Концентричность обучения

Ход освоения предмета в училище так построен, чтобы человек здесь вкусил возможность вторичного, трехкратного и даже четырехкратного возвращения к тому же знанию на разных уровнях обучения. Так, первый раз он встречается с ним на уроке, второй раз при подготовке к экзамену, когда заново все прочитывает самостоятельно. Третий раз он встречается с этим знанием через год. Так выстроено и учение о добродетелях, и учение о Церкви: студент встречается с ним в первом классе, потом с ним же в третьем классе, потом к выпускному экзамену он полностью весь курс двух лет обучения заново прочитывает, заново размышляет над ним, имея уже за спиной пять лет пребывания в укладе училища.

Такое множественное возвращение к одному и тому же знанию важно для того, чтобы студент при этом вкусил момент уразумения, т. е. опытного освещения того же самого, что он когда-то читал или слышал. И тогда уже по жизни искал бы повторения этого опытного вкуса. В этом случае студент, выйдя из училища, будет иметь внутреннюю потребность возвращения к Евангелию.

Хотя могут быть, и мы это по опыту знаем, длительные периоды охлаждения к Евангелию, когда человек не хочет к нему обращаться, а во время богослужения читаемое Евангелие просто пропускает мимо ушей.

Однако вкус к пережитому уразумению возвращал бы его к Евангелию. Тем более, если бы этот вкус был сформирован, то по жизни он возвращался бы тем курсом занятий, которые здесь были им освоены, как в ходе своей церковной жизни, так и в ходе своего профессионального служения. Надо, чтобы он их хранил и потом возвращался бы к ним, пользовался бы и тетрадками, и учебниками, и книгами, над которыми он работал в курсе данного предмета.

Мне самому далось это, видимо, по характеру, полученному от отца: в течение всей моей учебной жизни, потом профессиональной работы на протяжении 30 лет я, переезжая с места на место, в первую очередь, как самый важный груз, складывал тетрадки со своими записями и учебные предметные книги, которые изучал во время институтской жизни. И только в последние десять лет эта потребность как-то ушла, и тетрадки куда-то у меня ушли, и то, если порыться в своих архивах, то они там обнаружатся.

Особенно, например, мне дорога была тетрадка по философии, курс которой преподавал Анатолий Арсеньев. Когда мы были на первом курсе, она была для меня путеводной в моих поисках истины. Он так сумел свой предмет нам преподать, что живая потребность истины была им внедрена, а нами схвачена. Она была побуждена и оживлена практически во всех студентах, которые посещали его курсы. Мы все легко и просто восприняли, что «Не в силе Бог, а в правде».3 В его профессиональной деятельности это был последний курс, после которого он пережил сильнейшие гонения и был отстранен от всякой преподавательской деятельности, но мы, как последние его студенты, смогли побыть в этом живом, искреннем искании истины, которое его в итоге привело к Православию.

Элементы сообразования, элементы разумения и элементы уразумения на уроках должны быть внедрены. По опыту предыдущих учебных лет стало очевидно, что целый ряд этих действий настолько серьезен и настолько требует отдельного времени для них, что приходилось откладывать саму тему, сам предмет, добродетели или педагогику, и работать над разумением себя, над уразумением текста ради нахождения в своем опыте отображения каких-то содержаний и затем возвращения от этих отображений к самому содержанию. И в итоге, к действиям сообразования, сообразования своего поступка, своего поведения поступку и поведению святых и Самого Христа. Вплоть до того, что пришлось вообще эти действия вынести за пределы тем, как самостоятельные и специальные занятия, которым посвящаются целые уроки.

К сожалению, на сегодняшний день мы из общего объема училищного преподавания это все практически потеряли, кроме одного — работы с существенным содержанием. Еще есть церковное собеседование. Оно поставлено в рамки двухгодичного курса. Да, еще поставлено как экзамен в конце мая. Хотя подготовка к нему сугубо преподавательская уже отсутствует и студенты это все осваивают теперь самостоятельно в рамках видеокурса.

Но опыт-то показывает, что здесь очень важно именно живое присутствие преподавателя в момент, когда они осваивают эти действия, действия очень несвойственные современному человеку, уже образованному и вышедшему из области уклада в область образования, где он чисто содержательно присутствует, и все движения в сторону уклада, т. е. движения сообразования, уразумения и разумения, просто отсечены, вместо них внедрена только рефлексия.

Когда мы начинаем заниматься этими процессами, то оказывается, что они нуждаются в очень живом и конкретном присутствии человека, владеющего этим, но тогда это должны быть живые уроки. К сожалению, в программах нынешнего года эти живые уроки отложены за отсутствием ревности об этом в кадровом составе училища. Поэтому я пытаюсь отчасти сохранять это в своих уроках, хотя, как действие на уроке, я это уже практически не применяю. Это чрезвычайно важная особенность нашего училища, я думаю, это вообще особенность церковного уклада, а не просто училища как такового, потому что училище шло за церковным укладом, и я внимал церковному укладу и действиям, которые происходят с человеком, если он живет в церковном укладе.

Эти действия, как элементы, я вносил в жизнь училища, устраивая возможность освоения действий уклада, полагая, что за три-пять лет студент только-только соприкоснется с ними, только побудится к ним, только переживет первичный опыт этих укладных действий. А пойдет ли он в пробу?

Такие попытки у нас остаются, уже в рамках уклада: Великим постом, Рождественским постом говорится о пробах, и на проповедях люди призываются к тому, чтобы они шли в пробу, особенно в сообразовании своего поведения поведению святых, сообразовании себя с Господом, сообразовании своих внутренних настроений со Святым Духом. Идут больше призывы и призывающие моменты. Но это как раз призывание к первой пробе.

Я теперь вижу, что те, кто прошли училище, стали сотрудниками и сейчас остаются в приходе, откликаются на эти призывы и идут в пробы. Есть среди них такие, кто не только первую пробу прошел, но и вторую уже имеет. И есть случаи пережитого зачина, когда человек уже встал в церковный уклад и с ревностью продолжает работать над усовершением этих действий и над освоением того, что он еще не знает, но что в практике Церкви есть, а «Церковное стяжание — Божье».4