«Страна Детства» – дорогою добра

Иерей Сергий Попов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю всех с 10-летием Свято-Сергиевского епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики!

Мы сегодня со всей благодарностью Богу, Подателю всех благ, празднуем юбилей деятельности училища. Рассматривая прожитые дни, нельзя не говорить о тех милостях, которые Бог подает на протяжении всех десяти лет.

Первые три года проходили как начало воцерковления первых учащихся и как устроение церковной общежительной среды. Основное время проходило в учебных занятиях, разумении догматических истин, познании себя, молитвах и покаянии, исполнении различных церковных служений. Уже на второй год по настоятельным просьбам родителей была попытка устроения церковно-приходской школы при училище. Так возникла у нас церковная школа старшего звена, среднего и младшего. Она действовала два года, но оказалась непосильной ношей, которую мы на себя взвалили от ревности не по разуму. И хотя практически все учащиеся этой школы с большой благодарностью вспоминают годы учебы и продолжают быть верными чадами матери-Церкви, думаю, что продолжить это дело в то время у нас не было уже ни сил, ни разумного опыта, ни вполне подготовленных педагогов. Таковых еще нужно было приготовить. За этот труд по воспитанию церковных педагогов мы и принялись. Так в 1996 г. началась педагогическая деятельность училища, направленная непосредственно на воспитание воспитателей для таких служений.

Тот год был посвящен сугубо детским праздникам. Дети школ № 91, 92, 141, «Родничок», общества слепых были первыми, кто по достоинству оценил их. А воспитателей, студентов училища ребята за полтора часа праздника, исполненного в незатейливой манере добра и любви при некотором раскрытии душевных сил, успели полюбить так, что когда уже весной проектировалось первое поселение и пошли гонцы звать детей в народившуюся «Страну Детства», то именно они стали ее первыми насельниками.

Регулярность этих поселений год от года вносила свои коррективы. Сверхзадачей было воцерковление детей, приехавших на поселение, и воспитание церковных воспитателей. Такая задача не дает успокоения и поныне.

Первые смены строились из замысла предельно загрузить детей событиями так, чтобы не оставалось и минуточки для мысли или желания о грехе. Мы полагали, что тогда и дело воцерковления будет совершаться само собой. Жизнь вскоре показала ошибочность такого подхода. Потому что он не давал детям главного — внутренней встречи с собой и не давал хоть какого-то начального личного опыта борьбы в себе с грехом и через то укрепления начальной веры. Уклонение от зла достигалось быстрой сменой событий, а не самостоятельным решением, т. е. непроизвольно для самих детей, благодаря калейдоскопу событий. Эти первые смены оставили добрый, яркий след в жизни, но воцерковлению, по сути, не послужили. Дети выехали с поселения и погрузились в обычный порядок нецерковной жизни.

А мы продолжали их звать к себе. Был первый слет «Страны Детства», а затем первый четырехдневный сбор во время осенних каникул в здании Детской академии искусств, руководство которой благотворительно предоставило нам эту возможность. Детские паломничества, общегородские праздники Рождества Христова и Пасхи, уроки нравственности по школам. Был и сугубый труд в поселениях над исповеданием Христа дома, над устроением христианских отношений с родителями. А в итоге произошло перемещение центрального труда из области организации внешних событий в область личного воспитательского труда в семейке. Это и многое другое заставило нас всерьез подойти к воспитанию воспитателей в течение учебного года. Такие учебные действия, как преподавание знаний, жизнь в общем церковном распорядке, участие в богослужениях и внешний церковный образ жизни пополнились дополнительными действиями со стороны училища. Так возникли «семейки» — разновозрастные группы студентов, и в них по одному воспитателю в каждой группе из числа сотрудников. Но и при этом сам труд воспитания воспитателя стал возможен только тогда, когда были уяснены и подробно расписаны по шагам действия самоукорения и предложены на уровне всего организма училища, от сотрудников до студентов.

Только благодаря таким действиям «бастион» человеческого самодовольства и самодостаточности стал подвигаться, и появилась реальная возможность входить в область воспитания.

В этот юбилейный год училища «Стране Детства» исполнилось семь лет, и в июне была проведена пятнадцатая смена. Как же радостно было видеть среди участников последнего поселения в ответ на заданный вопрос: кто же был тогда, семь лет назад в «Стране Детства» — поднялось множество рук. Это были руки сотрудников, наших студентов 1-х и 2-х классов, а также нескольких молодых людей, обучающихся в других учебных заведениях Волгограда, но по внутренней потребности приехавших к нам в качестве помощников воспитателей и в «Трудовую дружину». Немного скажу и о ней.

«Дружина» принимает в свой состав только тех, кто старше 13 лет и кто готов по-настоящему, серьезно трудиться, как физически, так и духовно-нравственно над собой, а также горит желанием проверить себя в служении, в походах, испытаниях. Сегодня «Трудовой дружине» четыре года.

А было время, когда на очередном весеннем сборе я с озабоченностью о детях, которые подросли и теперь не смогут к нам приезжать, так как нам нечего им предложить (поселения были рассчитаны на детей до 12 лет), делился своими размышлениями с иереем Анатолием — что было бы здорово собрать небольшой отряд из подростков, желающих быть с нами, и сделать из них первых помощников по устроению детского лагеря, внутренне полагая осуществление этого в нескором будущем. И как сейчас помню это состояние души, когда вдруг услышал: «Конечно, прямо сейчас и начинайте собирать». Помню, я даже рассмеялся от такой, как оказалось, неожиданности для меня самого. Воистину не разумел, «как наше слово отзовется».

Первый год для «Дружины» был «биением баклуш», так как не смогли найти им подходящего дела. Огород, который был разбит в лагере, и призывы его поливать и ухаживать за ним никак не трогали ребят. Они все выглядели измученными, уставшими непонятно от чего.

А когда стало ясно, что ситуацию не изменить, пока не будет настоящего дела, тогда и были переданы им ответственнейшие участки в устроении поселения. Это кухня, быт и заготовки фруктов и овощей. И первый страх сменился удивлением, когда на второй год у нас на поселении появились бодрые и подтянутые подростки. Они несли это служение со всей отдачей, и было поразительно смотреть на то, как эти же ребята и другие, но подобного воспитания, изнемогавшие в прошлом году от полива каких-то нескольких грядок с помидорами и зеленью, теперь, без всяких побуждений со стороны воспитателей, сами идут на подобную жертву, понимая, что если не они, то кто же?!

Когда настоящий труд взбодрил подростков, сразу стало видно, что теперь возможно вести разговор о вере и о труде внутреннем.

Был и поиск середины в устроении, сочетании трудов и необходимого освящающего церковного содержания. Там, где труд преобладал, дети «по-деревенски» охлаждались к вере. И сам труд становился непосильным. Там, где словесное содержание преобладало, там являлась расслабленность, надмение, самоугодие, само содержание теряло цену, а труд становился несерьезным из-за мало уделенного ему времени.

А еще на второй и третий год образования «Дружины» вдруг встала проблема разделенности двух подразделений. Наша «Страна Детства» вдруг стала являть в себе два лагеря: дети и подростки. Сколько усилий было потрачено на искоренение ее, и хотя они не дали сразу желаемого результата, зато привели нас, наконец то, к выявлению главной причины, из-за которой дух разделения мог торжествовать у нас в лагере. Ею оказалось отсутствие общиноустроительных действий. На поселении два подразделения можно было собрать воедино только общинно устраивая жизнь в «церковное взаимообращение» (свт. Феофан Затворник) друг с другом.

Все попытки прошлых лет с устроением одного общего распорядка, требованием об участии в событиях всех, сбором общих трапез — ничего это не приносило пользы. И только в этом году наша «Страна Детства» стала единой — открылось, что такое «церковное взаимообращение» братии, живущей «вкупе».

Отрадным результатом наших трудов является и собирание педагогического отдела училища. В настоящий момент он имеет уже хорошо показавших себя двух выпускников нашего училища: Афанасьеву Марину Валерьевну, являющуюся старшей в сопровождении студентов, окормляющих детей от 7 до 12 лет, и Евстигнеева Алексея Викторовича, сопровождающего воспитателей, педагогически окормляющих подростков от 13 до 17 лет.

Десять лет целенаправленного развития церковной педагогики, где мы полагали свои скромные труды, уже начинают приносить добрые плоды, чему свидетельствуют слова совершенно мирской, но крещеной и называющей себя православной мамы одной девочки, бывшей у нас на поселении в этом году. Забирая девочку домой в середине смены, она говорила: «Вы что? Так нельзя! Ведь она так совсем верующей будет!» Мама испугалась, что все в поселении «всерьез верующие», она забирала дочь, а девочка плакала и упрашивала ее позволить ей остаться. Если в первые годы из-за отсутствия телевизора, дискотек, электронных игр, строгости в одежде, пище, необходимости ежедневных молитв и воскресных богослужений из лагеря уезжало в первые три дня до 30% детей, а три года назад это было 10–15%, то в настоящее лето не было ни одного, кто бы уехал из поселения по этой причине. Лишь троих подростков за две смены пришлось принудительно отправить домой для вразумления. Причиной было непонимание ими того, что происходит на поселении, и попытки ввести свой, уже въевшийся в сердце, скверный образ жизни — пьянство, нецеломудрие, вольность и жестокость.

Есть еще одно свидетельство добрых плодов за десять лет — четырехдневные духовно-нравственные военно-патриотические сборы под названием «Боевые учения „Горлица“». Немало тех, кто был раньше в «Стране Детства» и в «Трудовой Дружине»: ребят, подростков, молодых людей — приезжают теперь, чтобы испытать себя на благородство, отважность, смекалку, честность, выносливость, взаимовыручку, незлобивость, послушливость, мирность в духе. Тогда в эти дни наше поселение увеличивается почти в полтора раза.

Завершая это слово о педагогической деятельности к 10-летию нашего училища, прошу Ваших молитв о нас, пребывающих в этом святом деле.

И да спасет всех нас Господь наш Иисус Христос.

Ему же слава во веки. Аминь!