Методическое пособие «Праздники Страны Детства» Акжигитова А. Т.

А. Т. Акжигитова

«Заходи, не робей, да гляди веселей!» Что это? Реклама ярмарки? Да нет же, это зазывалы «Страны Детства» приглашают детей на праздник. Вы наверняка скажете: «Праздник? Это в наше-то время? Да зачем он нужен?» В том-то и дело, что именно в наше время из жизни детей сегодня почти уходит детство. Душа ребенка теряет свою способность радоваться живой природе, ценить и любить ближнего, слышать присутствие Божие в каждом событии жизни. Все меньше становится детства и все больше жизнь, побуждаемая техническими эффектами, отодвигает радости естественные.

А ведь никогда так человек не чувствует общее настроение праздника, как это бывает в детстве. На самом деле — детское настроение души столь открыто навстречу празднику и настолько чутко, что даже воздух на улице в эти дни воспринимается как особенный, даже солнце иным образом светит. Ребенок пребывает в том счастливом возрасте, когда он открыт на непосредственное восприятие того, что видит, в чем живет. И поэтому в нем есть радость, в нем есть отклик на все происходящее и особенная чуткость к окружающему миру.

Возникает важный вопрос: возможно ли, вопреки телевизионно-компьютерной культуре, сохранить сегодня именно такую простоту детской души? Мы смело можем сказать из своего, пусть пока еще небольшого опыта, что это возможно.

Устроить ребенку встречу со своим детством, со своей душой поможет детский праздник, в котором пробуждаются душевные силы дитяти. Задача такого праздника, а значит, наша педагогическая задача — так задать условия жизни детей на время праздника, чтобы силы души ребенка получили свободу. Дети, попадая в праздничную среду, живо реагируют на нее, принимают как свою. Опора на эту способность детской души есть важнейшее условие наших праздников. Душа должна легко и свободно входить в него, сохраняя непосредственные отношения со сверстниками и воспитателями.

Успех устроения праздника зависит от последовательности и содержания заданных действий. По мере его развития последовательно пробуждаются способности и душевные силы: сначала созерцательная и деятельная сила, за ней познавательная способность и потом — нравственная, разумная и творческая силы. В ходе всего праздника каждая сила души поддерживается его событиями.

Какими же действиями пробуждаются способности и силы души? Для примера возьму вводный праздник «Страны Детства». В конце же настоящей работы вы найдете сценарии Рождественского и Пасхального праздников.

Итак, начнем.

Вводный праздник — это первое знакомство ребят со «Страной Детства». Здесь не говорится еще ни о чем духовном, нет молитв, нет рассказов о церковных праздниках, и священник, если и присутствует, то только как наблюдатель.

С чего же начинается праздник? С подготовки, которая разворачивается за месяц, за два до его проведения: выбираются ведущие, песенная группа, гонцы, встречающие, игровики, хороводники. К директору школы идет руководитель педагогической практики нашего училища и предлагает провести у них праздник. Если есть согласие, то выбирается подходящий зал и обговаривается, сколько классов будет присутствовать на празднике. Обычно это одна или две «параллели» классов — все вторые, третьи или все вместе — до 160 детей: из расчета 7 — 12 детей на одного устроителя праздника. Составляется сценарий, и начинаются репетиции. За неделю до праздника в классы школы идут подготовленные гонцы и «вводят» детей в праздник. Старший группы из 5–6 гонцов заранее договаривается с завучем по воспитательной работе, который показывает гонцам их классы и знакомит с учителями.

Праздник начинается с того момента, когда учителя и дети узнают о нем, т. е. с приглашения.

— Здравствуйте, ребята! Мы — гонцы из «Страны Детства». Вы слышали о такой стране? Нет? Это необычная страна. В ней очень любят петь, водить хороводы, слушать интересные истории, а самое главное, любят делать добрые дела. Ее жители очень любят путешествовать и в любое время приезжают туда, где их ждут. Вот и сейчас нам стало известно, что некоторые из детей вашей школы хотели бы встретиться с нами. Вы хотите, чтобы «Страна Детства» приехала к вам на праздник?

— Да, хотим, — отвечают дети.

— В любую дорогу мы собираем вещи. И в «Страну Детства» нужно обязательно кое-что взять. Обязательно — хорошее настроение. Наша «Страна» мастеровая, и надо с собой взять палочку-мастерок. Надеюсь, она есть у всех?

— Нет, мы не знаем такой, — дети пожимают плечами.

— А чем вы можете нарисовать что угодно: игрушку, дерево, снеговика? Кисточкой это можно сделать?

— Да, можно! Конечно можно!

— Вот такая палочка-мастерок и нужна нам. Итак, возьмем кисточку, а к ней — краски и бумагу. Так?

— Так.

— Кисточки и краски сложите и принесете в полиэтиленовых пакетиках. Что же мы будем рисовать? Рисовать мы с вами будем наше настроение. Ребята, как вы чувствуете, можно ли хорошее настроение нарисовать вот на таком листочке? — показывает руками маленький листочек.

— Нет, нельзя.

— А вот на таком? — разводит руки широко.

— Да, да!

— А еще на таком листе можно рисовать вместе со своими друзьями: сразу несколько человек и воспитатель. А если дома у вас нет такого листа, то попросите, чтобы родители вам отрезали из запасов кусок обоев… Ребята, а как еще мы можем выразить наше хорошее настроение?

— Не знаем.

— А когда мы песню любимую поем, какое у нас настроение?

— Хорошее.

— Так, значит можно и песней показать свое хорошее настроение. У вашего класса есть любимая хорошая, добрая песня, которую вы все знаете и сможете дружно спеть?

— Есть.

— Давайте попробуем ее вместе пропеть, один куплет, — поют.

— Очень хорошо! Эта песня будет нашим приветствием от всего класса на празднике. А еще нам нужно придумать, как мы будем называться. У кого уже есть название? Скажи ты. «Солнышко»? Ребята, а у кого еще какое предложение? «Лучики»? Хорошее название? Вы хотите быть лучиками?

— Да.

— Значит, так и будем называться — «Лучики». Теперь достаньте дневники и запишите, что ровно через неделю, в следующую среду: «В 15 часов — праздник „Страны Детства“. С собой обязательно принести: палочку-мастерок, краски, ватман и самое важное — хорошее настроение». Если ваши родители или дедушка с бабушкой тоже захотят прийти, то приводите их. Вот и все, ребята. До встречи через неделю.

Слова гонца занимают 7–10 минут, при условии, что идет живое общение с детьми. Лучше всего приходить к последнему уроку и начинать беседу за 10 минут до его конца. Завуча и учителей хорошо бы знать по имени-отчеству, в заключение им нужно оставить листочки с информацией о празднике. Можно (с разрешения администрации) повесить на доску объявлений объявление о празднике.

И начинаются последние приготовления. В течение недели проходят сборы студентов, где каждый подробно рассказывает о своих обязанностях на празднике, дошиваются костюмы, доделывается оформление зала, проводится генеральная репетиция.

В назначенный день, за 15 минут до начала праздника, те же гонцы приходят в свои классы, проверяют подготовленность детей: у всех ли есть бумага, краски, кисточки; повторяют куплет песни и, конечно же, не забывают о хорошем настроении. После этого дружно ведут класс в зал на праздник.

У входа в зал стоят уже знакомые нам зазывалы со своими веселыми шутками и прибаутками. После нескольких фраз звучит обычное приветствие и проводится небольшой разговор.

— А куда вы идете?

— На праздник, в «Детскую страну», веселиться,-то тут, то там раздаются нестройные детские голоса.

— Куда, куда? Не слышу!

— На праздник в «Детскую страну»! — Хором говорят дети.

— А вы с собой взяли палочку-мастерок?

— Да.

— А ватман и краски?

— Конечно.

— А как с хорошим настроением? Нет ли среди вас тех, кто привел с собой таких товарищей — буку, скрягу и нехочуху?

— Нет! Нет!

— Вот и хорошо!

Встречающие собирают листы ватмана (краски и кисточки остаются у детей) и раздают всем номерки, предупреждая детей, чтобы они запомнили свой номерок и не потеряли его. После этого дети входят в зал и попадают в атмосферу живого праздника. В головной части зала в красивых нарядах — русских сарафанах и рубахах — стоит песенная группа жителей «Страны Детства» и поет простые детские песни: «Улыбка», «Дружба крепкая», «Крылатые качели», «Голубой вагон»… Песенная группа не дает созерцания, а только задает общую праздничную атмосферу. Их слышно всем, но они не стремятся перекричать весь зал.

Гонцы приводят детей на свои места, дают две минутки, чтобы ребята освоились, и тут же начинают отвечать на безконечные вопросы, которые не прекращаются, сыплются из детских уст. Через некоторое время, когда вопросы стихнут, гонцы еще раз проверяют, как дружно говорят дети название класса и пропевают с ними один куплет песни. Если еще есть время, то играют с ребятами в игры.

И вот мы слышим звон колокольчика, а это значит, что нужно успокоиться и встать ровно и спокойно, а еще это значит, что сейчас начнется деятельное участие самих детей в празднике. Мы опять слышим звон колокольчика.

— Здравствуйте, ребята, мы рады видеть вас в нашей «Стране Детства». Для нас всегда большая радость, когда мы получаем приглашение от детей. Мы сразу собираем всех жителей нашей «Страны» и на всех парусах летим к тем детям, которые хотят нас видеть. И вот наша «Страна» оказалась в вашем городе и в вашей школе, потому что нам сказали, что вы умеете радоваться и улыбаться.

Ведущие выходят немного вперед, а взрослые жители «Страны Детства» постепенно подходят к ним и поют песню «От улыбки станет всем светлей». Дети подхватывают слова. Не всегда дружно. Оказывается, не все они сегодня знают эту песню.


— Но, к сожалению, мы не знаем, кто вы. Помогите нам и скажите, как вас зовут… Есть ли у вас любимая песня? А спойте ее нам.

(Идет песенная эстафета, в которой по очереди каждый класс хором говорит свое название и поет один куплет песни).


— Давайте поближе познакомимся с жителями нашей «Страны». Но для этого вам нужно собраться в свои группы. А чтобы вы правильно это сделали, у вас есть номерки. Теперь внимательно посмотрите на жителей нашей «Страны» (жители поднимают большие номера у себя над головой).

— Видите у них в руках номера? Все увидели? А кто не нашел свой номер? — помогают ему. — А теперь по звонку давайте проверим вашу сообразительность: кто быстрее найдет жителя «Страны» с таким же номером, что и у вас? Приготовились? Звоним!

Дети собираются в группы по 7 — 11 человек, и происходит знакомство. Воспитатели расспрашивают детей, чем те живут. После этого задается вопрос: «Если бы вас вчера спросили, что вы хотите увидеть в „Стране Детства“, — что бы вы ответили?» Желательно при этом отвести ребят от мысли о всяких чудовищах, Мики Маусах, компьютерах и т. д. и т. п.).


Наступает время игр, деятельной подвижности детей. Игры в «Стране Детства» тоже особенные. Вы когда-нибудь обращали внимание, во что сейчас играют дети? Если ребенок дома сидит — там «денди», компьютеры. На улице? Но если днем еще можно увидеть малышей, мирно играющих в песочнице, то где же наше подрастающие поколение? Никогда не пробовали заглянуть в подвалы своих домов? А там — дым, наркотики, спирт… И почти нигде не увидишь детей, играющих в прятки, в казаки-разбойники, салочки.

На первый взгляд, этим ребятам вроде бы и не нужно никаких игр, но приходишь на праздник и с удивлением видишь, как эти семи-двенадцатилетние мальчишки и девчонки, раскрыв рты, слушают игровика, который объясняет правила игры. Да и как тут не засмотреться и не заслушаться, когда игры-то не простые. Вот послушайте сами…

— В «Стране Детства», — говорит ведущий, — любят проверять себя на ловкость и смекалку. Сейчас, по всему залу, мы будем играть в игры. Двенадцать игр одновременно, выбирай, какую хочешь! И каждый может поиграть в две, а то и в три игры. А когда зазвенит колокольчик, вы соберетесь со своими воспитателями по своим номерам на те же места, где стоите сейчас. Запомнили? После того, как зазвенит колокольчик. А сейчас мы начинаем играть в игры, по всему залу будет двенадцать игр одновременно, выбирай, какую хочешь!

Да, нелегко с первого раза завести игру, а самое главное — зазвать в нее детей. Ведь воспитателю важно не только самому уметь играть, но и доступно объяснить детям правила, а для этого нам приходилось не раз и не два проговаривать их друг другу и отрабатывать четкость движений.

Но что эти труды по сравнению с тем чувством, когда ты видишь, как ребенок открывается навстречу воспитателю и предложенной игре и становится настоящим ребенком, а не маленьким взрослым, как раньше.


Вновь звенит колокольчик.

— Ребята, сегодня в нашу «Страну» пришли перехожие странники. Эти странники проделали большой путь, чтобы хоть немного узнать о «Стране Детства».

Двое странников идут по залу, кланяются на все стороны и одновременно здороваются с детьми. Пройдя к тому месту, где будет рассказ, останавливаются и еще раз вместе кланяются.


Странник Иван:

— Здравствуйте! Какая у вас удивительная страна! Как много здесь детей. Нам у вас очень нравится. Меня зовут Иван, а это моя сестра Марья. Сами мы странники. А жили мы когда-то в городе Новгороде, и отец наш, богатый купец, бывал за морем по своим торговым делам. Когда мы выросли, он отправил нас учиться премудрости заморской.

Поплыли мы на корабле, и ночью в море поднялась буря. Наш корабль разбило, а нас вынесло на неизвестный берег. Когда пришли в себя, то заметили, что мы не слышим друг друга, и когда начали странствовать, то не слышали, что говорили нам люди. Ходили мы по разным странам очень долго, побывали в разных городах, видели очень много интересного: интересных людей, интересные обычаи.

После этих слов он оборачивается к Марье, и Марья рассказывает рассказ из «Искры Божией» о девочке, которая согласилась отдать свои ручки за грех отца.


Марья:

— В одной стране был обычай отрубать руки всякому, кого уличат в краже. Попался раз в этом знатный вельможа, царский любимец. Не мог царь отступить от старинного обычая и велел наказать преступника.

Но вот накануне казни является во дворец маленькая девочка, дочь этого вельможи, и просит со слезами допустить ее к царю. Царедворцы исполнили ее просьбу. Девочка упала на колени перед грозным владыкой.

— Великий государь, — сказала она в страхе, — отец мой присужден остаться без рук, — так вот, отрубите мои руки.

У царя были свои дети, и ему понравилось, что маленькая девочка так любит отца.

— Пусть будет так, как ты просишь, — сказал царь. — Но ты можешь отказаться от казни, хоть бы и в самую последнюю минуту.

На другой день девочку повели на двор казни. Среди двора стояла обрызганная кровью плаха, а возле — палач с мечом. Побледнела девочка, смутилась на минуту… но скоро овладела собой, подошла к плахе и протянула свои рученьки. Палач крепко привязал ее руки к плахе ремнями. Девочка не проронила ни слова.

Палач поднял меч, а она закрыла глаза… Меч сверкнул… и опустился, не задев и края пальцев.

— Царь прощает отца твоего за любовь великую твою! — объявил посланный от царя. Отворились двери тюрьмы: бежит к дочери отец, целует у ней руки, слезами их обливает.

На другой день царь объявил народу указ об отмене навеки жестокого старого обычая. А на дворе казни по царскому приказу поставили столб с мраморной доской, и на ней золотыми буквами написали, как дочь готова была отдать свою жизнь за жизнь отца; а в конце прибавили такие слова: «Счастливы отцы, у которых такие дети!»

Вот такая интересная история произошла в одном городе.

Когда звучит глубокий сильный рассказ, в зале наступает тишина, на некоторое время замирают и дети, и взрослые. Эти минуты глубокой тишины и нравственного переживания непередаваемы. В них явь единодушия и согласного внимания. Внимание это очень хрупкое, недаром после рассказа ведущие даже ничего не говорят, воспитатели тихо разворачивают детей к себе и начинают беседу. Приведу пример разговора, который может быть в группе (из лекции о. Анатолия Гармаева).

«Ясно, что слушал рассказ не один я, воспитатель, а дети тоже его слушали. Ясно, что рассказ побудил в них какие-то переживания и движения души. Ясно, что они сейчас, пребывая в группе и повернувшись ко мне, продолжают переживать рассказ, и в тоже время ожидают каких-то действий с моей стороны. Видимо, не должно быть так, чтобы переживания детей сейчас были стерты, а я бы задал какое-то новое действие невпопад их переживаниям, и все бы начали говорить о чем-то другом.

Какой же разговор будет верным?

Первый вариант — продолжение заданной темы, т. е. фактически надо будет углубить в детях то, что началось через основной рассказ. Взрослый продолжает то же, что было перед этим. Был рассказчик, и дети его слушали, и теперь надо идти по содержанию данного рассказа, близко к нему, или же в продолжение этого. В той же тональности и в том же смысле начинает говорить воспитатель. Получается, что за одним рассказчиком следует второй. Только один говорил для всех, а этот — для своей группы детей.

Пробуждение детской души продолжается рассказом же, только уже о каких-то своих случаях, своих воспоминаниях.

Второй вариант, который может быть: воспитатель начинает сразу беседу с детьми. Задает вопросы, которые побуждают ребенка отвечать. Здесь стоит задача, чтобы вопросы взрослого были посильны и ясны детям. Чтобы из глубины пробужденной души дети продолжали отвечать ему или беседовать с ним. Скорее всего, возможно какое-либо воспоминание детей.

— Дети, а кто из вас помнит нечто подобное? (Или: у кого в жизни был подобный случай?)

— А кто-нибудь читал что-нибудь подобное? (Дети вспоминают тот или иной литературный отрывок и о нем рассказывают).

— Ребята, а кто-нибудь из вас был свидетелем подобного случая? Расскажите об этом…

Вот примерно две области, откуда дети могут своим живым чувством, пробужденным в душе, черпать продолжение рассказа в группе. Аналогичным может быть и участие воспитателя, когда он сам, вторым или третьим, вспоминает нечто подобное, т. е. сам тоже выполняет это задание. Через это он приходит в единодушие с детьми.

Таким образом, когда воспитатель идет в группу, то последовательно выполняет следующие задачи.

Поддерживает жизнь отклика на рассказ. Какая-то сила души ожила, откликнулась на данный рассказ, и задача воспитателя сейчас — поддержать ее. Поддерживая, умножает, углубляет ее.

После этого его задача — не только поддержать, но приблизить пережитое в рассказе к реалиям жизни детей, которые собрались в группе, каждого в отдельности. То, что в рассказе прозвучало про кого то, взрослому нужно каждого ребенка, перевести в реальные события жизни т. е. в ту жизнь, в которой ребенок пребывает у себя дома, в своей семье.

И третье действие — сместить в этой жизни ценности. Если ребенок живет ценностями греховными, неправильными и неправедными, вытеснить их правильными и праведными. Это вытеснение неправильных смыслов правильными, злых — добрыми и есть задача воспитателя. Если он этого достигает, то это и есть плод групповой работы или беседы с детьми».

После групповой работы опять звенит колокольчик. Все дети разворачиваются к ведущим, которые говорят:

— Дети, давайте поможем Ивану и Марье войти в нашу «Страну». Давайте нарисуем ее.


Дети опять поворачиваются к своему воспитателю.

Воспитатель никогда не скажет: «Ребята, давайте нарисуем то-то и то-то» или: «Нам надо нарисовать елку…» Конкретные образы, исходящие от воспитателя, невозможны. Говоря: «Надо нарисовать то-то и то-то» или: «Делайте так, как я говорю», — старший организует детей на себя. Дети, руководимые по содержанию жизни, будут направлены на него. Они, по своей преданности взрослым, пойдут за ним, но, не имея свободы жизни, творческие и нравственные силы их будут закрепощаться. «Нарисуй, что пережил, когда слушал рассказ или когда мы беседовали» — задача воспитателя — с любовью организовать рождающийся в душе ребенка образ, любить то, что он начинает делать, любить детскую душу, которая рисует. Научиться любить детей в их занятиях. «Не мною, но Тобою, Господи, да буду с ними, с детьми», — и уже из этого говорю.

— Ребята, нарисуйте то, что вы сами бы хотели увидеть в «Стране Детства». Какая она — «Страна»? А что в ней есть? Рисовать будем все вместе одновременно на большом листе.


На листе ватмана появляются солнце, горы, облака, птицы, деревья.

— А это веселая страна? Радостно в ней жить?

— Да! — и дети рисуют радугу, воздушные шары, цветы.

На некоторых рисунках бывает по две, три радуги. И пребывают лишь светлые краски. Есть рисунки, где каждый рисовал свое, а есть рисунки, в которых видна общая картина. Общий рисунок объединяет. Еще бы: на одном большом листе рисует сразу 6–7 человек! Бывает, что сначала дети прячут друг от друга краски, а потом делятся, помогают друг другу. Радость, жизнь, единодушие — праздник высвобождения душевных сил. Все три полно обретаются к концу праздника, их нет вначале, а в середине они только-только обретаются. В момент подготовки к рисунку требуются четко отработанные действия хозяйственной группы. Их задача: обезпечить всех водой и тихо, незаметно раздать листы ватмана. Также понадобятся кисточки и краски тем детям и воспитателям, у которых их нет.

В следующих праздниках (Рождество, Пасха, осенний слет) возможны следующие действия: воспитатель отправляет одного ребенка за ватманом, другого за водой, в это время остальные готовят краски с кисточками и вместе вслух думают, что можно нарисовать.


Вот рисунок закончен, и ведущие говорят:

— Давайте покажем Ивану и Марье, что у нас получилось.

Ребята располагаются тесным полукругом и показывают свои рисунки, после чего Иван и Марья говорят, что им понравилась «Страна Детства», и остаются поучаствовать в играх и хороводах.

А что же ведущие? Они уже зовут дальше, к хороводам.

— Ведь это неправда, что хороводы водят только в детском саду. Есть разные хороводы: «Солнышко», «Змейка», «Ручеек» и много других, интересных и веселых. И в «Стране Детства» любят водить хороводы, а в хороводе — слушать и петь песни. Когда мы слушаем песню, мы живем ею. Как же нужно водить хороводы? Мы сейчас покажем вам, а потом вместе с вами поведем хоровод и будем слушать и петь песню.

В центр выходят устроители хоровода. Став лицом к детям и взявшись за руки, под русскую народную песню ведут хоровод.

На опыте проверено, что все действия, которые ты проделываешь в хороводе, тут же будут подхвачены детьми. Поэтому на репетициях вымеряется каждый шаг, каждое движение. Это же хоровод, и в нем мы по-особенному встречаемся друг с другом. Есть в хороводе своя грация, свой такт и степенность. Своя поступь у девушек, свой шаг у юношей. Есть здесь и радость, и легкость.


После показа хоровода мы еще раз напоминаем:

— В хороводе каждый человек — человек Божий, а значит — человек добрый, красивый и радостный. Он бережет эту красоту в себе и других. В хороводе он идет красиво, радуясь всем, кто здесь есть.

Все идут в один большой хоровод, который потом делится на четыре малых, а уже в них начинаются к концу праздника «ручейки».

Прим.: все вышесказанное о хороводах, их смысле и значении относится к юношеству. Дети до 12 лет еще не способны понять глубину этого действия. Поэтому для них приемлемы функциональные хороводы (например, развести большое число ребят на четыре разные площадки) или обучающие, вводящие в труд («А мы просо сеяли, сеяли…»).

Но вот, к сожалению, звенит колокольчик, а это значит, что праздник заканчивается. Дети собираются по классам к гонцам, с которыми они пришли в начале праздника. Здесь их ждет рассказ о Рождестве и обещание следующей встречи (или приглашение еще на один праздник).

Звучат прощальные слова ведущих, и жители «Страны Детства» выходят на середину, чтобы спеть рождественскую песню и попрощаться с детьми.

Как ни странно, но не было еще ни одного праздника, на котором дети уходили бы после прощальных слов — они обязательно дослушают до конца песню и лишь после того, как мы, жители «Страны Детства», хором скажем: «До свидания!» — они машут нам руками и нехотя расходятся.

Вот и закончился наш полуторачасовой праздник, но не закончилась жизнь детей в «Стране Детства». После второго, Рождественского, праздника мы зовем детей на четырехдневный сбор, который проводится на «нейтральной» территории, т. е. не в школе. Этот сбор готовит детей к летнему поселению, приглашение на которое дети получают на Пасхальном празднике. А в летнем лагере уже может быть полнота детского воцерковления.

Уже который год наше училище трудится над тем, чтобы жила «Страна Детства». Хочется, чтобы в нее приезжали дети не только из Волгограда и Волгоградской епархии, но и дети тех родителей, педагогов, воспитателей, кому эта книжка попадет в руки.

Да поможет нам всем Господь в этом благом начинании!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В приложении хочу предложить вам сценарии разных праздников, проводимых в «Стране Детства», а также несколько игр, в которые мы играем с детьми. Так как сценарий вводного праздника написан в методическом пособии, то в приложении дан лишь его краткий план.

ВВОДНЫЙ ПРАЗДНИК

  1. Подготовка праздника.
    1. Приглашение детей на участие в празднике за неделю до праздника (10 мин.).
    2. Приготовление детей в классе за 10 мин. до входа в актовый зал (10 мин.).
  2. Ход праздника.
    1. Ввод детей в зал, подготовка, перекличка у входа.
    2. Приветствие ведущих, песня «Страна», перекличка классов — название и 1 куплет любимой песни (10 мин.).
    3. Распределение на группы по 6–8 человек и знакомство с жителями «Страны Детства» и между собой в созданных группах (15 мин.).
    4. Испытания, состязания, игры одновременно в 10-12-ти местах (20 мин.).
    5. Выход «странников» и их рассказ (10 мин.).
    6. Рисование «Страны Детства» на листах ватмана всей группой (15 мин.), рассказ и развешивание рисунков (10 мин.).
    7. Общий хоровод и игры в 4-х кругах или «ручейки» (20 мин.).
  3. Завершение праздника.
    1. Сбор класса, домашнее задание по подготовке ко второму празднику — Рождеству Христову (5 мин.).
    2. Прощальная песня хозяев «Страны Детства».
    3. Возвращение в свои классы.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПРАЗДНИК

  1. Подготовка праздника:
    1. Приглашение детей за неделю до него. Краткий рассказ о Рождестве и о том, что к Младенцу Христу на его день Рождения надо приходить с подарками (7–10 мин.).
    2. Приготовление детей в классе за 10 мин. до входа (15 мин.).
  2. Праздник.
    1. Вход в зал (в это время песенная группа поет) — 5 мин.
    2. Рождественское представление (20–25 мин.).
    3. Приношение даров Христу (одновременно в 4-х местах) — 15 мин.
    4. Общий хоровод и игры в 4-х местах (20 мин.).
    5. Рассказ о милосердии и беседы в группах по 7 человек (рассказывается рассказ, который может побудить ребенка к милосердию; выход на рисунок) — 15 мин.
    6. Рисование Рождества Христова (15 мин.).
    7. Общий хоровод и «ручейки» (15 мин.).
  3. Завершение праздника.
    1. Сбор классов и домашнее задание к Пасхе Христовой (7–8 мин.).
    2. Прощальная песня хозяев «Страны Детства» (3 мин.).
    3. Возвращение в свои классы.
СЦЕНАРИЙ

Ведущие (по очереди):

— Здравствуйте, ребята!

— С Рождеством Христовым!

— Мы рады вас видеть в нашей «Стране Детства».

— Когда мы узнаем, что где-то есть дети, которые ждут праздника, мы сразу собираем всех жителей нашей «Страны» и на всех парусах мчимся туда.

— И вот наша «Страна» очутилась сегодня в вашем городе, в вашей школе.

— Приехали мы, чтобы поделиться с вами радостью,

— и радость эта — не только наша.

— Радуются люди,

— ликуют ангелы на небесах,

— радуются звери и птицы,

— радуются деревья и травы.

— Торжествует вся земля,

— и это потому, что в эти светлые, святые дни родился в мир Бог, Спаситель мира

— Иисус Христос.

— С нами в нашей «Стране» на таких праздниках всегда бывает батюшка (или владыка), он нас поздравляет и делится с нами своей радостью.

Слово батюшки (или владыки).

Начинается сценка.

Ведущие:


— В те дни римский император Август захотел узнать, сколько у него подданных, и для этого велел произвести всенародную перепись. Каждый должен был записаться в том городе, откуда он родом. Как и все, праведный Иосиф должен был повиноваться приказу римского императора. Городом его предков был Вифлеем. Туда вместе с Пресвятой Девой Марией и должен был идти Иосиф. После долгого и утомительного путешествия уставшие путники, наконец, достигли Вифлеема, где по случаю переписи было очень много народа, и гостиница, где думал остановиться Иосиф, была занята.

Сцена изображает внутренний двор гостиницы. Впереди скамейка и небольшой стол. Девочка Сарра подметает двор. Напевает песенку, потом устало вздыхает и садится на скамейку.

Песенная группа поет 1 куплет песни «Эта ночь святая…»


Марфа, мачеха (входит и говорит сердито): Сарра! Опять ты бездельничаешь!

Сарра: Прости, тетя Марфа. Я только отдохнуть присела. Устала… Весь день работала.

Марфа: Ничего, не переломишься! Кончай подметать и иди скорее чистить овощи! Гостей понаехало — Ух! Работе конца не видно. Торопись!

Сарра: Сейчас, тетя Марфа.

Марфа: А ты отнесла воду женщине из Дамаска, что недавно приехала?

Сарра (смущенно): Не помню.

Марфа: Вот тебе и на! Как это не помнишь? Вот лентяйка! Весь день только и слышишь жалобы гостей на тебя!

Сарра: Да, тетя, ведь гостей столько, а я одна! Такого еще не было — все комнаты заняты.

Марфа (довольно): Это правда! Ни одной свободной комнаты не осталось. Все — приказ кесаря переписать народ. В нашем Вифлееме столько народа собралось!

Стук в дверь. Входит богатый купец с дорогим ларцом в руках.

Купец: Добрый вечер, хозяюшка! Нет ли у вас свободной комнаты, переночевать?

Марфа: Что ты, господин! Все занято, уж извини.

Купец: Я приехал в Вифлеем из-за переписи, семья моя родом из Вифлеема. Сам торгую драгоценностями, камнями. Нам, купцам, время тратить никак нельзя, время — деньги. Мне бы переночевать только, я хорошо заплачу.

Марфа: Прости, господин, все занято. Накормить — это можно. Отдохнешь с дороги…

Купец (садится на скамейку, ставит ларец на стол): Жаль, жаль… Я бы за платой не постоял. (Открывает ларец, вынимает ожерелье). Может, тебе, хозяюшка, что-нибудь из моего товара понравится? Смотри — царское ожерелье! Камушки так и горят, оправа золотая. А?

Марфа: Какая красота! Просто загляденье!

Сарра перестает мести, смотрит через плечо Марфы на ожерелье.

Марфа (сердито): Что смотришь? Подметай быстрее.

Купец (копается в ларце): А у меня и для дочки твоей найдется.

Марфа: Какая она мне дочка! Сирота. Племянница мужа, пожалели, да толку от нее мало.

В дверях появляется проезжая гостья из Дамаска.

Гостья: Я просила принести мне воды. Почти целый час прошел, а никто не несет.

Марфа: Сарра!!! (Обращается к купцу): Вот видите, что это за девчонка! Все забывает! Прямо дурочка какая-то! (Сарре): Сейчас же сбегай за водой! И помни, пока все не сделаешь, обеда тебе не будет. Понятно?

Сарра берет кувшин и уходит.

Марфа (обращается к проезжей): Вы уж извините. Такой толчеи у нас еще не бывало, просто голова кругом идет.

Купец: Ну, если тебе хозяюшка, ожерелье не нравится, тогда прощай, пойду.

Гостья (разглядывая ожерелье): Ох, какая тонкая работа. А какие камни!

Купец: Я и говорю, царское ожерелье. Готов за комнату отдать. Ночевать-то негде. Хоть в поле ночуй! Пойду, может быть, в другой гостинице найду…

Марфа: Постой, купец! Кажется, маленькая комната у нас найдется, вот этой девчонки. Она и в хлеву может переспать. Ничего с ней не сделается.

Купец: Мне бы только спокойно ночь провести в постели.

Марфа: Я провожу тебя, пойдем.

Купец (опять вытаскивает ожерелье): — Вот спасибо! Возьмите за комнату. Хозяйка принимает от него ожерелье. Уходят.

Гостья: А хозяйка то неглупа! Такое ожерелье заработала. (Уходит.)

Входит Симон, садится на скамейку.

Симон: Фу-у! Устал. Ну и денек! Гостей столько, что не знаю, что и делать.

Вбегает Сарра.

Сарра: Дядя Симон! Милый мой дядя!

Симон: Что такое, девочка?

Сарра: Обещай, что можно! Пожалуйста!

Симон: Что можно? О чем ты, милая?

Сарра: Там двое пришли из Назарета. Он-то старый, а она молоденькая и такая усталая!

Симон: Все приезжие устали, моя девочка. Из-за этой переписи народ со всех концов земли идет сюда — весь род царя Давида. Ты уж скажи им, милая, что у нас нет больше мест.

Сарра: Дядя, я им свой чуланчик отдам! Можно? Я в пещере, в хлеву переночую.

Симон: Бедная моя добрая девочка, ведь устала ты, тебе отдохнуть надо.

Сарра: Дядя Симон, пожалуйста! Они так устали, так устали. Позволь мне им помочь.

Симон: Ну, Бог с тобой, веди их в свой чуланчик.

Сарра: Спасибо дядя, спасибо. Ты не беспокойся, я свою работу сделаю, и двор подмету, и овощи почищу, и воды принесу. Я все сделаю.

Входит Марфа, на шее у нее ожерелье.

Марфа: Принесла ты воды? (Садится и начинает чистить овощи.)

Сарра: Я сейчас, вот только двух приезжих отведу в мой чуланчик. Мне дядя Симон позволил.

Марфа: В чуланчик???

Сарра: Я в пещере, в хлеву, на соломе буду спать. А они такие усталые!

Марфа: Ты и так там будешь спать, а местом своим не распоряжайся! Дрянная девчонка!

Симон: Да полно тебе, Марфа.

Марфа: А ты не вмешивайся! Я ее чуланчик уже сдала купцу.

Сарра (плачет): Они такие усталые, такие хорошие.

Марфа: И слушать не хочу! Делай свою работу! И поторапливайся! (Уходит.)

Симон: Не плачь милая, не плачь (кладет руку на плечо Сарры.) Как-нибудь устроим.

Сарра: Не могу я, дядя, оставить их! Она мне так улыбнулась, точно она… мать моя. Они добрые, бедные… Может быть, они со мной в пещере переночуют?

Симон: Не захотят, наверное.

Сарра: А я спрошу, можно?

Симон: Ну, беги. Если согласятся, пусть ночуют в пещере.

Сарра убегает. Симон берет метлу и начинает подметать двор.

За сценой слышится пение 2-го, 3-го куплетов песни «Эта ночь святая…»

Симон останавливается, прислушивается.

Кто-то стучит в дверь. Заходят три пастуха.

1-й пастух: Ты хозяин этой гостиницы?

Симон: Я, что вам надо?

2-й пастух: Мы ищем Младенца, который сегодня родился.

Симон: Гостиница полна народу, но никто сегодня не родился.

3-й пастух: Да не в гостинице.

Симон: Я весь день вожусь с приезжими. В городе, может быть, кто и родился. Только я что-то не слышал.

1-й пастух: Мы ищем Младенца, родившегося в пещере, в хлеву.

2-й пастух: А Младенец этот — Спаситель мира.

Симон: Полно вам шутки шутить! Как это Спаситель мира может в хлеву родиться?

3-й пастух: Ты лучше слушай, мы совсем не шутим.

1-й пастух: Сегодня в поле, где мы пасли стадо, Ангел нам явился и сказал: «Не бойтесь, я великую радость возвещаю вам, великую радость для всех людей. Сегодня родился в городе царя Давида Спаситель, Христос Господь».

Симон: Ну так бегите, ищите по домам в Вифлееме.

2-й пастух: Нет. Ангел сказал: «Вот вам знак, найдете Младенца в хлеву, в яслях».

Симон (задумчиво): В яслях?

Входит Марфа.

Марфа: Гости жалуются, что шумите вы очень тут. Проходите, проходите, нечего тут стоять.

Симон: Марфа, им Ангел явился, сказал, что Спаситель мира сегодня родился, в яслях лежит.

Марфа: Что за вздор? Спаситель мира — в хлеву? Такое придумают! Идите, идите, нечего здесь болтать.

Симон: Нет, ты погоди. Ведь у нас в пещере, где скот стоит, сегодня люди ночуют.

Марфа: Что? Какие люди? Это все штучки Сарры? Пойду и выгоню их оттуда, безобразие! (Уходит.)

3-й пастух: Долго мы ждали Спасителя!

1-й пастух: Мы видели Ангелов в небе. Они пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир…»

Симон (про себя): — Мне бы им свою комнату отдать! А я их в хлев.

Возвращается Марфа с Саррой.

Марфа: Симон, в яслях Младенец лежит. (Садится на скамейку, задумывается.)

Сарра: Ах, дядя Симон! Ты бы поглядел на Младенца! Он такой!..

Марфа (как бы про себя): — Странно, когда я смотрела на Него, у меня так тихо, так спокойно на душе стало!

Сарра: А когда Он смотрит, словно душу твою видит!

2-й пастух: Наверное, это Он — Младенец, которого мы ищем!

Симон: Марфа, ему бы у нас родиться… А мы не пустили.

Марфа (закрывает лицо руками, плачет): Знаю, знаю.

Сарра (обнимая Марфу): — Не плачь, тетя Марфа не плачь.

Марфа (прижимая Сарру к себе): Ведь я твою комнату от них отняла, и все из-за ожерелья.

Сарра: Но ведь ты не знала… не знала, что Младенец…

Марфа: Не знала, это правда. Но ведь ты тоже не знала и пожалела их. А я и слушать не хотела, выгнать собиралась. (Поднимается со скамьи, снимает с шеи ожерелье и дает Сарре.) Отнеси ты им, доченька, ожерелье. Они бедные. Мало ли им что для Младенца будет нужно.

Сарра уходит с ожерельем.

Симон: Вот видишь, Марфа, и ты им помогла.

Марфа: Стыдно мне, Симон. За жадность мою стыдно. Ожерельем этой вины не загладишь. (Думает.) Вот разве комнату свою им отдадим?..

Симон: Теперь уже поздно.

Марфа: Нет Симон, грех свой загладить никогда не поздно. Знаешь что, давай станем до конца жизни нашей всегда одну комнату бедным отдавать? Не за деньги, а так — в дар Младенцу и Матери Его, за вину нашу…

Симон: Вот и хорошо. Значит, и мы Ему дар принесем.

Возвращается Сарра.

3-й пастух: Ну что ж, пойдем поклонимся Ему.

Все идут к вертепу, устроенному на сцене, кланяются и уходят.

Песенная группа допевает до конца песню «Эта ночь святая…»

Ведущие:

— Мы знаем, что вы приготовили свои дары новорожденному Младенцу Иисусу Христу. Сейчас мы с вами соберемся по семейкам и там посмотрим, что вы еще приготовили.

Дети по звонку собираются в группы с одинаковым номерком (как описано выше во «Вводном празднике»).

— Дарить свои подарки Христу — это значит дарить их тем, кого Христос любит, дарить их людям. Свои песни, стихи, сценки, вы можете подарить родителям, сестренкам, братишкам, друзьям. А сделанные вашими руками поделки мы отдадим тем, кто никогда не получал подарков: бедным детям, детям-сиротам. Они этим подаркам будут очень рады.

Дароприимцы в своих группах:

— Ребята, а вы любите получать подарки? А сами любите ли дарить подарки и видеть радость на лицах людей, которым вы дарите подарки?

— Вы знаете, что сегодня праздник — день рождения Христа — так давайте порадуем своими подарками Новорожденного Христа. Дарить свои подарки Христу — значит дарить их тем, кого Христос любит, дарить их людям, друг другу. Давайте же с вами принесем свои дары Новорожденному Младенцу. Это могут быть не только поделки, вещи, а стихотворения и песни. Их вы можете дарить всем окружающим: воспитателям, родным, друзьям и всем, кому захотите, а они этим подаркам будут рады.

Идет приношение даров.

Ведущие:

— Когда мы на Рождество делимся своей радостью с другими, мы прославляем Христа, а прославлять Христа можно по-разному:

— ходим в гости — славим Христа;

— поем песни — славим Христа;

— водим хороводы — тоже славим Христа.

Выходит заводящий хороводов:

— Дети, станьте в круг… (Слова см. во «Вводном празднике»).

Далее, после разведения большого хоровода на 4 маленьких, следуют игры в 4-х кругах.

Звучит звонок, игры заканчиваются, устроители в каждом кругу отправляют детей в группы, для чего у каждого ребенка есть жетончик с номером, выданный в самом начале праздника. Когда дети собрались к своему воспитателю, он наводит тишину и обращает их внимание к хозяину «Страны Детства»:

— Дети, послушайте, что произошло со мной вчера вечером. Я вышел на улицу…

Далее, как продолжение слов ведущего, следует сказка Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками».

На дворе был мороз; шел снег и становилось темно — это был вечер под Рождество.

В такой холод и в этой темноте по улице шла маленькая девочка с непокрытой головой, босая. Правда, она вышла из дому в туфлях, но пользы от них было мало. Эти туфли прежде носила ее мать, и они были очень велики. Девочка потеряла их, когда перебегала улицу, боясь попасть под мчащиеся машины. Одна туфля так и пропала, другую же схватил мальчишка и убежал с ней. И поплелась девочка по улице, ступая своими босыми ножками, покрасневшими и посиневшими от холода. В старой сумке она несла спички и одну коробку их держала в руке. Никто в этот день не купил у нее спичек, ни от кого она не получила ни копейки.

Дрожа от холода и голода, бедная малютка пробиралась по улице дальше. Жалко было глядеть на нее. Снежные хлопья покрывали ее длинные белокурые волосы, подавшие на ее шее красивыми локонами; но о них она совсем не думала.

Во всех окнах светились огоньки; отовсюду несся вкусный запах, так как это был канун Рождества. Вот об этом-то девочка и думала.

В углу между двумя домами, из которых один выступал вперед больше другого, девочка уселась отдохнуть и съежилась. Свои озябшие ножки она поджала под себя; от этого ей стало еще холоднее, но домой она не смела идти, потому что не продала ни одного коробка спичек, не выручила ни одной копейки. Она знала, что отец, наверное, будет на нее сердиться, да и дома было тоже холодно: через крышу дул ветер, хотя самые большие щели были заткнуты соломою и тряпками.

Ее маленькие ручки почти окоченели от холода. Зажги она хоть одну спичку, она могла бы погреться, но она не смела вынуть ее из пачки, зажечь ее и погреть себе пальцы.

Наконец девочка решилась и вытащила спичку. Как вспыхнула она! как загорелась! Девочка держала над ней руку, а спичка горела ярким, теплым, чудесным огнем! Девочке казалось, будто она сидит перед большой железной печкой с блестящими медными ножками. Весело пылает в ней огонек, распространяя вокруг приятную теплоту. Девочка уже хотела протянуть ему ножки, чтобы погреть их, но спичка догорела, и печка исчезла: в руках у нее был только конец обгорелой спички.

Девочка чиркнула другую; спичка вспыхнула — в том месте, где упал свет, стена стала прозрачна, как тюль, и девочка могла заглянуть в комнату. Там на столе была разостлана белая скатерть, стояла блестящая фарфоровая посуда, а жареный гусь, начиненный яблоками и черносливом, распространял чудный аромат. Но самое чудесное было то, что гусь вдруг соскочил с блюда и, переваливаясь, с ножом и вилкой в груди, направился прямо к ней, к бедной девочке. Вдруг в эту минуту спичка погасла, и малютка опять увидела перед собою грязную, сырую, холодную стену.

Она зажгла еще несколько спичек, и ей показалось, что она сидит перед прелестной елкой. Елка эта была еще больше и великолепней, чем та, которую она когда-то видела через стеклянную дверь у богатых людей. Тысячи огоньков и свечей горели на зеленых ветках, а разные-разные игрушки и сладости, какие выставляются в окнах магазинов, смотрели на нее сверху. Девочка протянула за ними руки, но в этот момент спички погасли. Свечки на елке начали подыматься все выше и выше и, наконец, превратились в звезды на небе. Одна из этих звездочек упала и оставила за собой длинную огненную полосу. «В эту минуту кто-нибудь умирает», — подумала девочка. Ее старая бабушка, одна только любившая ее и теперь уже умершая, говорила ей, что когда скатывается звезда, чья-нибудь душа уносится на небо.

Девочка еще раз чиркнула спичкой, и опять стало светло. При этом свете старая бабушка стояла перед ней, такая светлая, такая кроткая, добрая…

— Бабушка! — воскликнула девочка, — возьми меня к себе! Я знаю, ты уйдешь, как только погаснет спичка; ты исчезнешь, как теплая печка, как чудесный жареный гусь, как прекрасная, большая елка! — И она быстро чиркнула всей пачкой спичек, потому что ей не хотелось расставаться с бабушкой. Спички горели так ярко, что кругом стало светлей, чем среди белого дня…»

И тут Надю увидел я и взял в нашу «Страну». Мы хотели взять ее с собой на праздник, но она болеет и не смогла с нами поехать.

В группе начинается беседа, поддерживающая настроение рассказа, может быть, еще один яркий рассказ. Цель ее — в том, чтобы ребята обратились к своей жизни, к окружающим их людям: и рядом с ними наверняка живет или даже учится в одном с ними классе не одна такая девочка или мальчик, и нужно только раскрыть свое сердце навстречу чужой беде, тогда распахнутся и глаза.

Ведущие:

— Ребята, мы с вами любим рисовать, и это радость для нас. Своим рисунком мы тоже можем прославить Христа. Давайте нарисуем Рождество Христово и подарим эти рисунки Наде. У нее дома есть маленькие братишки и сестренки, которые не знают, что такое праздник, что такое Рождество. Им никто не дарил подарков, и дома нет даже елки. А Надя принесет эти рисунки домой, и у них тоже будет праздник, будет радость Рождества.

Идет рисование.

— Когда ваши рисунки высохнут, мы отвезем их Наде, и ее братишки и сестренки будут очень рады такому подарку.

Выходит заводящий хороводов, говорит те же слова, но с новой песней, заводит хоровод и в конце хоровода начинаются ручейки.

— Ребята, наша «Страна» прощается с вами до следующего праздника, до Пасхи. До свидания! С Рождеством Христовым!

Звучит песня «Повсюду благовест гудит».

ПАСХАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК

Гонцы:

— Ребята, а вы знаете, какой приближается праздник?

— Пасха.

— Вы знаете, что это за праздник? А кто из вас не знает? Хотите узнать? Тогда приходите в «Страну Детства» на Пасхальный праздник, который будет прямо здесь, в вашей школе. Вы, наверное, слышали, что на Пасху все люди поздравляют друг друга и дарят подарки. А как вы думаете, что мы можем подарить друг другу? — Песню, стихотворение, открытку, рисунок или какую-нибудь поделку, сделанную своими руками. И еще! На Пасху принято дарить разноцветные яички и куличи. На нашем празднике мы будем раскрашивать яички, которые можно потом подарить. Но для этого вам необходимо принести вареное яйцо и фломастеры. Еще приготовьте стихи и песни, которые вы принесете в дар Богу и друг другу.

— Ребята, а какая у вас любимая песня? Давайте споем! Еще на праздник принесите ватман, краски и кисточку. Все запомнили? Что нужно принести на праздник? Запишите в дневник: «Найти и выучить песни и стихи о Пасхе и о весне, принести вареное яйцо, фломастеры, ватман, краски и кисточку. Праздник состоится… (дата, время)».

— А перед праздником я еще раз приду к вам и напомню, что нужно принести.

СЦЕНАРИЙ

После входа детей в зал звучит пасхальная песня «Повсюду благовест гудит».

Ведущие:

— Христос воскресе! Мы рады снова вас всех видеть! И приехали мы, чтобы вместе с вами порадоваться светлому празднику Воскресения Христова. Христос Воскрес, и повсюду радость. Все вокруг торжествует. В этот день и всю неделю все по-особенному радостно: солнце не просто восходит, а играет; не так, как всегда, поют птицы, и даже хищники перестают обижать слабых и беззащитных зверушек.

Все жители вместе:

— Христос воскресе!

— Воистину воскресе!

Ведущие:

Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.

В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо блещет, точно море,
Море — точно небеса.

Сосны в бархате зеленом,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.

И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.

Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели.
Пасха в гости к нам пришла.

Ведущие представляют батюшку.

— На наших праздниках всегда присутствует наш батюшка, и он хочет вас поздравить со светлым праздником Пасхи…

Слово батюшки.

Ведущие:

— На Пасху все ходят друг к другу в гости, делятся своею радостью, дарят друг другу подарки, поют пасхальные песни. Мы знаем, что вы тоже пришли не с пустыми руками, поэтому мы соберемся с вами в четыре домика, где вас будут ждать жители нашей «Страны». Там вы и подарите свои дары. Для этого посмотрите на зеленую сторону вашего номерка и найдите домик с такой же цифрой.

Дети расходятся по домикам. Там их ждут дароприимцы.

Дароприимцы:

— Как много я вижу перед собой детей! Здравствуйте, ребята! Меня зовут… Как я рада, что вы пришли на праздник Воскресшего Господа. Ребята, я хочу вам рассказать чудесную историю…

Рассказ о Марии Магдалине, краткий и доступный.

— Видите, она принесла в дар любимому Господу свою любовь к Нему, веру и проповедь о Нем всем людям. Вы, наверное, тоже хотели бы принести Господу свой дар?

Если ребята рассказывают тихо, «про себя», то говорим:

— Ребята, открою вам одну тайну: Господь воскрес для всех людей и хочет, чтобы мы прославляли Его громко, чтобы все слышали. Поэтому у нас есть одно правило: рассказывать громко.

— Как вы думаете, понравились Господу наши дары? Я тоже думаю, что понравились.

— Ребята, а ваши родители, верят ли они в Господа?.. А рады ли они празднику Пасхи?.. Может, у кого-нибудь родители ходили на праздник в храм?.. Ведь на Пасху служба Господу совершается ночью, горит много свечей, слышатся радостные восклицания: Христос воскресе! И радость о Воскресшем Господе звучит по всему городу, и кто в эту ночь не спит, тот может ее встретить… Ребята, Господу бы понравилось, если бы вы, когда придете домой, принесли вашим родным капельку этого праздника. Рассказали бы, что вам понравилось, что вы встретили нового и необычного и подарили бы им те стихи и песни, которые вы сегодня слышали.

— Ребята, нам пришло время расставаться, и я желаю вам, чтобы счастье Воскресшего Господа было в вашей семье весь год и дарило бы вам радость.

Дароприимцу необходимо самому иметь какой-нибудь дар (стихотворение, песню, рисунок), который можно применить в виде «палочки-выручалочки» для поддержания действия.

В случае, если дети не принесли дары или остается время, можно разучить с ними любую пасхальную песню. Для этого необходимо знать хотя бы один-два куплета. Если будут вещественные дары, то объяснить детям, что их мы отнесем детям-инвалидам, брошенным бабушкам в дом престарелых, чтобы и у них была радость.

Звенит колокольчик. Выходит хороводник и обращается к детям. Его слова предваряют хоровод на всех праздниках, а еще звучит стихотворение:

В хороводе нашем нужно
Идти весело и дружно.
Идем бодро, улыбаясь,
Не спеша, не спотыкаясь.

Радость даруя друг другу,
Хоровод ведем по кругу.
И желаем всем вам тоже
Не забыть — вы образ Божий.

Заводится один или два (если детей больше ста) хоровода, которые потом разводятся «ручейками» на 4 разные площадки.

Звенит колокольчик.

Ведущие:

— А теперь начинается самая веселая часть нашего праздника. Раньше в дни пасхальных праздников никто не сидел дома. Все — и взрослые и дети — выходили на улицу, водили хороводы, пели песни, играли в игры. Сейчас мы с вами будем играть в разные игры. Каждый может поиграть в игру, какую захочет, в одну, две, три, во сколько успеет. Будут разные состязания, конкурсы, и даже с маленькими призами.

— Не забывайте, что радость, особенно на Пасху, становится больше, если ею с кем-то поделиться, и хорошо будет, если свои небольшие призы вы разделите со своими братьями и сестрами, друг с другом.

Звучит колокольчик для устроителей, они ставят детей в круг. Начинаются игры.

— А теперь посмотрите на красную сторону номерка. И найдите такой же номер в руках у жителей нашей «Страны». Нашли? Теперь подходите к ним.

Работа в группах: дети рассказывают, что они знают о Пасхе. После этого жители рассказывают детям о Пасхе, куличе, яйцах.

— Так как наша «Страна» часто путешествует, то наши жители могут много рассказать интересных историй. Вот, например, Денис Петрович хочет рассказать вам одну историю.

Рассказчик:

«Много лет тому назад, в одну глухую, безлунную ночь из Тобольской тюрьмы бежал каторжник, но оставил за собой след — убитого надсмотрщика. Звали его Фомой, а по прозвищу „Кистень“. Говорили, что он от того, бежавши, озлобился, что попал на каторгу невинно. Убежав на желанную свободу, он уже более никого не щадил.

В том краю в одной благочестивой семье жил мальчик Ваня, лет семи. От праведных родителей у него уже в этом возрасте сердце горело любовью к Богу.

И вот в ночь на светлое Христово Воскресенье отец и мать Вани ушли в церковь к заутрене, а мальчик остался один, так как у него были больные ноги и он совсем не мог ходить.

Но Ване так хотелось пойти в храм, где все будут христосоваться и дарить друг другу яйца и куличи. Ему очень хотелось подарить свое деревянное яичко, которое сам вырезал и раскрасил.

И вдруг, когда в доме все стихло, Ваня услышал шум, и в комнату ворвался косматый, черный мужчина.

Мальчик обрадовался и крикнул: „Христос Воскресе!“ Обрадовался тому, что Бог его услышал, и теперь он сможет подарить свое красивое пасхальное яичко, и протянул подарок пришельцу.

Бежавший остановился как вкопанный, постоял минуту и сказал: „Воистину!“ — а из глаз потекли слезы, взял яичко у ребенка и положил ему в кроватку что-то тяжелое.

Через некоторое время вернулись родители домой и видят, что их сын не спит и чему-то радуется, а в постельке у него лежит кистень — орудие разбойников.

— Что это? — перепугались взрослые.

— Это дядя, ко мне приходил христосоваться.

— И что же?

— Я ему подарил свое деревянное яичко, а он мне вот это, — и показывает на кистень.

Переполошились родители, им стало ясно, что это был Фома Кистень — бежавший каторжник.

А на следующий день, когда стал народ к обедне в храм собираться, видят все, что посреди площади стоит на коленях человек, без шапки, косматый, черный, а глаза на крест купола храма уставились.

Подходят к диковинному богомольцу и узнают Фому Кистеня.

Он и есть, только глаза у него совсем другие, у того были как у волка бешеного, а у этого такие, что на иконах пишут, совсем на те не похожие.

Брать, что ли? — Спрашивают друг друга, а сами робеют. А что его брать, когда он сам есть налицо, стоит перед честным народом на коленях, из глубоких глаз в два ручья слезы бегут, сам же улыбается.

„Христос воскресе!“ — сказал народу разбойник, и весь народ хором ответил: „Воистину воскресе!“

Вышел священник с крестом в руках, посмотреть на чудо, подошел поближе к коленопреклоненному и сказал ему: „Христос воскресе!“

А разбойник ему радостным голосом, да еще трижды отвечает: „Воистину, воистину, воистину, воскресе!“

— Примешь святое крестное целование? — спросил батюшка.

— Не достоин — грустно поник головой кающийся.

Однако священник подошел без страха, без смущения, благословил Фому Кистеня и приложил крест к его губам.

Тот даже вздрогнул весь и упал ничком.

С тех пор бывший грозный разбойник стал хуже малолетнего ребенка: не покормишь, не напоишь, он и не попросит. Где только увидит дело самое тяжелое, трудовое, так на него и кидается. Работает до полной устали, до изнеможения. Отпустили его на вольные работы. Никто не знал, когда именно он исчез из вида.

Появился Фома Кистень много-много лет спустя, и то случайно: его обнаружили охотники — наткнулись как-то на отшельника-пещерника, узнали его по привычному приветствию: „Христос Воскресе!“».

Ведущие:

— Когда мы радуемся в одиночку, то радость эта очень маленькая, когда же делимся нашей радостью с кем-нибудь, то удивительно — ее становится больше. Поэтому на Пасхальной неделе — самой радостной неделе в году — мы ходим друг ко другу в гости, дарим подарки, делимся своей радостью.

— И еще я слышал, что на этой неделе по земле ходит Господь. Ходит он в образе нищих, и когда мы доставляем радость таким людям, то доставляем радость самому Господу.

— Радость нашу выразить можно по-разному: можно спеть песню, поводить хоровод, поиграть в игру, а мы с вами попробуем изобразить радость красками, на бумаге.

Начинается рисование. Через 15 минут ведущие звонят в колокольчик:

— Наша «Страна» везде путешествует, и мы повезем эти рисунки тем, у кого нет пасхальной радости и кто хочет ее узнать.

— А на прощание, ребята, мы споем вместе с вами самое главное песнопение праздника Христова (поем несколько раз «Христос воскресе из мертвых»).

— Ребята, наша «Страна» прощается с вами, но не навсегда. Тех, кто хочет побыть в нашей «Стране» не один час, а целый день или три дня, а может, и месяц, мы приглашаем в гости в наш лагерь «Страны Детства», на речке Верблюд.

С праздником вас Воскресения Христова! До свидания!

Далее устроители возглашают «Христос воскресе!», и все поют «Чудо выше всех чудес».

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА-ЗНАКОМСТВА

— Здравствуйте, дорогие ребята!

— Мы очень рады вашей встрече со «Страной Детства»! Когда вы приезжаете в новый дом, то знакомитесь с хозяевами и осматриваетесь вокруг. Сейчас мы с вами познакомимся, а для этого соберемся в четыре группы.

— Поднимите сейчас руки те, кому исполнилось полных 7 лет.

— А младше есть? Поднимите руки. Вы соберетесь под номером 1 (указывается место). Пока стойте все на местах.

— Теперь поднимите руки те, кому 8–9 — номер 2.

— Теперь поднимите руки те, кому 10–11 лет — номер 3.

— А теперь расходимся в группы. (10–15 мин.)

— В группах воспитатели рассказали вам немного о «Стране Детства» и про семейки, а также раздали вам карточки с именами ваших воспитателей и номером вашей семейки. Теперь посмотрите на воспитателей: у них в руках номера семеек. Все нашли своего воспитателя? Подойдите к нему.

Идет знакомство. После этого воспитатели отводят детей в комнаты и до обеда знакомят с лагерем и его правилами. Также объясняют значение молитвы.

— Знакомство, которое вы начали в семейке, продолжится знакомством со всей «Страной Детства». А это все, кто сюда приехал, и значит, знакомиться мы будем друг с другом, с самым лучшим друг в друге. Каждая семейка сегодня разучила какую-либо детскую песню. Мы думаем, что всем будет интересно узнать, какую же именно. Первая братская семейка, поделитесь с нами своей песней (и так все семейки).

— У «Страны Детства» тоже есть своя песня. Ребята, которые уже были нашей «Стране», ее знают, и мы хотим ею поделиться. (Поем песню «Страны Детства».)

— Как и в любой другой стране, у нас тоже есть свои старшие. Я хочу представить вам начальника детского поселения — Сергея Павловича, он расскажет вам о «Стране Детства».

Потом представляем батюшку.

— А сейчас мы будем продолжать знакомство друг с другом и «Страной Детства». У каждого из вас есть любимый фрукт. Самые вкусные из них мы собрали на наших деревьях. Каждый из вас сейчас подойдет к тому нарисованному фрукту, который больше всего любит. (Дети расходятся.)

— Любимые фрукты друг друга мы узнали, а сейчас мы будем знакомиться с любимыми делами друг друга. На тех же деревьях висят таблички с любимыми делами. Подумайте сначала: какое из них у вас самое любимое, и подойдите к нему.

Вопрос в группе: «Почему мы любим это дело?»

— Наши дела, которые мы сейчас видели, делает почти каждый человек. А есть дела, которые делают только добрые люди. А кто знает такие дела? (Опрашиваем детей.) Вот их сколько! Соберемся в группы тех, кто любит делать дела, которые написаны на табличках.

Вопрос в группе: «Через что мы делаем эти дела?»

Нравственный рассказ, в котором раскрывается какое-либо качество, но обязательно в ребенке.

Рисунки и показ их.

— В своих группах вы сейчас говорили про качество, которое было у мальчика в рассказе. А какое качество вы хотели бы обрести? И опять обращаем ваше внимание на таблички на деревьях. Хорошенько подумайте, какое из этих качеств вам хочется обрести, и подойдите к этой табличке. (Беседа в группах.)

— Наша сегодняшняя встреча подошла к концу, но впереди еще целых двадцать дней знакомства со «Страной Детства». Сейчас вы вернетесь в семейки и дружно пойдете на трапезу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИГРЫ

«У оленя дом большой»

Дети становятся в круг, а ведущий говорит стихотворение:

У оленя дом большой.
Он глядит в свое окно.
Мимо зайчик пробегал,
В дверь к оленю постучал:

«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой!»
«Зайчик, зайчик забегай,
Лапу мне скорей давай!»

И показывает определенные движения. После того, как дети немного запомнят движения, ведущий ускоряет свою речь и движения. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. А самым лучшим из игроков — приз.

«Золотые ворота»

Двое детей стоят друг против друга взявшись за руки и образуют «ворота». И в это время говорят скороговорку: «Золотые ворота, проходите, господа! Первый раз прощается, второй раз запрещается! А на третий раз не пропустим вас».

На последних словах опускают руки, и пойманные дети дополняют «ворота». Цепочка детей опять соединяется и под считалку опять проходит в ворота. Важно, чтобы как можно больше детей попало в «ворота». Когда в цепочке остается всего лишь два ребенка, то они становятся «воротами», и игра продолжается вновь.

«Нитки»

Выбирается ведущий, который отходит и отворачивается. Остальные дети берутся за руки цепочкой и на счет: «раз, два, три» — начинают путаться, а когда все запутаются, то кричат: «Бабка, нитки рвутся!» Обязанность «бабки» заключается в том, чтобы распутать клубок, не порвав его. После того, как ниточка опять станет ровной, выбирается новый ведущий.