Опыт преподавания литургики

Основным предметом, который мне благословили преподавать, является литургика. Он был подразделен с самого начала на две части. Первая часть преподается во втором классе, вторая часть — в четвертом или пятом. Опыт преподавания сейчас составляет два полных года. Общий замысел и цель курса были определены почти с самого начала преподавания три года назад, почти одинаково для первой и второй части. Каждая часть курса и поурочное планирование каждой темы выстраивались и составлялись исходя из выработанного общего замысла и цели курса, хотя на практике не всегда это получалось. Цель была поставлена и замысел, а уроки уже составлялись по ходу жизни, может, один-два урока наперед, и потом уже готовился к следующим, искал литературу, составлял конспект. Так после первого года преподавания составил конспекты практически всех тем. Потом они немного изменялись, но, в основном, так и остались.

Общая цель курса была сформулирована так: разумное вникание с сердечным расположением учащихся в богоустановленную стройность и единую цельность православного богослужения, труд над существенным содержанием частей годового, суточного круга в богослужении. Их главный смысл, символическое значение для верующих — это иконичность и литургичность жизни. Задача курса том, чтобы в период преподавания учащиеся могли входить и входили в суточное, седмичное и годовое пространство церковной жизни на богослужении, на уроках и в быту, в укладе. Иконичность — это когда горний мир открывается как данность и реальность для нас, пребывающих на земле. Литургичность — когда совершается живое общение с горним миром. И все это есть труд в трех деланиях: хранении духа ревности по Богу, внутрьсобирании, зрении горнего мира и стоянии в чувствах до внутренней решимости. Плоды их — переживание благоговения, умиления, покаяния, славословия, ликования духа, страха Божия, жажды Бога.

Для исполнения цели курса в течение первого семестра были выработаны и составлены 14 тем по первой части литургики для второго класса и 8 тем по второй части — 4–5 классы. При этом первая часть курса являлась естественным продолжением предмета «Алтарное храмовое служение» для учащихся первого класса.