Беседа на Горлице. Воинское искусство с древнейших времён до наших дней

А. Б. Аликбаев

«Победа достигается лишь через сочетание

мужества и воинского искусства».

А. В. Суворов

С древних времён люди поняли, что организованное воинство легче победит воинственную толпу. Чтобы толпа людей превратилась в воинское подразделение, этих людей нужно вначале организовать, то есть собрать их в отдельные отряды, потом над отрядами поставить командиров. Далее над всеми командирами поставить одного военачальника, самого главного. О важности единоначалия в армии А. В. Суворов говорил так: «Одним топором (т. е. войском) не рубят вдвоём».

Ещё очень важно весь личный состав научить послушанию, дисциплине, обучить воинским наукам: строевой подготовке, тактике, обращению с вверенной техникой, оружием.

Строй в армейской жизни просто необходим. В воинском строю командиру легче управлять своими подчинёнными, он лучше видит недочёты и успехи каждого. Строй собирает, дисциплинирует, заставляет подтянуться каждого бойца. Недаром на Руси говорили: «Каков строй, таков и настрой».

И ещё у воина есть оружие, уметь обращаться с которым он должен в совершенстве. На протяжении всей военной истории можно проследить, как усовершенствовалось оружие, изменялся строевой порядок и обучению воинов уделялось всё большее значение.

Рассмотрим, как совершенствовалось оружие в древнеримской армии на примере метательного копья под названием «пилум». «Пилум вместе с мечом был любимым оружием римлян в течение многих столетий. Это было метательное копье с толстым древком в два аршина длиной (примерно 1 м 40 см), которое легионер бросал в щит противника. И когда оно, воткнувшись в щит, оттягивало его книзу, легионер бросался вперёд, наступал на древко ногой и наносил открытому противнику удар мечом… Полководец Марий ввёл новый пилум, в котором укороченное железо прикреплялось к древку двумя гвоздями: металлическим и деревянным; деревянный ломался при ударе пилума в щит, а на металлическом древко повисало и сильно тянуло щит книзу, облегчая поражение противника мечом» (1, 55).

А вот какая дисциплина была в древнеримской армии: «Дисциплина в войсках была самая строгая. Безусловное послушание было обязательным; малейшее ослушание, даже приведшее к победе, наказывалось смертью. Полководец Сципион перед отправлением в Африку (чтобы сломить Карфаген) сказал, указывая на войска: «Между этими людьми нет ни одного, который по первому моему приказанию не восшел бы на эту башню, чтобы первым броситься с неё вниз головой» (1, 53).

Рассмотрим, как изменялся строй в армиях древних государств. В древнегреческом боевом построении — фаланге тысяча вооружённых копьём, мечом и щитом воинов — гоплитов строились в одну шеренгу. Воины стояли плечом друг к другу. За первой шеренгой стояло ещё таких же семь. И вот, когда такая воинская масса поднимала щиты, ощетинивалась копьями и начинала наступать на противника, у воинов противоположной армии вполне могло дрогнуть от страха сердце. А когда греческие гоплиты, не нарушая строя, переходили от шага к бегу, противника охватывала паника и он бежал. Сила греческой фаланги — в организации строя и её воинов.

Но вот на смену Греции в лидерстве приходит Древний Рим. И здесь акцент силы войска перемещается в сторону обучения отдельного бойца. Римский легион состоял из воинов, которые до боевых действий долгое время обучались на муляжах. Чучело, то есть искусственный противник, — изобретение римлян. Причём обучающийся легионер имел учебное оружие — щит и меч — в два раза тяжелее боевого. И на тренировках старался довести свои действия до автоматизма. И конечно, в реальном бою совладать с таким обученным воином было очень трудно. При этом в римском войске усовершенствовался и строй, и тактика ведения боя.

Римский легион также состоял из шеренг, но шеренги строились в три линии. Первую линию, ближнюю к противнику, составляли менее опытные воины — гастаты, в средней выстраивались опытные воны — принцепсы, а замыкали строй поседевшие в боях ветераны — триарии, которые знали, в каком месте прежде всего нужна их помощь. Таким образом, в римской армии обучение каждого воина имело очень важное значение. Вот что об этом мы находим у древних писателей: «Вегеций говорит что до поступления в ряды легионов новобранцы обучались четыре месяца…» Иосиф Флавий также указывает на серьёзную выучку римских войск; он говорит: «Можно сказать безошибочно, что их учения-бои без пролития крови, а их бои — кровавые учения» (1, 53).

А как обстояло дело с искусством ведения боя в нашем Отечестве? Оказывается, нам действительно есть чему поучиться у наших славных предков.

Рассмотрим битву русского войска под предводительством св. блгв. князя Александра Невского с немецкими рыцарями на Чудском озере, так называемое «Ледовое побоище». «Рыцарские войска Европы до Ледового побоища провели много успешных сражений против пехотных войск разных народов. Закованные в доспехи всадники и их сильные лошади подобно тарану раскалывали пеший строй надвое, затем дробили на более мелкие группы и уничтожали их. Бег лошади придавал рыцарскому копью непреодолимую силу… Характеру рыцарского боя соответствовало и боевое построение. Немецкие рыцари выстраивались клином. Его острие составляли самые опытные и сильные рыцари, вооружённые тяжёлыми копьями и длинными мечами. Рыцари располагались и по краям — наподобие подвижной брони, за которой укрывалась их пехота. Сами немцы такой строй называли „кабаньей головой“, русские же дали ему несколько иное название — „свинья“.

Когда стало ясно, что немцы примут сражение на льду озера, князь Александр так расставил свои полки: срединный полк из ополченцев занял позицию у берега, усыпанного валунами. В тылу полка поставили сани обоза — они были укреплением для своих и препятствием для врага. По сторонам расположились полк левой руки и полк правой руки. В них входили лучшие воины из дружины князя Александра…

Искусный полководец Александр Невский приготовился к охвату флангов противника. На Руси такое построение называлось „клещами“. „Клещи“ должны были сжаться на немецкой „свинье“.

В субботу 5 апреля 1242 г. произошла легендарная битва, Ледовое побоище, первый случай разгрома рыцарей пехотой, одна из самых замечательных битв в средние века.

Вперед выдвинутые русские лучники густо осыпали стрелами надвигавшуюся „свинью“. Рыцари и пехота с флангов сблизились к средине и сузили клин. Но всё равно удар бронированного острия был очень сильным. Немцы прорвали строй срединного полка, однако следующий их маневр оказался под угрозой: камни на берегу и сани затрудняли движение и без того неповоротливых всадников… В этот момент с флангов ударили отборные дружины святого князя Александра, затем охватили врага с тыла. Захватчики оказались в кольце.

Сбившихся в кучу рыцарей новгородцы стаскивали с лошадей крюками… Спешенный крестоносец, закованный в тяжелый панцирь, не мог противостоять ловким русским воинам…

Слабый весенний лед трещал и ломался под тяжестью лошадей и всадников, рыцари тонули в полыньях…

С триумфом возвращались новгородцы с Чудского озера в Псков. Пленные рыцари с непокрытыми головами шли пешком, что означало потерю рыцарского звания и чести. Победа была полной. В крупнейшем сражении французских и немецких рыцарей в 1214 году общие потери убитых составили 73 рыцаря. А тут 500 убитых рыцарей и 50 пленных знатных немецких воевод! Такого не знала история» (19, 78–82).

К сказанному можно еще добавить, что к построению боевого порядка искусный военачальник князь Александр подошел мудро и творчески.

Обычно срединный полк русского войска, так называемое «чело», составляли воины лучшие и более опытные, а на «крыльях», т. е флангах, стояли воины послабее. Наверняка знали об этом правиле русской тактики и рыцари-немцы. Но вот в Ледовом побоище Александр Невский на флангах собрал основные и лучшие силы своей дружины, которые сумели произвести охват противника и сжать в русские «клещи» немецкую «свинью».

Время не стоит на месте. Оружие совершенствуется. Вместе с колющим и рубящим в один ряд становится оружие огнестрельное. Рассмотрим, какими новшествами откликнулось русское войско на изменения, вызванные появлением пороха.

«Пехотная линия русских в XVII веке состояла из шести шеренг стрельцов, вооруженных пищалями. Когда к ним приближался неприятель — пехота ли, конница, — две передние шеренги опускались на колено, но не стреляли. Они давали возможность стрелять стоя третьей и четвертой шеренгам. После выстрела те тоже опускались на колено, и стреляли пятая и шестая шеренги. Стрельцы первой и второй шеренг давали залп последними, — в упор по атакующему неприятелю…

Кроме пищалей у стрельцов были сабли и бердыши — топоры с полукруглым лезвием. Закончив огневой бой, стрельцы сами же вступали и в рукопашную схватку» (19, 129–130).

Александр Васильевич Суворов умел обучать не только своих богатырей. Но и лошадок, которые этих богатырей возили. Во время учений лошади обучались тому, что если седок ранен или убит (то есть лошадью никто не управляет), то ей, т. е. лошади, всё равно продираться сквозь строй к своим. А там лошадку ждало утешение и награда — лукошко с овсом.

Важной составляющей воинского искусства является умение воина найти в той или иной учебно-боевой ситуации правильное и оригинальное решение. Смекалка важна и нужна как рядовому бойцу, так и его командиру. Вот два примера таких воинских хитростей.

  1. В одном из сражений Великой Отечественной войны разведчик сержант Иван Бобрик пробрался в немецкий танк, стоявший около вражеских позиций, и оттуда 14 дней по телефону корректировал стрельбу наших орудий (19, 418).
  2. На войсковых маневрах 1800 года под Петербургом одним корпусом командовал граф П. А. Пален, другим — М. И. Кутузов. Павел I был при штабе Палена. Заметив в подзорную трубу, что Кутузов стоит вдалеке от войска, почти без охраны, Павел I решил взять его в «плен». Во главе эскадрона гусар император скрытно подступил к тому месту, где стоял Кутузов, как вдруг был сам окружен со всех сторон и принужден «сдаться». Оказалось, что Кутузов заметил маневр Павла I и, вызвав «огонь» на себя, приготовил ему засаду. Император был и расстроен, и восхищен. После маневров он обнял Кутузова со словами: «Обнимаю одного из величайших полководцев нашего времени» (23, 82–83).

Тактический почерк каждого полководца своеобразен. Два великих военачальника России — Суворов и Кутузов имели каждый свою тактику, свой боевой почерк.

Бывают бои на ринге, когда боксер наносит противнику один за другим новые и новые удары. Ошеломленный противник не успевает ни защищаться, ни разумно отходить. Угроза его поражению нарастает на глазах, как снежный ком. Нокаут! Это суворовский почерк…

Но бывают бои, когда боксер будто бы не торопит события, он сближается с противником, но каждый раз уходит. Противнику начинает казаться, что с этим медлителем можно покончить разом, он даже «знает», куда должен попасть решающий удар. Но он не ведает, что мысль о таком ударе не его собственная — она внушена ему соперником. И когда он бьет в уязвимое, казалось, место, оно оказывается защищенным, а открывается в этот момент он сам. Нокаут! Неожиданный, как гром среди ясного неба. Это кутузовский почерк. (19, 118).

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что воинскому искусству нужно учиться, учиться терпеливо, настойчиво и постоянно.

Воин, знающий ратное дело, способен внести реальный вклад в победу своей армии. И постараемся правильно и сердцем услышать слова ротного командира 62-й Сталинградской армии, сказанные им на собрании личного состава роты в дни тяжелейших боев с гитлеровцами в Сталинграде в 1942 году: «Я должен внести некоторую ясность в выступление комсорга. Он много говорил здесь о смерти и сказал, что Родина требует от нас смерти во имя победы. Он, конечно, неточно выразился. Родина требует от нас победы, а не смерти. Да, кое-кто не вернется живым с поля боя — на то и война. Герой тот, кто умно и храбро умер, приблизив час победы. Но дважды герой тот, кто сумел победить врага и остался жив…» (10, 211).