Основные принципы преподавания предмета

Преподаватель протоиерей Анатолий Гармаев

— У меня в учебном плане на сегодняшний день из церковных дисциплин только учение о добродетелях, а все остальные дисциплины из педагогического цикла. Это общая педагогика, семейная педагогика, затем устроение уроков, праздников и летних поселений: семейного и детского, практическая педагогика.

Вначале я хотел бы сказать о месте училища в образовательной системе Церкви, как я его вижу и как, исходя из этого, выстраивалось содержание, жизнь и деятельность нашего училища, как среднего учебного заведения, после которого уже идет образование высшее, т. е. семинария и в дальнейшем академия. Назначение среднего образования двойное: первое — это непосредственная подготовка кадров Церкви, в частности церковных катехизаторов и педагогов, а до нынешнего времени еще и кандидатов в священство. Второе назначение — это воцерковление мирян, поэтому многие наши сестры, преимущественно оставаясь в звании мирян, по окончании училища далеко не все становились катехизаторами и педагогами, потому что становились большей частью матушками, женами священников, и в итоге, все, что получено в училище, применяется ими сейчас по отношению к своим детям и к устроению своей семьи.

Другая часть наших учащихся, более старшего возраста, имеющие свою семью, чьи дети уже выросли, частью в возрасте за 40, осваивают курс училища для собственного церковного жительства. Обучение в училище совершается на одних и тех же занятиях, как тех, кто готовится к профессиональному служению, так и тех, кто просто ищет своего воцерковления.

Такое место училища в образовательной системе продиктовано задачей, которая изначально была мною поставлена — это сопровождение воцерковления человека и его церковной жизни в период призывающей благодати и, особенно, в переходный период, чтобы он мог деятельно и ревностно сохранить все обретения периода призывающей благодати и затем продвигаться из переходного периода к периоду содействующей благодати, т. е. активного воцерковления.

Таким образом, все обучающиеся должны получить в училище поддержку их собственной церковной жизни, и часть из них научиться, как это же самое делать по отношению к членам Церкви, значит, сделаться в итоге профессиональными катехизаторами и педагогами.

Любое учебное заведение среднего звена: профтехучилище, техникум, колледж вообще в мировой практике давало студентам преимущественно профессиональную, практическую сторону образования. В основном, в них как раз и готовились специалисты-исполнители для производственной и другой деятельности. В области школьного обучения это были учителя начальных классов и воспитатели детских садов. Поэтому объем теоретического знания здесь был значительно меньший и не имел такого центрального значения, как в высших учебных заведениях. Теоретическое знание преимущественно было подчинено интересам практики.

Подобным же образом построено и обучение в нашем училище, когда практическая сторона имеет преобладающее значение, — это собственно церковная жизнь с ее богослужениями и работой над собой, затем освоение педагогической практики, и третье — это катехизаторская деятельность и взаимопомощь друг другу в воцерковлении. А также помощь людям, которые живут в общине прихода или ищут воцерковления в приходе, или приходящим из города людям, которые включаются в те или иные занятия по катехизации. В поддержку практике обязательно дается необходимый теоретический базис, без которого, конечно же, все это осуществить невозможно.