Возможность использования ресурсов самих студентов

Прот. А. Гармаев: Т. е. это было, видимо, с одной стороны — ревность, с другой стороны — еще и воодушевление. Мы, на многое что, услышав или же подумав, воодушевляемся. Но воодушевление — это душевный уровень жизни человека, он может быть очень легким и поэтому долготы не имеет. По ресурсу тоже слабый, поэтому хватит на несколько эпизодов, и все — дальше он иссякает. Ревность же имеет большую продолжительность действия, ибо это принадлежит уже нравственному или духовному уровню, нравственному или духовному характеру человека. А «Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца». (Притч. 20:27) В зависимости от того, откуда ревность возникла, она имеет большую долготу. А там, где еще появляется забота, попечение — это уже нравственный уровень и это собственно призвание, которое зависит от ресурса этого призвания. Ресурс тоже маленький может быть. Но, тем не менее, все-таки это долгота, уже несколько лет.

Тут, конечно, очень помогает характер студентов. И если говорить о двух наших студентках, таких наиболее ярких, как Катя Куйда и Анна Дякова, то в Кате, например, очень развита ответственность, а там, где ответственность, там и ревность. Это сочетание очень серьезное, и плюс еще у нее хороший навык самоорганизации. И в результате Катя наиболее активно и ревностно усваивала все материалы, поэтому она и уставом так серьезно занималась. И вот сейчас, поехав после замужества на приход к своему батюшке, она остается в ревности о богослужении и о присутствии людей на богослужении, и в ответственности за то, чтобы это происходило, и организованно это продолжает держать. Ее ресурс всех трех свойств, всех трех качеств характера — достаточно емкий и большой, т. е. похоже, что это долго еще будет так, а может быть, будет и еще развиваться.

У Анны ревность опережающая — у нее большой ресурс осуществления своего служения, и при этом ответственность и организованность. А есть еще элемент характера, который отличает ее от Кати — потребность самореализации в служении. В отличие от Кати, у которой велика потребность именно послужить Богу или людям, у Анны сильна еще и потребность самореализации.

Получается, что каждый студент имеет свои ресурсы присутствия на предмете. И этим самым он очень помогает преподавателю. Но один преподаватель может это игнорировать, проходить мимо ресурсов студентов, а другой, наоборот, поддерживать, третий может этим пользоваться, т. е. иметь как деятельную активность на уроке, давая возможность проявлять студентам их ресурсы, осуществлять целый ряд задач, особенно по ревности, именно благодаря их активности. И тогда они становятся соработниками преподавателя, а урок приобретает живой характер. А если хорошо знать черты ресурсов студентов и поставить задачу опираться на это, тогда можно даже при проектировании и планировании урока предусматривать для них возможность своей активностью подтягивать других студентов и в итоге среду урока формировать через них. Были ли вот такого рода сознательные движения, или какие-то живые моменты на уроке?

Иванов Р. Н.: С Анной и Катей, конечно, были. Прославление святых по их рассказу, по-моему, уже возможно на уроке. И других они как-то зарядили, с ними были еще Люда, Надя Дарьина. На литургике такого не было. На педагогике только Надежда Павлова всегда живо интересовалась, спрашивала, когда в приемник ездят, как там лучше повести себя. Остальные больше воспринимали как содержание, как такой важный опыт жизни.

Утарбаев Б. Х.: У меня вопрос: насколько само содержание усваивается, слышал, что у тебя большое лекционное содержание и потом часть практическая. Все это необходимо усвоить, и еще идет работа на воспитание, или, может быть, нет воспитания, может быть, ты просто существенное даешь под запись. Поэтому вопрос: как они запоминают, каков процент усвоения знаний?

Иванов Р. Н.: Как я уже говорил, показывают они как запоминают содержание через самостоятельную работу: приходят на урок и сразу ее пишут. Многие просто расслаблены, что ли, на уроках ничего не могут вспомнить. Они уже потом подготавливаются перед уроком. Некоторые пишут всего несколько слов, другие больше, зависит это от ответственности студентов, потому что содержание так подробно растолковывается, записывается, и если это прочитать пару раз, то оно обязательно в памяти отложится. Задаю только для того, чтобы они еще чего-то читали, больше для дополнения.

Утарбаев Б. Х.: А идет ли на уроке работа над выделением студентами существенного содержания, или ты сам выделяешь?

Иванов Р. Н.: Некоторые задания для этого есть, например, таблицы они составляют, я больше это делаю со старшими классами, они сами тоже ищут содержание, записывают, потом мы смотрим, у кого что получилось. Некоторые темы задаю для самостоятельной работы на дом.