Отчет о летнем служении дежурного воспитателя, Фетисова Елена

Фетисова Елена, 2 класс, 2005 г.

Положительная часть отчета

А.

1) На летнем поселении мною ставились такие цели:

  • Устроение событий, за которые я была ответственной, помощь в устроении каких-либо других событий.
  • Быть помощницей старшим устроителям поселения.
  • В служении на клиросе — служить Господу искренне, молиться на клиросе, стараться слышать службу, а не просто исполнять какое-то произведение. И в меру возможности постараться к этому же привести детей, поющих на клиросе.

В смене собрать детский клирос, послужить с ними хотя бы два праздничных богослужения. Передать им, что значит служение на клиросе и каким оно должно быть.

Ставила целью в служении дежурного воспитателя не просто исполнять свои обязанности, а прежде всего, исполнять их для ближних.

Основной целью было угождение Господу, жить по воле Божией, потому что Он все устраивает и Он меня поставил на это служение.

2) Цели мною ставились из желания послужить Богу, ближним.

Исполнить доверенное мне служение наилучшим образом.

3) С собой на поселение я взяла все необходимое для дежурного воспитателя, для клироса: книги, ноты, тетради для регистрации и т. д.

А по нраву к этому служению меня подвигло написание доклада и его защита, и именно при защите доклада я увидела, чего мне не хватает, над чем надо трудиться.

Во-первых, я видела, что мне нужно трудиться над самоотвержением и послушанием, а поскольку в докладе я это не раскрыла, а пошла в труд над молитвой, и из-за этого неправильно были расставлены акценты. Мне пришлось практически уже перед самим поселением и во время него находить, как осуществлять этот труд.

Б.

Какие из поставленных целей, задач получилось исполнить?

Практически все поставленные цели и задачи были исполнены, но в разную меру.

Цели профессиональные — внешне были исполнены, а именно: как хранитель времени, я старалась вовремя объявить событие; как дежурный воспитатель, отмечала уходящих за территорию лагеря и приходящих участников поселения, знала количество находящихся в лагере людей; как регент, готовилась к богослужению.

Исходя из цели нравственной, я старалась, чтобы все, что я делаю, делать ближним, объявить событие так, чтоб все услышали, чтобы захотелось на него идти.

В богослужении старалась внятно, разборчиво читать, петь, чтобы присутствующие в храме слышали, что читается, и при этом старалась не терять самой молитвы.

Исходя из духовной цели, я старалась во всем прибегать к помощи Божией.

В какую меру правильные основания, откуда ставились цели, удалось сохранить, что и в какую меру растерялось?

Я точно не могу сказать, правильными ли были у меня основания. Я в течение смены постоянно сталкивалась с неправильными основаниями и старалась с ними бороться.

Цели отчасти были заранее поставлены старшими, а цели по исправлению нрава шли из желания справиться, быть такой, какой на самом деле сотворил меня Господь.

В течение смены все труднее было взять себя в руки, собраться, тяжело было обратиться за помощью к Господу. Было какое-то внутреннее опадение. Но это состояние преодолевалось благодаря служению, требующему постоянно быть в служении, в собранности. И я научилась преодолевать это состояние и сразу просить помощи у Бога.

Под конец смены стало легче.

Благодаря служению появилось желание более полно пребывать в укладе.

Ценность уклада понималась и раньше, но в течение года она стала оскудевать.

На поселении я увидела одну из причин моей рассеяности: я, живя в укладе, живу как бы вне его, выбираю, на какие события мне идти, а на какие нет. А на поселении, находясь в служении хранителя времени, хочу я или нет, а обязана быть. И это очень собирает, здесь же нужно отложиться от своей воли и пойти туда, куда надо.

Из чего мне видно теперь, какие цели для меня осуществимы?

Осуществима цель духовная, а именно: не оставлять молитвенное правило и просить помощи Божией, не надеяться только на свои силы. Это видно из того, что как только я это оставляю, то дальше тяжелее прибывать в служении, пропадает его ценность, становится тяжело, хочется сбежать.

Цель нравственная осуществима, и это видно из того, что когда располагаешься навстречу ближнему, то хочется совершать служение. Происходит это по правильным основаниям тогда, когда не полагаюсь на свои силы, совершаю дело не ради похвалы, по гордости, а иду из нужды ближнего и ради него.

Цели профессиональные осуществимы тогда, когда к ним я подготовлена заранее, когда разграничиваю, что и когда мне нужно сделать, и когда не пытаюсь охватить сразу много и одновременно все исполнить.

Разумение себя и своего служения

В служении что мною движет?

В начале смены у меня не было четкого представления о своем служении, я, как позже оказалось, лишь частично знала, что, когда, как и зачем делать. И больше была движима деятельным осуществлением.

Я делала то, что мне говорят, спрашивала, как делать, если что-то делала не так, то старалась исправиться.

Полноценный образ моего служения стал складываться из советов старших и лишь чуть-чуть из знаний и желания делать.

Что именно, какие детали служения, из чего?

В служении регента была из искреннего желания именно служить Богу. Но не зная в полноте, кто такой регент и какие у него обязанности, я брала образ с регентов, с которыми общалась и находилась рядом.

Узнала, как правильно быть на клиросе, кто вообще может служить на клиросе, как готовиться к богослужению, как пребывать на богослужении. Примерно узнала, как нужно петь, наблюдала со стороны, прислушивалась.

В служении дежурного воспитателя все обязанности узнала от директора поселения отца Сергия Попова. Узнала, что дежурный воспитатель записывает и регистрирует всех приезжающих на поселение. У дежурного воспитателя есть точная информация о том, какое количество людей находится на поселении.

Если нужно найти какого-то человека или ребенка, то сведения, где сейчас находится этот человек, имеет дежурный воспитатель, поэтому у него все записываются в журнале, если кто-то уходит за пределы лагеря.

Каждый вечер дежурный воспитатель должен пересчитывать всех детей, подростков по артелям и отрядам, и полное количество находящихся на поселении людей сообщать старшему поселения.

Из чего осуществлялось мое служение?

Мое служение осуществлялось, с одной стороны, из чувства обязанности участвовать в устроении детского лагеря, а с другой стороны, тем, что я пришла в наше училище воцерковляться и научиться, чем смогу помочь другим тоже прийти в Церковь и узнать о Боге. В поселении больше находилась во внешнем исполнении различных действий, в событиях, в общении с детьми была редко, лишь в отдельных ситуациях.

Мое служение вначале осуществлялось более из притязания быть в полноте дежурным воспитателем, регентом, хранителем времени. Я хотела непременно наилучшим образом исполнить это служение, а в самой смене не смогла, хотела быть правой рукой отца Сергия, Евгении Юрьевны, но делала все сама от себя и часто вместо помощи подводила старших воспитателей, что-то путала, потому что была в самонадеянности, невнимательно слушала, пребывая в одном действии, уже думала о следующем, боялась что-то упустить, забыть, отсюда была постоянная многозаботливость, от этого быстро выходила из строя и другие не могли на меня надеяться, положиться.

Угодные Богу действия закрепляла в памяти, в совести.

Закрепляла благодаря дневнику, выписывая произошедшие события, хотя этот труд совершала редко.

Из каких оснований формировались мои отношения со старшими поселения, училища, с духовником?

На поселении я чувствовала себя частью целого организма, но мне хотелось от этого уйти.

Моя трудность была в том, что особенно в начале поселения была потребность, а точнее, без этого просто невозможно мое служение, потребность слышать, что говорят старшие, ближние. Я думала, что слушаю ближних, и я действительно слушала, но внутри неточно понимала и принимала все по-своему. То есть все по-своему обдумывала и из-за этого делала не точно, не так, как мне сказали.

Что существенное, что обслуживающее в моем служении в отношениях к Богу, к подопечным, к Церкви, к Отчизне.

Существенное — надеяние на Бога Него, на Его волю, желание исправиться. Вера в Промысел Божий. Отсюда данное мне служение как средство поучаствовать, помочь ближним.

Что существенное, что обслуживающее в целях и задачах?

В целях основное: научиться служить искренне Господу, укрепиться в вере, что Всепромыслительный Господь действительно есть, а я Его творение.

Существенное — стать в служение ближним ради Господа.

Обслуживающее — само служение, как дело, доверенное мне.

Образ моего служения:

  1. в его полноценности, применяя все доступные источники. Идеальный образ;
  2. в том, что реально исполнимо для меня, исходя из меня сегодняшней.

На детском поселении у меня было два основных служения: дежурного воспитателя и регента.

Обязанности дежурного воспитателя.

1. Дежурный воспитатель помогает старшему воспитателю, а именно:

  • хранит распорядок дня;
  • помогает хранить жизнь в укладе всему личному составу поселения;
  • ударами в колокол объявляет о начале дня и событий в течение дня. При этом есть события, которые идут строго по распорядку, это: правило утреннее, вечернее, утренняя пробежка, вечерний туалет, отбой. А есть события, которые, прежде чем объявить, нужно согласовать их готовность со старшими, ответственными за них, это: все трапезы, беседы, богослужения, артельное время, какие-либо игровые события и др.

2. Дежурный воспитатель регистрирует всех приезжающих на поселение, записывая в журнал.

Дежурный воспитатель:

  • Знает о перемещении детей и воспитателей по лагерю, чтобы в любой момент дать об этом точную информацию.
  • Записывает уходящих за территорию лагеря. Артель или отряд с воспитателем могут уйти на речку, в поход, уехать в город на экскурсию и т. д. При этом нужно записаться у дежурного воспитателя, куда, в каком составе, с какого и по какое время они уходят за территорию лагеря и по возвращении должны также прийти и сказать, что они вернулись, вернуться должны до указанного ими времени.
  • Должен находиться в одном обговоренном месте, чтобы любой из воспитателей в любое время мог записаться или сообщить о возвращении.

Для меня было исполнимо все вышеописанное. По действиям все исполнялось, но часто происходили какие-то казусы, недоработки. Я не вовремя объявила событие, не спросив прежде у старшего этого участка, готовы ли они. Записав в журнал уезжающую в город группу детей с воспитателем, не спросила, есть ли у них благословление батюшки ехать в город, и отпустила их, а уезжать, как оказалось, было нельзя, так как они пропустили важное общепоселенческое событие.

Такие недоработки были с моей стороны. Отчасти я вижу причину этого в том, что было несколько служений и много обязанностей, и я по своей невнимательности и рассеяности не смогла в полноте быть в одном служении, так как было еще другое и местами они пересекались.

Наблюдая со стороны за артелями, отрядами и немного участвуя в некоторых артелях, заметила, что в целое семейка собирается, когда воспитатель никак не отделяет себя от семейки: «Вы должны, а я — нет». А пребывает в трудах, в играх, в других каких-либо действиях вместе с детьми.

Также когда в семейке, где есть старшие и младшие дети, у каждого старшего есть свой младший, когда дети учатся заботиться друг о друге, уступать.

Когда семейка внутри себя не разделяется. Если идут на речку, то все вместе, в поход или в город на экскурсию тоже все вместе, и в событиях поселения участвуют все. После вечернего правила молятся друг за друга: «Господи, спаси и помилуй раба Божьего (или рабу)…« — и называют имя младшего, при этом кладут земной поклон. И так по очереди, а самый младший ребенок молится за самого старшего. Потом все дети за воспитателя, а воспитатель за всю семейку.

Еще семейки собираются в целое советами семейки, простыми, непринужденными, как бы случайными, на которые выносится какая-то проблема и ее решают все члены семейки, дети помогают друг другу. Или же предстоит какое-то событие, праздник, и всем нужно к нему приготовиться.

Какое место в собирании целого имели в моем служении христианские добродетели: труд, молитва, самоукорение (разумение себя).

Во время смены, когда я начинала «заваливаться» в свои немощи, рассудком знала, что просто не стоит обращать на это внимание, хотя бы не сильно зацикливаться на этом. Чувствовала, что нужно сейчас пойти самоукорением, потому что оно даст силы идти дальше в служение, но я лишь в очень редких случаях так поступала.

Разумением слышала, что сейчас нахожусь в самомнении, мне кажется, что так будет лучше, а внутренне все равно вижу, что так не лучше будет, а что просто мне так хочется. Поймав себя на этом, в разных ситуациях поступала по-разному. Иногда сразу просила: «Господи, прости меня», говорила свою вину и делала так, как говорят, надо сделать. А иногда, отмахнувшись, делала так, как хочется.

Уразумение учений

На поселении больше пребывало в действиях и, к сожалению, практически вообще не вспоминала об учениях. Только лишь несколько раз вспоминала из предмета «Антропологическая педагогика», как Александр Борисович рассказывал на лекции о том, как собрать внимание ребенка, что когда происходит долго какое-то одно и то же действие, то внимание ребенка рассеивается и ему тяжело в этом пребывать. Как преподнести ему какие-то знания, чтоб они усвоились ему, чтобы ребенку было интересно, он увидел, для чего это нужно делать.

Эти знания мне пригодились, когда я готовила детей к богослужению, служению на клиросе и нужно было донести, как нужно вести себя в храме, почему так нужно себя вести, кто может петь на клиросе, кому мы поем и как должны петь.

Сообразование

За прошедшую смену я стала меньше бояться детей и убедилась в том, что быть воспитателем — это совсем не страшно, только очень ответственно.

В наблюдении Промысла Божия и сообразовании с ним я видела, что еще при написании доклада мне Господь точно показал, над чем мне в себе нужно трудиться, а я боялась признаться себе, что во мне есть это худое, боялась увидеть первопричину, больше обращала внимание на побочные, отчасти исходящие из этого действия, и именно это постоянно мешало мне в служении. Но Господь ставил меня в такую ситуацию, где мне все-таки нужно перешагнуть через самолюбие и начать исправляться.

В общиноустроении я знала, что я часть общего организма. В лагере батюшка напоминал, что мы одно целое, что это наше общее служение. И здесь мне часто хотелось отделиться, не тянуть вместе со всеми этот груз, но ведь я сама сюда пришла и добровольно взяла это служение. Потом старалась собраться, и если у меня это не получалось, шла к отцу Сергию, и он помогал, дальше становилось легче, но до конца я в себе это не преодолела и над этим еще надо трудиться.

Вывод из работы над отчетом

Над чем мне нужно трудиться в ближайший год?

Мне нужно трудиться над обретением и укреплением в послушании, а отсюда учиться быть во внимании и собранности.

Нужно преодолевать самонадеянность и самомнение самоотвержением и самопринуждением, но при этом обязательно разуметь, ради чего я это делаю и угодно ли это Господу.

Как я знаю, что потребность этого труда — не вспышка на один миг?

Я это могу сказать из того, что живя по самонадеянности, постоянно натыкаюсь на то, что я неправа, что это неправда, мнимое представление. Я как бы живу в своем мире и вижу все не так, как оно есть на самом деле. Я хочу от этого избавиться.

Каких знаний мне недостает для последующих служений?

Если я в последующем буду регентом, то мне именно о богослужении, о клиросе очень не хватает ни знаний, ни умений. Хотела бы вообще прежде побольше узнать именно о богослужении, об обычаях Церкви, потом о служении чтеца, певчего и потом уже регента.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.