Доклад «Я и дети, дети и я!», Антон Доценко

Антон Доценко, 1 класс, 2004 г.

Обоснование

Я выбрал эту тему потому, что она всегда актуальна. «Я и дети, дети и я!» — эти слова может сказать и педагог, много лет проработавший в педучилище, и любой родитель. В большинстве случаев эта фраза будет звучать вопросом: «Как быть с детьми?» «Как я и дети будем жить в мире, а не в раздоре?» «Что внутренне мешает чистому общению с детьми?»

Хотелось в этом сочинении поделиться свои скудным опытом наблюдения и размышления. Найти то, что послужит пользой для меня и ближних, а сама работа над сочинением поможет обрестись в том, чего я раньше не знал. Труд над содержанием напоминает мне глубже разобраться в моем отношении с детьми. Тема сочинения живет у меня в душе. Мои глаза видят, а уши слышат поведение современных детей и молодежи. Видится большой недостаток христианского и нравственного воспитания детей, что сулит незавидное будущее стране, но пути Божии неисповедимы: «По вере вашей дастся вам».

Иногда вид грешащего ребенка берет душу в холодные тиски и наводит на желание помочь и поучаствовать в нем, но не всегда можешь и знаешь, как. Вот вопрос, с древних пор мучающий педагогов. Церковная педагогика может дать ответы на вопросы, в которых светская педагогика безсильна. Но это вопрос очень общий, конкретные же вопросы: какой должна быть мера ответственности за детей? Как внутренний мир воспитателя влияет на воспитанников? Как мера воцерковления влияет на воспитание?

Основная часть

Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Мф. 19, 13 — 15.

Ответственность педагога за детей огромна, и человеку, ставшему на педагогический путь, необходимо это сознавать. Ведь каждая душа человеческая значит для Бога больше, чем весь остальной созданный Им мир, больше, чем вся вселенная.

Очень важно, чтобы соблазн не пришел через воспитателя, ибо сказанно: «Кто искусит одного из малых сил, тому лучше было бы, чтобы ему повесили мельничный жернов на шею и потопили в море». Поэтому для воспитателя важно стать для детей примером. Как я вижу себя, мне еще много чему необходимо научиться и многое исправить в себе в лучшую сторону. Детям в нынешний век очень не хватает чистого общения, без какой-либо корысти и требований, установок и своемнений, они жаждут общения душа в душу, от лица к лицу. Сейчас, к сожалению, к семи-восьми годам из-за неправильного отношения к ним воспитателей и родителей дети теряют свою открытость и простоту и превращаются в тонких психологов с установкой: «Вы больше меня не обманете, и души своей я вам не открою».

Многие мои встречи на улице с родителями и их детьми, заставляют скорбеть по поводу их отношений друг с другом. Намного меньше встреч, от которых бальзам на душу. Я стараюсь наблюдать за такими случаями. Вот некоторые из них.

Идут две семьи. Все хорошо одетые, мамы курят, папы еле волочат ноги от опьянения. Вдруг одна из девочек полезла доставать букашку из лужи. Неожиданная для меня реакция одной из мам: посыпались ругательства и мат на дочь по поводу ее выпачканной в луже руки. Отцы поддержали это смехом и шутками. Что вынес из этого урока ребенок, остается только предполагать.

Другой случай. Стоит коляска, в коляске лежит младенец и сотрясается от сильного плача. Мать лихорадочно трясет коляску со словами: «Когда ты заткнешься, маленькая тварь?»

Ответственности за душу ребенка здесь не чувствуется, зато чувствуется эгоизм: ребенок как вещь, что хочет родитель, то и делает.

Когда я общаюсь с детьми, то у меня тоже проявляются жадность в самоотдаче для детей. Мог бы дать детям больше тепла, а не дал, мог быть искренней, а не был, мог отложить свои дела, а не отложил. Возникает о ребенке свое мнение и мнение о том, как он должен ко мне относиться. И если мнение не совпадает с действительностью и ребенок выкинет какой-нибудь фокус, то эгоистичное всплывает наружу. Вот случай. Играем с детьми в снежки, я установил правила, и главное из них — не кидать в лицо. Игра началась, и вдруг мне в лицо попадает большой снежок, пущенный одним из детей. Глаз залеплен, в ушах снег, я в величайшем негодовании: нарушили правило, да еще на мне, воспитателе. Все, самолюбие задето, я иду разбираться с ребенком уже не от справедливости, а от самолюбия. Я в раздражении наставляю ребенка на путь истинный, ребенок видит свою вину, но в тоже время видит и чувствует мое несправедливое состояние и утверждается в том, что не очень-то и плохо заехать такому воспитателю снежком.

Только потом, уже сделав анализ дня, я увидел свою неправоту. Это довольно крупный случай, где я отстаивал свои интересы, а сколько их по мелочам.

Противоположность же эгоизму — самоотверженная любовь к детям. Так как большинство детей закрылось от воспитателей «защитным панцирем», то, чтобы добиться успеха, то нужен целеустремленный, самоотверженный труд. Труд, ведомый любовью, а не тот, который переламывает ребенка напором и диктаторскими законами. Где же найти пример любви? Господь наш Иисус Христос один имеет безграничную любовь, Он же ее и подает просящим. Я, посмотрев на свое общение с детьми, увидел ту малость любви, которую могу дать детям. Как православный человек, я знаю, где ее взять, чтобы передать детям. Необходимо для этого молиться, и молиться искренне, потому что без Бога не можем ничего.

Моя молитва в большинстве случаев, к сожалению, простое сотрясение воздуха, и трепание пальцами книги под названием «Молитвослов». Такая молитва не была услышана, и я оставался стоять чурбаном с каменным сердцем. Благо, что Господь Своею благодатию давал почувствовать радость общения с Ним. Именно фактор молитвы является важнейшим для православного педагога. При работе с детьми я наиболее часто искренне обращался ко Господу. Мне в молитве мешает рассеянность. Пытаясь трудиться над вниманием, я на опыте понял тяжесть труда над избавлением от греховного навыка рассеянности.

Осложняет ситуацию еще мое малодушие и беcпечность, которые мешают четко и не прерываясь стоять в этом труде. Малодушие проявлялось у меня и в отношениях с детьми на прошедших летних поселениях. Я боялся трудных ситуаций и ответственности, а при удобном случае уходил в строну. Более серьезно задуматься об ответственности и чуткости к детям меня заставил труд польского педагога Януша Корчака. Прочитав его, я увидел в его педагогике близкое к моим взглядам на воспитание. Его труд пропитан любовью, чуткостью к детям, он мог видеть мир детскими глазами и принимать участие в детях от души.

Предстоит детское поселение, какие ко мне в семейку наберутся дети, я не знаю. Расположиться к детям и принять их такими, как они есть, необходимо. Все от своими Промысла Божия, значит, дети ко мне попадут именно те, которые нужно, потому что Бог лучше знает, кто нужен детям, а кто нужен мне. И когда приехали дети, полезно, как советует Януш Корчак, завести дневник, в который можно записывать происшедшие события и заметки о детях. При первой встрече нужно набросать в дневник несколько строк о каждом ребенке, как бы словестный портрет. Например: «Ваня, мальчик лет десяти, непоседа, любит задирать других, и при этом сам обидчив, с охотой откликается на нужду». Этого я на прошлых поселениях не делал, и в дальнейшем чувствовалось нехватка именно этого.

И вот знакомство — какие они все разные: один бойкий, другой, наоборот, такой, что слова не вытянешь, этот больной, и бегать ему нельзя, а этот заявил, что мама его силой привезла в лагерь и что он устроит здесь всем «спокойную жизнь»…

К каждому необходим особый подход и понимание его запросов. Вот кто-то сделал такую шутку, что я стал в тупик, здесь главное — не войти в раздражение и не наделать поступков, о которых потом пришлось бы жалеть. В некоторых случаях нужно наказать, и это является правильным. Необходимо лишь учесть, что наказывать нужно из попечения о спасении и нравственном развитии ребенка, а не для сведения счетов с ним. Наказание детей не только право родителей и воспитателей — это их обязанность по отношению к провинившимся детям. Вспомним, что именно за пренебрежение наказанием порочных сыновей был осужден Богом священник Илий. Об этом говорят и притчи мудрейшего из людей царя Соломона, и народные пословицы: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его». «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» 2 (Прит. 19, 18; 13, 25). «Наказывай дитя, пока оно лежит поперек лавки, поздно будет, когда оно лежит вдоль лавки» 3. Важно заметить, что телесное наказание применятся только в крайних случаях, когда видна его необходимость. Лишение на определенное время игр, книг, развлечений, вкусностей, общения может быть более чувствительным и действенным.

У меня есть такая проблема, что я не всегда могу набраться решимости наказать ребенка, хотя он этого и заслуживает. Наказывая ребенка, я теряю свое душевное спокойствие, а через это не всегда легко переступить. Здесь тоже самоотвержение. Поэтому я вижу, что необходимо проводить труд в этой области и перебарывать себя.

Узнав о силах души в человеке (такие как творческая, деятельная, жизнелюбие, попечение), я стал наблюдать в детях их проявления и искать их в себе. Это тоже немаловажный фактор, потому что силы души в разных людях по-разному развиты и приметив ту или иную из них, можно ее развить и поддержать направленными действиями. В развитии сил души очень важную роль играет именно расположенность воспитателя к детям, благо есть возможность воспитателю делиться силами души с детьми. Например: дети никогда не видят воспитателя в унынии, когда он заходит, хныкать не хочется, только от одного его вида и приподнятого настроения хочется жить. Это сила души, жизнелюбие, передается детям, и вот после хандры все становятся бодренькими и веселыми. Практика показала, что если воспитатель делится силами души, то ребенок в своем надолго не остается.

Изначально очень вредны панибратские отношения с детьми, разрушается установленная Богом иерархия, а что не по Божьей воле, то ничем хорошим кончиться не может. Я это пережил опытно: допустил такие отношения, и в результате дети сели на шею, дисциплина белым облачком вспорхнула и улетела. Когда такое допустил, то исправить положение почти невозможно, у меня, по крайней мере, не получилось.

Еще детям нужно какое-то дело, в котором они могли бы участвовать и видеть плоды своих трудов. Это дело должно быть живым и для воспитателя, чтобы он мог передать жизнь делом детям. Труд очень сильное средство для нравственного становления детей, т. к. он направлен на благо ближних. Детскому трудовому воспитанию посвятил большинство своих работ С. Т. Шацкий, советский педагог. Он устраивал летние поселения за городом, почти в полной изоляции от внешнего мира, и дети трудились в условиях сельскохозяйственного быта. Они фактически обслуживали сами себя, хотя многим детям было лет по восемь. Воспитатели на этих поселениях подавали пример самоотверженного труда, который был половиной успеха в воспитании. Я просмотрел немало трудов советских педагогов, таких как Антон Семенович Макаренко, Станислав Шацкий, А. Сухомлинский. Все в них хорошо, грамотно, результативно, проверено, но не хватает той жемчужины, которое зовется живая вера в Бога. В «Педагогической поэме» А. С. Макаренко есть момент, когда один воспитанник повесился — я вижу в этом именно недостаток веры в той советской среде.

Заключение

В заключение хотелось бы попросить прощения за неграмотность написания и сумбурность текста. Было бы хорошо, если бы мой труд принес ближним пользу. В своем сочинении я выразил некоторые свои взгляды и чаяния относительно воспитания, которые имею надежду осуществить с помощью Божией в работе с детьми. Привожу здесь пункты, по которым вижу необходимость личного труда и прошу молитв, дабы Господь подал силы для их осуществления в жизнь, чтобы написанное здесь не стало лишь плодом пустых мечтаний из-за моего малодушия.

  1. Сознавать великую ответственность за детей и не забывать об этом.
  2. Общаться с детьми не от эгоизма, а искренне от любви, не жалея ее давать детям в той мере, которая есть.
  3. Молиться к Богу о помощи за детей и за себя. Вести труд над молитвой.
  4. Искать Промыслы Божии, чтобы не переступить их, а следовать воле Божией.
  5. Учиться давать наказания во благо детям, переступая свою нерешительность.
  6. Не допускать отношений, которые разрушают почитание.
  7. Начать с детьми труд над уразумением, что есть настоящий труд во благо ближним.
  8. Вести дневник, где будут записываться заметки о детях и о моем участии в них.

Хотелось бы сказать родителям, что мы, воспитатели, берем ваших детей на время, чтобы в меру сил давать детям то, чего не хватает, исцелять их недуги. Но возвращая их вам, мы надеемся, что вы продолжите наше дело.

Несколько строк из книги «Опыт православной педагогики»: «Главная причина и источник всякого неустройства в человеческом обществе есть нерадивость в воспитании детей, и никакое улучшение в семейной, религиозной или общественной жизни невозможно без улучшения воспитания, и эта истина доказывается Св. Писанием, доводами разума и подходящими примерами"4.

Заканчиваю словами Януша Корчака, которыми он призывает к смирению перед промыслом Божиим: «Пусть воспитателя никогда не покидает сознание, что он может ошибаться. Пусть ни один из его взглядов не станет ни непререкаемым убеждением, ни убеждением навсегда. Пусть сегодняшний день всегда будет переходом только от суммы вчерашних наблюдений к завтрашней, еще большей"5.

Литература

  1. Евангелие.
  2. Библия.
  3. Н. Е Пестов. Путь к совершенной радости. — Москва, «Даниловский благовестник», 1994 г., стр. 144.
  4. Опыт православной педагогики. — «Литературная учеба», 1993 г., стр. 214.
  5. А. Седов. Доклад «О чуткости к детям».