Горлица – это встреча с самим собой

Доклад (в сокращении), прочитанный

на Международных Образовательных Рождественских Чтениях

в январе 2005 года.

А. Б. Аликбаев

Цель игры-учения «Горлица» — приобщение детей к отечественным православным традициям и пробуждения в них естественных потребностей в духовно-нравственных ценностях.

История рождения

В 1997 году в одну из смен православного детского лагеря нам было предложено провести с подростками военно-патриотическую ролевую игру-учение типа «Зарница». Добрые плоды от игры были получены, но в то же время проявилось много заставило в процессе игры было много страстного, а по её окончании у некоторых ребят долго жили в душе чувства: отомстить, уязвить, уколоть воинов другой армии. Это и заставилоот «Зарницы» отказаться.

Стали проводить детские лагеря без ролевых игр. Педагоги старались своим мастерством достучаться до детей и помочь им измениться к лучшему. В результате увиделась такая картина — все вроде бы в детях пригнано, причесано, аккуратно, а динамики жизни нет, нет живых глаз, нет самой жизни.

Такими статичными оказались смены детских лагерей в 1999 и 2000 годах, поэтому в 2001 году на педсовете было принято решение использовать игру-учение, оставив существенное — военно-патриотическое направление, но изменить ее прежние смыслы, подходы, плоды. Для этого решено было поменять правила, сделав их щадящими по отношению к младшим бойцам, сохраняющими нравственное и физическое достоинство, упреждающими злое, скверное, подлое.

Поскольку изменился смысл и правила игры, то и прежнее название потребовалось заменить. Решили назвать игру «Горлица».

Горлица — дикий голубь, не имеющий ни длинных когтей, ни больших зубов, а Бог горлицу хранит.

Когда все согласились с новым названием игры-учения, то в знак какого-то окончательного свидетельства, на окно комнаты, в которой сидели педагоги, прилетела и села горлинка…

Основные смыслы

В педагогике известно, как важно, чтобы произвольное детское внимание совпадало с интересом. Тогда его возможно и образовывать, и воспитывать, и преображать. «Горлица» — это игровое учение, а какой ребенок не любит поиграть?

Очень важной составляющей «Горлицы» является нравственный смысл. То есть, участвуя в учении, дети всерьез ищут, как поступать по совести. Ибо если ты будешь идти не по совести, в обход правил, ты ничего не добьешься.

Еще очень важное качество «Горлицы» — она воспитывает патриотов. Патриотическое чувство, к сожалению, сейчас в детях очень слабо.

Другой важный аспект этой игры касается уже не детей, а воспитателей и устроителей игры — воевод и командиров.

Этот аспект — профессиональный, педагогический. Воспитатель попадает с детьми в тесные обстоятельства, в которых он должен оперативно решать, как быть с тем или другим ребенком: пойдет ли он в разведку, где нужна ловкость, отвага, творческий подход, или останется в лагере караульным — охранять знамя и палатки.

Следующий смысл учения — военно-тактический. Ребята становятся действительно воинами. Они решают тактические задачи — ищут правильные решения тех или иных задач.

И наконец, есть еще одна сторона игры — спортивная. . Благодаря учению-игре «Горлица» ребята становятся физически выносливее, суворовские " быстрота и натиск " переживаются реально.

Нужно подчеркнуть особый результат игры в «Горлицу» — в детях и взрослых воспитываются добродетели.

Причины благотворного преображения душ детей и взрослых

Главная причина изменения детей к лучшему — это то, что по свидетельству участников, во время игры Промыслом Божиим, для каждого участника «Горлицы», по его силам, создаются такие условия, при которых он должен быть предельно собранным, бодрым, внимательным к себе и обстоятельствам. Если он этого не делает — Господь его с любовью вразумляет через людей и обстоятельства.

Второй причиной, заставляющей детей быть собранными, внимательными к себе и сдержанными в проявлении негативных эмоций и действий, являются правила игры. Сейчас дети во множестве своем даже не ведают, что творят. Вольно и невольно, чтобы не навредить своей армии, ребята на учениях стремятся не обзываться, не говорить плохих слов, подтягиваются, следят за своим поведением. Ведь все, что нечестно и нечестиво, вредит не только самому участнику «Горлицы», но и армии, в которой он находится — за нечестие бойца начисляются штрафные очки.

Третья причина, приводящая к преображению ребят — сами устроители учения: воеводы армий, командиры и хранители. Они сами должны являться для детей теми воинами, с которых можно и нужно брать пример. Глядя на воеводу и командиров, подростку хочется быть таким же, как и они, ловким, сильным, быстрым, отважным. Но не только этому учатся ребята у старших. Честность, благородство, веру в Бога и упование на Него видят дети, и юным воинам хочется поступать также.

Четвертая причина. Дети тянутся друг за другом. И таким образом сами становятся примером друг для друга. Следует отметить, что для того, чтобы изменить человека, нужно, прежде всего, согласие самого человека на это изменение. В «Горлицу» детей насильно никто не записывает, решение принять не заставляет. сразу оговаривается: «Будешь участвовать в „Горлице“ — будет трудно. Но знай, что не пожалеешь…».

Основные события

Рассмотрим, каким образом последовательность событий в «Горлице» и ее правила способствуют внутренним обретениям.

Разведка. Подростку нужно идти в разведку. Кто поможет победить страх? Только Бог. И ребенок понимает, — если Бог не поможет — никто не поможет, и потому просит Бога помочь. Что происходит в душах детей, знает один Господь, но в это время просветляются их лица и в них появляется то, чего раньше не было видно — появляется какая-то недетская мудрость и тишина.

Единоборства — это событие, происходящее меж двух армий построенных в поле напротив друг друга. Воинам предлагается, проявив отвагу и смелость, отстоять честь своей армии, вызвав воина другой армии на поединок. Поединком может быть любое состязание на испытание физической силы, ловкости, борцовских качеств и т. д. При этом оно не должно быть продолжительным по времени. Выходят участники поодиночке, обычно одинаковых возрастных категорий. Воин, проигравший состязание, пленяется или выбывает из игры. Место, на котором разворачиваются события, именуется «Поле чести».

Учебно-боевые действия по захвату флага. Армии разводятся на указанные судьями места для отработки тактического замысла — построения в боевой порядок, для последних указаний воевод своим подопечным. По сигналу армии начинают в боевом порядке сходиться одна навстречу другой.

Цель армий на этом, последнем этапе учений — овладеть флагом другой армии и удержать его в течение определенного времени (2–3 часа).

Если за это время соединить фланги не удалось ни одной из армий, побеждает та армия, которая наберет большее количество положительных очков.

Положительные очки армия зарабатывает за снятие погон с бойцов другой армии, а отрицательные — за нарушение правил.

По правилам игры боец старший категории срывать погоны с бойца младшей категории не имеет права. А младший со старших может.

Воевода может срывать погоны с бойцов всех категорий. И с него могут срывать погоны все. У воеводы есть еще личная охрана (ЛОВ). Это отобранные им самим воины, которые в радиусе 3-х метров от него могут срывать погоны с бойцов всех категорий.

Боец, потерявший оба погона, выбывает из игры.

Боец с одним погоном — еще боец, он может продолжать сражение. Но положение его опасно. Он ранен (всего один погон) — и «подлечиться» он может в медпункте — специальном месте, где медсестра его «вылечит» — быстро пришьет погон к его одежде.

Но вот флаг одной из армий захвачен. Фланги соединены и удержаны до срока. Окончилось время, отведенное на учение. Радость победы в одной из армий. А в другой армии -слезы.

После небольшого перерыва, когда эмоции схлынули, армии снова строятся друг против друга.

Сейчас задача у армий такова — одна армия должна определить пятерку отважных в другой армии. Это те ребята, которые показали храбрость, мужество, благородство во время всех 3-х этапов игры.

После того, как в армии определили отважных бойцов, этой армии дается время на окончательное решение. Действительно ли эти пятеро наших бойцов отважные. А может быть, среди них есть трус, сквернослов, нечестный? Но вот армии определились: да, эти пятеро от одной армии и пятеро от другой — действительно показали себя в учениях лучшими из лучших.

В заключение объявляется примирение — братание.

Отважные делают круг почета со знаменем лагеря и флагами армий.