их возможностями, готовностью, запросами.

2) График изучения богословских и исторических предметов

Предметы Класс/полугодие
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс
1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
1. Евангелие т т
2. Апостол т
3. Библейская история и прообразования т т
4. Катехизис т т
5. Учение о Церкви т т
6. Учение о благодати т
7. Практическая катехизация т
8. Учение о добродетелях в жизненных призваниях т т
9. Жизненные призвания в свете Священного Писания т
10. Учение о Святой Троице т
11. Иконопись тп тп п п п п п п п п
12. История христианской Церкви
Русская Православная Церковь в истории Российского
государства
т т т

4. Церковно-педагогические предметы

Церковная педагогика имеет в своем составе следующие предметы:

  • общая церковная педагогика;
  • практическая церковная педагогика;
  • возрастная церковная педагогика;
  • семейная церковная педагогика;
  • коррекционная церковная педагогика.

Церковно-педагогические предметы служат практическому воцерковлению учащихся и формируют педагогические умения и навыки для дальнейшего служения в Церкви.

За годы обучения учащиеся получают и теоретические знания, и практический педагогический опыт церковных отношений, катехизации и воцерковления детей, подростков, молодежи и взрослых.

Замысел изучения предметов церковно-педагогического цикла: ввести учащихся в мир церковного уклада, то есть в мир церковных отношений с Богом, с ближними и с детьми разных возрастов.

Плод изучения предметов церковно-педагогического цикла: формирование желания учащихся быть с детьми, подростками и молодежью к их пользе и спасению и желания катехизаторско-педагогического служения в Церкви и в семье, как малой Церкви.

Цель: сформировать целостное церковно-педагогическое мировоззрение.

Задачи:

  1. Преподать содержание предметов к усвоению и закреплению.
  2. Помочь учащимся в разумении содержания, уразумении смыслов и сути явлений, в сообразовании практики воспитания с изучаемым содержанием.
  3. Сформировать ясное различение церковной педагогики и ее применения к реальной жизни в церковном укладе и светской педагогики, исходящей из воздействия одной личности на другую.

Во внутренней деятельности учащихся предметы церковной педагогики способствуют:

  • возрождению, восстановлению и воцерковлению жизненных призваний сына, семьянина, гражданина и христианина;
  • церковно-укладному взаимодействию с детьми, подростками и молодежью согласно их возрасту и с учетом особенностей каждого из них;
  • возрастанию ревности к уподоблению и умения поддерживать такую ревность в подопечных;
  • возрастанию ревности и умения поддерживать в подопечных труд над свойствами призваний и добродетелями.

Во внешней деятельности учащихся предметы церковной педагогики способствуют:

  • осуществлению учебных педагогических практик в общеобразовательной школе по предметам: практика праздников, практика нравственных уроков;
  • осуществлению учебных педагогических практик в православных летних детских и семейных поселениях;
  • подготовке к собственному супружеству и родительству;
  • формированию образа жизни в церковном укладе и устроения его в приходе, в воскресной школе, в православной гимназии и в семейных объединениях (с целью практического воцерковления) по окончании училища.

По церковно-педагогическим предметам учащиеся проходят педагогическую практику в школе (практика праздников, практика нравственных уроков), в семейном поселении и в духовно-нравственном военно-патриотическом учении «Горлица».

3) График изучения церковно-педагогических предметов.

Предметы Класс/полугодие
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс
1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
1. Общая церковная педагогика тп п п тп п п п
2. Антропологическая педагогика тп п п п п п
3. Практическая церковная педагогика тп п п п п
4. Возрастная церковная педагогика тп п тп тп п тп п
5. Учение о семье и аскетика тп т
6. Семейная церковная педагогика п тп п
7. Христианская антропология т т
8. Практическое воцерковление тп тп тп тп тп тп тп тп тп тп
9. Методика и практика работы
с детьми в семейном поселении
тп тп тп тп тп тп тп тп тп тп
10. Практика праздников п тп п тп п тп п п п п
11. Практика нравственных уроков п тп п тп п тп п п п п
12. Устроение и методика урока, праздника, поселения п п п п тп п п п п п