Церковное пение. Первый и пятый классы

Специальность: церковный педагог.

Составитель: А. С. Дякова, преподаватель

Пояснительная записка

Церковное пение является обязательным предметом для учащихся 1 — 3 класса очного обучения и предметом свободного посещения для студентов 4 и 5 класса.

Занятия по церковному пению могут посещать сотрудники училища, желающих обучаться первоначальным навыкам пения на клиросе.

В первом полугодии учебного года занятия посвящены теоретическим вопросам и основным практическим упражнениям.

Во втором полугодии — спевкам и выходу на служение в храме (учебная практика).

Практические занятия и спевки проводятся по группам (братские и сестренские).

Основной замысел предмета направлен на освоение внутреннего содержания церковных песнопений, их духовного характера, смысла, содержания, и лишь малая часть уделяется вокальным упражнениям.

В программу обучения включены: обиходные неизменяемые песнопения, тропари, кондаки, величания двунадесятых праздников и некоторые песнопения Постной и Цветной триоди. В обязательном порядке введено осьмогласие.

Предмет Церковное пение ориентирует учащегося на целостное развитие внутренней и внешней деятельности и способности пребывать в той и другой вместе.

Во внешней деятельности изучение предмета будет способствовать формированию квалификационных характеристик выпускника в области учебно-воспитательной деятельности:

  • повышает общую культуру;
  • умение работать в коллективе;
  • умение организовать служение детского или взрослого певческого коллектива.

Внутренняя деятельность учащегося на выходе из училища ориентирована на развитие в нем православного христианина, призванного быть на приходе при необходимости первым помощником настоятеля в организации клиросного служения.

Занятия Церковным пением формируют и развивают у учащихся умение внутренне собирать себя в служении.

1.Цели и задачи предмета

Цель предмета: научиться петь Богу.

Быть хорошим певцом насколько позволяют способности и научиться петь разумно (умно) понимать самому, что произносишь устами, веровать в то сердцем и душою, доносить ближним, то есть тем, кто приходит в храм и слышит службу.

Задачи предмета:

  • ознакомить учащихся с историческим и смысловым содержанием неизменяемых песнопений вечерни, утрени и божественной Литургии;
  • обучить практическим навыкам пения в церковном хоре;
  • возбудить потребность к внутреннему труду души в служении певца;
  • преодолеть привычку петь «механически», равнодушно или для самосовершенствования.

2. Требования к уровню освоения содержания предмета

Предмет изучается на протяжении 5 лет. Требования к уровню освоения предмета выпускникам после трех и пяти лет обучения различаются.

Студент, изучивший предмет, должен:

знать:

(после трех лет обучения)

  • ход вечернего и утреннего Богослужения и Литургии;
  • наизусть тропари, кондаки и величания двунадесятых праздников;
  • правила поведения певца на клиросе;

(после пяти лет обучения)

  • историю создания и символическое осмысление песнопений,
  • основные понятия об осьмогласии.
  • богослужебный устав;

уметь:

(после трех лет обучения)

  • петь в составе клироса в соответствии с правилами поведения певца, следуя указаниям регента;

(после пяти лет обучения)

  • расписать и подготовить службу,
  • организовать работу клироса,
  • провести службу в качестве регента или старшего,
  • знать музыкальную грамоту;

иметь навыки:

(после трех лет обучения)

  • организовывать себя, держаться правил, быть в послушании у регента или старшего.
  • быть в единодушии с теми, кто поет рядом,
  • петь разумно, трезвенно, отсекать помыслы, мешающие служению;

(после пяти лет обучения)

  • держать партию,
  • разучить с клиросом песнопение, обучить партиям,
  • как старшему хранить правила благочиния на клиросе самому и помогать другим,
  • как регенту находиться в единстве со служителем (священником): внешне действуя его указаниям и благословениям, внутренне — хранить молитвенный дух и следовать в нем за священником.

3. Объем предмета и виды учебной и практической нагрузки

Предмет Церковное пение преподается 5 лет.

На первом году обучения в первом и втором полугодии:

  • занятия проводятся во время учебных седмиц два раза в неделю по два часа;
  • певцами на клирос учащиеся первого класса не благословляются.

На втором и третьем году обучения занятия проводятся только в первом полугодии во время учебных седмиц два раза в неделю по два часа.

В первом и втором полугодии студенты:

  • участвуют в спевках;
  • проходят череду служения на клиросе как обучающиеся (учебная практика);
  • преуспевающие в пении входят в состав праздничного клироса.

На четвертом и пятом году обучения студенты:

  • участвуют в занятиях по желанию;
  • участвуют в спевках,
  • проходят череду служения на клиросе как служащие в качестве регента, уставщика, старшего (учебная практика);
  • являются основным составом праздничного клироса.

Первый, второй и третий классы

Виды учебных занятий Объем предмета (час.)
Аудиторные занятия, в том числе:
Практические занятия
Учебная практика:
— во время богослужений
58
80
Самостоятельная работа в том числе домашние задание 14
Общая трудоемкость 152

Четвертый и пятый классы

Виды учебных занятий Объем предмета (час.)
Аудиторные занятия, в том числе:
Практические занятия
Учебная практика:
— во время богослужений
58
80
Самостоятельная работа в том числе домашние задание 14
Общая трудоемкость 152

4. Виды итоговых закрепляющих действий

Класс/полугодие Вид закрепляющих действий
1/1 Зачет
1/2 Зачет
2/1 Зачет
2/2 Зачет
3/1 Зачет
3/2 Зачет

5. Содержание предмета

5.1. Разделы предмета и виды учебных занятий

Первый и третий год обучения

№  Разделы Практические занятия (час.)
1 Введение в содержание разделов предмета в Церковное пение. 6
2 Осьмогласие. 12
3 Всеношное бдение. Вечерня. 10

Четвертый и пятый год обучения

№  Разделы Практические занятия (час.)
1 Утреня. 12
2 Божественная литургия как единое дело. 16

5.2. Содержание разделов предмета

Первый и третий год обучения

  1. Введение в содержание разделов предмета в Церковное пение.
    Для чего употребляется пение. История появления певцов. Псалтирь. Церковное пение — словесная мелодия. Музыка. Богослужебное пение в Церкви.
  2. Осьмогласие.
    Музыкальная основа гласа. Напевы. Характеристика гласов.
  3. Всеношное бдение. Вечерня.
    Благовест и каждение. Предначинательный псалом. Характер и содержание неизменяемых песнопений вечерни. Вход, его смыслы, чин, отличие от литургийного. Понятие о прокимне. Лития. История литийных молитв.

Четвертый и пятый год обучения

  1. Утреня.
    Шестопсалмие, его происхождение. «Бог Господь…» — образ исполнения. Полиелей, его история. Канон, способ исполнения, катавасия, история и смысл. Славословие великое, его содержание. Отпуст.
  2. Божественная литургия как единое дело.
    Антифоны. Вход. Литургия верных, история. «Херувимская», ее смыслы и образы. Евхарестический канон, тайные молитвы. Символ веры.

5.3. Тематическое планирование первого, второго и третьего года обучения

№  Разделы Практические занятия
1 Введение в содержание разделов предмета Церковное пение.
  1. Введение в церковное пение. Беседа свт. Иоанна Златоуста на 41 псалом. Еврейское богослужение. Псалтирь. Виды псалмопения.
  2. Церковное пение — словесная мелодия. Богослужебное пение в свойствах Церкви.
3 Осьмогласие.
  1. Разучивание 1 — го гласа. История псалтири вечери. Знаки альтерации.
  2. Разучивание 2 гласа. Запевы. Историческая часть. Соединение запева со стихирой. Обучение практическим навыкам канонарха. Возглашение запевов.
  3. Разучивание 3 гласа. Мажорные гаммы. Попевки (аорпеджио).
  4. Разучивание 4 гласа. Повтор неизменяемых песнопений. Освоение трехголосья. Разучивание партий.
  5. Разучивание 5 гласа. Понятие тональность и тон.
  6. Разучивание 6 гласа. Прокимны. Знаменный распев.
  7. Разучивание 7 гласа. Минорные тональности.
  8. Разучивание 8 гласа. Повтор пройденных гласов.
3 Всеношное бдение. Вечерня.
  1. Благовест. Каждение. Предначинательный псалом. Характер, история, содержание. Освоение пения 103 псалма в характере его символического значения.
  2. Ектинии. История образования. «Блажен муж…». Стихиры. Ресурсный круг: «В чем вижу смысл служения на клиросе?», «Какой ревностью могу идти в служение?».
  3. Идейно-историческое значение вечерни в целом. «Ныне отпущаеши…».
  4. Знакомство с «крюковым», знаменным пением. История, характер, внутреннее делание. Изучение песнопений в знаменной грамоте (в знаменном характере).Крыж «+».

6. Учебно-методическое обеспечение предмета

Рекомендуемая литература:

Источники:

Богослужебные книги РПЦ: Богослужебный сборник, Октоих, Минея, Тропарион, Ирмологий.

Всеношное бдение и Литургия (нотный обиход). Знаменные распевы.

Основная:

  1. Скоболонович М., Толковый типикон. М: 2008.
  2. Сборник статей о церковном пении. М: 2006.
  3. Церковные распевы монаха Игнатия.
  4. Протоиерей Борис Николаев, «Знаменный распев» и крюковая нотация как основа русского православного пения. http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/penie/nikolaev_znamenity_raspev.shtml
  5. Нотные сборники. Обиход церковных песнопений. М: 2004.
  6. Дмитриевский Н. Д. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии -1894. http://xn-7sbbrq4bi0ajg5i.xn-p1ai/library/otskanirovannye-knigi-liturgika/istoricheskoe-dogmaticheskoe-i-tainstvennoe-izyasnenie
  7. Толковая Псалтирь. Евфимий Зигабен. http://azbyka.ru/otechnik/?Evfimij_Zigaben/tolkovaja-psaltir
  8. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М: 1961. http://www.torrentino.net/torrents/qejg-vahromeev-v-a-elementarnaya-teoriya-muzyki

Аудиозаписи:

  1. Семинарские хоры.
  2. Греческое пение.
  3. Валаамское пение.
  4. Народное пение.
  5. Знаменное пение.

7. Материально-техническое обеспечение предмета

  1. Аудио-проигрыватель.

8. Содержание текущего и итогового закрепляющего действия

8.1. Текущее закрепляющее действие

Формы текущего закрепляющего действия:

  • проверка домашнего задания и работа над ошибками,
  • опрос по содержанию,
  • прослушивание.

Примерные темы домашних заданий:

  1. Письменно ответить на вопрос: «Что мне мешает петь Богу».
  2. Собраться на домашнюю спевку: повторить глас (стихирный, тропарный), разучиваемый на занятии и подготовить другое песнопение этого гласа.
  3. Разбор первого часа повечерия (по Часослову). Слова, обращенные к певцам: «Косно, велегласно…» и другие разобрать, посмотреть в словаре.
  4. Задание на внутреннюю работу: в течение недели (или до следующего занятия) понаблюдать за собой во время пения на клиросе, вечернего и утреннего правила, молитвы перед трапезой и ответить на вопрос: «Что мне мешает петь и молиться Богу?»

8.2. Итоговое закрепляющее действие

Формы итогового закрепляющего действия:

  • зачет по итогам опроса и ответов на вопросы,
  • прослушивание.

9. Методические рекомендации для преподавателей

Предмет Церковное пение направлен на постижение смысла православного богослужения, символики и местоположения изменяемых и неизменяемых песнопений в структуре богослужения. Таким образом он тесно связан Богослужебный устав. Изучение этих двух предметов строится на основе взаимного дополнения.

Уроки рассчитаны как для музыкально образованных, так и просто любителей. Главным и основополагающим является обретение личных навыков внутреннего труда петь Богу, а также формирование образа служения певца. Второе по значимости является обретение музыкальных навыков, развитие музыкальных способностей и реализация их на практике.