Жизненные призвания в свете Священного Писания. Третий класс

Специальность: церковный педагог

Составитель: Б. Х. Утарбаев, преподаватель

Пояснительная записка

Предмет «Жизненные призвания в свете Священного писания» раскрывает жизненные силы человека. Подает поступки ветхозаветных праведников как образ исполнения праведности в семейных и гражданских призваниях человека. Данный предмет необходим для всех педагогических специальностей, а также для всех, устраивающих свою семью и Отечество.

Предмет состоит из разделов последовательно раскрывающих каждое из жизненных призваний: сыновство, супружество, родительство и гражданство.

Эта последовательность отражает реальность последовательного пробуждения человека в служении каждого из призваний.

Предмет способствует:

  • подаче образа жизненных призваний, используя Святое Писание;
  • разумение своих призваний и пробуждения в них.
  • формированию культуры семейных и гражданских отношений верующего церковного человека.
  • переход от развития талантов и способностей внешнего человека, к развитию призваний любви внутреннего человека.
  • труду над раскрытием в себе образа жизненных призваний.

1. Цели и задачи предмета

Цели:

  • преподание богодарованного образа естественных призваний любви человека;
  • пробуждение и развитие потребности к усвоению предмета в жизни*.

*Примечание ко второму пункту цели. Потребность появляется от пробуждения жизненного призвания. Пробуждает Господь когда человек готов. Усвоение образа жизненного призвания при искреннем ученичестве способствует пробуждению. Глубина усвоения — от глубины искренности, т. е. посвященности обучению. Искренность — от потребности усвоить истинный образ своего призвания. А в нем служения ближним и Богу.

Плод. Пробужденная потребность исполнить свое жизненное призвание в его Богодарованный образ.

Задачи предмета:

  1. Уразуметь (помочь, донести) реальность (данность) жизненных призваний вне которых человек не существует, как Божие Творение.
  2. Уразуметь (помочь, раскрыть) искажения призваний любви в современном человеке в себе.
  3. Уразуметь (помочь, раскрыть) для себя образ призваний праведников из Священного Писания в поступках любви к ближним (т. e. к предмету любви моего призвания).
  4. Уяснить (помочь) для себя необходимые труды для высвобождения или развития того или иного призвания.
  5. Закрепить произведенный внутренний труд запоминанием минимума определений и терминов, и освоением различать в себе Богодарованное или естественное призвание от наносного по их признакам. А также уяснить различия и единое всех призваний любви теоретически и в практике жизни, в обращениях друг с другом.
  6. Закрепить изучаемый материал. (Как?)

2. Требования к уровню освоения содержания предмета

Студент, изучивший предмет, должен:

знать:

  • общие понятия трех видов призваний (церковные, жизненные и прикладные). Их положение в современном человеке;
  • конкретику каждого из жизненных призваний: его образ, предмет, проявления в поступках, добродетели этого призвания;
  • ясный образ изучаемых ветхозаветных праведников, подаваемый свт. Иоанном Златоустом и другими авторами (святыми отцами);
  • ясное знание цели и определенность в своем жизненном пути семьянина, гражданина, христианина и отличие его от неверующего семьянина и гражданина;

уметь:

  • прилагать изучаемый материал к устроению собственной семьи и своего Отечества, к воспитанию своих детей;
  • уметь пользоваться Священным писанием и трудами свт. Иоанна Златоустого и других толкователей для устроения и укрепления семьи и Отечества, для воспитания детей в их призваниях;
  • распознавать в себе и близких жизнь богодарованных призваний любви от движений, гнездящихся в душе страстей;
  • различать ценности, уклад, характер и поступки семьянина и гражданина верующих и не верующих.

иметь навыки:

  • распознавать в предлагаемых обучающих методиках предмет развития в человеке, т. Е. дать характеристику методике относительно здорового развития Богодарованного естества человека в его призваниях любви;
  • иметь способность поддерживать позывы естества к поступкам любви в его естественном образе того или иного призвания. Иметь труд над обретением добродетелей через эту способность. В этом уметь помочь подопечным;
  • уметь читать учения св. отцов и деятелей Церкви пробужденными призваниями, в потребность совершения своего жизненного пути.

3. Объем предмета по видам аудиторных занятий практик

Виды учебной работы Объем предмета (час.)
Аудиторные занятия, в том числе:
Практические занятия
28
Самостоятельная работа в том числе домашние задания 20
Общая трудоемкость 48

4. Вид итогового закрепляющего действия

Класс/полугодие Вид отчетности (контроля)
3/1 Зачет (защита итоговой работы)

5. Содержание предмета

5.1. Разделы предмета и виды учебной работы

№  Разделы Практические занятия (час.)
1 Введение в предмет. 4
2 Сыновство. 6
3 Супружество. 6
4 Родительство. 6
5 Гражданство. 6
Итого: 28

5.2. Содержание разделов предмета

  1. Раздел. Введение в предмет.
    1. Тема: Реальность жизненных призваний.
      1. Искажение жизненных призваний.
      2. Заключенность в любовь. В призвании человек избранных им заключает в свою любовь, т. е. дело, близкие, Бог и ближние пребывают в его любви. Этим свойством любви наградил человека Бог. Ибо прежде человека Он Сам так делает. «Аще заповеди моя соблюдете, пребудете в любви Моей: якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох и пребываю в Его любви» (Ин. 15.10).
      3. Призванность к служению ближним.
    2. Тема: Единство жизненных призваний в человеке. Их правдивость и полнота исполнения.
  2. Раздел. Сыновство.
    1. Тема: Сыновство Иосифа. Прибытие его братьев в Египет; намеренно строгое обращение с ними Иосифа и пробуждение у них сознания греха. Второе путешествие сыновей Иакова вместе с Вениамином и испытание любви к Вениамину.
    2. Тема: Сыновья Ноя. Безстыдство Хама и почтительность других сыновей, достойное подражания. Почему за грех отца подвергается проклятию сын?
  3. Раздел. Супружество.
    1. Тема: Авраам и Сарра — пример истинного супружеского союза. «… где между мужем и женою господствует единодушие, мир и союз любви, там стекаются все блага, и они (муж и жена) бывают в безопасности от всяких злых наветов, ограждении как бы великою и несокрушимою стеною — единодушием о Господе». свт. Иоанн Златоуст
  4. Раздел. Родительство.
    1. Тема: «Любовь Иакова к Рахили и чадородие Лии по Божественному изволению». Любовь Иакова к Рахили и чадародие Лии по божественному изволению. Ревность Рахили и рассудительность Иакова, умножение его семейства. (Тема вставлена Л. В. Из Тематич. Плана за 2010 год)
    2. Тема: Родительство праведной Анны. Третий, Богом данный наставник — родитель. Любовь их к детям зависит не только от природы. Обязанности родителей. Долговременное неплодство. Посвящение сына Богу. Награда праведной Анне от Бога — воспитание Самуила для Бога.
    3. Тема: «Родительство патриархов».
      1. Необычайная радость Сарры по рождении Исаака и удаление Агари с Измаилом. Сила и безопасность того, кто пользуется Божественною помощью.
      2. Двадцатилетняя молитва Исаака о неплодии Ревеки. Благочестие и благоразумие Ревеки, при плодоношении вопрошавшей Господа (чрез священника).
    4. Тема: «Обязанности семейные» Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина по тем положениям, в каких приходится ему бывать в настоящей жизни. Общие всего семейства обязанности. Взаимные разных членов семейства обязанности: супругов, родителей, и детей, родных.
  5. Раздел. Гражданство.
    1. Тема: «Призвание Моисея» Моисей — печальник о народе Божием, ходатай за него пред Богом, освободитель своего народа и первый избранный и призванный Богом пастырь умножившегося Израиля. Поступки Моисея, открывающие качества пастыря, любящего свой народ. ………. «… помолиться. Значит стать свободным. Отобрать у людей веру в Бога Истинного — вот главное, чего хочет тиран. А потом ему уже не сложно поработить и дух… … вернув народу веру в Бога и освободив его дух, можно избавить его от „рабства“» Д. В. Щедровицкий
    2. Тема: «О Давиде и Сауле». Давид — высокий ветхозаветный пример кротости. Необычайное незлобие Давида к Саулу в пещере, как к помазаннику Божию, не смотря на совет сподвижников Давида. Молитва его Господу о недопущении до греха против жизни царя.
    3. Тема: «Обязанности семейные» Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина по тем положениям, в каких приходится ему бывать в настоящей жизни. Общие всего семейства обязанности. Взаимные разных членов семейства обязанности: супругов, родителей, и детей, родных.
    4. Тема: «Обязанности гражданские» Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина по тем положениям, в каких приходится ему бывать в настоящей жизни. Дело Государя, общества, правительства.
    5. Тема: «Странноприимство Авраама» Страннолюбие Авраама и Богоявление у дуба Мамврийского: усердие Авраама и Сарры — пример для христианских мужей и жен.
    6. Тема: «О браке» Общий закон о браке. Наставление об употреблении брачного ложа. Совет безбрачным и вдовицам. Урок о нерасторжимости брака.
    7. Тема: «О безбрачии» «Лучше быть в безбрачии, хотя не грешат и те, которые брачуются, … основание тому, с одной стороны, прискорбности и скоротечность жизни. С другой большее удобство к угождению Господу в безбрачии». свт. Феофан Затворник — «в каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом». ап. Павел (Кор. 1. 7, 24)

Литература: свт. Феофан Затворник, «Толкование на 1-ое послание к коринфинам ап. Павла». (Кор. Гл. 7, ст. 25–40).

Дополнительное наставление:

О добродетельной жене. Притчи Соломона, глава 30, ст. 10–31

«Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка». (Притч. 30.10)

5.3. Тематическое планирование по содержанию предмета

№  Разделы Практические занятия (темы)
1 Введение в предмет.
  • Реальность жизненных призваний.
  • Единство жизненных призваний в человеке.
  • Их правдивость и полнота исполнения.
2 Сыновство.
  • Сыновство Иосифа.
  • Сыновья Ноя.
3 Супружество.
  • Авраам и Сарра — пример истинного супружеского союза.
  • «Любовь Иакова к Рахили и чадородие Лии по Божественному изволению».
4 Родительство.
  • Родительство праведной Анны.
  • «Родительство патриархов».
  • «Обязанности семейные»
5 Гражданство.
  • «Призвание Моисея»
  • «О Давиде и Сауле». «Обязанности семейные»
  • «Обязанности гражданские» «Странноприимство Авраама»
  • «О браке»
  • «О безбрачии»

6. Учебно-методическое обеспечение предмета

Литература:

Основная:

  1. Иоанн Златоуст, свт., Беседы на книги Бития, Том 4. http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z04_1/t04_1.htm
  2. Щедровицкий Д. В., Введение в Ветхий завет. 2 книга Исход. http://www.liveinternet.ru/users/zinaida_khugashvili/post179409037/
  3. Феофан Затворник, Начертание христианского нравоучения. http://azbyka.ru/otechnik/?Feofan_Zatvornik/nachertanie-hristianskogo-nravouchenija

Учебно-методические материалы училища:

  1. Анатолий Гармаев, свящ., Жизненные призвания и общинноучительный уклад. Доклад на Х Августовском педсовете. Волгоград: 2007.

8. Содержание текущего и итогового закрепляющего действия

8.1. Текущее закрепляющее действие

Формы текущего закрепляющего действия:

  • опрос по содержанию на семинарах,
  • опрос по содержанию домашнего задания,

8.2. Итоговое закрепляющее действие

Формы итогового закрепляющего действия:

  • зачет (защита итоговой работы).

Методические рекомендации преподавателям

С момента начала урока необходимо обращаться не к студенту, пришедшему получить знание, а к будущему мужу, отцу, настоящему сыну своих родителей и брату, так пробуждая его навстречу жизненных призваний, ее силой и образом, но не так не одним умом отделенным от своего призвания и прикрепленного к гордости и тщеславию. Дабы не развивать у студента страсти еще одним содержанием, а делать доброе дело, помогать прийти ему к своему естеству, дабы потом его очищать и даже освящать.

Методические рекомендации студентам

Потребность в знании и в служении появляется от пробуждения жизненного призвания. Пробуждает Господь, когда человек готов. Усвоение образа жизненного призвания, при искреннем ученичестве способствует пробуждению. Глубина усвоения от глубины искренности, т. Е. посвященности обучению.

Искренность от потребности усвоить истинный образ своего призвания, а в нем служения людям и Богу.

Необходимость усвоения истинного образа призвания для современного человека из вне, по причине помраченности его страстями.