Церковное чтение. Первый, второй, третий, четвертый и пятый классы

Специальность: церковный педагог

Составитель: О. П. Оринчай, преподаватель

Пояснительная записка

Церковное чтение — предмет, на котором учащийся получает знания, приобретает умения и навыки, позволяющие ему быть чтецом на Богослужениях, во время общинных трапез, уметь читать вслух разнообразные жанровые произведения.

Преподавание предмета в первые три года ставит целью подготовить чтецов для клироса прихода. После окончания пяти классов училища учащийся должен научиться не только чтению, но и преподаванию данного предмета на приходе, в воскресной школе.

В основу предмета берутся правила чтения Богослужебных текстов.

Основными принципами является постепенность, последовательность и постоянные практические занятия для приобретения устойчивых навыков чтения.

На первом году обучения в первом полугодии учебного года занятия посвящены теории, практическим упражнениям, а во втором полугодии выходу на служение в храме (учебная практика). Занятия по группам продолжительностью 1,5 часа.

Основной замысел предмета не только научить читать Богослужебные тексты ясно и осмысленно (разумно), но и быть способным научить читать других.

Для этого учащиеся изучают и осваивают Правила чтения, упражнения по технике чтения и последовательность обучения по трем ступеням.

Плод изучения предмета: формирование навыка чтения с разумением, то есть с донесением смыслов богослужебных и других текстов.

За 3 — 4 года учащийся должен:

  • научиться владеть своим голосом;
  • быть способным свободно без затруднений в произношении слов, читать предложения любого размера и сложности;
  • быть способным читать без перерыва, напряжения и усталости несколько часов,
  • развить способность слышать читаемый текст и себя.

В учебно-воспитательной области предмет Церковное чтение помогает формировать у учащихся умение собирать себя в служении и работать в коллективе.

Предмет Церковное чтение повышает общую культуру.

1. Цели и задачи предмета

Цели предмета:

Обучение учащихся технике церковного чтения в храме и выразительного художественного чтения в разных жанрах:

  • чтение и пересказ жития святых,
  • чтение и пересказ рассказов на нравственных уроках,
  • чтение и пересказ рассказов на праздниках в приходе, в общине, в светской и воскресной школах.

Задачи предмета.

  1. Обучение чтению по ступеням:
    • держать произношение,
    • держать ударение,
    • держать тон,
  2. Научить читать неспешно, внятно, отчетливо и правильно по-церковному.
  3. Научить читать так, чтобы любое чтение, исполненное чтецом, стало зовущим.

2. Требования к уровню освоения содержания предмета

Учащийся, изучивший предмет, должен:

знать:

после трех лет обучения:

  • наизусть девять Правил церковного чтения и их разъяснение своими словами;
  • наизусть утреннее и вечернее правило (половину);
  • наизусть тропари, кондаки и величания к двунадесятым праздникам;
  • значение надстрочных и строчных знаков в церковно-славянском языке;
  • различие между церковным чтением и художественным (басня, сказка, нравственный рассказ, стихи, былины), и чтением житий за трапезой;
  • упражнения для правильного произношения (1 ступень);
  • упражнения для второй ступени (держать ударение);
  • наизусть 8 — 9 скороговорок (чистоговорок) для научения правильному произношению трудновыговариваемых звуков и для занятий с детьми.
  • 10 — 12 загадок и 8 — 10 пословиц.

после пяти лет обучения:

  • различие при чтении псалмов, паремий, канонов, Апостола, акафиста;
  • наизусть утреннее и вечернее правило полностью;
  • наизусть Пасхальные часы;
  • наизусть 19 ступенек восхождения к педагогическому мастерству чтеца;
  • строение канона.

уметь:

(после трех лет обучения)

  • читать по Псалтири на Богослужениях 20 кафизм;
  • читать Шестопсалмие;
  • читать часы: 1-й, 3-й, 6-й, 9-й;
  • читать праздничные паремии;
  • читать каноны по Молитвослову;
  • рассказывать современные нравственные и ветхозаветные рассказы и сказки;
  • читать художественные произведения (стихи, басни, былины, житийные рассказы и художественные, поэтические произведения классиков).

(после пяти лет обучения)

на Богослужении:

  • читать кафизмы;
  • читать Канон на праздничной утрени;
  • читать Апостол;
  • читать Акафист;
  • петь Пасхальные часы и Пасхальный канон;
  • читать Паремии;
  • составлять и проводить многоголосья на различные темы среди детей, подростков и молодежи;
  • обучить церковному чтению взрослых и детей на приходе.

иметь навыки:

(после трех лет обучения)

  • чтения кафизм, часов, Шестопсалмия и Паремий;
  • собирать внимание, держаться правил и быть в послушании у уставщика;
  • читать разумно, трезвенно;
  • отсекать помыслы, мешающие пониманию содержания;
  • читать так, чтобы внимание не отвлекалось на технику чтения, а сосредотачивалось на смысле читаемого;
  • читать просто, ровно, нараспев;
  • отсекать ненужное смущение и излишнюю робость при чтении в храме и на других служениях при людях;
  • беречь церковные книги;
  • тщательно готовиться к чтению на Богослужениях и заблаговременно с ним знакомиться (внимательно прочитывать, пользуясь и русским переводом);
  • памятовать, что богобоязненный чтец возглашает славословия и молитвы за себя и за всех молящихся в храме, где всегда невидимо присутствует Господь, Его Пречистая Матерь, ангелы и святые;
  • читать так, чтобы прежде всего понимать самому, что читает, и чтобы читаемые молитвы и псалмы проникали в сердце чтеца;
  • вместе с тем, не забывать народа, стоящего в храме и читать так, чтобы народу было понятно, и он вместе с читающим едиными устами и единым сердцем молился и прославлял Бога;
  • читать в храме неспешно, внятно, отчетливо, чтобы не унижать молитвы торопливым чтением, не гневить Бога, так как торопливое и невнятное чтение не воспринимается слухом, мыслью и сердечным чувством слушающих.

Такое чтение и пение, по словам Тихона Задонского, — ленивым угождение, добрым печаль сердечная и воздыхание, всем же приходящим (в храм) соблазн и вред.

(после трех лет обучения)

  • держать тон при чтении;
  • различать псалмы от стихир, тропарей, паремий и Апостола — все имеет свой характер и особенности чтения;
  • для педагогического служения различать жанры художественного чтения и повествовательной речи (пересказ).

3. Объем предмета и виды учебных занятий

3.1 Виды и объем учебных занятий по годам обучения

Предмет Церковное пение преподается 5 лет.

На первом, втором и третьем году обучения занятия проводятся во время учебных седмиц один раз в неделю по два часа. С середины ноября добавляются индивидуальные занятия по 30 — 40 минут с каждым учащимся 2 — 3 раза в неделю.

В зависимости от подготовленности учащихся и их успехов в овладении навыками церковного чтения объем занятий в первом, втором и третьем классах может меняться.

Учащиеся третьего класса посещают занятия вместе со вторым классом.

Учащимся первого класса в первом полугодии чтение во время богослужений не благословляется.

Учащиеся четвертого и пятого класса занятия посещают по желанию. Если они читают канон на утрени, паремии и Апостола на Литургии, то накануне приходят по двое или трое с подготовленным чтением для контрольного прослушивания (допуска).

Первый, второй и третий классы

Виды учебных занятий Объем предмета (час.)
Аудиторные занятия, в том числе:
Практические занятия
Практика во время богослужений
28
72
Самостоятельная работа в том числе домашние задание 24
Общая трудоемкость 124

4. Виды итоговых закрепляющих действий

Класс/полугодие Вид отчетности (контроля)
1/1 Допуск к чтению кафизм
1/2 Зачет
2/1 Допуск к чтению на воскресных службах
2/2 Экзамен
3/1 Допуск к чтению на праздничных службах
3/2 Экзамен

5. Содержание предмета

5.1. Разделы предмета и виды учебных занятий

Первый класс

№  Разделы Практические занятия (час.)
1 Введение в церковное чтение. 8
2 Практика чтения псалмов. 6
3 Практика чтения на Богослужениях Великого поста (кафизмы, часы). 6
4 Практика чтения художественных произведений различных жанров. 4
5 Практика чтения молитв и канонов по Молитвослову и Шестопсалмия 8. 4

Второй и третий год обучения

№  Разделы Практические занятия (час.)
6 Практика чтения на Праздничных Богослужениях. 4
7 Практика чтения паремий. 4
8 Практика чтения на детских праздниках и нравственных уроках. 2
9 Подготовка к итоговым закрепляющим контрольным действиям. 4
10 Чтение лекций протоиерея Артемия Владимирова по книге «Искусство речи». 6
11 Практика чтения Апостольских посланий. 3
12 Практика чтения Воскресного Канона на Утрени. 3
13 Практика чтения Акафиста. 2

5.2 Содержание разделов предмета

Первый класс

  1. Введение в церковное чтение.
    1. Вводное занятие. Основные понятия о Псалтири по трудам Святых отцов Церкви.
    2. О чтении Псалтири. Чтение любимых псалмов (редко бывает, чтобы у человека не было «своего» псалма: у кого первый, у кого 33 или 50, или 90 и т. д.)
    3. Знакомство с «Буквицей славянской».
    4. Знакомство с правилами чтения. Три ступени обучения чтению. Особенности 1-ой ступени. Запись основных (девяти) правил и упражнений.
    5. Что значит «держать произношение» при чтении богослужебных текстов. Чтение 1-й и 2-й кафизм. Запись упражнений и скороговорок (чистоговорок).
    6. Как трудиться, «чтобы голос звучал красиво». Правильное произношение гласных звуков. Запись простых правил. Чтение 2-й кафизмы.
    7. Надстрочные и строчные знаки. Виды ударений. Практика чтения: 3-я кафизма.
    8. Упражнения, помогающие правильному произношению. Запись. Чистоговорки. Запись. Чтение 2-й и 3-й кафизм.
  2. Практика чтения псалмов.
    1. О пении псалмов. Три причины пения. (Толковая псалтирь Евфимия Зигабена, гл. 9, стр. 12–15). Практика чтения: 4-я кафизма.
    2. О 19-и ступеньках к педагогическому мастерству чтеца. Подробно о колыбельной, песне, стихотворении, закличке. Чтение примеров.
    3. Продолжение 10-го занятия. Подробно о загадке, пословице, поговорке, скороговорке, сказке, были, балладе, басне. Чтение примеров. Домашнее задание на две недели.
    4. Работа над произношением и ударением. Совместное пение 17-ой кафизмы. Чтение в парах 5 и 6-ой кафизм: на каждой Славе чередуемся.
    5. Проверка домашнего задания. Практика чтения: 7-я кафизма. Исправление ошибок. Запись упражнений и чистоговорок.
  3. Практика чтения на Богослужениях Великого поста.
    1. Распределение чтения на Великий пост. Самостоятельная работа над Девятью правилами чтения — 20 минут. Практика чтения: читаем в парах 8-ю кафизму. Учимся слушать друг друга и исправлять, где видим и слышим ошибки. Домашнее задание.
    2. Практика чтения. Каждый читает по 1-ой Славе своей кафизмы (постовой). Учимся читать и слушать, не вмешиваясь, не исправляя. Задача: замечать свои ошибки через читающего, следя за текстом. Исправляет и поправляет только преподаватель. Начинаем прослушивание аудиозаписи с Псалтирью. Валаамские записи. 1-я и 2-я кафизмы. Домашнее задание.
    3. Работа в тройках над Правилами чтения (9-ю): 20 минут. Пение 1-го, 2-го, 132-го, 133-го псалмов. Прослушивание 3-ей и 4-ой кафизм в аудиозаписи.
    4. Практика чтения. Кафизмы 9-я и 10-я. Исправление ошибок. Проверка домашнего задания: подготовка к Великому посту.
    5. Практика чтения: кафизмы 11-я и 12-я. Исправление ошибок. Утреннее и вечернее правило в храме.
    6. Практика чтения. Кафизмы 13-я и 14-я. Каноны по Молитвослову: покаянный ко Господу и Божией Матери.
  4. Практика чтения художественных произведений различных жанров.
    1. Теория. Подробно: строчные знаки. Логическое ударение. Чтение и пересказ сказок «Зимовье зверей» и «Морозко».
    2. Теория. Виды ударений. Ударение как «возвышение», как сила слова, как «верхний разум». Практика чтения: кафизмы 15-я и 16.
    3. Упражнение на чередование: псалом (не больше страницы) — страница из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина.
    4. Продолжение 21-го занятия. Чтение 18-й и 19-й кафизм. Упражнение на чередование: псалом — басня Крылова.
    5. Прослушивание аудиокассеты: 19-я и 20-я кафизмы. Практика чтения: 20-я кафизма: 1-й шаг — чтение первого псалма на церковно-славянском языке; 2-й шаг — чтение этого псалма на русском; 3-й шаг — повторить чтение на церковно-славянском языке.
  5. Практика чтения молитв и канонов по Молитвослову и Шестопсалмие.
    1. Канон и молитвы ко Святому причастию. Практика чтения в храме. Прослушивание аудиокурса И. Осина «Практическое пособие по церковному чтению» — до стихир на «Господи воззвах…»
    2. Практика чтения. Каноны по молитвослову: — покаянный ко Господу, — к Ангелу-Хранителю, — святому пророку и предтече Господню Иоанну Крестителю.
    3. Шестопсалмие. Теория. Практика чтения с русским переводом. Прослушивание Шестопсалмия на диске И. Осина.
    4. Шестопсалмие. Чтение по Толковой Псалтири Е. Зигабена.
    5. Практика чтения. Часы 1-й, 3-й, 6-й, 9-й. Прослушивание 1-го часа на диске И. Осина. Подготовка к итоговому зачету.

Второй и третий классы

  1. Практика чтения на Праздничных Богослужениях.
    1. Встреча чтецов. Каждый рассказывает, пользуясь вопросом «Мои впечатления, переживания, затруднения и приобретения за период служения чтецом: весна-лето-и до ныне». Второй вопрос «Где был, да что видел» — по 40 минут.
    2. Праздничное Богослужение: воскресный день, двунадесятый праздник, Богородичный праздник, день памяти святого. История праздника. Об исполнении 4-ой заповеди.
    3. Праздничное Богослужение. Паремии. Вещественная и нравственная красота как атрибуты ветхозаветного прообразования. Паремии пророку, святителю, преподобному, мученику.
    4. Начинаем трудиться над 2-ой ступенью «Держать ударение». Виды ударений. Чтение сложных сочетаний. Например, трудно читать слова, если на одном слове ударение на последнем слоге, а на следующем слове — на первом слоге; на одном слове ударение на первом слоге, а на следующем слове — на последнем слоге, и проч.
  2. Практика чтения паремий.
    1. Практика чтения: паремии на праздник Введения Пресвятой Богородицы в храм. Чтение на церковно-славянском, потом русском, потом толкование. Прослушивание паремии из аудио-курса И. Осина.
    2. Практика чтения. Паремии на праздник святителя Николая Чудотворца. Прослушивание паремий из аудио-курса Иоанна Осина.
    3. Практика чтения. Паремии на Рождество Христово. Припевы на паремиях. Прослушивание на диске Иоанна Осина.
    4. Практика чтения. Паремии на Крещение Господне.
    5. Практика чтения. Притчи Соломоновы. Параллельное чтение: 1-й чтец читает одно предложение (стих) на церковно-славянском, 2-й чтец это же предложение (стих) читает на русском — так одну главу прочитывает одна пара. Следующую главу читает другая пара чтецов и т. д. Книга Иисуса сына Сирахова, глава 38 — чтение на русском языке. Повторяем строчные знаки препинания.
  3. Практика чтения на детских праздниках и нравственных уроках.
    1. Практика чтения. Нравственный рассказ. Чтение и пересказ. Задание на дом.
    2. Практика чтения. Проповедь. Евангельское событие. Учимся читать и пересказывать.
  4. Подготовка к итоговым закрепляющим контрольным действиям.
    1. Распределение чтения на Великий пост. Практика чтения. Ветхозаветный рассказ. Учимся читать на церковно-славянском, русском и пересказывать. Домашнее задание.
    2. Подготовка к контрольному итоговому занятию за 1-й семестр.
    3. Итоговая контрольная работа. 1-я часть. Письменная работа на тему: «Какие виды (жанры) чтения из 19-и оказались лично для меня мастерством педагога».
    4. Чтение по жребию — паремии празднику Богородичному,
      • паремии святителю,
      • притчи — одну главу — на русском языке,
      • стихотворение,
      • басню И. А. Крылова,
      • ветхозаветный рассказ — чтение и пересказ,
      • сказку — чтение и пересказ,
      • нравственный рассказ — наизусть,
      • Евангельское событие рассказать близко к тексту.
  5. Чтение лекций протоиерея Артемия Владимирова по книги «Искусство речи».
    1. Чтение лекции протоиерея Артемия Владимирова «О духовной природе слова». Проговор: ответ на вопрос «Что добавил отец Артемий к моему желанию быть церковным педагогом, катехизатором, чтецом?»
    2. Практика чтения. Евангельская притча. Чтение и пересказ своими словами близко к тексту.
    3. Чтение 2-ой лекции протоиерея Артемия Владимирова «Афористичность языка Священного Писания». Пересказываем услышанное содержание, дополняя друг друга.
    4. Чтение 3-й лекции протоиерея Артемия Владимирова «Внимание к технике речи, как проявление любви к слушателю; артикуляция». Обсуждение на тему: «Что из услышанного содержания легло на мою жизненную потребность?»
    5. Чтение 4-й лекции протоиерея Артемия Владимирова «Техника речи: интонация и сила звучания». Обсуждение услышанного содержания в тройках. Практика чтения. Апостол. Читаем по кругу одно зачало и перевод, затем следующее и т. д. Домашнее задание.
    6. Чтение 5-й лекции протоиерея Артемия «Техника речи: темп, пауза, акцентуация». Обсуждение лекции в четверках. Домашнее задание: найти и учить наизусть (к итогу года) небольшую, в полторы-две страницы, Пасхальную проповедь известного проповедника, например, святителя Иоанна Златоуста.
  6. Практика чтения Апостольских посланий.
    1. Практика чтения. Апостол. Чтение по способу 18-го занятия.
    2. Практика чтения. Апостол. 1-й шаг: самостоятельное чтение одного зачала на церковно-славянском и на русском языке. 2-й шаг: каждый читает одно зачало, над которым уже потрудился.
    3. Практика чтения. Апостол. Способ чтения на усмотрение учащихся.
  7. Практика чтения Воскресного Канона на Утрени.
    1. Теория. Канон. Построение песни канона. Ирмос, тропарь, припевы. Практика чтения. Канон Божией Матери (Молитвослов).
    2. Теория. Всенощное бдение. Канон как песенное сокровище Церкви. Содержание ирмосов. Катавасия. Построение ирмоса. Практика чтения. Канон на Утрени в субботу вечером.
    3. Практика чтения. Канон на Утрени в праздник в праздник двунадесятый и святому. Прослушивание из аудиокурса И. Осина «Канон воскресен» — 2–3 раза.
  8. Практика чтения Акафиста.
    1. Акафист. Расширенная система икосов и кондаков. Кондак — историческое содержание, икос — догматическое. Чтение акафиста Божией Матери — Благовещению.
    2. Благодарственный акафист — чтение и пение. Подготовка к итоговому зачету.

5.3. Тематическое планирование

№  Разделы Практические занятия
Первый класс
1 Введение в церковное чтение.
  • Вводное занятие. Основные понятия о Псалтири.
  • Знакомство с правилами церковного чтения.
  • Практика правильного произношения гласных звуков.
  • Надстрочные и строчные знаки и виды ударений.
2 Практика чтения псалмов.
  • Практика чтения псалмов и кафизм.
3 Практика чтения на Богослужениях Великого поста.
  • Практика чтения на Богослужениях Великого поста.
4 Практика чтения художественных произведений различных жанров.
  • Чтение и пересказ сказок.
  • Чтение псалмов, рассказов и басен.
5 Практика чтения молитв и канонов по Молитвослову и Шестопсалмие.
  • Практика чтения Канонов и молитв ко причастию.
  • Практика чтения Шестопсалмия.
Второй и третий классы
6 Практика чтения на Праздничных Богослужениях.
  • Праздничное Богослужение: воскресный день.
  • Праздничное Богослужение: двунадесятый праздник.
  • Праздничное Богослужение: Богородичный праздник.
  • Праздничное Богослужение: день памяти святого.
  • Виды ударений. Чтение сложных сочетаний.
7 Практика чтения паремий.
  • Практика чтения: паремии на праздник Введения Пресвятой Богородицы в храм и на праздник святителя Николая Чудотворца.
  • Практика чтения. Паремии на Рождество Христово и на Крещение Господне.
  • Практика чтения. Притчи Соломоновы.
8 Практика чтения на детских праздниках и нравственных уроках.
  • Практика чтения. Нравственный рассказ. Чтение и пересказ.
  • Практика чтения и пересказа. Евангельское событие. Нравственный рассказ.
9 Подготовка к итоговым закрепляющим контрольным действиям.
  • Распределение чтения на Великий пост. Практика чтения. Ветхозаветный рассказ.
  • Подготовка к контрольному итоговому занятию за 1-й семестр.
  • Итоговая контрольная работа.
10 Чтение лекций протоиерея Артемия Владимирова по книге «Искусство речи».
  • Лекция 1 «О духовной природе слова».
  • Лекция 2 «Афористичность языка Священного Писания».
  • Лекция 3 «Внимание к технике речи, как проявление любви к слушателю; артикуляция».
  • Лекция 4 «Техника речи: интонация и сила звучания».
  • Лекция 5 «Техника речи: темп, пауза, акцентуация».
11 Практика чтения Апостольских посланий.
  • Практика чтения. Апостол.
12 Практика чтения Воскресного Канона на Утрени.
  • Построение песни канона. Ирмос, тропарь, припевы. Практика чтения. Канон Божией Матери (Молитвослов).
  • Всенощное бдение. Канон как песенное сокровище Церкви.
  • Практика чтения. Канон на Утрени в субботу вечером и в двунадесятый праздник и святому.
13 Практика чтения Акафиста.
  • Акафист. Расширенная система икосов и кондаков. Чтение и пение Акафистов.

6. Учебно-методическое обеспечение предмета

Рекомендуемая литература:

Источники:

  • Библия.
  • Богослужебные книги РПЦ: Октоих, Минея, Тропарион, Ирмологий, Триодь постная, цветная; Часослов, Псалтирь, Богослужебный сборник.

Основная:

  1. Алипий (Гаманович), иеромонах. Грамматика церковно-славянского языка. -М., «Художественная литература», 1991.
  2. Деяния и Послания святых Апостолов с Апокалипсисом на славянском и русском наречии. Санкт-Петербург. В Синодальной типографии.1862.
  3. Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. — М., «Мир»; ИЧП «Пономарев». 2002.
  4. Плетнева А. А., Кравецкий А. Г. Церковно-славянский язык. Учебное издание для общеобразовательных учебных заведений, духовных училищ, гимназий, воскресных школ и самообразования. — М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. Стр. 3–31.
  5. Саблина Н. П. Буквица славянская. — Спб., 2000.

Дополнительная:

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14 — 17 веков. — М., Педагогика, 1985. Стр. 102 — 106, 234 — 235, 260 — 301.
  2. Афанасий Великий, святитель. Толкование псалмов. — Минск. 1995. (репринтное воспроизведение с издания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры).
  3. Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых Апостолов. Сатис. — Санкт-Петербург, 1994.
  4. Богодухновенная Псалтирь. Ключ к разумению. — М., Изд-во «Сибирская Благозвонница». 2008.
  5. Вербовая Н.П., Головина О. М., Урнова В. В. ИСКУССТВО РЕЧИ. — М., Искусство, 1977. Стр. 21 — 68,
  6. Вербовая Н.П., Головина О. М., Урнова В. В. ИСКУССТВО РЕЧИ. — М., Искусство, 1977. Стр. 21 — 68,
  7. Владимиров Артемий, иерей. Искуство речи. Курс лекций, часть 1. М: 1998.
  8. Всенощное бдение. Литургия. Издание Волгоградской епархии. 1992. (репринт с издания Московской Патриархии. 1982.)
  9. Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии из книги Бытия. Сатис. — Санкт-Петербург. 1998.
  10. Даль В. И. Повести и рассказы. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1981.
  11. Ключ к Псалтири. — Минск, ИО «Свиток». 1992.
  12. Королева И. А., Супрун В. И. Церковно-славянский язык: учебно-методическое Пособие для духовных школ, училищ и ун-тов. — Волгоград: Перемена, 2005 г. Стр. 4 — 38.
  13. Осин Ян (Иоанн). Практическое пособие по церковному чтению (текстовое приложение). Издательский Совет РПЦ, Православная студия «Горизонт», М: 2012.
  14. Первая учебная книга церковно-славянского языка для низших и начальных училищ. Репринтное издание. Ростов-на-Дону. 1991 г.
  15. Православное Богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян. Сатис, СПб., 1996.
  16. Пушкин А. С. Капитанская дочка. Руслан и Людмила.
  17. Ремнева М. Л., Савельев В. С., Филичев И. И. Церковно-славянский язык: Грамматика с текстами и словарем. — Изд-во МГУ, 1999. Стр. 7 — 37, 126 — 230.
  18. Саблина Н. П. Живый в помощи Вышняго. Псалом 90. Символика. Язык. Поэтика. — Спб., Издательство «Ижица». 2001.
  19. Саблина Н. П. Слова под титлами. Изд-во «Ижица», — Спб., 2001.
  20. Славянский церковный букварь. Издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни. 1997 г.
  21. Священная история Нового Завета в Церковном Богослужении. — М., Приход церкви свв. Косьмы и Дамиана. 1997.
  22. Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена.
  23. Толкование особых изречений в церковной Псалтири. — М., Лествица, 2000. (репринт: М., 1891.)
  24. Толкование на паремии. — М., Издание Сретенского монастыря, 1997.
  25. Святитель Феофан Затворник Вышенский. Руководство к духовной жизни, составленное по толкованию 118 псалма. — М., Лепта-Пресс, 2005.
  26. Святитель Феофан Затворник. Толкование на псалмы ШЕСТОПСАЛМИЯ: третий и тридцать седьмой. — М., 2001.
  27. Блаженный Феодорит, епископ Кирский. Изъяснение каждого псалма Псалтири. Православное братство святого апостола Иоанна Богослова. — М., 2000.
  28. Чехов А. П. рассказы: «Студент».

Аудиозаписи:

  1. Валаамские записи чтения Псалтири на пяти аудиокассетах.
  2. Осин Иоанн. Аудиозаписи. Чтение на Богослужении. Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ. Издательский Совет РПЦ. Православная студия «Горизонт», М: 2012.

7. Материально-техническое обеспечение предмета

  1. Аудио-проигрыватель с дисками.
  2. Аудио-проигрыватель с кассетами.

8. Содержание и методика текущего и итогового закрепляющего действия

8.1. Текущее закрепляющее действие

Формы текущего закрепляющего действия:

  • опрос по пройденным темам и проверка домашнего задания,
  • прослушивание на занятиях,
  • прослушивание — допуск к чтению в храме,
  • прослушивание во время Богослужений.

Методика допуска к чтению в храме по классам

1-й класс. Первый допуск к чтению в храме в Великий пост. За два-три дня до поста преподаватель приводит класс в храм на клирос. Один читает кафизму, остальные пропевают на каждой Славе и Аллилуия. Второе прослушивание в конце года: зачет.

2-й класс. Чтецы готовят свое чтение самостоятельно и приходят к преподавателю по двое накануне той службы, на которой читают. Второе прослушивание в конце года: зачет.

3-й класс. То же, что и второй класс. В конце года — экзамен.

4-й класс. Подходят к преподавателю за допуском к чтению КАНОНА на Утрени, ПАРЕМИЙ, АПОСТОЛА накануне чтения на Богослужении — в течение учебного года.

5-й класс. Читают на Богослужении без специальных допусков только те учащиеся, которые за 4-й класс получили оценки 4 и 5.

Требования

  1. Правильное произношение.
  2. Правильные ударения, знаки препинания, надстрочные знаки.
  3. Читать как написано.
  4. Читать просто, нараспев.

Если ошибок более 7-и за кафизму или час, или шестопсалмие, или паремию, или канон — оценка неудовлетворительно (незачет). Если ошибок более 4-х — оценка удовлетворительно, но в храме не читает, пока не исправится. На клиросе можно чтецу читать, если у него оценка «хорошо» или «похвально», т. е. 4 и 5.

Методика прослушивания на службах в храме в 1-ю и 3-ю неделю Великого поста.

Преподаватель на клиросе следит за чтением каждого чтеца по аналогичным книгам, считая ошибки. Закончив чтение часа, кафизмы и др. чтец подходит к нему, чтобы узнать количество своих ошибок, и здесь же за каждую кладет земной поклон, прося у Господа прощение. Кто учится в 1-ом классе, кладет за ошибку один земной поклон, учащийся 2-го класса — два земных поклона за каждую ошибку, третий класс — по три поклона и т. д. Чтецы из окончивших училище кладут по семь земных поклонов за каждую допущенную ошибку при чтении во время службы. Ошибкой считается не ТА буква, не ТО слово, не ТАК ударение. После службы — сбор чтецов, где можно подробнее сделать и принять замечания, сообщить о затруднениях и разрешить их и т. д.

Примерные темы домашних заданий

1-й класс

  1. Чтение псалмов по слогам — одну страницу в день по 3 раза — 4–5 раз в неделю.
  2. Скороговорки учить наизусть, упражняясь по утрам 7–10 минут 5–6 раз в неделю. Скороговорок брать не более трех, меняя их каждую неделю.
  3. Учить наизусть по две колыбельные для каждого возраста: полгода — два года, два — пять лет, пять — семь лет, семь — девять лет и заклички к играм.
  4. Выучить до конца учебного года Правила чтения.
  5. Учиться рассказывать сказки, читать басни (Крылова).
  6. Учить наизусть молитвы из Утреннего и Вечернего правила.

2-й класс

  1. Учиться читать псалмы нараспев, держать ударение. (Современному человеку легко читать строчные знаки препинания, а надстрочные он не всегда видит. Здесь нужен навык, приобретенный упражнениями. Во-первых: изучить значение каждого надстрочного знака — в учебнике церковно-славянского языка иеромонаха Алипия (Гамановича), параграфы 3–4 это хорошо прописано: извольте хорошо усвоить. Очень важно помнить, что неправильно произнесенный любой надстрочный знак искажает смысл слова. Таких ошибок допускать нельзя. Во-вторых: прочитывать каждое слово с возвышением или взметом (ударением), пользуясь карандашом, как указкой, и ставить указку под ударную гласную. Таким способом можно легче научиться читать, не ошибаясь в произнесении непривычных ударений на каждом слове и других надстрочных знаков, сокращений и словотитлов).
  2. Упражнения, показанные на занятиях, усваивать самостоятельно, учиться читать паремии к предстоящим праздникам.
  3. Таким же способом учиться читать шестопсалмие, двупсалмие, усваивая и саму методику обучения.
  4. Учиться читать нравственные рассказы (святочные Рождественские и Пасхальные), притчи, разные были.
  5. Декламировать стихи, учиться рассказывать своими словами близко к тексту Евангельские события, составлять по ним сообщения к праздникам.
  6. Учиться вслух читать проповеди из сборников известных современных проповедников слова Божьего.

3-й класс

  1. Паремии к Рождеству Христову, Крещению Господню и Пасхальному празднику.
  2. Упражняться читать каноны на Утрени.
  3. Упражняться в чтении Апостола на Богослужении, особенно братьям — 4–5 раз в неделю по 15–20 минут.
  4. Упражняться в декламации духовных стихов, чтений (обеденных) житий Святых по книгам святителя Димитрия Ростовского.

8.2. Итоговое закрепляющее действие

Формы итогового закрепляющего действия:

  • зачет с оценкой,
  • экзамен.

Содержание итогового закрепляющего действия

1-й класс, зачет с оценкой.

  1. Утреннее (предначинательные и первые четыре молитвы — наизусть) и вечернее (предначинательные и первые три молитвы — наизусть) правило.
  2. Правило к св. Причастию и благодарственные молитвы.
  3. Каноны по Молитвослову.
  4. Наставление о том, как читать в храме (первые три правила — наизусть).
  5. Тропари и кондаки: Рождественские, Крещенские, Пасхальные — наизусть)
  6. Псалтирь.

2-й класс, экзамен.

  1. Часы 1-й, 3-й, 6-й, 9-й.
  2. Шестопсалмие.
  3. Молитвы утренние и вечерние (половина — наизусть).
  4. Тропари и кондаки двунадесятым праздникам, чтимым святым (наизусть).
  5. Паремии чтимым святым, Рождественские, Крещенские, Пасхальные.
  6. Пасхальные часы.
  7. Наставление о том, как читать в храме (шесть правил — наизусть).
  8. Псалтирь.

3-й класс, экзамен.

  1. Утреннее и вечернее правило (наизусть).
  2. Наставление о том, как читать в храме (наизусть).
  3. Праздничные тропари, кондаки — наизусть.
  4. Псалтирь.
  5. Апостол.
  6. Паремии двунадесятым праздникам, святителю, преподобному, благоверному, мученику.

4-й класс, зачет (по желанию учащегося)

  1. Воскресный канон на утрени.
  2. Пасхальные часы. Пасхальный канон.
  3. Апостол (Евангелие).

5-й класс, экзамен (по желанию учащегося)

  1. Псалтирь.
  2. Каноны.
  3. Апостол.
  4. Паремии.

Дополнительные материалы для преподавателей и учащихся

Программа для обучения практике церковного чтения по трем ступеням

1-я ступень — ДЕРЖАТЬ ПРОИЗНОШЕНИЕ:

  • скороговорки (чистоговорки)
  • упражнения на произношение ряда гласных
  • упражнения на произношение гласных с согласными
  • упражнения на развитие моторики артикуляционного аппарата.

2-я ступень — ДЕРЖАТЬ УДАРЕНИЕ:

  • упражняться произносить каждое слово с возвышением, с силой (ударением) — кафизмы и другие церковно-славянские тексты — по 20–30 минут 4–5 раз в неделю;
  • чередовать чтение (лучше в парах), например, псалом (не больше страницы) и чтение жития из книг святителя Димитрия Ростовского — тоже не больше страницы: упражняться по 40 минут — один-два раза в неделю.
  • глава из Апостольских посланий — житийное чтение: чередовать 2–3 раза.
  • паремия на церковно-славянском языке — басня И. Крылова: чередовать 2–3 раза.
  • паремия — страница из «Капитанской дочки» : чередовать 2–3 раза. Можно самим выбирать подходящие тексты на чередование.

3-я ступень — ДЕРЖАТЬ ТОН. (Если упражняться в чтении, с прилежанием и терпением вникая в смысл читаемого, то через 3–4 года можно научиться читать РАЗУМНО, владеть своим голосом, одним словом — ДЕРЖАТЬ ТОН).

Наставление о том, как читать в храме

  1. Читай благоговейно, со страхом Божиим.
  2. Тщательно подготовляйся к чтению.
  3. Читай осмысленно.
    Читай так, чтобы, прежде всего, ты сам понимал, что читаешь, и чтобы читаемые молитвы и псалмы проникали в твое сердце.
  4. Читай неспешно, внятно и отчетливо.
    Поэтому не торопись, читая святые молитвы, и не унижай молитвы торопливым чтением, не гневи Бога. Торопливое и невнятное чтение, по словам святителя Тихона Задонского, — «ленивым угождение, добрым печаль сердечная и воздыхание, всем же приходящим в храм соблазн и вред».
    …По воле небрежных чтецов и певцов подвергается безчестию наше православное Богослужение, храмы, духовенство и само Православие, а молящиеся лишаются многосодержательных молитв и религиозно-нравственного назидания.
    При чтении следует избегать другой крайности, не следует и растягивать чтение без нужды!
    Надо научиться читать так свободно, без напряжения, чтобы при чтении не было затруднений в произношении слов, сокращений (словотитла), ударений, … чтобы внимание как можно меньше отвлекалось на саму технику чтения, а больше сосредотачивалось на смысле читаемого…
  5. Читай со смысловыми остановками
    Начинающим чтецам рекомендуется смысловые остановки во время чтения делать по знакам препинания в тексте: по запятым, двоеточиям и точкам.
  6. Читай правильно, по-церковному.
    При чтении выговор слов должен быть славянский, т. е. каждую букву в слове следует произносить так, как напечатано.
    Надо соблюдать древний образ церковного чтения, т. е. не следует искусственно оттенять или подчеркивать смысл читаемого. В церковном чтении неуместна светская художественная выразительность и всякое напускное чувство: церковный чтец — не актер.
    Читать надо своим природным голосом, а не напускным. Не следует читать на низких тонах: чтение тогда получается глухое, неслышное, и чтец быстро устает. Высоту тона для чтения нужно брать близкой к высоте природного голоса при пении.
    Читать нужно просто, ровно, нараспев.
  7. Учись хорошо читать.
    Помни, … начав читать, уже неудобно учиться, искать нужное или надеяться на подсказывание. Всякая ошибка, всякая задержка производит смущение в предстоящих и отвлекает их от молитвы.
    Бывает, что и хороший чтец в чем-либо грубо ошибается: это оттого, что с первого раза он неправильно прочитал или неправильно понял. Поэтому, лучше себя проверять и не обижаться, а быть благодарным, если другие укажут.
  8. Не тщеславься, читай без смущения и робости.
    Побороть тщеславие можно только самоукорением и сознанием того, что способности, голос даны Богом, и мы должны употреблять их во благо, ибо об употреблении их дадим ответ Богу.
    Чтецам, особенно молодым и начинающим, следует побороть в себе ненужное смущение и излишнюю робость при чтении в храме. Читаем мы молитвы перед Богом и к Богу, и должны читать в духовной самособранности, не думая о том, как на меня посмотрят или что обо мне подумают.
  9. Береги церковные книги.
    Это не простые книги, а книги священные, драгоценные сокровищницы многовекового вдохновенного молитвенного творчества всей Церкви.
    Добрых, любящих дело Божие и усердных чтецов да благословит Господь и да поможет им стать лучшими, чтобы сподобились они услышать от Господа вожделенные слова: «добрый и верный раб, войди в радость Господа твоего» (Мф. 25, 21). А нерадивые и ленивые не забывайте слов пророка: «проклят человек, творящий дело Господне с небрежением» (Иерем. 48, 10).

Несколько правил церковно-славянского произношения

  1. Легкое «о» — канье при чтении.
  2. С помощью упражнений научиться раздельно и внятно произносить окончание «- аго».
  3. «- ча», «- ща», «- чи», «- щи» — читаются всегда мягко,
  4. «- жа», «- ша», «- жи», «- ши» — читается всегда твердо.
  5. Знак ударения не путать с другими знаками.

Девятнадцать ступенек к педагогическому мастерству чтеца.

  1. колыбельная,
  2. песня,
  3. стихотворение,
  4. закличка,
  5. загадка,
  6. пословица, поговорка, чистоговорка (скороговорка),
  7. сказка,
  8. быль,
  9. баллада,
  10. басня,
  11. былина,
  12. притча,
  13. нравственный рассказ,
  14. проповедь или
  15. Евангельское событие,
  16. Ветхозаветный рассказ,
  17. Евангельская притча,
  18. псалмы на церковно-славянском языке,
  19. Апостол на церковно-славянском языке.

Каждая ступенька — это увеличение сложности содержания, образа, смысла: в начале самое простое, в конце самое сложное.

Искусство донесения смысла читаемого до сердец слушающих зависит от разумения чтецом как простого, так и сложного в читаемых им текстах.

Скороговорки

  1. Около ямы три хвоя вялы: на хвою стану, хвою достану.
  2. Около кола три хвоя вьются.
  3. Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд.
  4. На улице с лаптем, с девятериком — нам не до лаптей, не до девятериков.
  5. Сыворотка из-под простокваши.
  6. В один Клим, клин колоти.
  7. Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.
  8. Белогубы огурцы, молодцы белопупы.
  9. Полчетверти четверика гороху, без червоточинки.
  10. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
  11. Из-под Костромщины шли четверо мужичины: говорили они про торги да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
  12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  13. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.
  14. Здорово отеч, братеч, сестрича, приятель, друг, — скажи челобитье поклон: прости, отеч, мать, дедка, батюшка, братеч, сестрича, птича, курича.
  15. Курочка честра-пестра, уточка с носка плоска.
  16. (из книги В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа»).
  17. На семеро саней по семеро в сани уселися сами.
  18. Вот топор, вот топорище, вот тут кнут, вот кнутовище.
  19. Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.
  20. От топота копыт пыль по полю летит.
  21. У осы не усы, не усищи, а усики.
  22. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках, санки скок — Сеньку с ног, Саньку — в бок, Соньку — в лоб, все в сугроб.

Присказки

  1. Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказки говорят.
  2. Сказка быль — не быль, да и не вранье.
  3. Кто намек поймет, тот с добычей уйдет, сказку нашу услыша.
  4. На море, на океане, на острове Буяне, стоит дерево — золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идет — песню заводит, вниз идет — сказки сказывает. Сказки сказывает с утра после обеда, поевши мягкого хлеба. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди будет.
  5. Починается, начинается хорошая сказка. Добрая повесть не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвиста, не от бабьего покрику. Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.
  6. Жили-были журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца — не сказать ли опять с конца?
  7. Вот вам сказка, а мне — бубликов вязка.
  8. Начинается наша сказка от правды, растет на вымысле, жнут ее шутками, провевают прибаутками, продают за ласковое слово.

Методические рекомендации для преподавателей

Псалтирь. Чтобы научить читать совсем не читающего на церковно-славянском языке, но прилежного ученика, нужно заниматься с ним и индивидуально (можно взять двоих) раза два в неделю по 30–40 минут, пока не будет читать без ошибок, и не оставлять его «разбираться» самостоятельно, потому что будет долго учиться на собственных ошибках, а может и бросить заниматься этим, как бы не «своим» делом. Те учащиеся, которые были научены читать сразу правильно, смогут и других научить читать, когда придет время, потому что знают, где именно нужно терпение, в каких упражнениях внимание, какими методами или способами можно пользоваться, какую литературу отбирать и т. д.

Вначале нужно, чтобы ученик читал за преподавателем каждое предложение по два-три раза — хотя бы первые 8–10 псалмов. Вторые 10 псалмов можно читать предложения по два-три сразу и повторять за учителем несколько раз до тех пор, пока каждое слово не проговорится легко. Если ученик произносит правильно и гласные, и надстрочные знаки, и труднопроизносимые слоги с несколькими согласными или гласными подряд, то после 20–25 псалмов он может самостоятельно начинать псалом и читать его по два-три раза. Потом начинающий чтец прочитывает по Славе. Обычно за 12–15 индивидуальных занятий можно научить читать — это кроме общих уроков, на которых все учатся и других слушать, и себя слышать, что тоже очень важно.

Паремии. Первое действие: читаем паремию на церк.-слав. — два раза. Второе действие: читаем эту же паремию на русском языке — два-три раза. Третье действие: повторяем чтение на церк.-слав. — два раза. Четвертое действие: прослушиваем аудио-запись И. Осина.